Положение об учебных мастерских общеобразовательного учреждения
учебно-методический материал по технологии по теме

Денисова Галина Егоровна

Требования к отдельным видам мастерских

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

Перечень средств и медикаментов для аптечки первой помощи при несчастных случаях для учебных мастерских

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_shkolnykh_masterskikh.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Положение об учебных мастерских  общеобразовательного учреждения

(утверждено приказом Министерства просвещения СССР  от 28 июля 1986 г. №169)

  1. Учебные мастерские создаются в каждом общеобразовательном учреждении.       Они предназначены для:
  • трудового профессионального обучения учащихся V-XI классов в соответствие

с утвержденными программами;

  • организации общественно-полезного и производительного труда учащихся;
  • проведения факультативных занятий по трудовому обучению;
  • работы кружков художественно-прикладного направления, клубов по интересам.
  1. В общеобразовательном учреждении создаются учебные мастерские по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных учреждениях и школах-интернатах в соответствие с положением об этих образовательных учреждениях могут создаваться учебные мастерские других профилей. В образовательных учреждениях может быть введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаваться мастерские художественных народных промыслов (плетение, вышивка, вязание, роспись, керамика и др.).
  2. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждом образовательном учреждении принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных учреждений, утвержденной и согласованной с Министерством просвещения РФ.
  3. Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СН и П П-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
  4. Учебные мастерские оснащаются оборудованием, инструментами, приспособлениями, наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством образования РФ на каждые пять лет, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться дополнительным оборудованием, приспособлениями, инструментами для общественно-полезного труда, работы кружков и профессионального обучения учащихся. Оборудование, не предусмотренное типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда, что оформляется соответствующими актами.
  5. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля над действиями каждого учащегося.
  6. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования – ученический стол с приставным сидением. Рабочее место учащегося укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются укладками различной конструкции. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления на подгруппы  в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек.
  7. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х2000х200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.
  8. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства образования и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных кабинетов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством образования РФ. В соответствие с требованиями данных правил проводится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.
  9. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук (полотенцами). В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
  10. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

      Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать, исходя из требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

  1. При выполнении конкретных видов работ рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда. Они разрабатываются на основе типовых, утверждаются директором школы и согласуются с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
  2.  В соответствие с приказом Министерства образования к занятиям (к работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (передник, косынка, берет, халат). Пользование спецодеждой должно быть строго индивидуальным. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.
  3. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства образования «Об акте приема готовности школы к новому учебному году».
  4.  Организация и режим занятий, условий внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I-VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава РФ.
  5.  Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.
  6.  Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением,  запрещается.

Требования к отдельным видам мастерских

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

  1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25 % площади).
  2. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным или электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами.
  3. Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.
  4. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.
  5. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Перечень средств и медикаментов для аптечки первой помощи

при несчастных случаях для учебных мастерских

(Согласовано с МЗ СССР 13.12.85г., №10-13/325-36)

Медикаменты  и медицинские средства

Назначение

Количество

Индивидуальные перевязочные

антисептические пакеты

для наложений повязок

5 шт.

Бинты

То же

5 шт.

Вата

То же

5 пачек по

50 грамм

Ватно-марлевый бинт

Для бинтования при переломах

3шт.

Жгут

Для остановки кровотечения

1 шт.

Шины

Для укрепления конечностей при переломах и вывихах

3-4 шт.

Резиновый пузырь для льда

Для охлаждения поврежденного места при ушибах, вывихах, переломах

1 шт.

Стакан

Для приема лекарств, промывания глаз и желудка и приготовления растворов

1 шт.

Чайная ложка

Для приготовления растворов

1 шт.

Йодная настойка (5%)

Для смазывания тканей вокруг ран, свежих ссадин, царапин

1 флакон

с притертой пробкой

(25 мл)

Нашатырный спирт

Для применения при обморочных состояний

1 флакон

(30 мл)

Борная кислота

Для приготовления растворов промывания глаз и кожи, полоскания рта при ожогах щелочью, для примочек на глаза при ожоге их вольтовой дугой

1 пакет (25 г)

Сода питьевая

Для приготовления растворов промывания глаз и кожи, полоскания рта при ожогах кислотой

1 пакет (25 г)

Раствор перекиси водорода (3%)

Для остановки кровотечения из носа

1 флакон

(50 мл)

Настойка валерианы

Для успокоения нервной системы

1 флакон

(30 мл)

Нитроглицерин

Для приема при сильных болях в области сердца

1 тюбик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет о работе за учебный год учреждения дополнительного образования детей

В материале представлен творческий отчет о проделанной работе за учебный год коллективом центра детского творчества....

Положение об аттестации обучающихся учреждения дополнительного образования

Аттестация обучающихся не так распространена в учреждениях дополнительного образования. Но если уж мы решаем провести её, то следует делать это на основании регламентирующего документа. Я как методист...

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Положение о Совете Муниципального учреждения дополнительного образования центр детского творчества

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании», Устав...

Положение о педагогическом совете учреждения дополнительного образования

Положение о педагогическом совете определяет задачи, содержание и организацию деятельности педагогического совета в учреждении дополнительного образования...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...