"Лики моды во времени"
учебно-методический материал по технологии (9 класс) по теме

Слаута Людмила Николаевна

Этот учебный материал я использую при чтении элективных курсов в 9-х классах "Имидж и социальный успех" и  "Профессии моды" по теме " из истории причёски". А также в других классах при изучении раздела "Гигиена девушки" по теме "Уход за волосами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liki_mody_vo_vremeni_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Лики моды во времени

          С.П.Школьников в своей книге «Причёски, головные уборы и украшения для сцены» (Минск, 1975 год, с 19-21) пишет, что первые упоминания о причёске идут из Древнего Египта, начиная с периода Нового царства. Основным видом причёски для мужчин и женщин господствующих классов был парик из волос, бараньей шерсти, луба, хлопчатобумажной и льняной окрашенной ткани. Слуги ходили в париках из простых материалов.

        Древнеегипетский парикмахер должен был уметь чисто и аккуратно заплетать косы и косички и виртуозно владеть иглой, выполняя разнообразные парики, а также окрашивать их.

        Эстетика Древних Греков основывалась на гармонии и равновесии, чувстве меры и естественности. При помощи «каламиса» греки создают как бы естественно вьющиеся причёски. Мужские причёски отличаются большим разнообразием фасонов стрижек. Из женских причёсок наиболее характерна модель «коримбос» (греческий узел). Эта причёска, не претерпев никаких изменений, дошла до нашего времени и получила широкое распространение у европейских народов.

        В Древнем Риме изобретены первые, не очень совершенные щипцы для завивки волос и бигуди. Кроме этого в Древнем Риме вошёл в обиход холодный способ укладки волос, осветление волос при помощи мыла, а также способ создания причёсок с применением каркаса.

       В средние века одежда и причёски строго регламентировались церковью, всякое желание женщины выгодно показать свою внешность объяснялось «кознями дьявола» и объявлялось греховным. Церковь предписывала женщинам закрывать волосы вуалями, чепцами, прочими головными уборами.

       Эпоха Возрождения характеризовалась возросшим интересом к человеческой личности. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию. Парикмахеры в этот период копировали античные образы, и только позднее причёски приобрели черты стиля, называемого «ренессанс». Наиболее привлекательными считались светлые волосы.

      «…С конца 16 до середины 18 веков в искусстве процветает стиль «барокко». Ему свойственны были грандиозность, пышность. Людовика 14 льстецы называли «король- солнце». В это время символ мужчины становится лев- и мужчины щеголяют в огромных рыжих париках, имитирующих львиную гриву.  Поскольку стиль «барокко» находит выражение в преувеличенных формах,  вполне естественно появились в моде парики и шиньёны…». (В. Д. Корнеев. «Моделирование и художественное оформление причёски». Москва. Лёгкая  промышленность и бытовое обслуживание.1989. с15)

      Во второй половине 18 века стиль «барокко»  меняет стиль «рококо». Причёски стали меньше. Женская причёска должна бала вызывать ощущение грации, некоторого легкомыслия (например, образ пастушки), поэтому вся голова обрамлялась лёгкими

локонами , (если волос не хватало, то причёска дополнялась цветами, лентами),  два локона небрежно падали на грудь. «…Существует  легенда, что во время охоты причёска мадам де- Фонтаж неожиданно развалилась. Находчивая красавица обвязала подвязкой на макушке свои роскошно завитые волосы. Пара локонов упала на грудь. Восхищенный король сделал своей любимице галантный комплимент, сказав, что она прелестна, как ангел. Этого было достаточно, чтобы все придворные дамы стремились стать подобными ангелами. Эта мода продержалась еще довольно долго после смерти короля и его дамы сердца».  (Журнал мод.  №1 (123). Москва. 1976.с 9)

      В конце 18 века  парикмахерское искусство достигает наивысшего расцвета. Причёски строились сюжетно, т.е. прямо выражали конкретный идейный замысел ( корабль, борющийся с бурей, звериный круг, голубиное гнездо). В причёсках развивались целые огороды с овощами и цветами. «…Знаменитый Лэонар, парикмахер Марии Антуанетты, умудрился уложить в причёску своей хозяйки батистовую ночную сорочку так, что она этого не заметила. Немного позднее появилась дама, носившая в своей причёске скатерть, и она имела огромный успех. Вот что писала мадам Креки в своих мемуарах: «Моя племянница приказала причесать себя садовницей, в волосах которой красовался артишок, зелёный кочан капусты, морковка и несколько редисок.» У женщин всегда был под рукой флакончик с водой, чтобы придавать свежести овощам или цветам.  (Журнал мод. №1 (123). Москва. 1976.с 10).

 Таким образом женские причёски превратились в маленькие театральные подмостки, на которых отражались всевозможные события светской и политической жизни. Безумная мода вытеснила маленькую причёску стиля «рококо».

   Идеал мужчин в это время- чисто выбритый, подкрашенный, обильно напудренный, благоухающий парфюмерией  франт, голову которого украшают накладные локоны и коса с бантом.

    Новое время порождает новые идеалы. Возникший в конце 18 века в Англии романтизм придаёт мужчине совершенно новый облик. Волосы как бы растрёпаны ветром, немного спадают на лоб. Мужчина должен был выглядеть благородным, умным и красивым.

    С приходом к власти Наполеона Бонапарта во Франции возник стиль «ампир». Наполеон мечтал о великолепии Римской империи и всему, даже причёскам, старался придать древнеримский отпечаток. Женщина должна была показать красивую шею, сложную технику плетения волос. Самый модный цвет волос – светлый. Осветляли волосы модницы мукой. Но во времена постоянных военных действий мука была необходима армии, поэтому такой способ осветления волос запретил Бонапарт и вскоре появился новый стиль «бидермейер».

      19 век. Причёски  стиля «бидермейер» характеризуются пышными боковыми локонами, стоячими петлями и косами. У мужчин в моде короткая стрижка.

     На Руси в 19 веке  у женщин в моде локоны. Варианты укладки самые разнообразные.

      Смена мод 20 века полностью обусловлена новым историческим этапом. Частая сменяемость костюмов и причёсок диктуется характером текстильной и художественной промышленности, развитие и существование которых зависит от спроса населения. Если раньше мода на причёску удерживалась 30-40 лет, то в 20 веке модные циклы значительно сокращаются. Мода становится достоянием масс.

     30-е годы. Метод термической завивки (перманент) был разработан в Германии Карлом Несслером  в 1906 году, но только в 30-е годы начинает использоваться и сразу  захватывает весь мир. После скромных причёсок  завивка перманент позволяла получить целую охапку кудрей и локонов, да ещё за один приём и сразу на шесть месяцев!

      40-е годы. Мода вернула женщинам мягкость, естественную волнистость линий. Волосы стали зачёсывать назад, распространились сетки. Также появились жидкости, осветляющие волосы и к концу 40-х годов модный тёмный период уступает место белокурым волосам.

      В 50-х годах  появилась мода на удлинившиеся гладкие волосы и зачёсывание их кверху.  Так появилась причёска «конский хвост».

 С 1958 года появилась тенденция к увеличению причёски. Волосы приподнимаются кверху и опускаются по бокам. Такая причёска называлась «хризантема».

     Модная девушка 60-х годов красит губы так, что их размер увеличивается чуть ли не вдвое, подводит глаза, покрывает лицо интенсивным гримом. Причёска из взбитых, покрытых лаком волос. Самые модные причёски- «паж» и «гаврош».  В конце 60-х- начале 70-х годов девушке хотелось быть обладательницей  «самой красивой» причёски, чтобы вокруг на сотню метров видели, какая она красивая.

      70-е – 80- е годы. Со временем образ задиристой, независимой девушки вышел из моды. Новая мода ориентируется в основном на взрослую «интеллектуалку». Это спокойные женщины со сдержанными манерами, продуманным  туалетом и простой причёской. Короткие или длинные волосы- это решает сама женщина. Завивка по-прежнему в моде. Она даёт возможность легко укладывать волосы. Длинные волосы рекомендуется укладывать так, чтобы их центр тяжести находился на самом затылке и не искажал естественную форму головы.

      90-е годы. В моде всевозможные головные украшения из текстиля: банты на заколке из плиссированного шёлка, полоски из ткани, в которые продёрнута резинка, различные цветные тесёмки. Длина волос разная: от очень коротких, почти мужских, до длинных  ( распущенные или уложенные). Широко применяется окрашивание волос: палитра цветов очень разнообразная. Каждая женщина выбирает свой стиль.

      Начало 21 века. Молодежные причёски очень разнообразны,  длина волос от: длинных до коротких. Для укладки волос широко используются различные пенки, гели, муссы, лаки. Широко применяется новый способ окрашивания в два цвета и  мелирование. Самая популярная причёска у девушки- это длинные распущенные волосы.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лики моды во времени"

Этот материал я использую в элективных курсах "Имидж и социальный успех" , "Професии моды" по теме "История причёски" в 9-х классах . А также   в других классах как учебный материал на...

Познавательная игра "Моды Пушкинского времени"

Игра "Моды  Пушкинского  времени" построена  по  принципу  игры"Поле чудес". Может быть  использована во внеклассной  работе,  при  проведении  предме...

Влияние моды времен Ренессанса на современную моду

Проект учеников 8 класса по теме "Мода.Стиль.Силуэт"...

Лики русских времен года

Тема времен года часто интересовала множество творческих людей. Многие художники не только внимательно вглядывались и стремились точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передать свое отнош...

Мода раннего Нового времени

Презентаци может быть использована при изучении культуры раннего Нового времени в 7 классе....

Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...