Развитие детского творчества и игрового замысла
книга по психологии

Мордвинова Ирина Борисовна

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_tvorchestva.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского творчества

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд,— везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка»
Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все большее внимание дети начинают уделять идее, т. е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6—7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа»

Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача ставится до начала игры или работы, действия ребенка начинают подчиняться замыслу, который вначале еще неустойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается и тем фактом, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления — комбинируют виденное в жизни с образами, взятыми из книг, постановок, фильмов. Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для умственного развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их. В то же время в играх, рисунках, рассказах события, действительно имевшие место в жизни, иногда сознательно изменяются. В этом проявляется стремление детей показать свое отношение к увиденному, а также подтверждается творческий характер деятельности дошкольников.
Разумеется, в творчестве детей еще не может быть осознанной идеи, но направленность интересов, свое отношение к жизни уже складывается.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога,— опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков»

При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка»
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. В различных возрастных группах творческая игра имеет определенный характер развития. В младшем возрасте (на втором и третьем году жизни), когда воображение ребенка еще недостаточно развито, организующим началом игр являются игрушки, различные материалы, а также подражание товарищам. Цель возникает в процессе игры и легко сменяется под воздействием различных впечатлений. Однако опыт некоторых воспитателей говорит о том, что уже на третьем году жизни детей можно научить ставить цели сначала в строительных играх, а затем и в играх с игрушками: сделать кроватку для куклы, уложить ее спать.
На четвертом году ребенок способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте интерес к действию часто преобладает над устойчивостью цели.
Например, трехлетняя девочка надела на руку повязку с красным крестом: она медсестра, делает уколы. Но девочке так понравилось раздевать и одевать кукол, что она забыла о своих обязанностях.
При совместной игре возникает необходимость в более точном определении ее цели, в согласованности действий. Для детей младшего дошкольного возраста, которые часто не понимают друг друга и не всегда могут договориться между собой,— это очень трудная задача. Воспитатель должен помочь малышам сосредоточить все внимание на каком-либо едином замысле, для того чтобы развить его в определенный сюжет. Опыт показывает, что уже на пятом (а иногда и на четвертом) году жизни можно приучать детей не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. Вначале перспектива игры короткая: например, устроить елку для кукол или отвезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление этого замысла.
Первоначально дети намечают лишь общую цель игры, сюжет ее развивается как импровизация, часто недостаточно стройная, нелогичная, с точки зрения взрослого человека. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются намечать общий ход игры, определять последовательность действий.
Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка. Дошкольники 5—7 лет проявляют большой интерес к различным трудовым профессиям. У них есть любимые герои, которым они стремятся подражать. Растущие познавательные интересы детей обогащают сюжеты их игр, делают более стойкими замыслы, которые иногда на длительное время завладевают их воображением. В педагогической литературе описано немало игр (в моряков, летчиков, космонавтов), которые продолжаются неделями, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми темами.
Появление длительной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Продолжительное пребывание в одной роли помогает детям глубже вникать в смысл изображаемого. Для длительных игр характерна не только плановость и согласованность действий, но и импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи, новые образы.
Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой ребенок придумывал интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и поднимали затонувший корабль, в жарких странах ловили обезьян и отвозили их в зоопарк.
Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) включение новых событий, ролей в прежние любимые игры становится делом обычным. Например, на протяжении года детей знакомят с работой повара, монтера, водителя городского транспорта и с другими профессиями. Эти виды труда ребята будут отражать в различных играх — в семью, в детский сад: они будут чинить электропроводку, готовить обед и завтрак, в троллейбусе и автобусе возить кукол на экскурсию. Четырехлетние малыши вводят в свои игры эпизоды из показанных и рассказанных сказок. Например, «воспитательница» пошла с детьми-куклами в лес гулять, и там они встретились с тремя медведями.

Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг и рассказов взрослых. Как и малыши, они отражают в любимых играх новые впечатления, но пользуются своими знаниями и наблюдениями более сознательно.
Особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Практика многих детских садов подтверждает правильность мысли о важности игры в воспитании чувств. Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова как будто, понарошку и по правде. Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется: «мама» по-настоящему любит свою дочку-куклу, «летчик» серьезно озабочен тем, как лучше посадить самолет на льдину.
С развитием и усложнением игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, глубокими. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Например, подражая космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же, а при этом возникает ответственность за порученное дело, радость и гордость за его успешное выпоДля осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, дети заменяют их другими и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры, как мы уже писали,— все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества

Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова...

Развитие детского творчества

Развитие детского творчества через рисование...

Реклама - презентация Центра детского творчества в шуточно - игровой форме

Педагоги переодеваются детьми и рассказывают о том, как проводят время дома, но тут им рассказывают о ЦДТ...(в стихотворной форме)...

Знакомство с личностью писателя как непременный элемент развития интереса к его творчеству и побудительная причина реализации детского творчества

Коллеги! В этом материале вы найдёте разработку урока по поэзии Лермонтова в 7 классе, некоторые моменты внеклассных мероприятий, посвящённых юбилеям поэтов, писателей. Ещё я познакомлю Вас с такой не...

Методическая разработка "Роль хореографии в развитии детского творчества"

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо на...

Благодарственное письмо за организацию и проведение конкурса букетов «Краски осени», за развитие детского творчества

Благодарственное письмо за организацию и проведение конкурса букетов «Краски осени», за развитие детского творчества...