Структура метапредметного урока как образовательной ситуации
статья (технология) по теме

В данной статье рассматривается структура метапредметного урока формирования ИКТ-компетентности  обучающихся на примере урока технологии «Моделирование швейных изделий – фартука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_belitskaya.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Структура метапредметного урока как образовательной ситуации

В соответствии с требованиями ФГОС общего образования в части формирования универсальных учебных действий современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула учебной деятельности и условий достижения планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Продолжительность образовательной ситуации — от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования.

  • Образовательная ситуация — это сочетание педагогической цели с условиями и обстоятельствами (содержание образования; методы, формы обучения; дидактические и технические средства и т.д.), создающее образовательную среду совместно-распределенной деятельности участников образовательного процесса с целью получения образовательного результата, имеющего форму образовательной продукции (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов)
  • Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Дидактическая модель урока как образовательной ситуации

  1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности
  2. Этап проблематизации - оформление  конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы
  3. Этап целеполагания и планирования - формулировка  учащимися цели  предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана
  4. Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире
  5. Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
  6. Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач
  7. Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Особенности метапредметного занятия:

  • Это интегрированное занятие.
  • Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  • Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  • Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требования к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Рассмотрим структуру метапредметного урока формирования ИКТ-компетентности обучающихся на примере урока технологии «Моделирование швейных изделий – фартука»

Планируемые результаты

Личностные: 

1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.

2. Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

Предметные:

1.Знакомство учащихся с понятиями «модель», «одежда», «моделирование» посредством работы со словарем Ожегова, деталями фартука, правилами  моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука; формирование навыков по моделированию;

2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Метапредметные:

1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.

2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя.

3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; умение работать с интерактивной доской.

Структурные элементы урока

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Основная цель этапа: организовать познавательную деятельность учащихся

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- отвечают на вопросы учителя, определяют ключевое слово «модель» 

-устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

-выясняет степень усвоения изученного материала

-определяет  типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины

-создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов

-вовлекает в игровую деятельность

Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Основная цель этапа: постановка перед обучающимися учебной проблемы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- знакомятся с понятием «одежда», ее классификацией, работая с интерактивной доской - устанавливают соответствие  

-определяют границы знания и незнания изученного материала

-формулируют тему урока

-определяют цель учебной деятельности на уроке

- предлагает обучающимся   распределить одежду на группы

- выясняет количество групп и принцип распределения

-предлагает сформулировать тему урока и цели урока

- корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

 Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. 

Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием. Понятия «модель», «фартук» известны, моделирование-?  

В результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка», «перепутанные цепочки» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

Изучение нового материала

Основная цель этапа:

восприятия, осознание нового материала и его первичное закрепление

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 -отвечая на вопросы учителя, открывают для себя новое понятие «моделирование», находят сходства и различия моделей фартука,

-формулируют способы моделирования , делают выводы, работая с ИД

-выводят два определения термина «моделирование»

-предлагает рассмотреть модельный ряд фартуков, задает вопросы, приводящие к раскрытию новой темы

-обеспечивает первичное закрепление новых знаний

-показывает на ИД  сходства и различия моделей фартука

- обращает внимание на отделку фартуков, способы моделирования

Практическая работа

Основная цель этапа: закрепление изученного материала

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 -работая в группах, выполняют моделирование фартука

-повторяют правила работы в группе, санитарно-гигиенические

-защищают модель фартука, используя синквейн

-предлагает выполнить практическую работу, опираясь на полученные знания

-обеспечивает закрепление новых знаний, развитие интеллектуальных способностей через защиту работы + синквейн

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Основная цель этапа:

планирование учебного сотрудничества, контроль, коррекция, оценка действий партнеров

Ситуация многоуровневости взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Основная цель этапа: 

выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Состоит из двух частей: педагогической (синквейн)и эмоциональной (отражение настроения и подведение итогов урока) в виде цветных фонариков.

Домашнее задание

Основная цель этапа:

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации, широко используется ИД. 

Применение информационных коммуникационных технологий  повышает эффективность и качество обучения,  вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время.

Белицкая Ольга Юрьевна, учитель технологии

МБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые требования к образовательным результатам. Достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов."

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияч представыляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начально...

Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через метапредметные уроки

Описание опыта работы по теме "Формирование мотивации образовательной деятельности учащихся через МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ уроки!...