Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения
учебно-методический материал по технологии по теме

учебно- методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской республики

ГОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии»

Реферат

Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения

                         Автор составитель: 

учитель столярного дела

                                                         Банников С.М.

                                       аттестующийся на I категорию

                                             

Каракулино 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  2. Теоретическая часть. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  3. Исследования состояния творческой деятельности у учащихся 7-8 классов СКОУ VIII вида. - - - - - - - - - -
  4. Приемы работы над развитием творческих способностей на уроках столярного дела. - - - - - - -
  5. Результативность работы.  - - - - - - - - - - - - - - - - - -  
  6. Заключение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  7. Литература. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  8. Система работы (приложение).  - - - - - - - - - - - - - - -

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ.

        

        Любой человек тянется к чему-то новому, оригинальному, неординарному. Взгляд человека проскальзывает по уже привычным формам и останавливается на чем-то еще неизведанном, пусть поначалу еще непонятном.

Даже маленький ребенок, хорошо изучив свою игрушку - меньше использует ее в своей игре по назначению. Ребенок пытается использовать ее в качестве другого предмета с другими функциями, не свойственными для нее изначально.

        Таким образом способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Все пускается на самотек. И тот ребенок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным " человеком из толпы".В последнее время в нашей стране стало много людей обычных, ничем не выделяющихся, не стремящихся к кокой - либо созидательной цели - людей творческих. Но необходимо развивать творчество в ребенке прежде всего для него же самого. Только  творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

        Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.

        Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке  его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Все эти вопросы, на которые мы должны найти решения уже сегодня.

        Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребенка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему  вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

        Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по - разному.

        С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

        С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

        Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

        Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "  сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..

        Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

         Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

        В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

        В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

        Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.

        Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений – это талант   (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.

        Положение Канта о врожденности дарования обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия,, безотчетного и не формализуемого .При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной роботе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом.

        Вкусу как сознательному элементу Кант придает важнейшую организационную функцию.

        Таким образом, философ не отрицает необходимость  сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.

                Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию.

        Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер.

        Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также  причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

        Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.

        Таким образом проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно развивать бессознательное тоже невозможно. Уже в теории творчества экзистенциалистской философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается.

        Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России.

        К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

        На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том , что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.

        Рассмотрим как понимается проблема творчества в современной науке.

Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.

        Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

        Важнейшая способность творца – это его гениальность.  Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания  и огромной  восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности , даром интуиции , предчувствия , предугадывания.        

Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.

        Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовырожаться.  Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие  способности надолго.  Поэтому творчеству надо обучать.

        Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься.  Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества.  Он сможет открыть только самые примитивные  из них.  И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно.  Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается   на уровне ремесла, а не творчества.  Нужно вложить ещё  в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

        Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов. Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового.  Это творческое воображение, т. е. Создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

         Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы , по которым оно развивается и проявляется , законы , общие для всех видов творческой деятельности.

        В 30-е годы крупнейший психолог  Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта

Л. С. Выгодский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».  Воображение отличает человека от  всех остальных существ.  Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.

        Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную  базу знаний, т. к. любое новое появляется  на  основе старого.  Значит в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы  сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой.  Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

        Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные.  Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих многогранную

сущность человека, находят действительное выражение и развитие душевных сил, замыслы личности. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.

При обучении умственно отсталых школьников взаимосвязь между отдельными компонентами процесса обучения осложняется существенными недостатками в познавательной деятельности ребенка. Все эти обязательства нужно учитывать при обучении учащихся специальной школы VIII вида.

Как показывают специальные исследования, такого непосредственного «самовоспитания», автоматического улучшения познавательных процессов у ребенка не происходит, если над этим специально не работают.

Степень самостоятельности учеников специальной школы в выполнении умственных действий, связанных с заданиями по труду очень низка.

Перед специальной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что специальная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам. Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Воспитание у учащихся самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач специальной школы. В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально-трудовых навыков и умений. Таким образом формирование самостоятельности помогает развитию творческих способностей учащихся.

Творчество – это особая функция, играющая значительную роль в жизни человека.

2.Исследования состояния творческой деятельности у учащихся 7-8класса СКОУ VIII вида

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей.  Способности развивают главным образом в условиях  ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте  - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

                Уже  первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности ( способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д. ) При чем развиваются как раз способности, необходимые для  успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело.          Г. Нойнер, В. Калвейт,

Х.Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

        Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность.  Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание.  Если мы, ничему не научив детей призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда то умели.  Самодеятельность будет  тогда, когда дети будут действовать сами.  Инициатива не может возникнуть из ничего.  Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

        Продолжая учить , надо создавать возможности для творчества , иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным,  скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными  целеустремленными упражнениями.  Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию.  Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

        При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание.  При чем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка.  И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место.  Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках трудового обучения.

        На этих уроках есть большие возможности проявить творчество.  

        Существуют различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. Учитель учит что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

        Путь развития творческих способностей выбирает каждый учитель индивидуально для каждого класса, может варьировать способы  развития  творческих способностей, комбинировать.  Здесь проявляется творчество самого учителя.

        Но прежде чем остановиться на том как развивать творческие способности учащихся данного класса, с чего начинать , необходимо знать начальный уровень детей. Поэтому в 5-ом  классе я провела констатирующей эксперимент, показывающий уровень развития творческих способностей.

4.Условия возникновения и становления опыта.

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы , присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др.. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.  

        В трудовой деятельности развиваются все  стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально- эстетические качества.

        Важным средством приобщения учащихся  к творчеству , развитие их способностей  является приобщение их к свободной , импровизации , умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии.  Чтобы уроки технологии были уроками творчества , на них следует воссоздать такие условия как : атмосфера  раскованности , отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным. Никакая идея , даже самая плохая , не должна критиковаться.

        Но только создание этих условиях не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний : умение комбинировать и конструировать , анализировать . находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.

        Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности , связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить : оригинальность , беглость , смысловая завершенность , эмоциональность.

        Мной был проведен констатирующий эксперимент в 5 «б» классе.

        На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью детей на уроках  технологии бесед с ними  были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческих способностей:

        -оригинальность

        -гибкость мышления

        - беглость мышления.

        Я считаю , что к критериям развития творческих способностей можно отнести эмоциональность.

                ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.

        Человек способен хранить в памяти зрительную информацию очень длительное время, иногда годами. В определенный период эта информация может проявляться путем сложной системы ассоциаций в оригинальном виде. Человек может что-то увидеть и не обратить на это сознательного внимания. Когда же  ему потребуется изобразить это, в его памяти всплывет образ нужного предмета или явления.

        Однако , изобразить по памяти то,  что когда-то человек видел , с полным сходством нельзя , но общее образное представление передать можно. Однако данное изображение будет представлять собой нечто новое оригинальное, И здесь на помощь приходит образное мышление.

        В основе слова « воображение» лежит слово « образ» . т. е. воображать – это значит мыслить образами. Образное мышление неразделимо с воображением.

        Оригинальность – это психическое явление , при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций , при чем этот созданный образ присущ только одной личности.

         Оригинальность – является одним из наиболее наглядных критериев развития творческого воображения, а также длительности памяти.

        Таким образом , оригинальность занимает особое место в структуре психического развития человека, а также в развитии творческого воображения.

        Для исследования уровня развития оригинальности детей я использовала следующую диагностику. Детям предлагался листок с 10-ю фигурами (см. приложение). Учащимся предлагалось преобразовать каждую фигуру в законченный образ.

         В течение проведения этой диагностики наблюдалась растерянность у некоторых детей , чувство удивления. Многие же рисовали  образы с удовольствием , заинтересованностью, были увлечены заданием.    эти дети пытались дать интересные , оригинальные решения.  Самые оригинальные преобразования наблюдались у детей , которые любят рисовать и придумывать при этом свои рисунки, а не срисовывать у других ,кроме этого именно эти дети в большинстве случаев довольны готовым результатом своей трудовой деятельности.

        Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам:

Высокий уровень- дети преобразуют от6 до 10 предложенных  

  Фигур .Созданные образы оригинальны.

        Средний уровень- преобразованы 4-5 фигур. Образы, созданные детьми оригинальны.

        Низкий уровень – 3 и менее оригинальных преобразований.

        При этом оригинальность рисунков определялась следующим образом: среди рисунков детей выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные , оригинальные или очень редкие.

        Результаты зарегистрированы  мной в следующей таблице:                                                                  

Высокий

Средний

Низкий

26,6 %

53,3

               20 %

                        Таким образом , видно , что уровень оригинальности в этом классе ниже среднего. Всего 26,6 %учащихся смогли преобразовать более 6 фигур в законченные , оригинальные образы, которые при этом не повторялись по тематике.

        В основной же массе дети показали средний уровень оригинальности.  В основном это несложные геометрические  фигуры .  Например, круг большинство детей преобразовывали в цветок, солнце , лицо. Такие преобразования не отличаются своей оригинальностью.  20% учащихся показали низкий уровень ассоциативно- образного мышления.

                ГИБКОСТЬ  МЫШЛЕНИЯ,

        Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому , далекому от первого по содержанию.

        Гибкость мышления включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений , комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Таким образом , гибкость мышления занимает особое место в любой деятельности человека, а также в развитии творческого воображения.  Для исследования гибкости творческого мышления учащихся мной был выбран тест  Е. П. Торренса. В основе этого метода  лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося  образа, графического контура.

        Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги  с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями ( по 8 штук в каждом ряду), Изображения могут напоминать капли , круги , зигзаги (см. приложение).

        С помощью этого теста я выяснила беглость мышления у детей. Для этого необходимо было дать на выполнение задания определённое время (20 мин.).  Главный показатель гибкости  творческого   мышления – количество идей воспроизводимых ребенком.

        Результаты тестирования определялись следующими качественными характеристиками:

        Высокий уровень- преобразовано 8 и более фигур. Образы не объединены одной темой.

        Средний уровень -6-7 преобразований. Образы различны по тематике.

        Низкий уровень преобразовано 5 фигур. Встречаются тематические повторы.

        Результаты тестирования были занесены мной в следующую таблицу.

        

Высокий

Средний

Низкий    

       26,6 %

   46, 6 %

           

         26, 6 %

              

        Таким образом,  из таблицы видно, что 26,6 % учащихся показали высокий уровень развития  гибкости мышления. Эти учащиеся обладают способностью быстро и тесно переходить от одного класса явлений  к другому , далекому от первого по содержанию. Большее количество учащихся смогли воспроизвести 6-7 предметных тем , такие учащиеся составили 46,6 % . Были и такие учащиеся , которые изобразили 5 предметных  тем . Такой показатель говорит о низком уровне развития гибкости мышления. Такие учащиеся составили 26,6 %. Таким образом ,уровень развития гибкости творческого мышления ниже среднего.

                ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

        Этот критерий предполагает эмоциональную подготовку к уроку ( наличие положительного эмоционального настроя), выраженность эмоций в процессе работы. Удовлетворением результатом своего труда.

        В процессе развития творческого воображения большое значение имеют эмоции, которые оказывают сильное влияние и на работу сознания, и на творческую инициативу человека. Эмоциональная подготовка детей необходима к любому заданию.  Педагогу надо быть очень наблюдательным и гибким. Нельзя слепо следовать программе , как бы хороша она не была. Надо постоянно чувствовать , что нужно детям именно в данный момент , какая складывается ситуация. Поэтому очень важно использовать естественные эмоции детей.

        Эмоциональная подготовка детей необходима к любому заданию. Урок труда немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками , зрительных образов, игровых ситуаций.

        Эмоциональное вхождение в урок просто необходимо, это важные минуты урока.

        А. В. Луначарский писал: « Мы устроены так, что чувственное для нас важнее , чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным когда почувствуем его не только головой , но призовем к этому всю нашу нервную систему».

        На уроке в душе ребенка происходит великая работа , которую способны в какой-то степени увидеть и почувствовать только педагогическая проницательность.

        Необходимо сделать так , чтобы дети во время занятий получали удовольствие от своей работы. Учитель должен иметь  в поле зрения  каждого  ребенка, видеть не только как он работает , но , главным образом как он относится к самому процессу создания – весело или скучно, интересно или безразлично. Нужно вовремя помочь ему , поддержать , если потребуется – пробудить потерянный интерес.

        Уровень развития эмоциональности   исследовался  мной в ходе наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности. На каждого учащегося была заведена учебная карточка наблюдения, где фиксировалось наличие положительного эмоционального  настроя , выраженность эмоций , удовлетворение результатом своего труда. Уровень развития данного критерия я выявляла в ходе наблюдения за учащимися в процессе творческой деятельности.

        В ходе наблюдения я распределила учащихся по трем уровням:

        -Высокий уровень  эмоциональности, т. е. наивысший балл получили те девочки , которые имея положительный настрой перед выполнением работы сумели сохранить его на протяжении всей деятельности и которые были удовлетворены результатом своего труда.

        Средний уровень эмоциональности – предполагал либо наличие эмоционального настроя и выраженность эмоций в процессе работы, по неудовлетворенности результатом своего труда, либо начав работу без эмоционального  настроя, но приобретая его в процессе работы учащийся остался доволен результатом своего труда. Наблюдаются перепады от положительного настроя к  отрицательному.

        Низкий уровень эмоциональности- в процессе работы учащийся терял эмоциональный настрой, полученный в начале урока и был совершенно недоволен результатом  своего или же у ребенка не присутствует ни один из показателей эмоциональности.

        Результаты наблюдений зарегистрированы мной в следующую таблицу.

Высокий уровень

эмоциональности

Средний уровень

эмоциональности

Низкий уровень

эмоциональности

        21%

56 %

23 %

                        

        Таким образом  , только у 23 % детей низкий уровень эмоциональности, т. е.  во время работы преобладали отрицательные эмоции , недовольство результатом своей  деятельности, иногда даже характерно незаконченность работы.

        Основная же масса учащихся имеет амбивалентные эмоции в течение урока технологии, отмечается резкое переключение с одной мысли на другую.

        Только 21 % учащихся переживали сильные положительные эмоции во время выполнения работы.

        Итак, в конце проведенного эксперимента в 5 «б» классе  я хочу сделать следующие выводы:

-Оригинальность  создаваемых образов наблюдается у меньшей половины  класса (девочки)  В большинстве же дети создают однотипные образы, малооригинальные или неоригинальные.

-Гибкость мышления развито у учащихся ниже среднего , т. е.  большинство детей не способны к выделению существенных признаков из множества случайных, не способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, не могут комбинировать и варьировать , предлагают лишь одно – два решения проблемы.

-В течение урока отмечается нестабильность интереса к процессу и результату деятельности , т. е. происходит постоянный спад и рост интереса.

-Дети , которые аккуратно и качественно выполняют задание , а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству .

        Учитывая всё это , моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приемов «Технологии», активизацию учебной и внеучебной деятельности . стремление расширить кругозор, развить практические навыки.

        

2. Исследования состояния творческой деятельности у учащихся 7-8 классах СКОУ VIII вида.

       

           Наиболее основательно проблемой развития творческих способностей  занимались такие видные психологи и педагоги, как Теплов Б.М., Пономарев Я.А., Выготский Л.С., и многие другие. Была создана такая наука, как психология творчества.

        Данная наука разделяет процесс творчества на  составляющие: стадия труда, бессознательной работы и вдохновения.         Кроме того, известный психолог Выготский Л.С. утверждает, что личность ребенка, а значит и его способности формируются в ведущей на данном  этапе  развития деятельности. Из психологии известно, что основной ведущей деятельностью школьника является учебная.

        В.А. Сухомлинский писал, что именно через игру, сказку можно раскрыть возможности, творческие способности ребенка.

        Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение.

Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках трудового обучения надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.  Работа учителя  по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это  могут быть специальные  тренировочные  упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение  материала; т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д. . В данном случае проявляется творчество самого учителя.          

        Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках трудового обучения обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

        Определим психолого- педагогические условия развития способностей учащихся:

  1. Создание  атмосферы доброжелательности на уроках трудового обучения. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
  2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему.  Я стараюсь выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.
  3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку, я  должен выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

3. Приемы работы над развитием творческих способностей на уроках столярного дела.

На основании психолого-педагогической  методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью учащихся 7-8 классов мной были разработаны конспекты уроков по столярному делу. В основу уроков были положены следующие средства и принципы:

-наглядность, игровые моменты, анализ готовых изделий,

-элементы  конструирования, моделирования.

        Метод – способ достижения определенных результатов в познании и практике. Метод своими истоками выходит к деятельности. Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более детальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов. Прием- это деталь, часть метода, определенные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков.

 В своей практике я использую и творческие приемы:

сравнения.

Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении                                истории возникновения резьбы по дереву.

эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической  форме     ( эскиз изделия или его словесное описание).

придумывания.

Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз – составная часть любого изделия.

           ученического планирования.

        Этот прием  предполагает спланировать свою образовательную    

          деятельность на выполнение изделия.

самоорганизации обучения.

        Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление изделия ( практическая работа).

        В своей работе я практикую не только перечисленные выше приемы, но и многие другие, которые помогают мне  работать над развитием творческих способностей учащихся.

Вначале учебного года мной были проведены исследования уровня развития оригинальности детей 7-8 классов. Для исследования я использовал следующую диагностику. Детям предлагаю листок с 10-ю фигурами (см. приложение) для преобразования каждой фигуры в законченный образ. В течение проведения этой диагностики наблюдалась рассеянность у некоторых детей, чувство удивления. Многие же рисовали с удовольствием, заинтересованностью, и пытались дать интересные оригинальные решения.

Итоговый результат исследования определялся по следующим качественным характеристикам:

Высокий уровень - дети преобразовывают от 6 до 10 предлагаемых фигур.

Средний уровень – преобразованы 4 –5 фигур. Низкий – 3 и менее фигур.

По результатам проведенных исследований составлен график

Таким образом видно что уровень оригинальности в 7 классе 50 % а

в 8 классе – 67 %.

Дети которые аккуратно и качественно выполняют задание, а так же у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству. Учитывая все это, моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приемов, активизацию учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развить практические навыки.

Метод проектов является тем средством , которое позволяет отойти от традиционализма в обучении , для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового , стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

В своей работе я использую метод проектов, делилась опытом на заседании творческого объединения учителей нашей школы.

Учащиеся выполняют проекты на темы рукоделия, по изготовлению швейного изделия, по материаловедению, домоведению. Изделия  часто выставляются на выставке в школе , а лучшие – на районной выставке декоративно – прикладного творчества.

        

.

Результативность  работы.

        Результатом моей работы является:

  1.  Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.
  2. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
  3. Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
  4. При систематическом использовании творческих приемов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
  5. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками  образовательного процесса.

Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке декоративно- прикладного творчества, где занимают призовые места.

        К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки: картины и сувениры. Я стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сам. В основном вся подготовка к выставкам осуществляется во внеурочное время. Дети приходят на больших переменах, чтобы получить очередную консультацию. после уроков,

        Учащиеся участвуют в оформлении стендов для кабинета. С помощью детей оформлен  стенд «Делаем сами»,        Предмет «Столярное дело» для большинства учащихся является самым любимым предметом школьной программы.  Так приятно слышать от детей, когда они приходят с каникул и говорят: « Как мы соскучились по «столярному делу», или : «Продолжались бы эти уроки не 2, а 6 часов!».

        

Заключение.

В данном реферате рассматривались вопросы развития творческих способностей учащихся на уроках столярного дела.

Анализ научной литературы показал: воображение отличает человека от всех остальных существ. В основе творчества лежит трудовая деятельность. Творчество развивается, если учитель, предоставляет ребёнку полную свободу выражать свои мысли, чувства и состояния, во время создания своих работ.

Проведенные исследования показали, что учащиеся, которые более продолжительное время занимаются развитием творческих способностей, на уроках столярного дела, становятся более целенаправленными, дисциплинированными и заинтересованными в результатах своей деятельности. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках столярного дела обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Учитывая все это, моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приёмов, для активизации учебной и внеучебной деятельности, расширение кругозора, развитие практических навыков учащихся.

Список литературы.

  1. Абдульханова- Славянская К. А.  Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология  личности  в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.
  2. Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М. , Педагогика, 1975г.
  3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  4. Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.
  5. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.
  6. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
  7. Афасижев И. Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Переработанное. М. Высшая школа, 1990.
  8. Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.
  9. Бадаева Г. В. Труд и творчество. М. , 1966.
  10. Бака И. И. теоретические основы подготовки школьников к творческому  труду в сфере материального производства: учебное пособие., М., 1985.
  11. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.
  12. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:  Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. –М.  Просвещение , 1991.
  13. Выгодский Л. С. Психология искусства., М.Искусство, 1986.
  14. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности. М., 1966.
  15. Громов е. с. Художественное творчество  ( опыт исторических характеристик некоторых проблем). М. , 1970.
  16. Громов Е. С. Природа  художественного творчества.М., 1986.
  17. Лилов А. Природа художественного творчества.,М., 1981
  18. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.
  19. Психологический словарь под ред. Давыдова В. В. И др. , М. ,Педагогика, 1988.
  20. Чекмарёв. Уроки творчества., М., 1982.

        Приложение

Фамилия ученика ________________________

Класс  ____________

Задание: Преобразуй

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

Развитие творческих способностей на уроках, с использованием информационно – коммуникационных технологий обучения.

На уроках изобразительного искусства внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем с...

Доклад "Развитие творческих возможностей на уроках трудового обучения"

В докладе указаны методы и приемы, помогающие учителю развить творческие возможности учащихся коррекционной школы....

Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения

Уроки трудового обучения - это уроки жизни.  Этот школьный предмет дает девочкам и мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Занятия по трудовому об...

Развитие творческих способностей на уроках профессионально - трудового обучения

Презентация на тему"Развитие творческих способностей на уроках профессионально - трудового обучения"...

Методическая разработка на тему: « Развитие творческих способностей на уроках трудового обучения для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на дому».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание св...

Развитие творческого потенциала на уроках трудового обучения

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким д...