Конспект урока технологии в 10 классе на тему:"Вышивка шелковыми лентами".
план-конспект урока по технологии (10 класс) по теме

Кобелькова Марина Васильевна

Конспект урока можно использовать для проведения занятий в других классах, дополнительных занятий по предмету, кружкового занятия или просто применить для детского творчества дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вышивка лентами.987.07 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока технологии в 10 классе.

Тема урока: «Вышивка шёлковыми лентами. Открытка в технике вышивки».

Цели урока:

а.) Познакомиться с историей появления вышивки шелковыми и атласными лентами, узнать о возможностях применения этого вида вышивки;

б .) Развитие умения вышивать различными способами. Изготовить открытку в технике вышивки шелковыми лентами.

в.) Воспитание аккуратности, усидчивости, развитие творческого воображения и интереса к вышивке, как к виду творчества.

Методы обучения:  Объяснительно – иллюстративный. Частично - поисковый (работа учащихся по самостоятельному  созданию композиции, нахождению цветового решения работы, подбору цветовой гаммы вышивки, и выполнению вышивки лентами).

•        Беседа с объяснением нового материала

•        Выступление учителя  с презентацией

•        Практическая работа по технологическим  картам

•        Демонстрация трудовых приёмов

 Урок комбинированный, продолжительность – 90 минут

Оборудование урока: шелковые и атласные ленты, игла с большим ушком,

канва, шаблоны (овал, яйцо, сердце, круг), рамки из плотной бумаги.

Компьютер, мультимедийный проектор. Компьютерная презентация.

· Образцы изделий, декорированных вышивкой лентами.

· Образцы лент.

Образцы рисунков вышивки, фотографии, схемы композиционного построения.

· Инструкционные карты, запись ТБ,

· Для учащихся – пяльцы, ткань, нитки мулине, иглы вышивальные, ленты различных цветов, ножницы.

Ход урока:

  1. Организация класса-1 мин.

Приветствие.

Проверка присутствующих

Проверка готовности к уроку.

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой, маяться,  в безделье,

Займитесь лучше рукодельем!

2.)  Слово учителя: Я рада увидеться с вами сегодня вновь. Какое у вас настроение? (хорошее) Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми. Сегодня мы с вами будем заниматься рукоделием. Издавна женщины на Руси занимались рукоделием - своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки - все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы... В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Короче говоря, совмещают приятное с полезным. Ведь, к примеру, вышивая картину, и наблюдая, как с каждым стежком все более обозначается рисунок и игра цвета, получаешь истинное удовольствие. Ну а потом, когда готовая картина уже вставлена в рамку и повешена на стену, очень приятно и самой полюбоваться, и получить комплимент от удивленных гостей. Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее - женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт.

3.) Объявление темы, определение целей и задачи урока

  --Тема сегодняшнего нашего занятия – «Вышивка шелковыми лентами». Вы научитесь вышивать лентами, узнаете историю этого рукоделия. Все виды рукоделия имеют между собой тесную связь. Многие приемы одинаково применяются в различных видах вышивки. - Как вы думаете, как давно существует данный вид вышивки?

- Как вы думаете, что необходимо знать и уметь для того, чтобы освоить новый вид рукоделия - вышивку шелковыми лентами? ( виды вышивальных швов, изученных ранее, необходимые инструменты и материалы, секреты старинного ремесла, приемы вышивки лентами, а еще нужно работать творчески, с фантазией, выдумкой, совершенствовать свое мастерство и умение)

Шёлковые ленты прочно вошли в нашу жизнь.

- Вспомните, а что украшают лентами? (Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!) Ленты подчёркивают изысканность упакованному подарку. Ленты “оживляют” причёску, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придадут так называемую “изюминку “. Достаточно вспомнить отечественный обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубой или розовой лентами, в зависимости от пола ребёнка. И, конечно, даже самое простое платье, обычная блузка или неприметная шляпка могут превратиться в нарядный и неповторимый предмет торжественного туалета,  если добавить к ним иглу, ленты, умелые руки и немного творчества)

Учитель: «Скажите, пожалуйста, что же такое вышивка?»

Учащиеся: Вышивка - один из наиболее распространенных видов  украшения изделий  из различных  материалов орнаментальным или сюжетным изображением, выполненными нитками  или другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.  

       Немного истории

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными  камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.  В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.

    Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

     В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр.

Король Франции Людовик  XIV украшал  лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

     Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик  XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

 Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию, попал в Америку.  Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться.

 Но в  течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки.

--На предыдущих уроках, в младших классах мы познакомились   с понятиями о вышивке, как традиционно русском виде рукоделия, узнали  историю различных видов вышивок, их классификацию, познакомились с оборудованием и инструментами, материалами  для занятия  вышивкой.  Давайте же вспомним отдельные приемы вышивки и вышивальные швы, которые мы изучали на предыдущих занятиях по рукоделию (демонстрируется таблица с ручными швами).

  1. Практическая работа:  вышивка лентами.

 Дифференцированная самостоятельная работа учащихся по составлению композиции, вышивке фрагментов, с применением технологических карт. Работа по группам, парам, либо индивидуальная.

1.Вводный инструктаж учителя строится на основе презентации

  • Сообщение названия практической работы;
  • Разъяснение задач практической работы;
  • Ознакомление с объектом труда (образцом);
  • Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание ( оборудование, инструменты, приспособления );

Ознакомление с учебно-технической документацией ( инструктаж по ТБ); 

Учитель: прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте вспомним о чём надо помнить и что нужно знать, чтобы работа была в радость - правила безопасной работы:

При работе с иголками и булавками,

При работе с ножницами,

При работе с утюгом.

2. Самостоятельная работа учащихся.

--Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

    --- Приемы выполнения швов «навивные или французские узелки», «прямой ленточный стежок», «роза по паутинке», « роза плиссе», «петля вприкреп», выполненные  шелковыми лентами.

  • Требования, предъявляемые к работе:
  • Технологические
  • Эстетические
  • Эксплуатационные

--Предлагаю Вам сделать простой узор, работая над которым, вы сможете попрактиковаться в вышивании лентами. 

Объяснение приемов вышивки лентами с демонстрацией.

Текущий инструктаж.

3. Заключительный инструктаж: 
Подведение итогов урока, самооценка работ учащихся.
Вопросы для закрепления: 
С какой новой вышивкой вы познакомились?
Как давно зародилась вышивка шёлковыми лентами?
Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
Где можно применить этот вид творчества? 
Какие ткани можно использовать для основы при вышивке шёлковыми лентами?
 Анализ и оценка работы. 
Задание на дом: оформить работу с учётом эстетики.

Информационные ресурсы:

Мелинда Косс . Искусство вышивки. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128с.

 Донателла Чотти. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия./ Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).

Уильямс М. Шелковая лента/Перевод с англ. Н. Рейн. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 128 с. (Серия «Школа изящных рукоделий»)

http://www.silk-ribbon.ru/stich_.html

 http://www.webposidelki.ru/VL2.htm

Технологическая карта на изготовление изделия  «Вышивка лентами в бумажной рамке» (открытка в технике вышивки).

Последовательность выполнения работы над изделием:

Техника выполнения:

Материалы и приспособления:

  1. Вложить канву в будущую рамку.

         ---

Рамка из плотной бумаги, кусок канвы.

  1. Сверху в отверстие разместить на ткань шаблон яйца и обрисовать контур простым карандашом тонкой линией.

обрисовка

Простой карандаш, шаблон

  1. Придумать и нарисовать узор из цветов.

рисование

Простой карандаш

  1. Освободить ткань от рамки и вышить узоры лентами.

вышивание

Ленты разного цвета, игла с большим ушком, канва, нитки цветные, ножницы.

  1. Вышить яйцо люрексом.

вышивание

Люрекс-металлизированная нить, игла, ножницы, канва.

  1. Украсить вышивку бисером или бусинами.

Вышивка бисером

Бисер, игла, ножницы, нитки, заготовка из канвы

  1. Вставить вышивку в рамку и закрепить степплером.

     -----

Степплер, вышитая заготовка, плотная бумага-рамка

  1. Заклеить рамку клеем ПВА.

склеивание

ПВА, рамка, вышитая канва.

Вышивка лентами:  Закрепление ленты в игле.

ОСНОВНЫЕ СТЕЖКИ

А) Прямой стежок

Б) Петля с прикрепкой

В) Вышивание мотива «роза-паутинка»

                 

Требования, которые будут учтены при оценке ваших  работ:

правильность выполнения трудовых приемов,

самостоятельность при выполнении работы,

правильность композиционного построения рисунка,

объем выполненной на уроке работы,

гармония цветового сочетания,

соблюдение правил техники безопасности,

организации рабочего места.

Хорошо сочетаются друг с другом такие цвета,как:

красный — с черным, желтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым, синим, белым;

синий — с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;

желтый — с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;

зеленый — с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;

фиолетовый — с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

Успехов в работе!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....

Конспект открытого занятия по технике вышивка шелковыми лентами на тему: «Изготовление картины «Букет цветов».

вашему вниманию представлен конспект мастер-класса, который был проведен для педагогов дополнительного образования....

Конспект урока и презентация технология Вышивка шелковыми лентами 8 класс

Конспект урока и презентация технология Вышивка шелковыми лентами 8 класс...

Разработка урока "Вышивка шелковыми лентами" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Вышивка шелковыми лентами"  7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

План урока по технологии 8 класс по теме: "Вышивка шелковыми лентами"

В первобытной юности планеты, женщина цветком ее была.Каждая имела чар приметы и в веках легендою жила.Прославляли древние поэты ум ее и тела красоту,Но как были женщины одеты, вам своей работой покаж...