Вышивка. Счетные швы
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Быченко Ирина Валериевна

Урок по теме "Вышивка" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon schetnaya_vyshivka.ppt2.16 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫШИВАНИЕ СЧЕТНЫЕ ШВЫ

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: Знакомство с видами счетных швов. Создание орнамента закладки для книг в программе Pattern Maker.

Слайд 4

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА Русская вышивка Счетные вышивки Свободные вышивки Строчевая вышивка «Роспись» Русская гладь Счетная гладь Гобеленовый шов Набор (брань) Крест Гладь Владимировские Простейшие швы «вперед иголку» стебельчатый «за иголку» «шнурок» петельный и т.д

Слайд 5

НАБОР Двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество. Выполняют его прямыми стежками различной длины по счету нитей в зависимости от узора. РУССКАЯ ГЛАДЬ Ею вышивают на белом или кремовом полотне белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками. Стежки укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками – одна нить ткани.

Слайд 6

«РОСПИСЬ» Двухстороннее шитье, состоящее из тонких линий, образуемых горизонтальными, вертикальными и диагональными стежками шва «вперед иголку в два приема». СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ Вышивание выполняют по счету нитей параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая и косая.

Слайд 7

ГОБЕЛЕНОВЫЙ ШОВ Простой гобеленовый шов (полукрест) вышивают по схеме, где каждая клеточка схемы соответствует одному стежку, а значок внутри клеточки – цвету нитки. ПРОСТОЙ КРЕСТ Этот шов – самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Его выполняют в два приема: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево.

Слайд 8

КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. ОРНАМЕНТ – это последовательное повторение мотива или группы мотивов. В зависимости от изобразительных мотивов орнаменты делятся на геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и др. МОТИВ - это стилизованный элемент изображения.

Слайд 9

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ РАСТИТЕЛЬНЫЙ ЗООМОРФНЫЙ АНТРОПОМОРФНЫЙ чередование геометрических форм чередование растительных форм чередование форм животного мира изображение человека

Слайд 10

ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТА Правило треугольника Правило прямоугольника Правило родственных цветов (1/4 часть круга)

Слайд 11

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА – изображения, созданные при помощи компьютера. РАСТР – сетка на экране монитора. РАСТРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ – рисунок состоящий из пикселей. ПИКСЕЛЬ – точка, из которых состоит рисунок на компьютере.

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить основные понятия. Подготовиться к практической работе. Принести: пяльцы, белую ткань по размеру пялец, нитки мулине двух цветов, иголку, рабочую форму.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Вышивка. Счетные швы.

Цель урока:

  1. Знакомство с видами счетных швов.
  2. Создание орнамента  закладки для книг в программе Pattern Maker.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть виды счетных швов;
  • познакомить учащихся с новыми понятиями: композиция, орнамент, мотив, гармоничное сочетание цветов;
  • повторить определения компьютерной графики, растра, растрового изображения и пикселя;
  • познакомить учащихся с основами работы в программе Pattern Maker.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения составлять орнамент.

Воспитательные:

  • воспитание чувства вкуса при создании своей работы;
  • приобщение к традициям русского народного творчества.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный урок технологии и информатики.

Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа.

Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.

Объекты труда: опорный конспект, компьютер

Оборудование урока:

  • компьютеры;
  • программное обеспечение: Pattern Maker;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация «Вышивание. Счетные швы»;
  • опорный конспект;
  • распечатки шифровок;
  • инструкционные карты.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство

Информационные источники для учителя:

  • Рукоделие Популярная энциклопедия Москва Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1993
  • Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

Информационные источники для внеклассного чтения учащихся:

  • Т.И. Еременко Иголка – волшебница Москва «Просвещение» 1988

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Постановка целей и задач урока – 5 мин.
  3. Изложение нового материала – 12 мин
  4. Выполнение практической работы – 15 мин
  5. Проверка выполненных работ – 5 мин
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих.

  1. Постановка целей и задач урока.

Учитель информатики: Ребята, вы знаете, что вся информация в компьютере закодирована. Сегодня, включив компьютер, он выдал мне зашифрованное послание. Помогите мне его расшифровать.

        Учащимся раздаются распечатки шифровок. Они делятся на 4 группы и начинают расшифровывать сообщение. Учащиеся называют полученный текст и учитель вывешивает на доске расшифрованное послание. Демонстрируется Слайд1 с темой урока.

        Учитель технологии:

Демонстрируется Слайд 2 с целями урока.

  1. Изложение нового материала.

Учитель технологии: Вышивки разных народов отличаются техническими приемами и цветовыми решениями. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Об истории русской вышивки нас сейчас познакомят Хабарова Настя и Абишева Динара.

На фоне Слайда 3 учащиеся рассказывают об истории вышивки.

Учитель технологии: В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием, как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальным мотивом, можно выделить две большие группы.  

Демонстрируется Слайд 4.

        Давайте посмотрим, что из себя представляют счетные швы.

Демонстрируется Слайд 5, 6, 7.

        Как у любого профессионала, у вышивальщиц есть свой язык. Давайте познакомимся с теми понятиями, которые необходимы нам с вами на уроке. Для этого обратимся к конспекту нашего занятия.

Демонстрируется Слайд8

Первое понятие, которое мы с вами разберем – это композиция. КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В этом определении ключевым словом является элемент. Стилизованный элемент изображения – это МОТИВ. Последовательное повторение мотива или группы мотивов называют ОРНАМЕНТОМ. В зависимости от основного мотива, орнаменты делят на разные виды. Мы рассмотрим те виды, которые чаще всего использовали русские женщины в своей работе. Это геометрический, растительный зооморфный и антропоморфный. У вас в конспектах есть задание на соответствие вида орнамента и его основного мотива.  Давайте поставим соответствия.

Демонстрируется Слайд 9.

Вызываем уч-ся к доске. Проверяем задание.

        Учитель технологии: Большое значение в вышивке имеет правильный подбор цвета. Существует несколько правил, которыми пользуются вышивальщицы. Одним из таких правил является правило треугольника, вершины которого указывают нам  сочетание 3-х гармоничных контрастных цветов. Вершины прямоугольника дают нам четыре гармонично сочетающихся цвета. А использование оттенков расположенных в пределах ¼ круга дает нам гармонию родственных оттенков. Эти правила вы можете использовать при выполнении практической работы.

Демонстрируется Слайд 10.

Раньше мастерицы самостоятельно на бумаге разрабатывали узоры и схемы. А сегодня нам в этом может помочь компьютер.

Учитель информатики: Ребята, прежде чем мы займемся созданием орнамента, нам необходимо вспомнить основные понятия, связанные с компьютерной графикой. Давайте повторим, что такое компьютерная графика, растр, растровое изображение и пиксель. Посмотрите на свой опорный конспект. Вам даны определения, но не даны сами понятия. Давайте найдем соответствия понятия и его определения.

Опрос учащихся.

Демонстрируется Слайд 10 параллельно с ответами учащихся.

Учитель информатики: Обратите внимание, что при увеличении растрового изображения очень хорошо видно, что оно состоит из точек – пикселей. Скажите, похоже это на схему для вышивки? Да, конечно, похоже. Современные технологии позволяют использовать компьютер даже для такого традиционно ручного изделия, как вышивка. Существует множество программ для создания схем для вышивания или для перевода какого-либо рисунка, фотографии в схему. Сегодня мы познакомимся с одной из таких программ, которая называется Pattern Maker. В этой программе можно самим создавать схемы и переводить с готовых изображений. Вы будете сегодня создавать проект закладки для книг.

  1. Выполнение практической работы.

Учитель информатики: Давайте познакомимся с основными моментами при работе с программой. Сначала вам необходимо задать размер вашей закладке. Для этого вы выполняете следующий алгоритм: Ткань – Размеры. В открывшемся окошке на вкладке Размер ткани выбираем пункт По размеру в стежках и ставим свои размеры 20 на 110 стежков. После этого увеличиваем изображение до 250%. Внизу у вас есть палитра. Работа с ней аналогична с работой в Paint. Для дополнения цвета нужно выполнить следующие действия: Палитра – Цвета и перетянуть нужный цвет в основную палитру.  Отмена стежка – нажать правую кнопку мыши. Копирование – аналогично в Paint. Выделить, Правка – Копировать, Правка – Вставить. После окончания своей работы, необходимо сохранить свою закладку. Для этого выбираем в меню команду Файл – Сохранить – Общие документы и даем имя своему файлу – Закладка.

Сейчас вы сядете за компьютеры, возле каждого лежит распечатка с практической работой. Вы можете выполнять свой проект, обращаясь к распечатки.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры и выполняют задание.

  1. Проверка выполненных работ.

Учитель демонстрирует на экране главного компьютера работы учащихся и распечатывает их на цветном принтере.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....

Разработка урока "Счетные швы. Вышивка крестиком"

Разработка урока "Счетные швы. Вышивка крестиком"...

Презентация "Счетная вышивка "Роспись"

Разработка урока по теме: "Счетная вышивка"...

Урок в 8 классе "Вышивка гладью", презентация "Вышивка гладью", инструкционная карта

Урок в 8 классе "ВЫшивка гладью", презентация, инструкционная карта...

"Вышивка: счетные швы. Изготовление образцов счетных швов."

Разработка урока ( занятия по технологии)....

План-конспект урока на тему: «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест».

План-конспект урока по модулю «Художественные ремесла» на тему «Виды счетных швов. Выполнение образца вышивки швом крест»....