Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Лавренко Тамара Михайловна

В данном материале автор показывает как  и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному  искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования Ейский район

Методические рекомендации на тему:

«Развитие детской фантазии  и воображения

посредством нетрадиционных техник рисования

 и современных направлений изобразительного искусства»

 

Автор:

Лавренко Тамара Михайловна

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДО  Детско-Юношеский  Центр

города Ейска МО Ейский район

г. Ейск

 2018 год

 Аннотация.

      Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше ребенок окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности.

      Основной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления  индивидуального подхода к   каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и  фантазии, воображения, наблюдательности, настойчивости и воли.

      Методические рекомендации  по данной теме  адресуются педагогам дополнительного образования художественной направленности и школьным учителям изобразительного искусства.

      Источником   моего практического опыта, положенного в основу рекомендаций, является  программа «Изобразительное искусство и художественный труд » для общеобразовательных школ, созданная Б.М. Неменским.  Это программа получила общественное признание, имеет многочисленных почитателей не только в нашей стране, но и за рубежом.     В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский  пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат.

      Поэтому мною не случайно была выбрана методическая тема «Развитие детской фантазии  и воображения посредством нетрадиционных техник рисования  и современных направлений изобразительного искусства».

На мой взгляд, изобразительное искусство является едва ли не самым интересным видом  досуговой  деятельности детей. Оно позволяет ребенку выразить в своих работах свое впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительное  искусство имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Лавренко Тамара Михайловна,

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

МБОУ ДО ДЮЦ г Ейск МО Ейский район

lavrenkotamara@gmail.com

Пояснительная записка

     Во все времена искусство было зеркалом общества. С развитием общества искусство тоже претерпевало изменения. Наши предки и представить себе не могли, какие формы примет искусство в наши дни. Современное изобразительное  искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира - мира ускорения социального прогресса на базе продвинутых  технологий. Новейшее искусство часто пересекается с окружающим миром, оно не ограничено выбором материалов или методов.      Современные художники ищут новые формы самовыражения, откуда возникают новые направления  и течения изобразительного искусства. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия педагога наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать и нетрадиционное  рисование, и изучение современных направлений изобразительного искусства.

     Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражении ребенка. Нетрадиционные  техники способствуют  проявлению фантазии и творческого мышления, развитию воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке.

     Автор изучил огромное количество нетрадиционных техник,  также исследовал  современные направления  изобразительного искусства, некоторые виды освоил сам, прежде, чем научить детей.  Важно отметить, что не все виды и техники рисования подходят к применению на занятиях в изостудии, в связи с возрастом, психологическими особенностями детей, ограничению времени и  доступности материалов.

     Цель данных методических рекомендаций  - оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности и школьным учителям изобразительного искусства.

     Автор данных методических рекомендаций считает, что данный материал  будет полезен  как  педагогам дополнительного образования художественной направленности, так  и школьным учителям изобразительного искусства.

     В своем педагогическом опыте я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества маленького человека. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ребенок в дальнейшем, это все  обязательно пригодиться ему в жизни. Нетрадиционные техники  и  знакомство  с новые веяниями в искусстве  на  моих занятиях  изо  помогут  развивать ребенку творческий потенциал.

   

Новизна и  актуальность  данного материала заключается в том, что он несет в себе  инновационный характер, так как в системе работы используются как  нетрадиционные методы и способы рисования,  так и  освоение некоторых  современных направлений искусства, которые  способствуют   развитию фантазии и воображения, и творческих  способностей  детей.

    Методические рекомендации  педагогически целесообразны, так как  они способствуют оказать некоторую помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности, школьным учителям изобразительного искусства для работы с детьми. Материал  построен так, чтобы дать углубленные знания, умения и навыки обучающимся  в собственной художественно – творческой деятельности;  сформировать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

    Отличительные особенности данного материала заключаются в том, что он ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, особенно активно используются современные компьютерные и мультимедийные технологии, так же широко применяется книгопечатная продукция и различные наглядные пособия. Автор применяет игровые и здоровьесберегающие  технологии. Все это в совокупности   позволяет повысить эффективность  процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования.

     При работе с  детьми, занимающимися в изостудии, необходимо обратить внимание на создание культурно-педагогической среды. Я стараюсь создать на занятиях такую эстетическую и эмоциональную среду общения, сопереживания, сотрудничества, которая пробудила бы в ребенке эмоции, чувства, раскрепостила бы его, активизировала эмоционально-образную и познавательную сферу, постепенно подготовила к творческому процессу.

     Осуществляя  педагогическую деятельность,  применяю  особые приемы для  создания творческой атмосферы:
- первоначально давать  легко доступные творческие  задания
- проявлять  интерес к действиям детей
- признавать  и поощрять множественность вариантов ответов
- раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного
- поощрять чувству предвосхищения и ожидания
- знакомое  снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения)
- строить предположения на неограниченных данных
- соотносить на первый взгляд несоотносимое
- повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.

 

 Задача педагога  -  помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, в себя, не только определить, а развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни.   Творчество  -  то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить творчеству целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо.

      Каждый педагог может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания. От организации и умелого проведения занятий почти полностью зависит решение  поставленных  педагогом задач обучения и воспитания учащихся. Каждое  занятие должно  быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы  занятий связанных между собой общей целью и общими задачами.

     Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих занятиях всегда было интересно. Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время  нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми. Постоянно на своих занятиях веду эксперимент по планированию и насыщению  занятия новыми формами подачи материала, стараюсь сделать темы интересными и разнообразными. Темы для занятий  беру из истории или  из литературных произведений, так же  обязательно использую как свои, так детские  наблюдения и жизненный опыт.

    Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать, поэтому,  уже начиная с дошкольного возраста нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

     На занятиях изобразительного искусства, я пытаюсь разнообразить изобразительную деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.   Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на занятиях изобразительного искусства.

Содержание

 Б.М. Неменский  сказал « Удивление — основа наблюдательности»,

«Вся фантазия — от жизни», «Воображение — великая универсальная способность».  Его афоризмы  тесно вплетаются в мою педагогическую деятельность.   Развитие воображения - это важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта. Фантазия опирается на память и располагает ее данные в новые сочетания, таким образом, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

     Окружающий нас мир полон волшебных красок, необычайных цветов, сказочных изображений. Мы, взрослые, порой этого не замечаем, а дети подмечают все вокруг себя:  муравьишка  спешит домой, божья коровка надела красивое платьице в горошек, воздушная бабочка полетела на бал....Детской фантазии дошкольного возраста  нет границ!  Великий  П. Пикассо сказал:  «В каждом ребенке живет художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

     Работая  с детьми в изостудии , стала  замечать, чем старше становится ребенок, тем труднее ему рисовать на свободную тему. Поэтому я поставила перед собой задачу давать такие задания, чтобы  развивать детскую фантазию и  воображение как можно больше. Технику   рисования дети осваивают  легко и быстро, а вот фантазия  куда-то исчезает. Именно  фантазийное  рисование дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе. Именно поэтому рисование в нетрадиционных  техниках  дает  внутренний толчок воображению и  развитию  детской  фантазии , что является ключом к эмоциональному пониманию искусства и чувства прекрасного.

    Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается  классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках  свободно от канонов  академического рисования, оно   более упрощенное  и доступное  для детского восприятия и воображения.  В нетрадиционном рисовании используются  самые различные необычные материалы. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и  сказочными. Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Применение нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительного искусства дает детям раскрыть свои представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения  ребенка.

   Самая распространенная  техника  нетрадиционного рисования «Клей и соль». Дети  любого  возраста очень любят этот   метод рисования. Вначале, выдавливая  клей  ПВА из флакона, острым носиком рисуется все что угодно, можно как без предварительного рисунка, так и заранее  нарисованного какого-либо сюжета, а затем  сразу же обильно посыпаем крупной солью.  После полного высыхания клея соль стряхиваем, получается очень интересный, объемный рисунок.  (Приложение 1,2)

  «Свеча и акварель».   Этот метод стараюсь   использовать, когда знакомлю детей с акварельными красками. Занятие начинаю с показа « фокуса» . Заранее  готовлю несложный рисунок свечой: травка, деревья, цветочки, домик, облака, солнышко и т.д.  Во время занятия на этом листе показываю, как  нужно работать  акварельными  красками, проговаривая,  каким цветом нужно пользоваться, закрашивая весь лист красками. Какое удивление  и восхищение появляется на лицах детей, когда они видят появление домика, дерева и других предметов на картинке! На первый взгляд, кажется, что очень легкая и простая техника. Но попробуйте сами нарисовать что - либо свечой, что бы потом получился какой-либо  понятный рисунок! Дошкольникам эта техника дается сложно, но постарше  дети справляются  хорошо. Детям младшего возраста можно предложить нарисовать цветочки, домики, что они умеют рисовать. Школьники придумывают сами рисунки. Здесь сразу нужно сосредоточить внимание детей на крупном рисунке конкретно  чего-либо, иначе картинка не получится, все линии свечи перепутаются. (Приложение 3)

  Техника « Акварель и соль» очень хорошо подходит для  создания   каких - либо фонов. Потом картинка дорисовывается гуашью. Дети  с удовольствием работают в этой технике. Вначале акварельную бумагу нужно  промочить хорошо  поролоном, смоченным в воде, потом  делаются крупные мазки разного цвета акварелью, и затем сразу же насыпаем  крупную соль. Через сутки, когда хорошо просохнет бумага, соль стряхиваем  жесткой крупной кистью, и придумываем рисунок, соответствующий фону. Налимова Ксения за работу « Черепашка», и  Агапкина Светлана за работу «Морской петух», в которых использовался фон, выполненный в технике «акварель и соль», награждены  Грамотами -  призер  (2место)  в муниципальном этапе краевого конкурса «Зеленая планета».  (Приложение 4)

   Дети очень любят  нетрадиционную технику рисования  «тычкование». Для создания своих «шедевров» мы пользуемся ватными палочками,  деревянным концом  кисти, поролоном или комочком бумаги.  Иногда  мы используем  шаблоны для рисования в этой технике. Дошкольникам нравиться работать ватными палочками по шаблону, так например «Сова», «Павлин». Школьникам усложняю эту задачу: при  помощи шаблонов частей тела какого-нибудь  животного, например, котика, дети придумывают  и рисуют  его в разных движениях.  (Приложение 5)

   Осенью  мы с детьми  выходим в парк, наблюдаем  за красотой осеннего пейзажа. Дети собирают опавшие  с деревьев листья разной формы и цвета, и потом  создают свои «шедевры» при помощи метода «Оттиск  листьев».   Иногда делаем оттиск листьев, прокрашивая их разным цветом, а иной раз  используем листья как трафарет. Создавая  некоторые  сюжетные картинки, дети учатся пользоваться многослойными трафаретами,  которые педагог изготавливает сам, например  «Красота осени - женский портрет». (Приложение 6)

  Техника «Граттаж» (буквальный перевод этого слова – «царапанье», от французского  глагола  gratter – царапать). Граттаж – это фактически имитация  гравюры.  Интересная  и любимая детьми младшего и среднего школьного возраста  техника!  Очень развивает детскую фантазию и воображение. Акварельную бумагу раскрашиваем цветными восковыми мелками, потом  обрабатываем восковой свечой, затем покрываем тушью или гуашью. После полного просыхания процарапываем пилочкой для ногтей  или другим острым предметом, какой - либо  рисунок.

  За  работу «Священная война» в технике «Граттаж»  Лютикова Кристина  награждена Дипломом 3степени  краевой  выставки детских творческих работ « Не смолкнет слава  тех великих  лет»,  посвященной Дню Победы.  Корнева Анастасия за работу «МЧС России»  в технике «Граттаж» награждена  Грамотой -  2 место в муниципальном этапе краевого фестиваля  «Звезда спасения». (Приложение 7,8)

  «Монотипия» считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от  греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.).  Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.  В своей педагогической практике технику «монотипия»  мы   делаем   со старшими детьми. Акриловую  краску разного цвета наносим  на стекло, затем  накладываем на это стекло лист акварельной бумаги, чуть-чуть подвигаем ее влево - вправо, прижимаем хорошо  ладошками и затем снимаем со стекла. Получается  оттиск  с необычайно загадочной  картинкой на  акварельной  бумаге.  Монотипия  на первый взгляд  очень простая техника. Что здесь сложного? Сделай отпечаток  на бумаге и все!  Вот только сейчас, после оттиска начнется настоящее творческое созидание! Увидеть на цветном фоне что-нибудь интересное, похожее на какой-либо сюжет. Развитие фантазии и воображения  идет полным ходом и превращается в творческий процесс создания своего  эксклюзивного  «шедевра». В этих работах мы  применяем  иногда метод «кляксография» (выдувание краски из коктейльной трубочки) и  пользуемся прорисовкой.  (Приложение 9,10)

   Для развития воображения  даю, например, такие  темы: «Жил-был кот в городе «Котовасия». (Приложение 11),  «Встреча с инопланетянами» (Приложение 12), «Футбол в будущем» (Приложение 13) и   «Улочки плодового городка»  (Приложение 14) . Дети придумывают  рассказы  про каких-то героев, учатся выражать свои мысли посредством карандаша и бумаги, передают настроение при помощи цвета и красок, создают свои сюжетные картинки.

   Существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д.   Занимаясь с детьми  изодеятельностью,

 я также их знакомлю с  современными стилями  и направлениями  изобразительного искусства.

   Школьникам очень нравится  современный стиль рисования «Дудлинг» - это процесс рисования простыми элементами. «Дудл» в переводе с английского языка обозначает «каракули». Попросту закорючки, рисунки на полях, то что мы рисуем неосмысленно, машинально. Такие рисунки могут быть как абстрактными, так и иметь определенную форму и даже сюжет. Сейчас эта форма творчества завоевывает популярность по всему миру.  Главный секрет популярности дудлинга – его доступность. Ведь в дудлинге нет правил. Он доступен каждому, а возможности самовыражения с его помощью не имеют границ!  (Приложение 15,16)

   С  детьми школьного возраста   мы освоили  очень сложную современную  технику рисования «Оверлеппинг» .  Это  рисование в контрастных цветах, в основном  в черно-белом , где происходит частичное  совпадение или наложение одной формы на другую. Эта техника очень развивает пространственное мышление ребенка. Вначале дети по шаблонам составляют композицию из несколько предметов. А вот следующий этап рисования очень увлекателен для мышления детей. Нужно правильно сделать разделения цвета, этот процесс похож на разгадывание какой-либо пространственной задачки. Дети делают это с большим удовольствием! (Приложение 17)

   Студийцы с большим интересом познакомились с « камуфляжным жанром», основателем которого является американский художник Д.Раст.  Слово «камуфляжное» раскрывает смысл понятия, когда под одним изображением маскируется иное, на первый взгляд не явное, но угадывающееся при внимательном рассмотрении.   Это направление, пользуется огромной популярностью   и благодаря интернету в последнее десятилетие  стало знакомо  большому количеству людей, интересующихся  искусством.  Дети с большим интересом   рассматривают  фантазийные картины художников этого жанра  и с огромным энтузиазмом  начинают создавать свои « шедевры»  в жанре  «камуфляж». (Приложение 18,19). 

       Также я познакомила детей с новым направлением  изобразительного искусства «оп-арт», которое является синтезом науки и  искусства. Англ. ор art,  сокращ. от  optical art — оптическое искусство. Направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применяются установки меняющегося света и динамические конструкции. Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Ребятам очень понравилось создавать несложные оптические рисунки. (Приложение 20).   Эту тему  я постаралась разнообразить, и внесла в нее элементы  цветоведения «Тональная растяжка».  (Приложение 21).

Прилагаю  примеры  выставок изостудии «Палитра», которые оформляются ежемесячно после изучения новой темы.  В данном приложении  показаны детские рисунки, в которых использовались нетрадиционные техники рисования и некоторые виды современных направлений изобразительного искусства. (Приложение 22)

Применение нетрадиционных техник рисования и современных направлений изобразительного искусства  дает   возможность раскрыть свои детские  представления о рисовании, а так же создает условия для творческого самовыражения  ребенка, способствуют развитию  фантазии, воображения и творческого мышления,  воспитывает в детском  мировоззрении чувства прекрасного. Считаю опыт своей работы «Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных  техник   рисования и современных направлений изобразительного искусства» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую  активность учащихся, повысить эффективность занятий.

В дополнение к  методическим рекомендациям прилагаю конспекты занятий и мастер-класса:

«Рисование  петушка в технике «Дудлинг» (Приложение 23)

«Жил-был кот в городе «Котовасия»  (Приложение 24)

«В  Африке среди  саванны  жили-были  обезьяны»  (Приложение 25)

«Нетрадиционные техники рисования» (Приложение 26)

      На  Международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет» ped-kopilka.ru   я сделала публикацию  на соответствующую тему «Развитие фантазии и воображения  у детей посредством нетрадиционных техник рисования» (Приложение 27)

Список  литературы:

Для педагога:

1.АбрамоваМ.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству.1-4 кл./М.А.Абрамова -М: Гуманитар. изд.центр «ВЛАДОС»,2004

2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание «ВЛАДОС», 2008

3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский

центр «Владос », 2008

4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский

центр «Владос», 2006

5. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.:

«Эксмо», 2010

6. Мастера живописи и Истории искусств.(Большая детская энциклопедия) - Ростов  на /Д  Владис,2016

7. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея

Андрияки, 2009

8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика

его преподавания в начальной школе. - М., « Академия», 2008

9.Хэммонд Л. Учимся рисовать портреты. Минск: «Попурри»,2015

10. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010

Для обучающихся:

1. Джонсон К.Наброски и рисунок, Минск: «Попурри»,2011

2. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.:

«Астрель»: АСТ, 2006

3. Оптические иллюзии. Головокружительная теория, сногсшибательная практика/П. Джейкобс -  М.: Лабиринт Пресс,2018

4. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/

авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: «Харвест», 2010

5. Робертсон  Б. Портрет  (Серия:  Интенсивный  курс рисования) Минск: ООО «Попурри», 2004

6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия

развития, 2009

  Интернет -ресурсы:

1.http://profilib.com/chtenie/155828/r-fedotova-osnovy-izobrazitelnogo-iskusstva-9.php

2.http://nashol.com/2016092491139/besedi-i-didakticheskie-igri-na-urokah-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-1-4-klass-abramova-m-a-2004.html

3. https://zirina479.livejournal.com/201224.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и воображения посредствам нетрадиционных техник рисования.

Статья  рассказывает  о  нетрадиционных  техниках  рисования,  которые    можно  использовать  на  занятиях  изобразительным  иску...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования...

Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №2

Данный материал является продолжением  основного материала "Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования"...