РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 5, 6, 7 классов
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 4-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2005 г.
Программа разработана для обучения девочек 5-7 классов для средней образовательной школы. Принятые в трудовом обучении два варианта изучения «Технологии»: «Техника и техническое творчество» (технический труд) и «Культура дома и художественно-декоративное творчество» (обслуживающий труд) интегрированы для девочек. Основные разделы базовой (государственной) программы 5, 6 и 7-х классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей) уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 7 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем тематика разделов сохраняется и во всех трех параллелях одна и та же.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии для 5, 6, 7 классов | 45.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по учебной работе __________________ С.А. Леухина от «____» ______________ 2013 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ «Гимназия» №12 ______________ Н.В. Долматова Приказ № ___________________ от «____» ______________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
для учащихся 5, 6, 7 классов
Учитель технологии высшей категории
Старостина Л.П.
САРАНСК 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 4-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2005 г.
Программа разработана для обучения девочек 5-7 классов для средней образовательной школы. Принятые в трудовом обучении два варианта изучения «Технологии»: «Техника и техническое творчество» (технический труд) и «Культура дома и художественно-декоративное творчество» (обслуживающий труд) интегрированы для девочек. Основные разделы базовой (государственной) программы 5, 6 и 7-х классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в разделы рабочей программы. Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей) уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
Обучение предусматривает линейно-концентрический принцип обучения: с 5 по 7 класс учащиеся знакомятся с технологиями преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в связи с чем тематика разделов сохраняется и во всех трех параллелях одна и та же.
Рабочая программа по образовательной области «Технология» включает пять разделов, объединенных одной темой «Я и мой дом», где последующий раздел тесно связан с предыдущим и логически оправдан.
Раздел 1. «Черчение». Без навыков черчения и графической культуры большинство технологических процессов невыполнимы. Графика и черчение относятся к информационным технологиям, обрабатывающим информацию об объектах из конструкционных материалов, электрических цепях и т. п.
Раздел 2. «Культура дома» включает несколько тем, подчиненных единой задаче – создания уюта в доме: понятии о композиции в интерьере и современном дизайне, где включены вопросы декоративно-прикладного искусства и материаловедение, темы электротехники и электрооборудования, а также ремонтно-строительные работы и многое другое.
Раздел 3. «Мой облик». Через воспитание у учащихся эстетического отношения к себе и окружающим формируется личность грамотная в вопросах культуры поведения, культуры одежды, культуры общения и т. д.
Раздел 4. «Кулинария». Формирование культуры питания у детей способствует созданию физически здорового поколения.
Раздел 5. «Элементы домашней экономики». В данный раздел программы включены только вопросы семейной экономики с опорой на знания учащихся, которые они получили ранее при изучении предметов экономического цикла. Через анализ бюджета семьи к анализу бюджета страны и рациональному планированию экономики.
Каждый раздел программы и включенные в них темы завершаются знакомством с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.
Цели и задачи курса:
Воспитательные:
формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Образовательные:
приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, сервиса и производства, а также освоение этих технологий;
знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов;
профессиональное самоопределение учащихся.
Согласно новым направлениям при изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую.
На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.
Введение (2 ч)
Содержание и задачи курса. Правила техники безопасности (ПТБ). Санитарно-гигиенические требования (СГТ) в кабинете технологии. Понятие о технологии, виды технологий,
Раздел 1. Элементы графической грамоты (8 ч)
Понятия о графических изображениях (эскиз, чертеж, технический рисунок, схема, диаграмма, график), области их применения. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, виды линий.
Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.
Практические работы:
Оформление формата А4 и основной надписи.
Выполнение основных линий чертежа.
Выполнение плана кабинета технологии в масштабе.
Раздел 2. Культура дома (14 ч)
Интерьер жилых, помещений и их комфортность (2 ч)
Интерьер и планировка дома. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к интерьеру. Оптимальные условия для занятий, жизни и отдыха. Систематизация и хранение книг и коллекций. Условия создания уюта.
Практическая работа:
Выполнение плана своей комнаты (чертеж комнаты, аппликация из цветной бумаги мебели и оборудования с учетом гигиенических и эргономических требований).
Технология обработки конструкционных материалов (10 ч)
Изделия из конструкционных материалов и их роль в жизни человека. Значение предметов ручного труда в оформлении интерьера помещения.
Материаловедение: древесина как природный конструкционный материал, применение в народном хозяйстве. Характерные признаки разных пород древесины, технологический процесс создания изделий. Понятие об инструкционно-технологической карте. Мозаика по дереву.
Материаловедение: тонколистовые металлы. Понятие о стали, ее механические и технологические свойства, применение в конструкциях изделий. Художественное конструирование изделий из жести.
Материаловедение: проволока, виды проволоки, ее применение. Круглогубцы, плоскогубцы и кусачки, их назначение и основные части. Расчет длины заготовки из проволоки.
Правила безопасной работы с жестью и проволокой, колющими и режущими инструментами.
Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов.
Практические работы:
Выполнение мозаичного изображения в технике «маркетри» из бумаги.
Выполнение художественно-бытовых изделий из жести.
Выполнение художественно-бытовых изделий из проволоки.
Культура поведения в семье (2 ч)
Понятие об этике поведения в семье и обществе. Золотое правило этики. Воспитание бережливости, нравственности, уважения к старшим.
Практическая работа:
Обоснованное распределение обязанностей по дому между членами семьи.
Раздел 3. Мой облик (28 ч) Гигиена человека (2 ч)
Основные правила гигиены девочек и мальчиков. Понятие о здоровом образе жизни. История одежды. Одежда и обувь по назначению. Виды рабочей одежды. Общие правила по уходу за одеждой и обувью.
Правила безопасной работы с химикатами.
Практическая работа:
Удаление пятен с одежды
Элементы материаловедения (4 ч)
Классификация текстильных волокон, их свойства. Основная и уточная нити ткани, лицевая и изнаночная сторона. Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей. Символы по уходу за одеждой из хлопчатобумажной и льняной ткани.
Ручные работы: прямые стежки; строчки, выполняемые прямыми стежками; размер стежков.
Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Практические работы:
Определение лицевой и изнаночной стороны ткани, направление долевой нити.
Выполнение различных видов ручных стежков на ткани.
Элементы машиноведения (6 ч)
Машина и ее роль в техническом прогрессе. Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин. Великие изобретения и технический прогресс.
Классификация машин по выполняемым ими функциям.
Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Виды машинных швов. Обработка края изделия.
Правила техники безопасности при выполнении машинных работ.
Практические работы:
Подготовка машины к работе. Выполнение машинных строчек.
Раскрой и пошив кухонного полотенца.
Конструирование, моделирование и технология изготовления рабочей одежды (фартука) (14ч)
Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология изготовления фартука. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы:
Снятие мерок и построение чертежа фартука.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука, обмеловка и раскрой ткани.
Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка деталей кроя.
Обработка пояса и бретелей.
Соединение деталей изделия машинными швами.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Ремонт одежды (2 ч)
Износостойкость ткани. Наиболее уязвимые места одежды. Способы ремонта одежды.
Профессии, связанные с конструированием, моделированием и изготовлением одежды. Практическая работа:
Выполнение накладной заплаты и соединение распоровшихся швов.
Раздел 4. Кулинария (14 ч) Санитария и гигиена (2 ч)
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах. Практическая работа:
Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.
Сервировка стола (2 ч)
Эстетическое оформление стола. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом. Практическая работа:
Сервировка стола.
Физиология питания (2 ч)
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Классификация витаминов. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах.
Технология приготовления пищи (8 ч)
Бутерброды, виды бутербродов. Способы оформления бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Подача к столу. Горячие напитки, виды горячих напитков. Способы заваривания чая, кофе, какао и трав.
Правила хранения сухих продуктов. Подача к столу.
Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека, их использование в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Условия и сроки хранения яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Способы крашения яиц к Пасхе натуральными красителями и роспись яиц.
Блюда из овощей. Виды овощей. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Виды салатов. Технология приготовления блюд из свежих и вареных овощей. Правила кулинарной обработки овощей, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
Техника безопасности при приготовлении холодных и горячих блюд.
Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.
Практические работы:
Приготовление бутербродов и горячих напитков.
Приготовление омлета или яичницы.
Приготовление салатов из сырых овощей.
Приготовление салатов из вареных овощей.
Резервное время (2 ч)
Темы проектной деятельности:
Фартук как элемент национальной одежды
Блюда национальной кухни
Знания и умения, приобретаемые учащимися после изучения данного курса
Учащиеся должны знать / понимать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
общие требования, предъявляемые к интерьеру помещения;
культуру поведения в семье;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;
общие сведения о системах конструирования одежды;
основы технологии выполнения простейшего вида рабочей одежды - фартука;
технологию выполнения простейших швов вручную и на швейной машине;
способы ремонта и ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей;
гигиену и правила ухода за собой;
содержание конструкционно-технологических карт;
свойства материалов (древесина и металл) и учитывать их при обработке;
негативные последствия трудовой деятельности человека на окружающую среду;
общие сведения о процессе пищеварения, роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей и их пищевую ценность;
использование яиц в кулинарии;
виды бутербродов и технологию их приготовления;
правила санитарии и гигиены при обработке продуктов;
содержание и характер труда конструкторов и специалистов при обработке дерева, металла, тканей и продуктов питания;
основы сервировки стола.
Учащиеся должны уметь:
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни;
читать простейшие технические рисунки и чертежи;
пользоваться конструкционно-технологическими картами;
выполнять простейшие операции с металлом с помощью ручных принадлежностей;
находить необходимую техническую информацию в области кулинарии и обработке материалов (ткани, дерева и металла);
выполнять простейшие швы вручную и на швейной машине;
снимать мерки, выполнять выкройку изделия;
шить на швейной машине простейшие изделия (фартук);
работать с кухонным оборудованием;
готовить бутерброды и горячие напитки, простейшие блюда из яиц, овощей.
Введение (2 ч)
Содержание и задачи курса. Правила техники безопасности (ПТБ). Санитарно-гигиенические требования (СГТ) в кабинете технологии. Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения.
Раздел 1. Черчение (6 ч)
Шрифт: размер, классификация, угол наклона. Основные правила выполнения чертежного шрифта.
Правила нанесения размеров на чертежах.
Простейшие геометрические построения геометрических фигур и тел; деление окружности на равные части (2 и 4 части) при помощи линейки и угольника; построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.
Практические работы:
Выполнение шрифта по данному размеру.
Выполнение чертежа «плоской» детали с нанесением размеров.
Выполнение простейших геометрических построений.
Раздел 2. Культура дома (12 ч) Композиция интерьера (4 ч)
Интерьер. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Понятие о дизайне. Эстетические качества интерьера. Внутренняя отделка помещений декоративными тканями: ковры, накидки, скатерти, обивка мебели. Оформление окон и дверных проемов занавесями: шторами, гардинами, портьерами и жалюзи. Профессия дизайнера. Практическая работа:
Изготовление макета оформления окна тканями.
Электротехника (6 ч)
Общие понятия об электрическом токе. Источники и потребители электрической энергии.
Естественное и искусственное освещение. Электрическая лампа накаливания и люминесцентная лампа дневного света. Гальванические источники тока, области применения.
Роль освещения в интерьере помещения. Общее, местное и декоративное освещение.
Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Виды проводов.
Бытовые электроприборы. Подбор современной бытовой техники по мощности и напряжению с учетом потребностей и доходов семьи. Способы экономии электроэнергии.
Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств и приборов.
Практические работы:
Составление электрической схемы освещения кабинета технологии.
Замена электроламп. Изучение устройства электрической вилки.
Определение расхода и стоимости электроэнергии домашних электроприборов.
Гигиена жилища (2 ч)
Санитарное состояние помещений: кухни, детской комнаты, спальни и т.д. Виды уборок помещений: сухая, влажная, генеральная. Выбор средств ухода за половыми покрытиями, окнами и санитарно-техническим оборудованием. Практическая работа:
Генеральная уборка кабинета технологии.
Раздел 3. Мой облик (36 ч) Гигиена человека (2 ч)
Общие сведения об истории косметики. Мужская и женская, повседневная и праздничная косметика. Подбор косметических средств в гармонии со стилем одежды. Эстетика одежды. Формирование вкуса в одежде. Поясные изделия: ассортимент женской и мужской одежды. Эстетические, гигиенические и эксплуатационные требования к одежде.
Материаловедение (2 ч)
Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, пух и шелк. Способы их получения.
Свойства натуральных волокон. Ассортимент тканей. Символы на ярлыках одежды из шерсти и
шелка. Уход за одеждой из шерсти, шелка, кожи, замши и велюра.
Практическая работа:
Сравнение волокон шерсти и натурального шелка. Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей.
Машиноведение (4 ч)
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Устройство и установка швейной иглы. Неполадки в работе швейной машины. Уход за машиной.
Различные виды машинных швов.
ПТБ при работе на швейной машине.
Практические работы:
Подбор и установка машинной иглы. Регулировка качества машинной строчки для различных видов ткани.
Выполнение различных образцов машинных швов.
Декоративно-прикладное творчество (6 ч)
История развития лоскутного шитья. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Инструменты, приспособления и шаблоны. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Практические работы:
Изготовление шаблона прихватки из картона.
Подбор, раскрой и соединение лоскутов тканей.
Изготовление прихватки.
Конструирование, моделирование и технология изготовления поясных швейных изделий (шорты) (14 ч)
Виды и характеристики поясных изделий. Шорты: выбор модели, подбор ткани. Снятие необходимых мерок. Технология изготовления шорт. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Практические работы:
Снятие мерок и построение чертежа шорт.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки шорт, обмеловка и раскрой ткани.
Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка деталей кроя.
Соединение деталей изделия машинными швами.
Обработка пояса и низа шорт.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Ремонт одежды (4 ч)
Фурнитура: виды, способы оформления и ремонта изделий. Ремонт низа изделий: тесьмой, клеевой лентой, машинной строчкой и пр.
Практические работы:
Ремонт готовых изделий с помощью фурнитуры.
Ремонт низа изделий.
Раздел 4. Кулинария (14 ч) Физиология питания (2 ч)
Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значений солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке. Практическая работа:
Составление и расчет: стоимости меню, обеспечивающего суточную потребность организма минеральными солями и микроэлементами.
Технология приготовления пищи (10 ч)
Виды молока и кисломолочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока.
Условия и сроки его хранения. Домашние животные, молоко которых используется в пищу.
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека.
Блюда из молока и кисломолочных продуктов.
Виды круп и макаронных изделий. Правила хранения круп и макарон. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш. Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке. Посуда и инвентарь при варке каш и макаронных изделий.
Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы. Условия и сроки хранения живой, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках. Методы определения качества рыбы. Блюда из рыбы. Оформление готовых блюд. Подача к столу.
Сладкие блюда (муссы и желе): продукты, желирующие вещества. Технология приготовления желе и муссов. Оборудование, инструменты и посуда для приготовления сладких блюд.
Оформление готовых блюд. Подача к столу.
Техника безопасности при приготовлении холодных и горячих блюд.
Практические работы:
Кипячение молока. Приготовление сырников.
Приготовление творожной запеканки.
Приготовление гречневой каши и макаронных изделий.
Разделка сельди и подача к столу.
Приготовление сладких блюд (по выбору).
Сервировка стола (2 ч)
Особенности сервировка стола: посуда, столовые приборы, художественное оформление.
Правила подачи блюд.
Гости: приглашение, выбор и оформление подарков, рассаживание гостей, правила поведения.
Практическая работа:
Составление схемы расстановки столовых приборов и схемы рассадки гостей.
Резервное время (2 ч)
Темы проектной деятельности:
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья Составление праздничного меню (день рождения, Новый год и пр.)
Знания и умения, приобретаемые учащимися после изучения данного курса
Учащиеся должны знать /понимать:
приемы построения сопряжений на чертеже;
правила выполнения чертежей;
основные сведения о шрифте;
негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
основы семейного уюта;
правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющими, режущими инструментами и электробытовыми приборами;
принцип производства, передачи и использования электроэнергии;
устройство простейших электроосветительных приборов;
простейшие схемы электрических цепей;
способы получения волокон животного происхождения и их использования;
принцип действия и назначение регуляторов в швейной машине;
правила подготовки ткани к раскрою;
технологию пошива поясного изделия (шорты);
основы лоскутной пластики;
основные приемы, применяемые в лоскутной пластике;
основные требования по уходу за одеждой;
общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов;
пищевые ценности молока, рыбы, круп и макаронных изделий;
правила сервировки стола.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу;
выполнять надписи чертежным шрифтом;
выполнять чертежи с нанесением размеров;
выполнять простейшие геометрические построения;
проводить уборку помещения;
создавать уют помещения с помощью декоративных тканей;
работать с бытовыми электроприборами, моющими и чистящими химическими средствами;
производить расчет потребления электроэнергии;
регулировать качество машинной строчки;
подбирать модель, ткань и отделку для изготовления поясного швейного изделия;
пришивать фурнитуру, подшивать низ изделия;
определять качество молока и рыбы;
готовить простейшие блюда из молока, рыбы, круп и макаронных изделий;
сервировать стол и подавать блюда к столу.
Введение (2 ч)
Содержание и задачи курса. Правила техники безопасности (ПТБ). Санитарно-гигиенические требования (СГТ) в кабинете технологии. Важнейшие технологии преобразования материалов, энергии и информации и их значение для человека.
Раздел 1. Черчение (8 ч)
Геометрические построения: деление окружности на 3, 5, 6 и 8 равных частей с помощью циркуля; построение «звездочек».
Метод проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Значение перспективы и прямоугольного проецирования в окружающей действительности. Проецирование на нескольких плоскостях (фронтальное, горизонтальное и профильное).
Основные виды чертежа: спереди, сверху, слева. Построение третьего вида по двум заданным.
Выбор главного вида. Местные виды. Последовательность выполнения чертежа.
Практические работы:
Деление окружности на равные части с помощью циркуля.
Выполнение объемной пятиконечной звезды из бумаги.
Построение третьей проекции по двум заданным.
Построение местных видов, расположенных в проекционной связи.
Раздел 2. Культура дома (14 ч) Экология жилища (2 ч)
Комнатные растения и их влияние на микроклимат помещения. Комнатные растения в интерьере помещения. Виды комнатных растений и уход за ними. Декоративное цветоводство. Практическая работа:
Подбор и посадка комнатных растений.
Ремонтно-отделочные и строительные работы (12 ч)
Настенные предметы и их закрепление. Ручные и механические инструменты: молоток, дрель, сверла, клещи и др.
Виды металлических креплений: гвозди, шурупы, саморезы и дюбели. Технология закрепления предметов в деревянной, кирпичной, бетонной стенах.
Обои, виды обоев. Выбор обоев в зависимости от освещенности помещения. Расчет нужного количества материала. Инструменты, материалы и приспособления для оклейки поверхности обоями. Технология выполнения работ.
Малярные работы, виды малярных работ. Типы красок. Олифа. Инструменты и приспособления для малярных работ. Подготовка поверхности и основные правила нанесения краски на горизонтальную и вертикальную поверхности.
Правила техники безопасности при выполнении ремонтно-строительных работ.
Профессии в области труда, связанного с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Практические работы:
Скрепление деревянных предметов с помощью гвоздей и шурупов.
Расчет количества материала для оклейки комнаты. Расчет стоимости материалов.
Оклейка макетной стены кабинета обоями.
Изготовление трафарета и нанесение бордюра на лист картона.
Раздел 3. Мой облик (22 ч) Стили одежды (2 ч)
Понятие о стиле одежды: классический, спортивный и романтический. Силуэт в одежде. Соответствие силуэта фигуре человека. Виды плечевых изделий. Роль аксессуаров в одежде. Определение индивидуального стиля одежды.
Практическая работа:
Определение индивидуального стиля одежды.
Материаловедение (2 ч)
Искусственные волокна. Свойства и технология производства искусственных волокон. Ассортимент тканей из искусственных волокон. Символы на ярлыках одежды из искусственных волокон. Уход за одеждой из искусственных волокон. Практическая работа:
Определение свойств тканей из искусственных волокон.
Машиноведение (4 ч)
Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Порядок разборки и сборки челнока.
Устройство и работа механизма двигателя ткани. Приемы закрепления строчки обратным ходом машины.
Назначение, принцип получения и применение простой и сложной зигзагообразной строчки.
ПТБ при работе на швейной машине.
Практические работы:
Разборка и сборка челнока швейной машины. Закрепление строчки обратным ходом машины.
Выполнение зигзагообразной строчки и обработка срезов.
Конструирование, моделирование и технология изготовления плечевых швейных изделий (халат-кимоно) (16 ч)
Виды и характеристики плечевых изделий. Халат: выбор модели, подбор ткани. Снятие необходимых мерок. Технология изготовления халата. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия. Практические работы:
Снятие мерок и построение чертежа халата.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки халата, обмеловка и раскрой ткани.
Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка деталей кроя.
Соединение деталей изделия машинными швами.
Обработка пояса, выреза горловины, среза рукавов и низа халата.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Раздел 4. Кулинария (10 ч) Физиология питания (2 ч)
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевая, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях. Практическая работа:
Определение доброкачественности различных видов продуктов.
Технология приготовления пищи (8 ч)
Мясо, виды мясного сырья. Питательная ценность и химический состав мяса. Условия и сроки его хранения. Домашние животные, мясо которых используется в пищу. Значение мяса в питании человека. Способы определения качества мяса. Оборудование, инструменты и посуда для приготовления мясных полуфабрикатов и готовых мясных блюд. Технология приготовления вареного и жареного мяса. Гарниры и соусы к мясным блюдам. Оформление готовых блюд. Подача к столу.
Тесто, виды изделий из теста. Жидкое тесто: дрожжевое и бездрожжевое. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста. Подача к столу.
Техника безопасности при приготовлении горячих блюд.
Практические работы:
Приготовление мясного фарша и котлет.
Приготовление различных блюд из дичи.
Приготовление оладий и блинчиков.
Приготовление и украшение праздничного торта.
Раздел 5. Элементы домашней экономики (10 ч) Домашняя экономика
(2 ч)
Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.) Личное предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи. Практическая работа:
Заполнение семейной финансовой документации.
Бюджет семьи (2 ч)
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета.
Профессиональная ориентация школьника.
Деловая игра «Бюджет семьи»
Расходы семьи (4 ч)
Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Распределение семейного бюджета. Расходы на энергоносители, на услуги, на питание, на одежду и отдых. Непредвиденные расходы. Бюджет школьника.
Практическая работа:
Расчет стоимости питания семьи по физиологическим нормам потребления продуктов.
Деловая игра «Семейный совет».
Резервное время (2 ч)
Темы проектной деятельности:
Прожиточный минимум семьи и расчет потребительской корзины.
Реклама товаров. Маркетинговые исследования рынка канцелярских товаров.
Мои жизненные планы.
Знания и умения, приобретаемые учащимися после изучения данного курса
Учащиеся должны знать /понимать:
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно-перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений;
основные виды чертежа;
виды технологий строительных и отделочных работ;
основы оклейки стен обоями;
основы малярных работ;
основы закрепления предметов на деревянных, кирпичных и бетонных стенах;
виды крепежных приспособлений;
роль комнатных растений и их влияние на микроклимат жилища;
виды искусственных волокон и их свойства;
стиль одежды, силуэты;
виды соединения деталей в узлах машины;
принцип получения зигзагообразной строчки;
ассортимент женской и мужской одежды;
виды плечевых изделий;
выбор ткани и технологию изготовления плечевого изделия;
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты;
общие правила оказания первой помощи при ожогах и отравлениях;
виды мясного сырья, правила хранения и обработки, кулинарное использование;
виды теста, способы приготовления для различного вида кулинарных изделий;
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
основы семейного бюджета;
основные статьи расходов в семье.
Учащиеся должны уметь:
делить окружность на равные части с помощью циркуля;
строить проекции предметов;
читать и выполнять различные виды чертежей;
оклеивать стены обоями;
выполнять простейшие малярные работы;
скреплять деревянные изделия с помощью крепежных инструментов;
выращивать, ухаживать и размещать комнатные растения;
работать с тканями из искусственных волокон на швейной машине;
разбирать и собирать челнок;
регулировать машинные строчки по виду;
подбирать стили одежды;
подбирать ткань и выполнять плечевое изделие;
оказывать первую помощь при ожогах, поражениях электрическим током, пищевых отравлениях;
определять качество мяса;
готовить простейшие блюда из мяса и теста;
анализировать семейный бюджет;
заполнять простейшую семейную финансовую документацию;
определять прожиточный минимум семьи;
анализировать рекламу потребительских товаров;
осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Швейные машины
Утюги
Гладильная доска
Таблицы устройства швейной машины
Электроплиты
Холодильник
Комплект столовой посуды
Комплект чайной посуды
Столовые приборы
Оборудование и инструменты для кулинарной обработки пищи
Таблицы по кулинарии
Образцы декоративно-прикладного искусству
Простейшие осветительные приборы
Макетная стена для оклейки обоев
Обои, клей для обоев, оборудование для оклейки обоев
Столярно - слесарные инструменты
Опытные образцы для электроработ Деревянные заготовки
Таблицы по черчению
Рекомендуемая литература для учащихся
Симоненко В.Д. Технология, 5 класс (вариант для девочек). М: Вентана-Граф, 2004
Глозман А.Е., Глозман Е.С. и др. Технология. Технический труд, 5 класс. М: Мнемозина, 2004
Симоненко В.Д. Технология, 6 класс (вариант для девочек). М: Вентана-Граф, 2004
Симоненко В.Д. Технология, 6 класс (вариант для мальчиков). М: Вентана-Граф, 2004
Симоненко В.Д. Технология, 7 класс (вариант для девочек). М: Вентана-Граф, 2000
Симоненко В.Д. Технология, 7 класс (вариант для мальчиков). М: Вентана-Граф, 2000
Симоненко В.Д. Технология, 8 класс. М: Вентана-Граф, 1998
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение, 7-8 класс.
М: Просвещение, 2000
Рекомендуемая литература для учителя
Адреев В. Современный этикет и русские традиции, М: Вече, 2005
Белова Г.И. Кулинария. Примерное поурочное планирование 5-9 класс. М: Ижица, 2003
Ермакова В.И. Кулинария. М: Просвещение, 1993
Ефимов Ф.П. 1600 полезных советов хозяевам дома. Якутск: Фарус, 1990
Лазарева Т.Ф. Технология. Тестовые задания. Кроссворды. Карточки-задания. М: Ижица, 2003
Полянина А.Ю., Ларина О.В. Комнатные цветы. М: Дом Славянской книги, 2005
Тематический план по технологии
(для классов совместного обучения) «Я и мой дом»
№ | 5 | 6 | 7 | |
п/п | Название разделов, тем | класс | класс | класс |
1 | Введение. ПТБ и СГТ | 2 | 2 | 2 |
2 | Черчение | 8 | 6 | 8 |
3 | Культура дома | 16 | 12 | 14 |
• интерьер жилых помещений; | 2 | 4 | 2 | |
• технология обработки конструкционных | 12 | |||
материалов (дерево, металл); | ||||
• электротехника; | 6 | |||
• ремонтно-отделочные работы; | 12 | |||
• гигиена жилища | 2 | 2 | ||
4 | Мой облик | 28 | 32 | 24 |
• гигиена человека; | 2 | 2 | 2 | |
• материаловедение; | 2 | 2 | 2 | |
• ручные работы; | 2 | |||
• машиноведение; | 6 | 4 | 4 | |
• рукоделие (лоскутное шитье); | 6 | |||
14 | 14 | 16 | ||
• технология проектирования и изготовления | ||||
швейного изделия; | ||||
2 | 4 | |||
• уход за одеждой, ремонт одежды | ||||
5 | Кулинария | 14 | 16 | 10 |
6 | Элементы домашней экономики | 10 | ||
Всего: | 68 | 68 | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида
Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....
Рабочая программа для учащихся 5-11 классов по предмету "Физическая культура"
Проект авторской рабочей программы по "Физической культуре" для учащихся 5-11 классов. Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 к...
Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 классов
« МАСТЕРИЦЫ» (Урок - игра по технологиидля учащихся 5-8 ...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа для учащихся 10-11 классов (Экономика - профильный уровень)
Программа общеобразовательного предмета «Экономика. Углубленный уровень» строится на основе требований к результатам освоения образовательной программы, заложенных в Федеральном государственном образо...
Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
Технология. Рабочая программа для учащихся 5-8 класса основного общего образования.
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного о...