Главные вкладки

    Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).
    учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме

    Арсентьева Ольга Леонидовна

    Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются  следующие умения и навыки: необходимые мерки для изготовления изделия, припуски  по линиям и срезам, конструирование и моделирование изделия, основные цвета; термины и определения, встречающие при прохождении темы, присутствует и практическая часть, выполнение основных стежков и строчек. Урок - путешествие предусматривает использование разных технологий для достижения желаемого результата: игровые технологии, групповые, а также информационные.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»

    Открытый урок - путешествие по технологии

     в 5 классе

    По теме: «Технология изготовления швейного изделия»

    (фартука)

    Учитель: Арсентьева О.Л.

    2011 – 2012 уч. год

    Урок повторения и закрепления материала.

    Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартука).

    (урок – путешествие)

    Цели:

    - закрепить понятия о процессе изготовления одежды;

    - закрепить навыки моделирования;

    - вспомнить об основных и составных цветах в одежде;

    - развивать эстетический вкус;

    - воспитывать аккуратность и внимательность в работе.

    Оборудование: ватман, цветная бумага, клей, ножницы , презентация, картон, нитки, иголки, ткань, бумажные «ромашки», экран, компьютер, кроссворд.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Подготовка к игровому уроку.

    1. Повторение материала.

    Игра «Наше путешествие».

    Учитель. У нас сегодня необычный урок, мы с вами не просто будем говорить о цветах, об измерениях фигуры человека, о конструировании, моделировании, а будем путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти.

    1. Вступительная часть.

    Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с технологией изготовления фартука.

    Назначение фартука – предохранять одежду от загрязнения. Хозяйственные фартуки бывают весьма разнообразными. Ведь есть же у нас одежда для спорта, одежда для праздника, одежда для работы, одежда для туризма. Так и фартуки нужны разные: для уборки, для мытья посуды, для приготовления пищи, для приема гостей.

    Для того, чтобы узнать, что вы помните из прошлых уроков, мы отправимся на станцию «Кроссвордную».

    Слайд  №3

    - На этой станции нам предстоит разгадать понятия, с которыми вы встречались при конструировании и моделировании фартука.

    По горизонтали:

    1. Построение чертежа выкройки изделия (конструирование)
    2. Одно из самых выразительных средств в швейном изделии (цвет)

    По вертикали:

    1. Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами (модель)
    2. Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения (мерки)
    3. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью (моделирование)

    - Молодцы! Эту станцию мы прошли.

    В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах – цветоведение. Мы вспомним лишь самые общие закономерности.

    Отправляемся на станцию «Цветик – семицветик». Слайд №4

    Мы должны вспомнить , какие цвета у нас являются основными, а какие – составными.

    (мы разделимся на две группы)

    Группа № 1 должна собрать  ромашку из  основных цветов, группа № 2 – из составных, и  объяснить свой выбор.

    Ответ: основные цвета – красный, зеленый, желтый, синий.

    (Работа с основными и составными цветами). Слайд № 5

    - Молодцы! Справились с заданием.

    Следующая станция «Измерений».

    Слайд №6 - №7

    Игра «Что вы знаете об измерениях фигуры человека?». 

    Вопросы:

    1. Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)
    2. С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)
    3. Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)
    4. Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)
    5. По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)
    6. Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)
    7. Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)
    8. Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)
    9. Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)

    10)Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)

    11)Какие мерки записывают в половинном размере? (мерки ширины и обхватов)

    12)Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди)

    - Молодцы, прекрасно справились с заданием!

    - Мы успешно прошли эту станцию, но следующая будет еще интереснее.

    Отправимся на станцию «Детали фартука» .

    Слайд  №8 (разделимся на группы)

    Задание: подпишите названия деталей фартука, укажите стрелкой направление долевой нити, напишите величины припусков на швы (цифрами в кружочке)

    Ответ: Детали фартука

    Бретель

    Нагрудник

    Карман

    Нижняя часть фартука

    Пояс

    Припуски на швы:

    Слайд № 10

    Нижний, боковой срез – 1,5 см (основная деталь фартука)

    Верхний срез – 1 см

    Карман:

    Нижний, боковой -1,5 см

    Верхний – 4 см

    Пояс – 1 см

    Молодцы! Хорошо справились с заданием.

    - Мы с вами отправляемся на станцию «Моделирование»

    Слайд №11

    (разделимся на две группы)

    Каждая группа получает: цветную бумагу, клей, ножницы, линейку.

    Группы  должны составить модель фартука из предложенных элементов и объяснить свой выбор, написать припуски на швы. Время пошло.

    Какие получились красивые модели фартуков и они совершенно разные.

    - Вот мы с вами дошли до станции «Последовательность».

     Слайд №12

    Задание:

     Расположите  правильно технологическую последовательность изготовления фартука на поясе.

    • обработка пояса;
    • обработка накладного кармана;
    • обработка нижних и боковых срезов фартука;
    • подготовка деталей к сметыванию;
    • соединение кармана с нижней частью фартука;
    • обработка верхнего среза фартука;
    • обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

    Ответ:

    Слайд №13

    1. подготовка деталей к сметыванию;
    2. обработка накладного кармана;
    3. соединение кармана с нижней частью фартука;
    4. обработка нижних и боковых срезов фартука;
    5. обработка верхнего среза фартука;
    6. обработка пояса;
    7. обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

    3. Практическое задание.

    - Вот мы с вами вспомнили технологическую последовательность изготовления фартука. Но сейчас мы отправляемся на станцию «Сметочная»

    Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.

    Слайд №14

        (Разделимся на две группы) Проверим  насколько вы усвоили    технологию выполнения ручных операций.

     Слайд №15

    Группа №1 выполняет копировальные стежки, группа №2- прямые сметочные стежки. Объяснить для чего они нужны? Ответ: копировальные - перенос линии выкройки, прямые сметочные – для сметывания, заметывания, наметывания деталей.

    Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.

    Молодцы! Все справились с заданием.

         - А сейчас мы немного с вами отдохнем.

        4. Отгадайте загадки:

    Слайд №16

    1) Я люблю прямоту,

    Я сама прямая,

    Сделать ровную черту

    Всем я помогаю,

    Что - нибудь без меня

    Начертить сумей-ка,

    Угадайте – ка, друзья,

    Кто же я?...    (линейка)

    Слайд №17

    1. Тонка, длинна,

    Одноуха и остра,

                        Всему свету нужна.   (иголка)

    Слайд №18

    3)Я пушистый, мягкий, круглый,

     Есть и хвост, но я не кот,

    Часто прыгаю упруго,

    Прячусь под комод.    (клубок)

    Слайд №19

    4) Одноглазая старушка

    Узоры вышивает,

    Весь мир одевает,

                                    Что сошьет- не надевает.      (иголка)

    Слайд №20

    5) В полотняной стране

    По реке Простыне

    Плывет пароход

    То назад, то вперед,

    А за ним такая гладь-

    Ни морщинки не видать!                        (утюг)

    5.Итог урока.

    Слайд №21

    Беседа о путешествии, впечатлении детей.

    Учитель:

    - На какой станции вы бы хотели еще побывать?

    - Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким?

    - Довольны ли вы своей практической работой?

    Домашнее задание: подготовить 5-6 рисунков фасонов фартука.

    Resource id #3218

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартука) Повторение и закрепление изученного материала. Урок – путешествие в 5 классе

    Слайд 2

    Цели: Закрепить понятия о процессе изготовления одежды; Закрепить навыки моделирования; Вспомнить об основных и составных цветах в одежде; Умение определять технологическую последовательность изготовления изделия; Развивать эстетический вкус; Воспитывать аккуратность и внимательность к работе.

    Слайд 3

    Станция «Кроссвордная» По горизонтали: 1) Построение чертежа выкройки изделия. 2) Одно из самых выразительных средств в швейном изделии. По вертикали: 3) Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. 4) Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения. 5) Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

    Слайд 4

    Станция «Цветик - семицветик» В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах-цветоведение.

    Слайд 5

    Основные цвета

    Слайд 6

    Станция «Измерений» Вопросы: 1) Для чего снимают мерки с фигуры человека? 2) С помощью чего снимают мерки? 3) Какие линии фигуры относятся к основным? 4) Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? 5) По какой стороне фигуры снимают мерки? 6) Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин?

    Слайд 7

    Вопросы: 7) Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? 8) Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? 9) Чем опоясывают талию перед измерением? 10) Какие мерки записывают полностью? 11) Какие мерки записывают в половинном размере? 12) Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия?

    Слайд 8

    Станция «Детали фартука» Задание: Подпишите названия деталей фартука. Напишите величины припусков на швы.

    Слайд 9

    Детали фартука

    Слайд 10

    Припуски на швы: Основная деталь фартука (нижний, боковой срез–1,5 см, верхний срез-1 см); Карман (нижний, боковой-1,5 см, верхний-4 см); Пояс (по всем срезам-1 см); Нагрудник (по всем срезам-1 см); Бретель (по всем срезам-1 см)

    Слайд 11

    Станция «Моделирование»

    Слайд 12

    Станция «Последовательность» Обработка пояса; Обработка накладного кармана; Обработка нижних и боковых срезов фартука; Подготовка деталей к сметыванию; Соединение кармана с нижней частью фартука; Обработка верхнего среза фартука; Обработка верхнего среза фартука притачным поясом;

    Слайд 13

    Ответ: 1)Подготовка деталей к сметыванию; 2)Обработка накладного кармана; 3)Соединение кармана с нижней частью фартука; 4)Обработка нижних и боковых срезов фартука; 5)Обработка верхнего среза фартука; 6)Обработка пояса; 7)Обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

    Слайд 14

    Техника безопасности при работе с ручными инструментами.

    Слайд 15

    Станция «Сметочная» Группа №1 Копировальные стежки; Группа №2 Прямые сметочные стежки

    Слайд 16

    Отгадайте загадки: Я люблю прямоту, Я сама прямая, Сделать ровную черту Всем я помогаю, Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка, Угадайте-ка, друзья, Кто же я?...

    Слайд 17

    Отгадайте загадки: 2) Тонка, длинна, Одноуха и остра, Всему свету нужна.

    Слайд 18

    Отгадайте загадки: 3) Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Прячусь под комод.

    Слайд 19

    Отгадайте загадки: 4) Одноглазая старушка Узоры вышивает, Весь мир одевает, Что сошьешь – не надевает.

    Слайд 20

    Отгадайте загадки: 5) В полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь- Ни морщинки не видать!

    Слайд 21

    Подведение итогов: На какой станции вы бы хотели еще побывать? Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким? Довольны ли вы своей практической работой?



    Предварительный просмотр:

    Resource id #2220

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по технологии в 5 классе по теме:" Полотняное переплетение"

    Тема урока:   Полотняное переплетениеЦели: 1. Формировать представление о ткани как о двух системах нитей.   Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изн...

    Открытый интегрированный урок по технологии в 5 классе.

    "Чаепитие по - китайски" на уроке  технологии и истории в 5 классе....

    Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Работа на швейной машинке"

    Урок технологии в 5 классе по ФГОС 2 поколения по теме "Работа на швейной машинке" На уроке вырабатываются познавательные, регулятивные, коммуникативные универсально-учебные действия....

    Урок- путешествие в 5 классе по теме: «Технология изготовления швейного изделия».

    Увлекательный урок технологии в 5 классе по ФГОСам в форме путешествия по станциям....

    Разработка урока по технологии в 5 классе по теме: «Швейные ручные работы».

    Цель урока: организовать деятельность учащихся по приобретению умений и навыков выполнять ручные швейные операции.  Сформировать навыки обмётывания  срезов косыми и петельными стежками,...

    Технологичекая карта урока в 5 классе по теме "Технология изготовление лоскутного изделия"

    Подробная технологичекая карта урока в 5 классе. Дана краткая характеристика класса, указаны планируемые образовательные результаты, метапредметные УУД.  Даны чертежи для изготовления прихваток в...