Главные вкладки

    Развитие творческих способностей на уроках, с использованием информационно – коммуникационных технологий обучения.
    статья по изобразительному искусству (изо) по теме

    На уроках изобразительного искусства внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей на уроках, с использованием информационно – коммуникационных технологий обучения.

    Байкова Ольга Ивановна

    учитель изобразительного искусства и черчения, социальный педагог

    ОСШ № 46 города Караганды

    Ким Светлана Ильинична

    учитель изобразительного искусства и черчения, социальный педагог

    гимназия № 38 города Караганды

    "Формирование компетенций - это не смена содержания,

    а смена технологии обучения" - Е.Я. Коган

            Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, - развить ум ребенка, приобщить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитывать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добытчика, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

            В контексте принятой Концепции Республики Казахстан до 2015 года особое внимание уделяется качеству образования как обеспечению социального заказа общества, как социально определенной категории [1]. Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Применение в обучении компьютера в сочетании с мультимедийным проектором  и интерактивной доской, а также другими средствами называют «новыми информационными технологиями в образовании». На сегодняшний день возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются мультимедийное оборудование. Информационные технологии обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].

            Целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие творческих способностей и изобразительных навыков, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

            Основной задачей предмета изобразительного искусства является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому на уроках изобразительного искусства внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Совершенно недавно для этих целей использовали аудио и видео аппаратуру – кинопроекторы, диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD проигрыватели. Сегодня на уроках стараемся использовать разнообразные технические средства обучения. Информационно-коммуникационные технологии используем или на всех этапах учебного процесса, или лишь на некоторых из них. В учебном процессе, наиболее часто удается использовать: электронные учебники, интерактивную доску, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с фильмами и иллюстрациями, электронные пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора. На сегодняшний день актуально накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ и другого интерактивного материала.

            Применение ИКТ на уроках ИЗО позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Ученики самостоятельно находят в Интернете дополнительную информацию, составляют презентации, видео – ролики, аудио – ролики, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Для нас преподавателей много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, учебных фильмов, рефератов и т.д. 

                       Интерактивная доска дает нам возможность  при изложении учебного материала использовать готовые программные средства или созданные нами презентации, для повышения эффективности процесса обучения. С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства. Современные технологии на уроках искусства, открывают новые возможности это новое средство художественно-творческого развития учащихся [3]. Приведем варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

    1. Уроки – презентации  используем во время знакомства с творчеством художников, большой ряд репродукций, проектируемых на интерактивную доску, дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; лучше разглядеть композицию, цветовое решение картины; при изучении жанров изобразительного искусства, при изучении законов перспективы, при изучении декоративно прикладного искусства и цветоведения.
    2. Уроки – экскурсии – это путешествие с помощью презентаций или учебных фильмов по музеям мира, исторические экскурсии, пресс – конференция или экскурс по пройденной теме. На уроки - экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
    3. Тематические уроки – ИКТ позволяет использовать динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями.

    Применение ИКТ дает определенные преимущества учителю на уроке:

    - обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

    - повышение уровня использования наглядности на уроке,

    - появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.

    - повышение производительности урока.

    - преподаватель, использующий информационные технологии обращает внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

    Вероятно, компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют создать условия для проявления познавательной активности учащихся, но  в совокупности с информационными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания [4].         

    Список литературы:

    1. Концепция образования в Республике Казахстан до 2015 года.  - Астана, 2005.
    2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
    3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
    4. Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября", Москва, 2009 г.

    Тестовые задания

    Видео-фильмы  

    Флипчарты

    Аудио - фильмы

    Слайд-фильмы  

    Мультимедиа презентации

    информационн-коммуникационных технологий



    Предварительный просмотр:

     В обстановке обоюдной заинтересованности

    Байкова Ольга Ивановна

    КГУ «СОШ № 46»

    Ким Светлана Ильинична

    КГУ «Гимназия № 38»

            Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, - развить ум ребенка, приобщить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитывать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добытчика, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

            В контексте принятой Концепции Республики Казахстан до 2015 года особое внимание уделяется качеству образования как обеспечению социального заказа общества, как социально определенной категории [1]. Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Применение в обучении компьютера в сочетании с мультимедийным проектором  и интерактивной доской, а также другими средствами называют «новыми информационными технологиями в образовании». На сегодняшний день возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно - коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются интерактивные обучающие программы. Информационные технологии обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности [2].

    Не секрет, что со временем интерес детей, как к учебной, так и к познавательной деятельности постепенно угасает. Любой школьный учебник  только первые два, три месяца вызывает интерес, а потом к нему относятся как к обыкновенному источнику информации. Компьютер в основном дети используют в игровой деятельности или для просмотра мультипликационных,  художественных фильмов,  а также как источник Интернет информации.

    Как поднять интерес у ребенка к учебной деятельности?  Как научить его нестандартно мыслить и творчески подходить к выполнению заданий?

    Из послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана.

    «В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры. Во-первых, внедрять в процесс обучения современные методики и технологии» [1].

    Согласно «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» одна из задач внедрение здоровьесберегающих и информационных технологий и создание условий для получения профессиональных навыков с целью обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда [1].  Применение ИКТ как раз и дает возможность учителю внести в урок занимательность, сократить время за счет наглядности и быстроты выполнения работы. Разрешить данные вопросы, вам поможет  компьютерная программа   Microsoft Office Publisher .

    Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно».

    Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, учитель должен сделать учебный труд радостным, желанным, успешным. Учитель на современном этапе должен стать координатором информационного потока [3].

    Для развития творческого потенциала учащихся и их интереса к учебному процессу в своей педагогической деятельности  предлагаем использовать программу Microsoft Office Publisher.  Ученику зачастую  надоедает рутина и однообразие. Ему интересна разнообразная  деятельность и  информация,   дающая конечный результат за короткое время. Данная программа учитывает все эти требования. Используя возможности данной программы,  можно создавать для своих уроков различный дидактический материал позволяющий активизировать деятельность учащихся на уроке, повышать заинтересованность, развивать творческие способности учащихся.

    Так как данная программа универсальна, ее можно использовать на любом предмете, с учащимися любого возраста.  Для уроков изобразительного искусства и искусства можно разработать серии буклетов по самым различным темам. Создать буклет можно как в урочное время, так и при выполнении домашнего задания учащимися.

    На уроках изобразительного искусства в 5-6 классах учащиеся самостоятельно выполняют поздравительные открытки к знаменательным датам и рекламные плакаты, при этом используют как собственные фотоработы, так и картинки, найденные в Интернете, редактируют тексты, используя разные виды шрифтов.

    Для изучения различных направлений декоративно-прикладного творчества, были созданы буклеты “Казахский народный орнамен”,“ Национальный казахский костюм”, “Глиняная посуда Казахстана”, “Жостово”, “Хохлома”, “Дымковская игрушка”.

    Во внеурочной деятельности учащиеся также пользуются возможностями программы MS Office Publisher – создаются буклеты, закладки, плакаты, открытки, брошюры.

    В программе MS Office Publisher учащиеся 10-11 классов выполняют творческие задания по предмету «Искусство» в виде тематических буклетов, брошюр, открыток на темы: «Художники Возрождения», «Циновки», «Виды орнаментов», «Виды национальной посуды» , «Театр – история и современность», «Музыкальное искусство Казахстана» и д.р.  При выполнении буклетов старшеклассники самостоятельно выбирают тему творческой работы, дополнительные источники информации, цветовые и шрифтовые композиции, все работы индивидуальны и не повторяют одна, другую.

                Учащиеся всех классов на основе программы Microsoft Office Publisher  могут создать шуточные визитки, пригласительные билеты на литературные вечера, дискотеки. Программа проста в использовании, дети очень быстро её осваивают, им интересен сам процесс создания яркой, красочной работы и гордость за самостоятельно выполненное творческое дело.

    Выпуск школьной газеты, плаката или информационного листка в прошлом занимал у ребёнка два - три дня, в программе   Microsoft Office Publisher ребёнок самостоятельно может выпустить газету и информационный лист на основе той же информации, но за более короткий промежуток времени от двух до четырёх часов, с учётом того, что не каждый ребёнок художественно одарен. Теперь проще, быстрее и качественнее можно выпустить  газету, в которой будет отражена жизнь класса, его участие в мероприятиях.

    Программа имеет очень большой спектр применения для творческой и профориентационной деятельности детей. Ребёнок, используя её,  реально воспринимает себя автором, главным редактором, журналистом, фоторепортёром, создателем своей собственной работы, нужной  и полезной окружающим. В результате ученики, реализующие себя в  программе  Microsoft Office Publisher  чувствуют себя более успешными,  и  это чувство поможет им в их дальнейшей жизни.

    Учитель  - это творец, он открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда.

    Программа Microsoft Office Publisher  является прекрасным средством для разработки самых различных дидактических, раздаточных, тестовых, рекламных материалов, особенно если это ваш первый опыт в этом деле. В этой программе реализован понятный и удобный подход к разработке любого документа — "что видишь на экране, то и получишь в результате". Таким образом, с помощью Publisher  каждый учитель сможет создать прекрасные материалы независимо от подготовки [4].

    Список литературы:

    1.Концепция образования в Республике Казахстан до 2015 года.  - Астана, 2005.

    2.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

    3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

    4.Якушева Елена Анатольевна, http://festival.1september.ru/articles/564752/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Грамматика. Введение и первичное закрепление модального глагола CAN. Сценарий урока с использованием информационно-коммуникационной технологии с применением интерактивной доски.

    Возможности интерактивной доски - настолько мощный мотив для изучения иностранных языков, а в особенности скучной грамматики, что просто необходимо применять ее возможности на уроках. Достаточно перви...

    Конспект урока с использованием информационных – коммуникационных технологий в образовании.Тема: Искусство Гжели.

    Предмет: Изобразительное искусство, урок – объяснение нового материала.Тема: Искусство Гжели.Продолжительность: 1 урок-45 минут.Класс: 5.Технологии: компьютер, проектор, экран....

    Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании.

    Предмет: математика, урок-игра.Тема: Игра "Кто хочет стать отличником".Продолжительность: 1 урок (40 минут).Класс: 5Технология: компьютер, интерактивная доска, презентации, приложения.Конспект урока:Ц...

    Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий "Environmental protection"

    План – конспект  урока по теме: «Защита окружающей среды»УМК "Enjoy English» издательства «Титул 2009 г.. Авторы УМК: Биболетова М.З., Ленская Е.А.,  Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н...

    Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

    Предмет: чтение, комбинированный урокТема:8 кл. – «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ»9 кл. – «Особенности юмористического жанра в рассказе А.П. Чехова  «Пересолил»».П...

    «Стихийные бедствия!» Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в 7-м классе по учебнику In touch 3 Carol Skinner

    Данный урок является обобщающим уроком по теме «Стихийные бедствия». На уроке использованы: технология личностно- ориентированного обучения и технология применения современных ИКТ; компьютерная презен...

    Приемы формирования и развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в процессе учебной деятельности

    В работе рассматривается вопрос обработки растровых графических изображений, как пример перехода от физических явлений из области оптики к цифровому представлению плоских проекций оптических изображен...