Роль куклы в развитии девочки (Арт-терапия).
статья по технологии по теме

Гусева Ираида Александровна

Многолетние наблюдения за воспитанницами , навели меня на мысль , что история и обычаи русского народа нельзя преподавать  на уроке сухо и методично  рассказывая о традициях  и нравах . Нужно просто предложить им поиграть в куклы . Сначала это вызывает улыбку, потом появляется интерес в глазах ,затем простота изготовления тряпичной куклы ,и  этнографические сведения об истории её возникновения и почитания предками, так затягивает воспитанниц  , что невозможно удержать от многочисленных вопросов об  этом чуде народного творчества.

 -Чем же притягательна для девочек   сшитая вручную из ткани безликая кукла с волосами из шерстяных ниток, завязанных в косы лентами, одетая в платье-рубаху с тесьмой на подоле и поясом на талии. Руки и ноги тряпичные и мягкие.

Ответы вы найдёте в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kukly.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Воспитатель ГКУ СРЦ « Красносельский»

                                                 Гусева    Ираида   Александровна.

« Социокультурная реабилитация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях реабилитационного Центра»

( Народная кукла . Арт – терапия.)

Направления моей работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию,  предопределена необходимостью личностной и социальной адаптацией  детей. Это мешает  им полноценно развиваться , получать образование , жить счастливой жизнью. Поддержка, помощь в их реабилитации , успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в непрерывном создании совокупности методик , методов , средств , форм контроля социально – педагогической деятельности. Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений должен определить новые, самостоятельные направления социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся в трудном положении, опасном в первую очередь для детей , рождённых или воспитывающихся в столь сложных условиях , а также для самой семьи и для общества в целом.

Воспитателем в ГКУ СРЦ « Красносельский» работаю 9 лет. Педагогический стаж 32 года. Имею опыт работы с детьми начиная с дошкольного возраста до подросткового  поэтому  подбор материала , индивидуальный подход , знание возрастной психологии помогают мне в работе с разновозрастными детьми.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскуднения личности , опасность утраты нравственных ориентиров. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения.

          Сложные процессы, происходящие в нашей стране , обнажили множество проблем детства. Одна из главных – проблема беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. На сегодняшний день  нет точной статистики о детях , попавших в трудную жизненную ситуацию.

                Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше.  С молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через потешки , колыбельные , произведения декоративно – прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес ко всему прекрасному. Но в социальных учреждениях находятся именно те дети , которые в своих семьях этого не видят  , наряду с другими социальными благами , которые должны присутствовать  для полноценного развития маленьких детей. Начиная воспитательную и образовательную работу с таким ребёнком, педагогический коллектив обязан  прежде всего  обеспечить его комфортными ( с точки зрения гигиены, целесообразности , удобства и эстетики ) условиями и адаптирующей программой воспитания и обучения , главной целью которой является развитие природных задатков и способностей к самореализации , самовыражению , самообразованию и самодисциплине.

При разработке  «Творческой мастерской» мною учитывались такие педагогические принципы построения программы : систематичность , активность деятельности, воспитывающий характер обучения , доступность , построение программного материала от простого к сложному , совместная деятельность детей и взрослого, индивидуальный подход к каждому ребёнку, возрастные особенности и уровень начальной подготовки.

                       Главное в моей работе заключается в том, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда ребята очень огорчаются, если что-то не получается. Надо постараться не пропустить этот момент, вовремя помочь, чтобы их творческая деятельность, особенно вначале пути , была успешной ,- это будет укреплять их уверенность в собственные силы.  

                    Занятия  снимают стресс, агрессию. Каждый ребёнок – это личность , творец , равный в коллективе независимо от возраста . Творческие занятия учат дружескому взаимодействию с другими детьми , возможности находить компромисс , добиваться цели ,помогают разрешению внутренних конфликтов, вносят гармонию в душевный мир ребёнка - появляется уважение в коллективе сверстников , повышается социальный статус в группе. В тёплой творческой обстановке ребята не замечают , как проходит реабилитация , личность раскрывается , развивается , наступает внутреннее спокойствие и удовлетворение, как от самого процесса работы , так и от его результата.

В каждом ребенке скрыто  добро, и цель воспитания выявить и развить эти добрые наклонности подходящими приёмами, не сухими поручениями и правилами, а живой практикой. Нужно найти  методы ,которые не только будут нравиться детям , но и будут развивать их душу , ум , здоровье , поднимать эмоциональный фон ребёнка , стимулирующий его творить прекрасное, развивать желание и умение приобретать эти желания.

В последнее время  появилось много специальной литературы  в помощь творческим воспитателям, любящим  и уважающим традиции своего

народа. Это коллекция книг Галины и Марии  Дайн « Игрушка в культуре России», «Русская тряпичная кукла» Ф .М .Пармон  «Русский народный костюм».

Многолетние наблюдения за воспитанницами , навели меня на мысль , что история и обычаи русского народа нельзя преподавать  на уроке сухо и методично  рассказывая о традициях  и нравах . Нужно просто предложить им поиграть в куклы . Сначала это вызывает улыбку, потом появляется интерес в глазах ,затем простота изготовления тряпичной куклы ,и  этнографические сведения об истории её возникновения и почитания предками, так затягивает воспитанниц  , что невозможно удержать от многочисленных вопросов об  этом чуде народного творчества.

 -Чем же притягательна для девочек   сшитая вручную из ткани безликая кукла с волосами из шерстяных ниток, завязанных в косы лентами, одетая в платье-рубаху с тесьмой на подоле и поясом на талии. Руки и ноги тряпичные и мягкие.

-Почему она оказывает такое мощное психологическое воздействие на девчонок , попавшего в трудную жизненную ситуацию.

-Почему воспитанницы  с удовольствием занимаются в кружках прикладного творчества? Почему во время изготовления кукол они становятся спокойнее, их легче разговорить , они размышляют вслух и самые замкнутые девочки начинают раскрываться, задавать свои вопросы о тех временах, когда играли только самодельными куклами. Сейчас существует  куклотерапия  (она входит в состав Арт-терапии). С помощью нее психологи работают с детскими страхами.

Процесс социализации «свободной» девочки через игру в куклы. формированию духовно-нравственного начала девочек-подростков, развитию уникальных творческих способностей и  их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной педагогики как слово, игра, труд.  

       Изготовление тряпичной куклы объединяет все эти факторы, но не навязчиво как на уроке, а в свободное время, под спокойную музыку через рассказ о народной кукле, народных традициях закладываются знания о том, как жили наши предки, как воспитывали своих детей, как закладывали с младенчества основы народной культуры.

     Ведь они хороши тем, что традиционные народные куклы -самодельные, просты в изготовлении, делаются быстро из природных материалов, ниток и лоскутов. Нужно обратить внимание на фразу (делаются быстро), так как сосредоточить внимание  надолго воспитанницы не могут, поэтому начинаем с простых кукол «пеленашек», «лялек», «закруток». Сначала они говорят: «Зачем нам  эти кулемы нужны?».

     Чтобы подогреть интерес воспитанниц  к самостоятельному изучению народной культуры, воспитатели придумали мероприятие под названием «Этнографическое, музыкально-познавательное мероприятие – Преданья старины глубокой». Оно объединяло несколько тем: «Историю русского народного костюма», «История матрешки», «История народной куклы»,  «История ремесел», «История частушки», «Золотые купола России».  Предварительно, мы вместе с инициативной группой, посетили: «Музей народного костюма»,  «Музей матрешки», «Экскурсии по ремесленным улицам города Москвы», «Музей народной куклы»,  «Экскурсия в Храм Василия Блаженного». Этот совместный проект еще больше сплотил воспитателей и воспитанниц . На научной конференции девочки показали свои наработки в виде презентаций и комментариев к ним. Получили дипломы, подтверждающие их исследовательскую работу.

    Чтобы было интересно (на занятиях) мы с девочками придумывали различные формы проведения занятий. Брали несколько тем, распределяли между воспитанницами (по желанию). Они готовили и проводили занятия самостоятельно с изготовлением тематической куклы. Девочки рассказывали о том,что обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать  детей, но играть с ними не разрешалось. Некоторые куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь. Они так и назывались «Плодородия», «Покосница», «Купавна», «Домашняя Масленица». Некоторым куклам обязательно изготавливались или приобретались игрушечные орудия труда, воспроизводящие хозяйственный быт, транспортные средства, кукольные вещи,  постельные принадлежности, посуда. Такими куклами как «пеленашка», «простоволоска», «девица-красавица», «невеста», «молодуха», «баба с младенцем»-играли, изображая бытовые и семейные сцены из жизни взрослых.  Постепенно, планомерно изучая этнографический материал Девочки – подростки  уже с большим интересом приходят на занятия, чувствуется, они как- будто напиваются из источника-родника положительной энергией, которая придает им силы выжить в трудной жизненной ситуации, наполнить пустоту в своей душе.

      Куклы делались вручную бабушками и мамами с душой и, конечно, в единственном экземпляре. Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но к 8 годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает. Раскрывая роль традиционной народной куклы для развития девочки, современные исследователи выделяют несколько функций:

-Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребенка. Девочки запоминают в каком порядке должны быть одеты вещи и какой костюм в какой ситуации предназначался. Все полученные знания применялись в дальнейшей жизни.

          Через игры с народной куклой воспитанницы  знакомятся с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содержание, заложенное в образе традиционной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осуществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации.

-С помощью куклы девочка  имитирует взрослый мир, подготавливая её  к взрослым отношениям и проживанию в социуме. В сюжетно-ролевых играх ребенок раскрывается и отражает свои представления о событиях в жизни. Особенно это проявляется в сюжетно-ролевых играх воспитанников дошкольного возраста. Это, как правило, накрытый стол для друзей, где все роли выполняют куклы.

-Через народную куклу воспитаннице объясняется, передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки) способный влиять на формирование женского идеала и материнской сферы. Постепенно происходит становление таких качеств как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, находчивость, смекалка…

          -Тряпичная кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность идеям девочки , быть открытой для игры. Иначе развитие ребенка тормозится. Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. Современные куклы живут «своей жизнью», своими программами, независимой от деятельности ребенка. Нет смысла фантазировать и думать. Кукла все делает сама.

-Народную куклу изготавливают своими руками. Руки девочки , осязая натуральные материалы, получают правдивую информацию о мире. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. От холодной пластмассы ребенок получает информацию равную нулю. Изначально рукотворная кукла служила своеобразным родовым кодом, который указывал главные ориентиры жизненного пути человека в символах. Так, куклы были простейшим изображением женской фигуры (символ плодородия и материнства). Для маленьких девочек  кукол «вертели» из старого тряпья  в соответствием с ритуалом  кровного родства.

     Считалось, что   материал матери хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.  Лоскут для кукол рвали руками, а не резали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Из новой ткани делались подарки к крестинам, дню ангела, праздникам.

-Параллельно, изучая историю народного костюма и перенося эту информацию на костюм тряпичной куклы,  воспитанницы могли рассказать о кукле много интересного. Каждый элемент народного костюма куклы соответствовал взрослому: рубаха, панева, сарафан, кафтан, плат, передник, юбка… Вышитый узор тоже был неслучайным. Каждый элемент хранил магическое значение, и узор должен был быть в лице куклы, оберегать ребенка.

   Слово «узор» обозначало «призор», то есть «присмотр». Орнаментальная вышивка состояла из кругов, крестов- знаки солнца, женские фигурки-символы плодородия, волнистые- знаки воды, горизонтальные линии- знаки

земли, ромбы с  точкой внутри- символ засеянного поля. С шести-семи лет девочек учили рукоделию.  Их так и называли «Золотые руки», «Рукодельница» . Девочка получала необходимые навыки шитья, вышивания, училась вышивать на пяльцах. Важно, что в одежде кукол, в их головных уборах отражались их социальные и возрастные особенности.  

 Взрослые строго следили за тем, чтобы на кукле-девушке был девичий кокошник венок, ленточка и одна коса (на Руси 2 косы носили только замужние девушки). Кукольная невеста наряжалась в традиционный  подвенечный наряд.

     В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считалось, что красный цвет оберегает от сглаза и травм.

-В процессе работы над изучением и созданием куклы у девочек развивается моторика пальцев, воспитанницы закрепляют навыки работы с ножницами, иглой. В практической работе дети учатся подбирать лоскуты, сочетать их по цвету, экономить материал, радоваться своей кукле неповторимой, любимой, созданной своими руками – единственной в мире.

     Нужно обратить особое внимание на особенность традиционной лоскутной куклы. Безликость. Во многих культурах традиционные куклы изначально были лишены взгляда. Им специально не делали глаз или рисовали глаза закрытыми, чтобы избежать «оживления», «очеловечивания» куклы, появления у нее характера и души. Существовало поверие в то, что если у куклы будут глаза, рот, нос, то в нее может вселиться душа, более того-в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с куклой. В безликости тряпичной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. В некоторых районах на месте лица вышивался яркий орнамент из перекрещивающихся полос, цвета соответствовали традиции данной местности. По другой версии эти традиции связаны с народной мудростью воспитания, расчетом на игру детского воображения. Иногда поражаешься мудрости российского народа, в те времена, неграмотного, но всей душой озабоченного чистотой помыслов, духовной, нравственной чистотой подрастающего поколения, соблюдающего традиции своих предков.  Кукла-первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь  вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Чтобы не потерять культурную связь с предками, вернуть незаслуженно забытые традиционные народные традиции, изготовление кукол- как методическое пособие для воспитания девочек, нужно возродить этнопедагогические традиции куклотворчества в семье, образовательных и  социальных реабилитационных учреждениях. Наблюдая за воспитанницами , хочется отметить , что в куклы играют девочки от 6 до 15 лет. Нужно видеть , как они смотрят на куклу , сделанную своими руками! Глаза блестят, появляется желание жить , а это , иногда, имеет большое значение для эмоционального состояния наших воспитанниц, отчаявшихся, разочарованных в своей жизни, потерявших надежду на что-то хорошее .Результатом моей работы является то , что воспитанницы ждут продолжения наших занятий, иногда предлагают свои идеи по костюмам. Свои работы мы дарим гостям Центра , участвуем в городских выставках поэтому я убеждена , что в настоящее время изучение лоскутной  народной куклы может помочь сохранить  в наших детях духовное здоровье , воспитать искренние чувства патриотизма , любви к природе , труду, уважение к родной  культуре и своей Родине под названием Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Доклад на областных этнографических чтениях в ГУК БГМНК "Народная педагогика: традиции, опыт, прблемы"...

Роль родителей в развитии ребёнка.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение и затрудняемся обяснить: "Что такое такое - хороший родитель?"...

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Образовательные услуги детского сада. Выполнение социального заказа родителей. Роль семьи в развитии речи детей....

Роль преподавателя в развитии творчества студентов

Представленная  работа раскрывает ряд актуальных вопросов, связанных с развитием творческой активности студентов и определением роли преподавателя в процессе формирования и развития творчес...

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧКИ.

Дочь для отца – его идеальная женщина! Мы хотим, чтобы нас любили просто так, за то, что мы есть,без всяких там «помыл посуду, прибил гвоздь – любят, не сделал – не любят». Каждый стремится к любви аб...

Долгосрочный социально значимый проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка"

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегод...

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Масленицы (среди девочек 7-9 классов)

Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии...