"Точение на деревообрабатывающем станке"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Тренина Любовь Александровна

Урок для 6 класса "Деревообработка". На данном уроке дети знакомятся с такими понятиями :  передняя бабка, задняя бабка, шпиндель, резец, подручник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

при проведении лабораторно-практических работ на уроках технологии (технический труд)

 по теме: «Обработка древесины» 6 класс.

Тема урока: Точение на деревообрабатывающем станке.

Цель занятия: Обучить работе на токарном станке по дереву.

Задачи:  

1. Освоить правила точения, пользование инструментом.

2. Сформировать понятие необходимости  использования документации при изготовлении изделия.

3. Развивать потребность к овладению новыми знаниями.

4. Способствовать организации дисциплины на уроке.

5. Внедрять педагогическую технологию проблемного обучения.

          Оснащение:    

        Материально- техническое обеспечение: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, оборудование, инструменты.

                             Методическое оснащение:    инструкционно - технологические  карты.

Тип занятия:   комбинированный, занятие рассчитано на большое количество учащихся при отсутствии достаточного количества рабочих мест, предполагается работа в группах (закрепление и точение производится по очереди группой).

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Актуализация темы.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Вводный инструктаж.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Текущий инструктаж.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Заключительный инструктаж.
  10. Закрепление.
  11. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организация класса (приветствие,  проверка готовности к уроку).
  2. Актуализация темы.  Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили устройство станка-ТВ-6  и сегодня определим, кто из вас имеет право работать на станке. Как вы считаете, каким образом можно получить возможность работать на станке?          Конечно, необходимо знать устройство станка и знать правила безопасной работы на станке, а так же технологию выполнения точения.
  3. Повторение пройденного материала:

Задание №1 – Что означает этот термин? (Учитель называет термин, ученик должен кратко раскрыть значение) Передняя бабка, задняя бабка, суппорт, фартук, пиноль, шпиндель.

Задание №2 – Поднимите руки, кто может вставить пропущенные буквы на этом плакате в следующих словах: па---н, (патрон), ку--чки(кулачки), эл------------ль(электродвигатель), план----а (планшайба), осн-----е (оснащение).

  1. Как вы знаете, чтобы получить допуск для работы на станках, необходимо также  знать устройство станка СТД –120М, ТВ-6 и правила их безопасной эксплуатации, поэтому:

Вам выдаются инструкционные карты для самостоятельной подготовки полученной заготовки для работы на станке. (Учащиеся должны уметь выполнять самостоятельно строгание, пиление, уметь читать технологическую и операционно-маршрутную карту.) (Сообщение нового материала происходит перед  работой учащихся на станке и самостоятельном ознакомлении с инструкционной картой.)

Подготовка заготовки для точения 

  1. Отрезка заготовки по длине с учетом припусков на торцах,
  2.  Осмотр ее внешнего состояния, разметку центров вращения заготовки;
  3. Придание заготовке - вначале четырёхугольного сечения, потом - восьмиугольного и близко к цилиндрическому.
  4. После, крепление заготовки  на станке.

Инструменты для точения

Стамески и другие режущие инструменты:

       Желобчатые, полукруглые стамески применяют для черновой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки поверхностей, а также для подрезания торцов и вытачивания конусов. Режущая часть токарных резцов называемая лезвием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.

Точение заготовки.

 Перед точением надевают защитные очки, включают станок, берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.

Вначале выполняют черновое (грубое) точение большой полукруглой стамеской, и лишь потом берут стамеску для чистового точения;

Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску кладут и прижимают к подручнику ребром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.

Тонкую стружку срезают только серединой режущей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.

Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.

Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.

При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шли фовальной колодкой.

Хорошие результаты дает полирование сухой детали бруском из более твердой породы древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволакивает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.

Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают. Линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опускают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть заготовки до надреза. Эти переходы выполняют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, пока не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм.

После остановки станка заготовку снимают и столярной ножовкой отрезают шейки и торцы, после чего зачищают наждачной бумагой.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:

 До начала работы:

1. Правильно надеть спецодежду (застегнуть рукава халата, спрятать волосы под берет).

2. Проверить надежность закрепления инструмента (сверла в патроне, фрезы в оправках, резца в резцедержателе).

3. Прочно закрепить обрабатываемую заготовку (в тисках, патроне, прихватами и др.).

4. Проверить наличие защитных приспособлений.

5. Проверить работу станка на холостом ходу.

Во время работы:

  1. Надежно закрепить деталь.
  2. Использовать инструмент только по назначению.
  3. Инструмент к заготовке (у сверлильного и токарного станков) или заготовку к вращающемуся инструменту (у фрезерного станка) надо подавать плавно, без усилий и рывков.
  4. Во избежание травм запрещается трогать руками патрон, сверло или оправку.
  5. Убрать посторонние предметы.
  6. Оберегать руки от порезов о режущие кромки инструмента.
  7. Измерять заготовку на работающем станке.
  8. Запрещается отходить от работающего станка, не выключив его.
  9. Начинать убирать стружку только после полной остановки станка.
  10. Перед остановкой станка надо обязательно отвести инструмент от заготовки, чтобы избежать его поломки или заклинивания.

После окончания работы:

Нажать на кнопку СТОП, подождать до полной остановки вращения заготовки, удалить стружку щеткой-смёткой.

Протереть станок, привести в порядок инструменты и приспособления, сдать рабочее место дежурному или учителю.

Возможные травмы: травма глаз (острые края стружки, попадание мелкой стружки в глаза), травмы рук при неправильной работе (удерживание заготовки, неправильном закреплении заготовки) и т.д.

6.Самостоятельная работа (если все обучающиеся не поместятся возле станка - разделить  на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают заготовку к работе и устанавливают её на станок (зачет по технологии точения на станке), затем группы меняются. )

( контроль за  выполнением учащимися правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

7.Текущий инструктаж, индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.  

8.Самостоятельная работа (контроль за выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

9.Заключительный инструктаж. Уборка  рабочих мест. Оценка работы уч-ся.

        Цель занятия: дать начальное представление графической  и технологической документации.

 

             Задачи:  

1. Научить выполнять эскизы, технические рисунки, составлять технологическую документацию.

2. Сформировать понятие необходимости документации при изготовлении изделия .

3. Развивать потребность к овладению новыми знаниями.

4. Способствовать организации дисциплины на уроке.

5. Внедрять педагогическую технологию проблемного обучения.

          Оснащение:    

        Материально- техническое обеспечение: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, угольник.

                             Методическое оснащение:  план - конспект, тестовое задание,  инструкционно -              технологические  карты.

          Дидактическое:  плакат «конструкторская документация», плакат «технологическая   документация».

           Новые понятия:

                             Эскиз, технический рисунок, чертеж, масштаб, операция, приспособление, технологическая  карта, деталь, технологический процесс, операция, переход.

Тип занятия:   комбинированный, занятие рассчитано на большое количество учащихся при отсутствии достаточного количества рабочих мест, предполагается работа в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по технологии обработки древесины на деревообрабатывающих станках

На уроке-презентации говорится об этапах обработки древесины: как выбрать материал, как использовать эффективно, как настроить станок, последовательность действий, техника безопасности....

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.02 «Станочник деревообрабатывающих станков»

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

« О мотивации учащихся к изучению работы на токарном деревообрабатывающем станке.»

Размышления о том как заинтересовать ученика изучать тоакарный станок и работу на нем....

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.02 «Станочник деревообрабатывающих станков»

Комплект контрольно-оценочных средств общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.02 «Станочник деревообрабатывающих станков»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...