Особенности воспитания самостоятельности детей с недостатком интеллекта в процессе выполнения трудовых заданий.
статья по технологии по теме

Райх  Светлана Викторовна

Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.Главным средством подготовки детей с отклонениями в развитии к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания самостоятельности детей с недостатком интеллекта  в процессе выполнения трудовых заданий.

    Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.

    В специальных (коррекционных) школах обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой школы.

    Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обеспечить непосредственное включение учащихся в производство. Оно служит скорее целями коррекции недостатков общего развития аномального ребенка. Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки детей с отклонениями в развитии к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной коррекционной школе. Имеются также специальные исследования, в которых, рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников самостоятельности в процессе трудового обучения.

    Опыт учителей вспомогательных школ, а также результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность. Наблюдение уроков швейного дела дает основание говорить о некоторых серьезных недостатках в профессионально-трудовом обучении детей вспомогательных школ. Как правило, учителя забывают о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Часто из виду выпускается главное, именно то, что учащимся нужно показать, как выполняется та или иная трудная операция и вместе с ним выполнить ее и научить их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий.

      Результаты исследования показали, что большинство учащихся не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий. Были проведены специальные исследования уровня знаний и умений учащихся. Данные показали, что учащиеся владеют швейной машиной в пределах требований, знают технологию обработки деталей программных изделий, большинство из них умеют пользоваться измерительными инструментами (сантиметровой лентой, линейкой). Наряду с этим оказалось, что многие учащиеся не умеют определять лицевую и изнаночную сторону ткани, совсем не разбираются в свойствах ткани, с большим трудом выполняют задания по инструкции. Но особенно большие трудности для учащихся вспомогательных школ представляют определение последовательности изготовления изделий и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять трудовые задания самостоятельно.

Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно, мы предварительно изучили программные требования и способы, которыми пользуется учитель на уроке для достижения его цели.

        Программой по швейному делу предусмотрено: чтение чертежа, умение планировать последовательность технологического процесса, самостоятельное выполнение операций. В объяснительной записке к программе сказано, что учащиеся должны уметь объяснять, как выполняются определенные задания, а также научиться выполнять несложные работы. Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения работать самостоятельно. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется.

            В процессе профессионально - трудового обучения в 4-9 классах учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения в коррекционной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в учебно-производственных мастерских школы.

операциям (умения и навыки) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.

        Одним из условий успешного включения детей с отклонениями в развитии в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач специальной школы.

Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина - Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения в спецшколе (А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев). Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников коррекционных школ самостоятельности в процессе трудового обучения.

              Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.  В этом плане коррекционная школа достигла удовлетворительного выполнения программных требований. Однако, многие из этих учащихся, хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.

Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся.

          Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении заданий по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

         Программой по швейному делу предусмотрено всё необходимое для подготовки учащихся к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В объяснительной записке к программе сказано, что учащиеся должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить, как они выполняются. Далее говорится о том, что необходимо научить учащихся самостоятельно выполнять несложные работы и т. д.

           Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения учителем процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся в процессе профессионально-трудового обучения.

    Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

- разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;

- знать контурные срезы изделий и их названия;

- уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия)ткани;

- определять последовательность выполнения задания;

- выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.

      Сформированность уровня самостоятельности у детей с нарушением интеллекта  оценивается по трем уровням:

- высший уровень - учащиеся самостоятельно приступают к выполнению трудовых заданий после объяснения учителем. Активно ориентируются в задании. Не испытывают больших затруднений при измененных заданиях, умеют объяснять свои действия своими словами.

- средний уровень - учащиеся испытывают небольшие трудности в выполнении трудовых заданий, нуждаются в помощи учителя. Объясняют свои действия недостаточно точно, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

- низкий уровень

- учащиеся, нуждающиеся в разных видах помощи: словесно-логической, наглядной, предметно-практической. Аналогичные задания выполняют с трудом. Низкая способность обобщать

При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:

- воспитывать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;

- прививать учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);

- учить их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.

Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной работе и умение рассказывать о предстоящей работе.

Требуя от учащихся описания трудовых операций, нужно приучать их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).

На первом уроке перед объяснением способа выполнения двойного шва учащимся сообщается, как называется шов (название записывалось на доске), где он применяется (демонстрировались изделия с этим швом). Затем предлагается рассмотреть схему машинного шва, проанализировать последовательность его выполнения, что способствует лучшему усвоению классификации швов и помогает ученицам быть более уверенными в себе при выполнении задания. После предварительной работы им разрешается приступить к выполнению задания.

Вот пример диалога с учащимися по выполнению двойного шва.

Какой шов мы сегодня выполняли?

Двойной.

Вспомните, где применяется двойной шов?

При изготовлении (пошиве) наволочек, сумок, сорочек:.

Как нужно сложить детали?

Изнаночной стороной внутрь.

Какой ширины должен быть первый шов?

Ширина шва 3-5 мм.

Что нужно сделать перед тем, как шить?

Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.

Что нужно сделать с деталями?

Сметать, затем стачать.

Что нужно сделать с нитками сметывания и швом?

Нитки сметывания удалить, шов приутюжить.

Что нужно сделать дальше?

Вывернуть шов на изнанку и выметать.

На каком расстоянии прокладывается вторая строчка?

Ширина шва 5-7 мм.

Что нужно сделать со швом?

Приутюжить и удалить нитки выметывания.

В результате получается такой план:

1. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.

2. Сложить кусочки ткани изнаночными сторонами внутрь один к другому.

3. Отметить ширину шва 3-5 мм.

4. Сметать кусочки ткани стежками "вперед иголку".

5. Стачать.

6. Вывернуть и выметать машинный шов.

7. Отметить ширину шва 5-7 мм.

8. Стачать, шов приутюжить.

Этот план, составленный коллективно, ученики переписывают в свои тетради по труду.

Таким образом, формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядный план, наглядно - словесный план, т.е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Наглядность и карточка со словесным описанием должно быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.

Несколько вариантов:

-учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана;

-наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников;

-один ученик выставляет одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана;

-один ученик самостоятельно выставляет словесный план работы, а к нему подбирается наглядное подтверждение (этот вариант наиболее сложный, и его следует предлагать в конце изучаемой темы или аналогичного изделия).

Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из основных задач коррекционной школы. Для того, чтобы школьницы лучше удерживали в памяти особенности пошива изделия, меньше затруднялись в составлении плана изготовления изделия, предлагается следующие приемы и методы обучения.

В соответствии с классификацией методов обучения по источнику знаний, они делятся на три группы. В первую группу входят методы обучения технологическим операциям, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ объекта, процесса, явления. Это методы демонстраций. Демонстрируются приемы работы. Демонстрации подразделяются также на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ кино - и видеофильмов. Анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы и т.д., позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия, а также развивает пространственное восприятие учащихся.

Третью группу методов обучения технологическим операциям составляют методы, в которых источником знаний, умений, навыков для учащихся являются практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся. Во-первых, для того, чтобы сделать упражнение, выполнить лабораторную или практическую работу, ученик должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для выполнения этой деятельности. Тем самым осуществляется повторение и закрепление технических знаний. Во-вторых, предварительно полученных знаний, как правило, не хватает учащимся для выполнения практических действий. Поэтому в процессе выполнения практических действий ученик пополняет свои знания через помощь учителя, обращаясь к учебным пособиям. Вместе с тем недостающие знания подсказывают сами практические действия. В-третьих, с помощью практических методов у учащихся формируются технологические умения и навыки. Четкой организации практических работ и повышению самостоятельности учащихся способствует использование технологических карт на изготовление изделий. В технологической карте дается технология изготовления изделия, где указывается порядок работы (перечень технологических операций), рисунки (эскизы) или схема последовательности обработки, а также инструменты и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции.

Поэтому на уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся используется работа по усвоению терминологии, игры, контроль, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.

Словарная работа на уроках ведется в три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям используются следующие упражнения:

1. Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть.

Также работая с таблицей "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку предметов, выделяют лишний и т.п.

Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.

Классификацию предметов можно проводить на всех уроках. Предметы можно классифицировать по основному признаку, форме, виду и материалу. Например, одежду можно разделить на классы: по целевому назначению, по сезону, по способу употребления.

Умение прививать учащимся прочные знания в значительной мере определяются правильной организацией закрепления и повторения.

Целесообразно для закрепления и повторения использовать карточки-задания, перфокарты и тесты

К карточкам-заданиям, тестам предъявляется ряд требований.

1. Общепонятность - то есть учащиеся должны понимать, какую именно деятельность они должны выполнить.

Простота - задание должно состоять из одной задачи данного уровня.

Однозначность - результаты задания должны оцениваться одинаково.

2. Надежность - гарантирование одинаково последовательных результатов тестирования одного и того же учащегося.

Тесты содержат задания на узнавание ранее полученной информации:

На опознание - учащийся выбирает правильный ответ из альтернативы "да нет".

На различие - в них дается несколько вариантов ответов и учащийся должен выбрать из них правильный.

3. Учащиеся должны знать последовательность выполнения машинных швов, уметь определять их название по готовому образцу, в готовом изделии и по заданной схеме. Например, зарисована схема машинного шва, учащийся должен определить его название, или может быть, заданные в виде теста несколько схем швов и несколько названий швов, учащиеся должны найти соответствие между названием шва и его схемой. Или может быть дан готовый образец швейного изделия, например, наволочка. Задание: назвать виды машинных швов, которые используются при изготовлении наволочки; или показать на изделии шов, название которого вы определите по заданной схеме.

Учащиеся должны знать и уметь использовать в своей речи терминологию технологических операций (ручных, машинных и влажно-тепловых работ). Для этого можно использовать карточки-задания.

     Важное значение в усвоении технологических знаний детей с нарушением интеллекта имеют также различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Например, деловая игра "экзамен". Учащиеся делятся на 2 группы: "экзаменаторы" и "экзаменующиеся". Учитель заранее готовит комплекты билетов. "Экзаменующиеся" вытягивают билеты, предложенные "экзаменаторами" и отвечают на них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы меняются местами и используют второй комплект билетов.

Применение деловых игр - один из путей коррекции развития познавательной деятельности детей. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.

Исключительно важная роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в игре "Заказчик-исполнитель" учащиеся работают в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх дети играют определенную роль, исполняя различные игровые приемы, воспроизводят типичные ситуации, поступки, действия, как бы, соприкасаясь с самой жизнью. Правильно организованные игры способствуют развитию у учащихся положительных эмоций и настроения.

      Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи Анализируемый предмет дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. Вопросы следует задавать в такой последовательности чтобы, отвечая на них, дети демонстрировали логичность, связь между предложениями, т.е. получался бы целостный рассказ. Анализ, проведенный в коллективной беседе, учащимся следует полностью повторить.

   Для успешного выполнения учащимися практической работы, следует учитывать анализ образца и предварительное планирование. Необходимо представить какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения учитель объясняет выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем дети учатся планировать ближайшую операцию.

      В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В последствии учитель сокращает свою помощь на этом уроке, он лишь побуждает, стимулирует планирование.

   Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение наглядных пособий - предметных и графических операционных карт, карточек с названием операций. Работа с ними может быть самой разнообразной, в том числе и требующей обговаривания, повышения словесной активности.

      Таким образом, на этапе планирования изготовления изделия есть благоприятная основа для решения задач по воспитанию самостоятельности школьников. С помощью перечисленных методов приемов можно преодолевать ограниченность и бедность словаря, неточность использования слов, терминов, малую распространенность предложений, а также планирование поможет учащимся выразить словами свою практическую деятельность, как в целом, так и отдельные ее этапы. В этом случае отрабатывается и формируется правильная последовательность изложения материала.

    Отчет о проделанной работе занимает небольшой промежуток времени. Однако с образовательной и коррекционной точки зрения этот этап урока очень важен. Словесный отчет помогает учащимся лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием, способствует развитию речи. Дети с нарушением интеллекта часто не могут самостоятельно подобрать нужное слово, а такой план помогает им преодолеть данную трудность.

Заключение.

    Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д.). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще.

      Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образцам и т.д.

         Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников спецшкол (словесный отчет устный , письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.

      Таким образом, наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся коррекционной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.

Литература

  1. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. - М.: Школа-пресс, 1994.
  2. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. /'/ Дефектология. 1986. N6.
  3. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.
  4. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.
  5. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.
  6. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
  7. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
  8. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
  9. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. \\ Дефектология.1986. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии

Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...

Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с недостатком интеллекта.

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает...

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта

В статье проанализированы характерные черты изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта....

Исследование особенности памяти у детей с нарушением интеллекта.

Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его н...

Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.

В статье описаны отличительные особенности речевого  развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....