Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида
статья по технологии по теме

Портянская Светлана Николаевна

В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению

 учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

          Специфика восприятия и усвоения учебного материала учащимися по трудовому обучению имеет следующие направления:
1. Ориентировочная деятельность:
- затруднения при анализе образца изделий;
- низкая способность к анализу и обобщению;
- низкий уровень развития мышления;
- нарушение работоспособности;
- отсутствие интереса к труду;

2. Планирование предстоящей работы:
- затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана);
- неумение осуществлять перенос при изготовлении аналогичного изделия;
- низкий темп работы;
- низкая осознанность порядка работы;

3. Практическая работа:
- трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным планом, графическим планом;
- затруднения устанавливать причинно-следственную зависимость между действием и результатом;
- недостаточное овладение способами контроля (глазомерный, инструментальный);
- недостаточность пространственной ориентировки;
- недоразвитие моторных функций( нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) ;
- нарушения работоспособности.

Учащихся можно условно разделить на три группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растёт число детей,  успешно занимающихся на уроках труда. Рассмотрим характеристику каждой группы.

Группы уч-ся

Характеристика группы

1 группа

Ученики успешно овладевают трудом при фронтальном обучении. Самостоятельно могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, совпадающие с образцом. При планировании ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана они способны правильно выбрать соответствующий полуфабрикат и четко сформулировать пункт плана. При ответах пропуски операций и повторы редки. Успешно овладевают двигательными трудовыми приемами, Сравнительно быстро обучаются распределять мышечное усилие и внимание. Обладают относительно высокой способностью к анализу и обобщению. Темп работы высокий. Работоспособность устойчиво средняя или высокая.

2 группа

Ученики испытывают затруднение в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности:

- ученики, испытывающие затруднение в  овладении общетрудовыми умениями.   Ученики с трудом разбираются в конструкции изделий. Не понимают и не запоминают многокомпонентных пространственных характеристик. При планировании ближайшей операции имеют место повторы, пропуски и перестановка приемов. Работоспособность удовлетворительная. Двигательная сфера сохранна. Дети приобретенных знаний не теряют, могут применить их при выполнении аналогичного задания.

- учащиеся затрудняются во владении двигательными трудовыми приемами.  Двигательная сфера существенно нарушена. Фронтальное объяснение понимают, запоминают порядок действий, но нуждаются в дополнительной помощи при осуществлении двигательной программы приема. Работоспособность устойчива.

- учащиеся с нарушением работоспособности.   Успешно овладевают общетрудовыми и двигательными умениями. Работоспособность повышается медленно. Нуждаются в постоянном стимулировании.

3 группа

Ученики испытывают трудности в  овладении  общетрудовыми и двигательными умениями и имеющие нарушения работоспособности. Низкий уровень развития мышления, недостаточность пространственной ориентировки. Низкая способность к анализу обобщения. С трудом дети обучаются ориентированию в предметно-операционных планах. Исполнительские действия детей ошибочны, фрагментарны. Темп работы средний, работоспособность средняя и низкая. Учащиеся нуждаются в постоянном дифференцированном подходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида «Изготовление развивающих игрушек - дорожных знаков (раскрой)»

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=28294Внеклассное мероприятие по трудовому обучению в 8 классе школы VIII вида, для детей с диагнозом F-70, F - 71 «Изготовление развивающих игрушек - дорожных...

Неделя русского языка для учащихся начальных классов СКОШ VIII вида

Каждый день начинаем с артикуляционной разминки - скороговорки.Каждый день заканчиваем упражнениями для развития мелкой моторики.Первый день путешествие по станции "Звук заблудился".Второй день путеше...

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися 8 класса в соответствии с возрастными особенностями.

Особенности восприятия и освоения нового материала учащимися 8 класса с точки зрения психологии и педагогики. Эффективные способы развития внимания, памяти....

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида

Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...

Учебно – методическое пособие по диагностике учащихся подготовительного класса школы VIII вида (I вариант обучения)

Данные тесты предназначены для учащихся подготовительного класса, обучающихся по программе VIII вида (I вариант обучения).Тестовые задания составлены на основе  учебной программы «Программы специ...

Формирование дифференциации твёрдых и мягких согласных у учащихся младших классов школы VIII вида.

Статья для сборника «Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство (сборник научных трудоврегиональной научно-практической конференции) ГОУ ВПО Магн...