Методическая разработка "Роль хореографии в развитии детского творчества"
методическая разработка на тему

Мустафаева Гюзель Айратовна

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_horeografii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургское государственное бюджетное учреждение                                 «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                        «Центр содействия семейному воспитанию № 10»

                                                                                   

«Роль хореографии в развитии

детского творчества»

                                                               Педагог дополнительного образования

                                                     Мустафаева  Гюзель  Айратовна


Содержание        

Введение        

1. Теоретические основы проблемы развития детского

    творчества.                                                                                          

1.1 Понятие детского творчества.        

1.2 Творческие способности – основа творчества.        

1.3 Развитие творческих способностей.        

2. Методы развития детского творчества в процессе         

    обучения хореографии.        

2.1 Роль хореографии в развитии детского творчества.        

        

Список литературы        


Введение

Среди множества форм нравственно-эстетического воспитания можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию.

Целью работы является изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют успешному развитию детского творчества.

Задачи:

  1. Рассмотрение сущности понятия детского творчества.
  2. Изучение возможностей хореографии.
  3. Анализ роли хореографии в развитии детского творчества.

Хореография способствует развитию детского творчества.

Предмет исследования:

развитие детского творчества в процессе обучения хореографии.

Объект исследования:

процесс обучения хореографии.


1. Теоретические основы проблемы развития детского творчества.

1.1 Понятие детского творчества.

Творчество далеко не новый предмет исследования. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему вглубь веков и неугасающему стремлению создать «теорию творчества». Попытки эти, конечно, не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхностей явлений, нередко – фантастики, резко искаженно, идеалистически.

На рубеже XIX – XX  столетий как специальная область исследования начала складываться та «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории» и «психологии» творчества, во многих работах начала XX века рассматривались совместно. Никаких четких границ между тем и другим не было, одно растворялось в другом.

Характерная особенность исследований того времени состояла и в том, что в большинстве из них, как правило, не усматривалось отчетливой связи с производственной деятельностью людей. Внимание сосредоточивалось либо на художественном, либо на научно-философском творчестве. Проблема повышения эффективности созидания ценностей также не была актуальной.

В творчестве видели наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающуюся научному анализу. Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы хотя бы в отдельном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась весьма маловероятной.

До середины XX века исследованиям творчества не придавалось существенного значения: общество не имело острой потребности в  такого рода исследованиях – стихийное появление лиц, становящихся в свое время творцами науки, техники, искусства, стихийно осуществляемые ими открытия, изобретения вполне удовлетворяли темпам развития общества.

Затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных требований общества. Иначе говоря, научно-техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Главная особенность этого этапа связана с резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований творчества в области науки. Если прежде общество не имело острой практической потребности в таких исследованиях,  и основным стимулом совершенствование данной области знаний оставалась любознательность, то теперь новый стимул требует создание условий управления творческой деятельностью.

Важнейшая способность творца – гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания. Специфические качества творческой личности связывались с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью.

Таким образом, творчество – это созидание нового, оригинального, присущего только образованному (обладающему множеством знаний) человеку, наделенному творческими способностями. Но теории творчества совершенствовались, охватывая и другие области знания. И уже во второй половине XX в. выдающимся психологом Л. С. Выготским была исследована история развития личности ребенка, деятельность, выполняемая им. Его исследования доказали, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Это показывает, что Л. С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Уже из этого легко видеть, что обыденное представление о творчестве не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие произведения литературы, живописи и т.п.

Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей.


1.2 Творческие способности – основа творчества.

Когда необходимо понять и объяснить, почему дети, поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности.

1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено сейчас. И вместе с тем является наиболее узким и наиболее точными из всех определений.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Пользуясь ссылками на его работы, в понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого…

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей…

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Человек – это многогранная личность, которая обладает определенным набором различных способностей.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками и формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной сфере. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, творческие и ряд других.

Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя  и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям.

Таким образом, не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь способности не исключает возможности выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая  влияние друг на друга.


  1. Развитие творческих способностей.

 В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.

В процессе развития творческих способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня данные способности. Первичный этап в развитии творческих способностей связан с созреванием необходимых для них органических структур или с формированием на их основе функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Детские игры дают первоначальный толчок развитию творчества, в основе которого лежат творческие способности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи появляются и новые требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей творческие способности ребенка.

Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для ее исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

          Творческие способности – это культурно и социально обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития этих способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование ребенка и удовлетворение его потребностей.

2.Отсутствие природных задатков к данной деятельности и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

4. Наличие с рождения вокруг ребенка образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

5. Отсутствия с рождения жестких запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития творческих способностей и целенаправленное использование их в различных видах деятельности.


2. Методы развития детского творчества в процессе обучения  

              хореографии.

Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную окраску. Проводя аналогию с музыкой, надо заметить, что подобно тому, как музыкальные интонации, рожденные на основе реалистически жизненных интонаций отражаемой исторической эпохи, носят ярко выраженный национальный характер, так и пластические танцевальные движения приобретают у того или иного народа национальную неповторимую характерность. Язык пластики в силу своей обще человечности понятен и доступен в том “натуральном” виде, в каком его создает народ.

Если в народном танце национальное проявляется более выпукло и наглядно, то академический танец отмечен печатью национального своеобразия уже в значительно меньшей степени.

Язык классического танца интернационален, несмотря на национальную окраску, которую он всякий раз приобретает в той или иной стране.

Процесс пополнения хореографической лексики происходит в танце за счет обогащения классического танца пластическими мотивами национальной характерности, рационального использования пантомимических выразительных средств, элементов спорта, художественной гимнастики, акробатики, творческого восстановления и использования обширного арсенала академического танца.

Для меня танец - это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

2.1  Роль хореографии в развитии детского творчества.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество.

Понятие танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность.

Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Само по себе, обучение танцам – это сложный и творческий процесс. Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей.

Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но все-таки он является и сложным процессом, строящим обучение в несколько этапов.

Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Наиболее вероятной формой занятий здесь становится студийно-кружковая.

Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар.

Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что, во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и, в-третьих, дошкольный возраст – это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.

В основу первого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.


Список литературы.

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991г.

2. Красовская В. М.» О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей «Азбука

    классического танца». Л., 1983 г.

3. Метлов Н. А. Музыка – детям. М., «Просвещение». 1985г.

4. Пономарев А. Я. Психология творения. М., 1999 г.

5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное

    воспитание дошкольников. М., «Просвещение». 1994 г.

6. Способности ваших детей. Сост. Линькова Н. П., Шумилин Е. А.

    М.,  «Просвещение». 1969 г.

7. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.

    М., «Владос». 2003 г.

8. Филатов С. В. От образности слова – к выразительному движению. М.,1993 г.

9. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности.

    М., «Знание». 1986 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества

Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова...

Развитие детского творчества

Развитие детского творчества через рисование...

Планирование работы учебно- методического совета МАУ ДО "Центр детского творчества"

Планирование работы учебно- методического совета МАУ ДО "Центр детского творчества"...

Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования

В данном материале автор показывает как  и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному  искусству....

Развитие детского творчества и игрового замысла

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия....

Благодарственное письмо за организацию и проведение конкурса букетов «Краски осени», за развитие детского творчества

Благодарственное письмо за организацию и проведение конкурса букетов «Краски осени», за развитие детского творчества...