Знакомство с личностью писателя как непременный элемент развития интереса к его творчеству и побудительная причина реализации детского творчества
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Беневоленская Римма Анатольевна

Коллеги! В этом материале вы найдёте разработку урока по поэзии Лермонтова в 7 классе, некоторые моменты внеклассных мероприятий, посвящённых юбилеям поэтов, писателей. Ещё я познакомлю Вас с такой необычной формой внеурочной работы словесника, как встречи книголюбов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э с с е

(Из размышлений по поводу…)

Знакомство с личностью писателя

как непременный элемент

развития интереса

к его творчеству

и побудительная причина реализации

детского творчества

(На примере знакомства с личностью М.Ю.Лермонтова)

C:\Users\Universal\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\0003-003-Mikhail-JUrevich-Lermontov-1814-1841.jpg

DD01015_

Беневоленская Р.А.

учитель русского языка и литературы

МОУ Страшевичской СОШ

Торжокского района

Тверской области

     Для многих людей, занимающихся сегодня преподаванием русской словесности в школе, не является секретом то, что интерес детей к изучаемому материалу возникает, если дать им возможность близкого знакомства с личностью того или иного писателя, поэта. А усвоение информации без увлечения, как известно, не даёт желаемого результата, эффекта.

     При этом роль педагога огромна: отобрать уникальные, лучше малоизвестные факты жизни художника слова; ярко, эмоционально их преподнести, вызвав желание внимать речи учителя; попытаться поставить школьника в жизненную ситуацию, аналогичную той, о какой идёт рассказ; дать возможность зримо представить события судьбы писателя, условия его творческой жизни.

     Это краткая теория, как сделать урок знакомства с автором изучаемого произведения оптимальным, на практике же часто получается сухая, бесстрастная передача основных моментов творческой биографии очередного изучаемого классика. Сказывается нехватка времени, сил, да иногда и особого желания у педагога.

     Исправить хотя бы частично сложившуюся подобную негативную практику преподавания призваны юбилеи писателей, поэтов.

     Слов нет, события по поводу той или иной круглой даты мастеров слова доставляют нам, учителям, да и ученикам, дополнительные хлопоты, волнения, усилия, затраты. Однако именно юбилеи известных личностей служат дополнительным импульсом, будят нашу учительскую, так называемую творческую «жилку», а значит, и творчество детей. Именно в процессе подготовки и проведения юбилейных торжеств и рождаются нестандартные уроки, необычные внеклассные мероприятия. Короче говоря, в школах начинается круговорот дел, активного участия взрослых и детей в том или ином значимом для школы юбилейном событии. Эти совместные действия учеников и учителей оставляют глубокий след в памяти и тех, и других. Впоследствии мы осознаём, что такие дела – лучшие страницы школьной жизни.

     Пушкин, Гоголь, Чехов, наконец, Лермонтов становятся ближе нашим ученикам, да и нам. И это здорово!

     У некоторых из учащихся возникает желание многое узнать о жизни классика, прочитать другие его произведения, те, что не изучаются по школьной программе. Значит, в Стране Литературии становится больше её преданных граждан.

     Какие же дорожки в мир М.Ю.Лермонтова протоптали мы, готовясь к юбилею великого русского поэта?

     Краеведение… Оно не очень-то нам помогло. Лермонтов – это же не Пушкин, который бывал в наших местах: остались версии пребывания поэта проездом в сельце Сверчково, что рядом со Страшевичами. Это и не Гоголь, который, как утверждала церковная летопись нашего села, тоже проезжал мимо по старинному тракту Торжок – Ржев, направляясь к ржевскому священнику.

     И всё-таки точки соприкосновения с личностью Михаила Юрьевича Лермонтова мы нашли…

     В округе древнего села Страшевичи, нашей малой родины, обращают на себя внимание некоторые следы усадебной цивилизации прошлого.

     Земля вокруг Страшевич была плодородная. Это можно судить по обилию помещичьих усадеб, расположенных как в самом селе, так и в его окрестностях.

     Родовое  гнездо Шахмановых-Давыдовых, родственников Дениса Давыдова, героя войны 1812 года, находилось на высоком берегу реки Рачайны, немного в стороне от Страшевич. Двухэтажный барский особняк фасадом был обращён к селу. Внизу, перед излучиной речки, действовала система идеально чистых, сообщающихся друг с другом прудов, расположенных каскадом. Старожилы вспоминали, что пруды были вымощены мрамором и в них, как в большом аквариуме, плавали рыбки, бывшие предметом пристального внимания окрестных мальчишек. Позади дома идеально прямыми параллельными аллеями располагался обширный парк. И сейчас ещё различимы его еловые, берёзовые, липовые, вишнёвые, сосновые, кленовые, ясеневые аллеи. Обилие лещины, сирени, жасмина, акации, боярышника, ландыша, незабудок (особенно незабудок, которые и доныне ковром покрывают парковые лужайки) создавало неповторимый облик поместья и наполняло божественным ароматом округу. И до наших дней сохранилось название парка – Шахманов сад, хотя бόльшая часть его ныне безвозвратно утрачена.

     Въезды в имения здешних мелкопоместных дворян Добротворских, Зиловых и Черкасовых также украшали лиственные, вишнёвые и хвойные аллеи, образуя своеобразные ворота  усадеб. Ландшафт дополнялся плотинами, запруженными на речке Рачайне в пределах владений помещиков, и системами прудов. Село утопало

в зелени и цветущих кустарниках.

     А сколько в округе было вишнёвых, яблоневых садов! Остатки этих садов сохранились и доселе как в реальных плодовых зарослях, так и даже в самих названиях. Возле Страшевич в 1 – 1,5 километрах находится деревня Вишенки. Видимо, распространённое название, так как в Торжокском районе есть ещё Малое Вишенье, Большое Вишенье.

     Немного в стороне от Страшевич на берегу Рачайны в конце 19 века закладывался новый парк, который в простонародье получил название Золотая дача. Там и сегодня ещё можно увидеть редкие для наших мест цветы, деревья и кустарники.

     И усадьба барина Петра Хлопова в деревне Новопетровское, расположенной в 3 километрах от села, имела замечательный парк.  Этот парк долгие десятилетия звали люди Барский сад. Чем же он был удивителен?

     Хозяин выписал из таёжных краёв уникальные для Верхневолжья саженцы кедра. И вырос впоследствии на правом берегу среднерусской речонки Нáшиги достаточно большой кедровник. Другие виды деревьев и кустарников тоже аллеями расположились в парке. Среди них ряды вишенок были уже привычны глазу местных жителей. Пестрели клумбы со множеством редких цветов. Благоухали пышные куртины. Но самое удивительное состояло в том, что в Барском саду вдоль его дорожек расположились статуи нимф, фавнов, бога виноделия Вакха, кентавров и других представителей греческой мифологии.

     К двухэтажному деревянному дому дворян Черкашениновых, видневшемуся издалека на возвышении возле сельца Сверчкова, вел длинный ряд стройных берёз, остатки которых можно и сейчас видеть вдоль тракта Страшевичи – Торжок. Сам дом, построенный во вкусе мелкопоместных русских дворян начала 19 века, окружала пышная растительность. Особых изысков тут не было, всё просто, удобно для жилья и общения людей с природой. Окружающие луга, небольшой пруд через дорогу. Вдоль деревни – яблоневые и вишнёвые сады. А ночами – неумолчный голос сверчков, каких тут водилось во множестве. Сельцо ведь потому и получило такое название.

     В Михайло-Вяземском в километре от Страшевич вокруг усадьбы князя Михаила Вяземского (по его имени и названа деревня) на небольшом возвышении тоже был разбит большой парк. В нём преобладали берёзовые, рябиновые, вишнёвые, сосновые аллеи, а также буйно разросшиеся  разнообразные декоративные кусты (жасмин, сирень, акация, жимолость). Были посажены и редкие в наших местах дубы. Сегодня здесь доживают свои последние годы старые раскидистые берёзы, цепляются корнями за песчаную выветривающуюся почву вековые сосны, а из кустов выжила одна сирень. Ещё корявый дряхлый дуб, деревни «страж полуживой», стоит при въезде в Михайловское несколько в отдалении от парка да вишнёвые островки, разбросанные в разных уголках деревни, напоминают о прошлом…

     Словом, любому нашему школьнику, неоднократно видевшему следы дворянских усадеб 19 века в родных краях, легко представить атмосферу садово-парковой ландшафтной архитектуры столь милых сердцу поэта Тархан, имения его бабушки Е.Арсеньевой. Здесь прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.

     В старину Тарханы назывались Никольское. Селение это основалось в начале 18 века и принадлежало крупному вельможе Нарышкину. Он же переселил сюда своих крепостных из Владимира. Поместье окружали поля и леса. Здесь были чудесные яблоневые и вишневые сады. (Как и в округе села Страшевичи!) А в парке было сумеречно и прохладно. (Как у нас в Шахмановом саду Страшевич или в Барском саду Новопетровского!)

     «У бабушки было три сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь, зимой немного теснее…»  вспоминал друг детства, кузен М. Ю. Лермонтова А.П. Шан-Гирей. У поэта рано проявилось чуткое отношение к природе. Из автобиографических записок, составленных им в разное время, видно, что “с детских лет его душа прекрасного искала”. “Шести лет уже он заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство уже волновало его душу, когда полный месяц светил в окно на его детскую кроватку”.

     К Тарханам М.Ю.Лермонтов постоянно обращался в своих стихах.

И вижу я себя ребенком: и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями…

     В поэме “Черкесы”, созданной в 1828 году на родной пензенской земле, он писал:

Свод неба синий тих и чист;

Прохлада с речки повевает,

Прелестный запах юный лист

С весенней свежестью сливает.

Везде, кругом сгустился лес,

Повсюду тихое молчанье;

Струёй, сквозь темный свод древес

Прокравшись, дневное сиянье

Верхи и корни золотит.

Лишь ветра тихим дуновеньем

Сорван листок летит, блестит,

Смущая тишину паденьем…

     Край лермонтовского детства… Тарханы…

     Вот стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается теперь лермонтовский музей. Вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом лег в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна.

     Самый роскошный вид на Большой пруд и на село открывается со стороны барской усадьбы... В усадьбе же самое высокое место принадлежало господскому дому, а в нем — комнатам в мезонине. В них с 1818 года жил Лермонтов. Все окна этих комнат обращены на запад, на пруд и село.

     Вот место “беседки тайной”, которая действительно “на склоне гор”: возле нее обрывается бугристая аллея, идущая сверху, от дома. Вот круглая площадка, посреди неё — куст. Через сирень, липы, желтую акацию видно, как рябит пруд. По краям круговой дорожки, которая обходит около розового куста, крепко вцепились жгучие стебли ежевики, ягоды светятся на солнце вишневым огнем.

     От “беседки тайной” полукружьем идет дальше прибрежная дорожка, обсаженная у воды ветлами; их легкая зелень пронизана солнцем. От Большого пруда дорожка круто сворачивает в заросль и тут останавливается перед мостом, который стоит на плотине, закрывающей воды другого пруда, затихшего в овраге, — Малого. Правая его сторона вплотную прилегает к сельским садам, она поросла тальником, по весне покрывается незабудками, а к Иванову дню зарастает плакун-травой, той, которая, по народному поверью, всем травам трава. На левой стороне — музейная усадьба. Впереди, над овражной кустарниковой чащей, очень высоко поставлена плотина. Она держит еще один пруд—Барский, или Верхний. Здесь много старинных прудов. (Как и в бывших помещичьих усадьбах села Страшевичи и его округи!)

     За мостом поднимается холм, заросший синеватой полынью. 

     За плотиной, справа, где глубокий сырой овраг, бочаги и ржавцы, в ту пору, когда порозовеет от утренних лучей вода, снимется пролежавший на травах и влажной земле туман, снимется, разрыхлится, поплывет, цепляясь за кусты и ветлы, низко продымит над полями.

     В противоположной стороне – южный скат горы; к пруду и дороге он порос яблонями и вишнями. В откос горы уступом вошла втесанная в грунт ровная площадка. Средний сад — “сад с разрушенной теплицей”. Площадка — место этой старой теплицы.

     Где прилегающий к дому парк сходит к пруду, там, по спускам, “аллеи темные”. В них сумеречно, прохладно. (И у нас в Шахмановом саду – аллеи тёмные!) В вечерние зори здесь повиснет рассыпчатая волна янтарного света и станет понемногу гаснуть в лиственных тенях. Осенью на дорожки упадет желтый лист  и будет лежать, пахнуть горечью, шуметь под шагами. (Как и барских парках нашей малой родины!)

     Вот первые лучи летнего солнца заскользили по соломенным крышам изб, и ночной туман, закрывавший с вечера пруд, стал исчезать.

     Вот потянул ветерок, поверхность воды зарябила, побежали по ней вперегонки солнечные блики.

      Вот растворились в серой дымке последние следы угасающей вечерней зари, потемнело высокое небо, и в черном зеркале пруда зажглись лучистые крупные звезды. А завтра весь день в нежно-голубой его чаше будут нескончаемо плыть, не касаясь друг друга, редкие курчавые облака и, уходя, исчезать под берегами. Если же поднять глаза, оторвать их от зеркала пруда, то в таком же нежно-голубом небе увидишь те же самые облака, неторопливо уплывающие за горизонт.

     А когда накроет все кругом “безгласная” и беспросветная осенняя ночь, только слабые “дрожащие огни” лучин в окнах невидимых изб будут напоминать о заботах их обитателей.

     Вот снег повалит хлопьями и мелькающая белая сетка приблизится к самым стеклам... Всю ночь будет блуждать по огромному небу полная луна, серебристая светлая дорожка пересечет пруд, а от сельских построек лягут черные тени...

     Их много, неисчислимо много радующих глаз, волнующих сердце и воображение картин. И каждая из них с детских лет врезалась в память поэта, утешала его “в минуты трудные”, напоминала о минувших годах. И нередко в своих произведениях он обращался к милым Тарханам, создавал удивительные по своей лаконичности и красоте целые полотна…

     Так совершая виртуальную экскурсию по  сегодняшним Тарханам (фотослайды), читая лермонтовские стихи, мы легко угадываем что-то близкое, знакомое с детства и нам, потому что и в далёком от лермонтовских мест Верхневолжском краю похожие барские усадьбы оставили свои следы.

     Можно предложить детям попытаться сочинить стихи или прозу о родном крае, его природе: парках, садах, полях… Как когда-то, возможно, маленький Мишель Лермонтов пробовал и стихами, и красками описать любимые его сердцу Тарханы…

     Мы стараемся развить в учениках желание писать искренне о своих чувствах. Пусть, может быть, не совсем красиво, но скажи, что думаешь сам, не надо списывать чужие мысли. Твоё творчество ценно именно твоим мнением, возможно, и не совпадающим с чьим-либо другим. Так думаешь, так можешь сказать только ты, и в этом сила того, что ты написал.

     Часто, как образец, показываем, как можно сложить строку, прозаическую или стихотворную. Некоторые из наших учеников пробовали писать стихи, есть такое намерение и сейчас, но очень у немногих.

     Хочу привести, как пример, два стихотворения выпускниц школы. Вероятно, острее ощущения, впечатления от общения с родным краем бывают, когда наступает минута расставания с ним. Эти строки написали одиннадцатиклассницы разных лет выпуска, не сговариваясь и несколько неожиданно для меня.

Кто сможет понять?   (Баркова Екатерина, 11 класс)                                      

Рачайна, речушка ты наша родная!

Старушка уже ты, но гордость села.

Купались в ней раньше, и смех, не смолкая,

Питал её жизнью, она и цвела.

Но время прошло, ничего не вернуть,

Дорога к речушке не хочет свернуть…

Теперь тишина, нету больше детей,

Нет спиннингов, удочек, нету сетей.

Спит наша Рачайна, ей скучно сейчас,

Лишь кто-то случайно приходит на час.

Не лезет он в воду, не жаждет купаться,

А думает много и хочет остаться.

Тут тихо, спокойно, и речка одна,

И выслушать путника сможет она.

Обиды и горе, разлука и боль,

И страх, и страданья знакомы самой.

За каплю общенья готова она

И с вами сдружиться на все времена.

Но люди от речки теперь далеки,

И редко приходят сюда старики,

И детского смеха не слышит она,

И речка не знает, чья в этом вина.

Но верю, печалям всем-всем вопреки:

Нет лучше Рачайны, нет лучше реки!

              Уходит детство   (Андреева Алёна, 11 класс)                                      

              Проснулась в час перед рассветом,

              Наверно, спать уже устала…

              Как хорошо в деревне летом!

              А ну-ка сбросим одеяло!

                                      Ночные сны, виденья, страхи

                                      В рассветном мире исчезают…

                                      Так тянет в сад, где голос птахи

                                      Весёлой трелью мир пронзает.

                                      Берёз знакомых шёпот слышен,

                                      У родничка туман клубится,

                                      А на листве кудрявых вишен

                                      Роса, играя, серебрится…

                                      Мой край, родное Верхневолжье,

                                      Рачáйна-речка под горою…

                                      У нас такое бездорожье,

                                      Что матерится, знать, порою

                                      Тот, кто с асфальтовой дороги

                                      К нам завернёт неосторожно…

                                      У деревенских только ноги –

                                     «Мотор» дешёвый и надёжный!

                                     А я любуюсь летним садом,

                                     С берёзками веду беседу…

                                     Но ждёт автобус за оградой…

                                     Да, скоро в город я уеду…

                                     И за холмом у перелеска

                                     Лишь будет пыль столбом клубиться…

                                     Уходит детство, наше детство…

                                     Вот потому-то мне не спится.

 

     Конечно, переклички со стихами М.Ю.Лермонтова прямой тут никакой нет. Хотя… Не заметны ли в творчестве выпускниц некоторые любимые поэтом художественные приёмы: инверсия, «библейская» анафора союза И, олицетворение…

Ведь при изучении творчества любого поэта, писателя мы всегда говорим ученикам об особенностях его «творческого почерка». Вот и учатся будущие стихотворцы у Мастеров слова.

     Хочу в связи с этим показать, как можно построить урок литературы в 7 классе, посвящённый анализу стихов М.Ю.Лермонтова. (Этот урок я показывала своим коллегам на МО).

 

Literature

  Задачи:

  • развить интерес к поэзии Лермонтова;
  • научить видеть и оценивать мастерство поэта в создании художественных образов;
  • готовить к анализу лирических произведений в старших классах;
  • продолжить развитие речевых навыков;
  • продолжить обучение выразительному чтению.

Х о д    у р о к а

    1.Слово учителя

     Наша встреча с М.Ю.Лермонтовым продолжается. Час поэзии сегодня посвящён его стихам.

     «По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихов  открывает «Ангел». (Поэту, написавшему стихотворение, 17 лет.) «Ангел» – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии Лермонтова, который затем превратился в мощный поток», – так считал русский поэт ХХ века Солоухин.

     Затем появляется «Когда волнуется желтеющая нива…» (Поэту 23 года.)

     И, наконец, – «Молитва». (Поэту 25 лет.) Кстати, стихов под таким названием (последнее) у поэта несколько. Почему? Заметно, что Лермонтов в лирике часто обращается к небесам, к Богу…

     Давайте в таком порядке и прочитаем их. Итак, ваш выбор…(Учащиеся дома готовили выразительное чтение одного из трёх стихотворений).

    2.Выразительное чтение стихов учащимися, параллельно – беседа по осмыслению прочитанного с учительскими комментариями.

     «Ангел»  (Чтение, беседа). (Слайд презентации: на фоне ночного звёздного неба – ангел; музыкальное сопровождение – тихая мелодия).

     Что представили? Не отражён ли в стихотворении биографический факт?

     (Ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню. Душа не запомнила этой песни, но ощущение её осталось. Земные песни не могут заменить небесных… Душа томится на земле… Мама-ангел готовила мальчика к земной жизни, но она трудна для него).

     Учитель добавляет: «С мыслями об ангеле у поэта связано ещё одно воспоминание… «Раннее детство. Кавказ. Синеглазая, светловолосая девочка. Вбежал в комнату и увидел… ангельские глаза. Почти обморок!   Жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, божественного», –  записывает Лермонтов.

    «Когда волнуется желтеющая нива…» (Чтение, беседа). (Слайд презентации: поле ржи, нива, колеблемая ветром; музыкальное сопровождение – звук ветра, шум листвы, колосьев).

    Как стихотворение связано с предыдущим? Что дорого лирическому герою в земной жизни? Когда уходит тревога из души?

    «Молитва» (Чтение, беседа). (Слайд презентации: на фоне неба, бескрайнего поля – портрет Лермонтова, музыкальное сопровождение – тихая грустная, но светлая мелодия).

    Есть ли слова молитвы в стихотворении? Что только сказано? Почему уходит тяжесть? Почему молитва снимает бремя с души?

   3.Итоговая беседа по смыслу стихотворений.

    Чем близки стихи? Какова тематика? Настроение? Когда всё же счастлив поэт? Когда легко на душе?

    Объясните свой выбор. Почему читали именно эти стихи? Чем они вам запомнились? Можно ли сказать, что в них отражена душа Лермонтова? Почему вы так думаете?

   4.Практическая работа по литературоведению.

    Какие художественные приёмы помогли поэту передать то, что творится у него на душе?

    Учащиеся выясняют роль эпитетов, находя их (зримый образ).

    Определяют службу олицетворения по созданию живой, образной картины.

    Находят инверсию (она часто встречается в стихах Лермонтова, выделяющего из текста наиболее значимое слово таким образом).

(Возможен вывод на экран текстов стихотворений с обозначением приёмов).

   5.Сообщение учителя.

    Сегодня мы познакомимся ещё с одним средством художественного изображения, которое Лермонтов активно использует. Что такое повтор, вы знаете из УНТ. Однако виды повтора многообразны. Эти средства относят к стилистическим фигурам. (При объяснении учитель использует таблицу на экране с ПК или карточках с принтера).

Стилистические фигуры

Анафора – единоначалие. Повторение одних и тех же слов, звуков в начале строк, строф.

Эпифора – противоположна анафоре, это повторение в конце строк, строф.

   Понаблюдайте, какую из фигур довольно часто употребляет Лермонтов.

   Учитель добавляет: «Анафора – это старинный способ словесного изображения. В христианской, церковной литературе (в Евангелии, например) анафора союза  И  часто встречалась. Этим достигалась торжественность и величавость повествования, нарастание экспрессивности, эмоциональности».

   (На мониторе компьютера – фрагмент Евангелие от Матфея

  «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
    И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
    И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана…»)                                                                                            

    А у Лермонтова есть ли такой повтор? Зачем он использован?

    Вывод. (Вывести на экран). Повтор в художественной литературе нужен для следующего:

      усиления признака (тёмный-тёмный);

      обозначения бóльшего числа предметов (кругом  леса, леса, леса…);

      изображения длительности действия (ехал, ехал, ехал…);

      подчёркивания важности момента, события, главной мысли (Она была прелестна. Прелестны были её огромные глаза, её волосы…);

      выражения экспрессии, эмоциональности повествования. (См. евангелие)

                                                               

      Домашнее задание:

1) найти виды, типы повтора в художественной литературе;

2) выучить одно из стихотворений Лермонтова.

Наглядность и оборудование к уроку:

           портрет М.Ю.Лермонтова (на экране с ПК);

           портрет его матери (на экране с ПК);

           сборники стихов М.Ю.Лермонтова (выставка);

           таблица «Стилистические фигуры» (распечатка на принтере или на экране с ПК);

           слайды презентации (ПК);

           мелодии сопровождения слайдов (ПК).

     Давней традицией в школе стало проведение Встреч книголюбов. И, конечно же, юбилейные даты не обходятся без этой, придуманной нами формы работы.

     Что такое встреча книголюбов? Это  праздничная или будничная встреча после уроков учащихся нескольких классов (младших, средних, старших), посвящённая творчеству какого-либо писателя, поэта или определённой теме художественной литературы (военной, например). К этому событию готовятся заранее: начитывают художественную литературу, смотрят биографические данные, создают произведения искусства (рисунки, презентации, стихи, прозу), готовят фрагменты произведений для спектакля (точнее – его небольшой части)…

     Главное – разумно сочетать серьёзную и развлекательную, соревновательную часть Встречи книголюбов: небольшие сообщения о творчестве, интересных фактах биографии, викторины, разыгрывание фрагментов книг, странички юмора и т.д.

     Конечно, необходимо предусмотреть соответствующее оформление кабинета литературы, награждение  лучших книголюбов.

     Если подобная встреча посвящена юбилею писателя или поэта, она, как правило, завершает Литературную неделю. На ней и подводятся итоги всех школьных дел, связанных с отмечаемой датой. С 6 по 13 октября будет проводиться Лермонтовская неделя и Встречи книголюбов в МОУ Страшевичской средней школе. Она предусматривает доклады, сообщения учащихся о творчестве поэта, малоизвестных фактах его биографии, конкурс презентации, рисунков, слайд-фильмов, викторины, выпуск литературных газет, собственное творчество детей и т.д.

     Думаю, кульминационным моментом Недели, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова станет виртуальная экскурсия по лермонтовским местам Кавказа. Моя коллега, учитель литературы Баранова В.С. и её внучка, ученица 11 класса Баранова Юлия, минувшим летом совершили поездку в Пятигорск и его округу. Все места, связанные с именем великого поэта, они запечатлели на фотографиях, видеокадрах и горят желанием нам рассказать о своих впечатлениях от увиденного.

     Полагаю, что эмоции и информация, полученные учащимися в ходе такого близкого, хоть и «недельного» знакомства с личностью великого русского поэта М.Ю.Лермонтова воодушевят детей на создание поэтических и прозаических произведений.                                          

     Главное, чтобы всё шло от души, с желанием. Ну, а вызвать желание, интерес – это дело профессиональной чести учителя.

     Стараемся не растерять своё учительское мастерство.

Р.А.Беневоленская        Сентябрь 2014 года

Факт выступления на МО учителей-словесников Торжокского района подтверждаю

директор районного методического центра ____________Бурцева Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...

Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина» на 2013 - 2015 годы

I. Информационная справкаХарактеристика учрежденияНазвание образовательного учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детск...

Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка

Все знают, что книга имеет для воспитания огромное значение. Воспитать человека без книги невозможно. Книга - замечательное средство духовного обогащения человека. Она вводит читателя в мир мудрых мыс...

М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность писателя

Цель урока: дать представление о личности М. А. Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства....