"Сказочные домики нашего двора" (урок-исследование)
план-конспект урока по технологии по теме

Герасимова Ольга Анатольевна

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся в рамках ФГОС НОО. Урок носит исследовательский характер. Ребята исследуют свойства пластилина различного вида (обычный, зернистый, восковой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_otkrytyy_urok.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сказочные домики нашего двора

Тип урока: урок-исследование.

Технология:  проблемно-исследовательская.

Цели урока:

- Выяснить свойства пластилина, виды пластилина,

- Формирование эстетически развитой нравственной личности.

- Научить школьников использовать различные виды пластилина.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - формирование коммуникативных качеств, экологической культуры
  2. Дидактическая - знакомство с элементами архитектуры, освоение техник:
  3. а) Объемная композиция;

б) Пластилиновое панно;

в) Композиция с использованием жгутиков;

г) Композиция с использованием подручных материалов и пластилина.

3. Развивающая - формирование наблюдательности, аналитического мышления, развитие мелкой моторики рук.

Дидактические материалы и инструменты: виды пластилина, салфетка, дощечка, цветной картон, стека, коробочки, таблица исследователя, анкета, схемы.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- уважение к чужому труду и результатам труда;

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-  предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Учащийся получит возможность для формирования:

- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;

Межпредметные:

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

Познавательные УУД

Учащийся научится:

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приемов решения задач

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

Учащийся получит возможность научиться:

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации совзаимо- действия

на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный

контроль

I. Акту-

ализация

знаний. Постановка темы и цели урока

Эмоциональ-

ная, психоло-

гическая

и мотиваци-

онная подго-

товка учащих-

ся к усвоению

изучаемого

материала

- На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

-Ребята, на  уроках технологии мы с вами научились выполнять поделки из различных материалов, но не всегда проводили исследования. Сегодня урок у нас пройдёт не совсем обычно. Мы начнём исследовательскую работу. Для этого мы с вами разделились на группы. Но, чтобы провести исследование, давайте вспомним с чего его нужно начать? (С выбора темы).

- Вспомните как в сказках называют дома (теремок, избушка, дворец)

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? («Сказочные домики»)

- Чтобы определить с каким материалом вам сегодня предстоит поработать, вам нужно отгадать загадку:

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть...

 ( пластилин)

- Посмотрите, какие необычные домики можно вылепить из пластилина (презентация)

- Итак, мы будем работать с пластилином. Работать с пластилином вы любите. Но ребятам захотелось побольше узнать о свойствах этого материала. Они провели собственное исследование и хотят поделиться с вами. (Выступления детей)

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

выполняют

задание, смотрят презентацию,

Фрон-

тальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой

деятельности; понимают личную

ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

II. Освоение нового ма-

териала

Работа над определением цели исследования, выведение гипотезы исследования, выбор метода. Просмотр

тематических

картинок.

Объяснение практической части. Постановка задач каждой группы

Повторение правил работы с пластилином. Проверка рабочего места

- Вот сколько видов пластилина оказывается есть. Посмотрите, у вас на столах тоже различные виды пластилина. Какой пластилин достался первой группе? Второй группе? Третей группе?

- Какую же цель поставим? (Выяснить, какой пластилин лучше?)

- У вас на столах лежат карточки, в которых перечислены свойства пластилина. Прочитайте их. (пластичность, тягучесть, способность застывать при охлаждении) Во время выполнения своих творческих работ не забывайте заполнять эту таблицу, ставив напротив соответствующих граф отметки.

- Тему, цель нашего исследования мы определили. Что теперь нужно определить? (Гипотезу)

- А что такое гипотеза (предположение)

- Какое предположение мы сделаем?

- Какие методы исследования вы знаете?

- Какой метод исследования будете использовать сегодня на уроке? (эксперимент)

- Кроме таблицы «Свойства пластилина» у вас на столах лежит листок «Наши достижения», который вы тоже должны будете заполнять, но уже после того, как выполните творческую работу. Обратите внимание на то, что у каждой группы есть выбор: каким способом выполнить работу: по шаблону, по картинке и по самостоятельному замыслу. Но имейте ввиду, что выбор работы по шаблону и по картинке будет оцениваться в «4» балла с учетом правильности и аккуратности выполнения работы, а если вы придумаете самостоятельно сказочный домик, то получите на балл выше, но аккуратность также будет учитываться.

- Перед тем, как вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы с пластилином:

1.Выбор для работы пластилина нужного цвета.

2.Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочки пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.По окончанию работы хорошо вытри руки мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Проверьте всё ли у вас приготовлено для работы (клеёнка, дощечка, пластилин, стека, салфетки, картон).

Слушают учителя,

анализируют

информацию, отвечают на вопросы

Фрон-

тальная

Познавательные: общеучебные -

извлекают необходимую ин-

формацию из прослушанного

объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать

и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное со-

трудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают

удивление, внимание

Устные

ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

 

 

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

 Ш. Творческая практическая деятельность

1. Организация

рабочего

места. Демонстрация приемов работы.


 

- Приступайте к работе.

Главное правило работать дружно!      

Это значит: помогать друг другу!

Распределяет учащихся по группам, предлагает каждой группе составить план работы над изделием, затем проговорить последовательность действий вслух.

Во время беседы учитель демонстрирует некоторые приемы работы.

Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы, ориентируются на разнообразие способов выполнения задания;

Групповая

Познавательные: общеучебные - умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические - осуществляют поиск необходимой информации о вариантах выполнения работы

  Личностные: имеют знания о гигиене труда, составляют план работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий, имеют желание работать,  знают правила поведения на уроке

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Организация рабочего места

Устные ответы

Практическое

задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

Соблюдают гигиенические правила;

выстраивают по-

следовательность

реализации собственного замысла;

понимают правила создания рукотворных предметов;

выполняют зада-

ние

Групповая

Познавательные: общеучебные -

ориентируются в задании; умеют анализировать объекты труда, сравнивать их. 

Личностные: сориентированы

на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке.

Регулятивные: 

умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Изготов-

ление

сказочного домика

IV. Итоги урока.

Рефлексия

деятель-

ности

Выставка

работ учащихся

В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий

Рассматривают

выполненные

поделки, оцени-

вают их

Фрон-

тальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ

и ответов одноклассников

на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою

работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать

информацию учителя или товарища, содержащую оценочный

характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументи-

ровать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы

Оцени-

вание

учащих-

ся за ра-

боту на уроке.

Устные

ответы

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оце-

нивание ре-

зультатов

работы

Организует беседу по вопросам:

- Все ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему? Что было сложно?

- К какому выводу пришла первая группа? Вторая группа? Третья группа?

         Обратите внимание на эмблему с забавной мордочкой. По выполнению своей работы, вы должны обвести рамкой из пластилина ту мордочку, с каким настроением вы работали сегодня на уроке.

Слушают учителя,

отвечают на во-

просы

Фрон-

тальная

 

Обычный пластилин

Хорошо

Средне

Плохо

Пластичность

Тягучесть

Способность застывать при охлаждении

Восковой пластилин

Хорошо

Средне

Плохо

Пластичность

Тягучесть

Способность застывать при охлаждении

Зернистый пластилин

Хорошо

Средне

Плохо

Пластичность

Тягучесть

Способность застывать при охлаждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по композиции "Сказочный домик"

Открытый урок по композиции "Сказочный домик"...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе. Сказочный домик

Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе. Сказочный домик. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

Конспект урока ИЗО "Рисуем сказочные домики"

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе. Предметная линия учебников под редакцией  Б. М. Неменского....

Презентация "Сказочные домики Англии"

В этой презентации   собраны фотографии типичных домиков старой Англии....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Домики сказочных героев"

Тип урока: урок открытия новых знаний Цель урока: формирование у учащихся навыка восприятия архитектурного образа в окружающей жизни....

проект "Сказочный домик"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»          Проект на тему«Сказоч...

проект "Сказочный домик"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»          Проект на тему«Сказоч...