УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА
статья по теме

Мочалова Нина Юрьевна

Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mart_pedsovet_nov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Времена меняются, и сегодняшние дети уже не такие, какими были их родители. Они более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в навороченной технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний

Как преуспеть в жизни современному школьнику?

Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность.

В современном обществе слово успех звучит как волшебное и открывающее любые двери.

Успешный человек – это человек, который имеет то, что он хочет иметь – это счастливый человек.

Чтобы достигать успеха и жить, осуществляя свои желания, необходимо иметь цели долгосрочные и краткосрочные, помогающие достичь её. Необходимо окружить себя успешными людьми. Но состояние успеха – это состояние души. Определение успеха является личным для каждого.

Как же достичь того успеха, который позволит почувствовать душевный комфорт и равновесие?

         Успех – это гармоничное развитие всех осей жизненного колеса: работа для взрослого- учеба для ребенка, здоровье, друзья, близкие, отдых, духовный рост, увлечения – получение удовольствия и радости от всех этих составляющих и есть успех, то есть это образ жизни.

Желание быть успешным – это естественное желание человека, а значит и каждого нашего ученика. Нередко успешный в учебе успешен в чем-то еще. А если ребенок  не может быть успешным в  учебной деятельности? Но он может раскрыться в другом деле. (помощь родителей, но и кл. рук)

 Как же можно прийти к состоянию успеха и счастья?

Состояние успеха – это состояние удовлетворения собой, своими действиями и спокойное достижение своих целей.

Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития. Здесь нужно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача педагогов в том и состоит, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.

С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ситуация успеха - это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителей и родителей. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Мы должны учить детей успеху. Применять в работе правила успешных перемен .

Ищем мотивацию

  1. Чем раньше взрослые перейдут от порицания к поддержке, тем лучше будет результат
  2. Очень важно не пропустить внутреннюю увлеченность ребенка и обязательно отмечать его старания (как ТЫ хорошо…, не лучше всех)
  3. Подросткам полезно показать ближайшие перспективы: «Если ты сейчас приобретешь такие знания, то в будущем можешь их использовать». 

Строим планы

Предложите вместе подумать и разобраться, почему не удалось реализовать задуманное, ведь причины бывают разные. «Давай мы попробуем спланировать твою неделю, день (чем меньше школьник, тем меньше срок)».

Расставляем приоритеты

Определить, что действительно важно, а отчего можно отказаться. Учить детей ориентироваться в своем физическом состоянии.

Прилагаем усилия

Взрослые порой не замечают ступенек на пути к успеху: «Что ты возишься с подробностями… В то же время большая ответственность складывается из маленьких шагов. Их важно отмечать и поддерживать: «Молодец, ты старался, сделал задание так хорошо, как только мог!» Полезна и ориентация на интерес: «Не нравится учить текст, но как приятно выступать, когда ты его знаешь!» «Необходимо не только поощрять усилия, но и требовать, чтобы их прилагали. А сами требования должны быть последовательны, понятны и немногословны».

Другими словами,  каковы же  шаги к успеху: вера в себя, упорство, настойчивость, целеустремленность, усилия

Успех имеет огромное значение в жизни людей. Успех порождает дальнейший успех, а неудача, как правило, не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставлять каждому ребенку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

 Об этом говорит высказывание Сухомлинского

 «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» 

До сих пор мы говорили об успехе только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Существует известное выражение: «Знание – сила!» Знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Может быть, еще большая, чем знание? Над этим стоит подумать.

Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

вопрос

Всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? Для педагогов – это вопрос вопросов. Это принципиальнейшее положение, в котором важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Казалось бы, над чем тут особенно размышлять: успех есть успех, радость есть радость, поражение — поражение. Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, — стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. И стоит, прежде всего потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами?

Основным предназначением школы является содействие развитию личности ребенка. Школа обеспечивает среду, которая способна создать предпосылки и условия для становления, развития и саморазвития школьников. В соответствии с ними школа может предоставить выбор путей и способов для достижения личностно значимых целей учащихся. На сегодняшний день школа призвана ориентироваться на планирование и контроль образовательного процесса «от ученика» с постоянным отслеживанием его результатов.

Сегодня учитель, а особенно классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

  1. Организация разнообразной деятельности в классе
  2. Помощь в решении возникающих проблем
  1. Забота о развитии каждого ребенка

В его работе широко должен применяться принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Мы должны помнить, что нельзя сравнивать ребенка с другими, учить детей не завидовать другим.

Мы сегодня подошли к понятию «портфолио» каждого ученика. По определению Майера портфолио - «целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях». Такая коллекция предполагает вовлечение школьника в отбор ее содержания и его самостоятельное определение критериев этого отбора. Кроме того, портфолио позволяет оценить личную социальную успешность учащегося и является предметом рефлексии полученного опыта.  Дети должны привыкать к тому, что их достижения должны оцениваться (об этом уже говорилось) и ориентироваться на дальнейшее продвижение в образовательной деятельности, должны привыкнуть к тому, что на рынке труда они должны оперировать набором документов, определяющих их рейтинг.

Ведение портфолио ученика  - новая современная форма работы с классом, которая позволяет классному руководителю найти подход к каждому учащемуся, а ученику – анализировать динамику личных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.

Актуальность  темы вытекает  из  противоречия между новыми требованиями общества  к подготовке школьников:  формирование  новых качеств – инициативность, способность само...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

«Воспитание на положительном на уроках истории и обществознания как условие развития личности школьника».

В федеральном компоненте стандарта одна из целей исторического образования представлена как « развитие гуманитарной культуры личности, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмыслени...

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

План выступления. Круглый стол 26.03.2015.«Формирование межличностных отношений как одно из условий развития личности школьника»

Представлен план доклада на тему:"Игровые методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Ваступление на конференции у чителей физической культура...