Роль преподавателя в развитии творчества студентов
материал по теме

Потапова Галина Николаевна

 

Представленная  работа раскрывает ряд актуальных вопросов, связанных с развитием творческой активности студентов и определением роли преподавателя в процессе формирования и развития творческой активности. В работе обращается внимание на качества творческой личности, творческую атмосферу, показатели творческих способностей. Автор делает выводы на основе личного опыта, что развитие и реализация творческого потенциала студентов играет большую роль в современном обществе и   профессиональном самоопределении студента.

Данная работа содержит информацию о влиянии внеаудиторной деятельности на развитие творчества студентов, о роли преподавателя в развитии творчества, о показателях творческих способностей, творческой атмосфере и др.

 Автор поднимает  актуальные проблемы, рассматривает  элементы творческих способностей, качества творческой личности, обращает  внимание на необходимость развития творческого потенциала среди студентов для успешного решения профессионального самоопределения.  Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. Рекомендуется для преподавателей и классных руководителей СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_prepodavatelya_v_razvitii_tvorchestva_studentov.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

КСТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

Роль преподавателя

в развитии творчества студентов

                   Доклад

                                                                                                     Выполнила

                                                                                                     преподаватель                                                                          

                                                                                         общих гуманитарных

                                                                           и социально – экономических

                                                                                                          дисциплин                                                                               Потапова Г.Н.

КСТОВО 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................5

           2. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ……………………………………………………………………6

 2.1. Влияние внеаудиторной деятельности на развитие творчества студентов

2.2. Роль преподавателя в развитии творческой активности 

2.3. Качества творческой личности

2.4. Показатели творческих способностей

2.5. Развитие творческих способностей

2.6. Творческая атмосфера

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………15

        4.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….16


  1. ВВЕДЕНИЕ

      Специалист XXI века должен быть интеллигентным, культурным человеком, умеющим ценить мировой опыт и мировые ценности. Он должен научиться самостоятельно находить нужную для себя информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

 Выход из такой ситуации только один - активное включение студентов в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей.

  Самостоятельность - одна из важнейших черт личности человека. Ее следует рассматривать как неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, без которого учебный процесс не может состояться. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный характер и  обеспечивать развитие творческих способностей студентов.

    Преподаватель должен обладать такими профессиональными качествами как  владение искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи; направлять студентов на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать устойчивый, положительный эмоциональный настрой.


  1. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

2.1.Влияние внеаудиторной деятельности на развитие творчества студентов

Большую роль в развитии творческих способностей студентов играет внеаудиторная деятельность.  Внеаудиторная работа носит для студентов добровольный характер и призвана удовлетворять их познавательные и творческие запросы.  Конкурсы и выставки студенческого творчества организуются для повышения познавательной активности студентов по учебным дисциплинам и развитию их творческих способностей. К ним идёт заблаговременная подготовка: составляется план проведения конкурсов, выставок, проводится серия подготовительных мероприятий, разрабатываются условия конкурсов, студентам предлагаются задания, открыто проводится выявление лучших студентов. Другой путь приобщения студентов к активному творчеству осуществляется через музейную практику, выставочную деятельность, общение с интересными людьми, что приводит к накоплению бесценного опыта эстетического отношения к действительности. Посещая музеи и выставки, знакомясь с памятниками архитектуры, листая старые журналы и документы, слушая рассказы мудрых людей, они учатся оценивать прекрасное.

Умение творить делает нас людьми искусства, а значит, приобщает к общечеловеческим, национальным и духовно-нравственным ценностям.

Участие в конкурсах обогащает личный опыт студента, его знания о разнообразии человеческой деятельности . Из личного опыта могу отметить, что  студентам такие конкурс

 -помогают в  самовыражении;

-знакомят с разными видами творчества;

-учат работать самостоятельно, развивают мысли, фантазии;

-открывают скрытые способности к творчеству.

Важным аспектом мотивации творческой деятельности является оптимизационный подход к постановке и решению задач. Одним из методов выявления и развития творческих способностей является психологический тренинг. При этом приобретается опыт по осознанию студентами самих себя, преодолению собственных стереотипов сознания и раскрытию творческой активности (см. Приложение).

В процессе творческой деятельности

-расширяется круг восприятия и представлений;

-складываются и совершенствуются познавательные способности;

-формируются основные процессы умственной деятельности;

-вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Необходимо уделять большое  внимание  технологиям сотрудничества и личностному ориентированию обучения .

2.2.Роль преподавателя в развитии творческой активности

  Важна роль преподавателя в творческом процессе. Он является организатором творческой деятельности. От его личных качеств, от уровня развития его творческого потенциала зависит развитие творческого потенциала студентов. Специалист, независимо от того, работает он с людьми или управляет технологиями, должен быть творческим исследователем. Профессия педагога - творческая профессия.  Современный преподаватель

-должен быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию;

-обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи;

-принимать решения и отвечать за них;

-уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной экономической обстановке;

-должен уметь учить и организовывать учебный процесс, обеспечив его всем необходимым.

От преподавателя требуется не только совершенное владение дисциплиной, которую он преподает, не только владение педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания  дисциплины, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Преподаватель - это творческая личность, которая  воздействует на студентов авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Другой характерной  чертой является   новаторство - постоянный поиск нововведений. Современный преподаватель - это, прежде всего, организатор процесса познания, координатор и помощник студентов. Приемы и методы организации творческой деятельности студентов: рефераты; доклады ; сообщения по проблемным  вопросам; кроссворды; стихи-посвящения;  плакаты; тематические газеты; письма-обращения к потомкам; философские сочинения-размышления;  презентации,  проекты, исследования и другие.

        В процессе работы можно отметить желание студентов принимать участие во многих  мероприятиях, проводимых в соответствии с планом внеаудиторной деятельности по преподаваемым мною дисциплинам. Участие в конференциях, конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, проектах требует дополнительного времени и усидчивости во время подготовки. Результатов  этих творческих и исследовательских мероприятий студенты ждут и искренне волнуются за участников, радуются их победам. Наблюдается удовлетворение собственной деятельностью студентами, так как  каждый определяет для себя  личный уровень ожидаемого результата.

«Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.» ( Толковый словарь Ожегова).

 Творческая активность студентов - это сформированное качество, выражающее интенсивность её деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего.

Основные компоненты творческой активности студентов:

-потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

-преобразующее отношение к изучаемым дисциплинам,  объектам;

-готовность к преобразующей деятельности;

-эвристический потенциал;

-сама преобразующая деятельность.

Развитие творческой активности обеспечивает

-накопление системы знаний,  фонда умственных приемов,операций:

операции мышления (анализирующее наблюдение,  сравнивание, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация);

-приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана);

-общие способы учебной работы (умение слушать,  наблюдать,  планировать,  контролировать);

-перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.

Преподаватель должен создать такие условия, в которых студент испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. В роли такого условия выступает  ситуация успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.  Создание ситуации успеха помогает студенту поверить в свои силы. Главное, уловить в его глазах искорку интереса,  понимания и творчества и разжечь её до яркой звезды.  

В аудиторной и внеаудиторной деятельности для формирования интереса преподаватель использует создание ситуации

-эмоционального переживания,

-занимательности,

-опоры на жизненный опыт,

-творческого задания,

-доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий;

-справедливого отношения ко всем студентам.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Преподаватель связан со студентом  целой системой формальных и неформальных связей, должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства студентов, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество.

 Равенство – всегда сотрудничество, но не всякое сотрудничество – равенство. Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Ожидание радости – источник его движения вперед. Радость сама по себе не возникает, ее горючее – успех..

Сотрудничество способствует открытию перед студентом перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, осознать свои возможности и поверить в себя.

Педагог должен создавать источник внутренних сил студента, рождающий энергию для преодоления трудностей, создавать такие условия , в которых студент испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, добивался успеха,- создавать ситуации успеха .

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь студентам осознать себя полноценной личностью. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи студенту при ее осуществлении. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Организация сотрудничества между преподавателем и студентом, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у студентов уверенность в себе и уважение к преподавателю. Только сотрудничество позволит преподавателю и ориентироваться на успех студента, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема.

2.3. Качества творческой личности

Качества творческой личности в их многообразии и взаимосвязи исследовались многими известными педагогами и психологами.

Наиболее значимыми качествами творческой личности являются

 следующие :                

- способность увидеть объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

- отказ от категоричности суждений, готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и риска;

- высокий интеллект;

- оригинальность;

- чувство нового;

- интуиция;

- удивление, начало философствования;

- самокритичность;

- подвижность ума;

- большое трудолюбие и последовательность;

- цепкость внимания;

- гибкость мышления;

- настойчивость в достижении цели.

Анализ научной литературы и наличие собственного педагогического опыта позволил выявить противоречие между необходимостью подготовки творчески работающих специалистов и недостаточной разработанностью аспектов по формированию готовности студентов к творческой деятельности при обязательном сочетании  знаний по выбранной специальности и творчества.

Готовность студентов к творческой деятельности во внеаудиторной работе может быть наиболее эффективна, если исходить из:

   -сотворчества преподавателя и студента;

- творческого использования передового педагогического опыта;

- реализации мотивационного и содержательного компонентов готовности студентов к творческой деятельности;

-учета  личностных установок студентов.

2.4.Показатели творческих способностей

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта.

Основными показателями творческих способностей являются:

-быстрота и гибкость мысли,

-оригинальность,

-любознательность,

-точность и смелость.

Быстрота мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

2.5.Развитие творческих способностей

Говоря о творчестве в процессе обучения необходимо иметь в виду творчество преподавателя  и творчество студента. Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, в руководстве самостоятельной и творческой деятельностью студентов. В первую очередь преподавателю необходимо развивать у студентов фантазию, нестандартное мышление, воображение. При этом преподавателю необходимо сохранять  доброжелательное отношение, желание помочь в развитии способностей студента. Сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно!

Используя методику коллективной творческой деятельности,  мне удается научить студентов умению слушать и слышать друг друга. Постепенно даже самые нетворческие студенты начинают предлагать свои идеи.

Студенты не только должны знать дисциплину, но и уметь думать, искать и находить собственное отношение к творческому приложению этих знаний.

2.6. Творческая атмосфера

 Для создания  атмосферы творчества в образовательном пространстве необходимо:

- показывать, что без участия со стороны студентов невозможно творчество преподавателей, поскольку оно всегда сотворчество,

-подчёркивать соавторство студентов в рождении новых творческих идей.

    Важна роль преподавателя в творческом процессе. Он является организатором творческой деятельности. От его личных качеств, от уровня развития его творческого потенциала зависит развитие творческого потенциала студентов.

 Изучение проблемы творчества, творческой активности, развития творческого потенциала в науке насчитывает десятки лет. Создано большое количество теоретических и экспериментальных работ, но "вообще феномен творческой личности не раскрыт сколько-нибудь полно, а тайны эффективности креативного процесса фактически остаются за семью печатями" (Э.В. Гирусов, Е.Д. Никитин).

Считаю, что наиболее значимым для профессионально-личностного развития студента  являются не столько творческие находки, сколько опыт самореализации, наращивание личностного творческого потенциала.

Для студентов стараюсь создать условия выбора из предлагаемых творческих форм отчёта при проведении проверки и учёта знаний.

 Занятия стараюсь выстраивать так, чтобы в группе каждый студент оказывался в ситуации возможного проявления творческого потенциала.

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Поэтому на своих занятиях пытаюсь создавать атмосферу творчества путём

выполнения закона гуманности и создания ситуации успеха.

 Проблему развития творческого потенциала личности можно считать одной из наиболее фундаментальных проблем всей совокупности гуманитарных наук.

Критерием «творческого» в любой области человеческой деятельности является создание нового, неизвестного ранее. При этом факт новизны не обязательно должен связываться с научным открытием или рождением произведения искусства. Новыми могут быть признаны: оригинальный путь к уже известному результату, постановка и решение задачи, проблемы.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Профессия педагога - творческая профессия.  Современный преподаватель

-должен быть творческой личностью, способной к социальному взаимодействию;

-обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи;

-принимать решения и отвечать за них;

-уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной экономической обстановке;

-должен уметь учить и организовывать учебный процесс, обеспечив его всем необходимым.

     Жизнь в изменчивом мире предполагает творческое отношение человека к происходящему в этом мире. Возрастает спрос на творческую личность во всех сферах общественной жизни.

      Выпускники должны быть подготовлены к самостоятельной творческой деятельности, созданию новых продуктов, машин, технологий, услуг, методов организации производств. Поэтому весь учебный процесс следует ориентировать на мотивацию творчества. Студент должен отчетливо представлять роль творчества в развитии человека и общества.

Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому; должны быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств студента.

       Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. Он будет востребован, более защищён от безработицы.

4.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куликова Л. Н. Воспитать себя: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение,   1991.
  2. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003.  
  3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 2003.-354с.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова, М, Издательство цент «Академия», 2001 г.
  5. Психология и педагогика. Под ред. А. А. Радугина, М, Издательство «Центр», 1997 г.
  6. Психология. Венгер Л.А., Мухина В.С., М, Просвещение, 1998 г.
  7. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда: пособие для начинающего преподавателя технического вуза / В. М. Рогинский. – М.: Высшая школа, 2004,– 112 с.
  8. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В.Д.Симоненко. НМЦ « Технология». Брянск, Ишим,2002.-296с.
  9. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие научно-технического творчества студентов техникума

Статья в которой рассматриваются проблемы и способы активации работы в направлении научно-технического творчества, как средству подготовки высококлассных специалистов. Популяризовать идею техниче...

Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования

Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...

Дистанционное обучение родителей "Роль театрализации в развитии словесного творчества "

Как развить словотворчество с помощью театрализованной деятельности....

"Изменение роли преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования"

Данный материал был подготовлен для выступления перед преподавателями ОБЖ....

Роль преподавателя - фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей

Фасилитация - это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности гру...

Методическая разработка "Роль хореографии в развитии детского творчества"

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо на...

Понимание студентами определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

Выступление на заседании школы педагогического мастерства. Тема доклада: "Понимание студентами определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности"....