Анализ психологического аспекта урока.
материал по технологии по теме

Рыжова Наталья Михайловна

Доклад на тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_01.14.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

                       Анализ  психологического аспекта  урока.

«Ощущение успеха –

 важнейший фактор,

способствующий росту

 мотивации учащихся».

Характеристика основной формы психологического анализа урока основывается на исходном теоретическом определении анализа как одного из двух основных мыслительных процессов в мышлении человека. Анализ, по С.Л.Рубинштейну, «это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явление из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Формы анализа многообразны, Наиболее полной его формой является анализ через синтез, где «... синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов».

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

               Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет  образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.
           Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности:
Мотивация учеников и учителя.    

Степень общей активности учеников.    Психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий.    Эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока.     Обоснованность чередования напряженности - расслабленности.      Преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций.   Дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них.      Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса.

В настоящее время выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный.

Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки преподавателя к уроку.        Предварительно анализируя урок, преподаватель осмысленно и целенаправленно использует теоретические знания из области общей, педагогической, возрастной, социальной психологии.       На этом этапе перед преподавателем встают основные психологические проблемы организации учебного процесса.        Их решение связано с тем, что «учение как творческое усвоение, приобретение знаний зависит от трех факторов – от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают». (В.А. Крутецкий).                    

Рассмотрим эти факторы:

Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения – это учебный предмет и его специфика.                                                                                                                                                      

  Второй фактор, влияющий на усвоение знаний, – индивидуально-психологические и профессиональные особенности личности преподавателя. Для преподавателя психологии наиболее ценными являются коммуникативные качества, хороший контакт с группой и положительный эмоциональный климат в коллективе.                                                                       Третий фактор – личность учащегося, его возрастные и индивидуально-психологические особенности, его умственное развитие, эмоционально-волевая регуляция, его склонности и интересы, его отношение к учению, особенности усвоения учебного материала.

Предварительно анализируя планируемый урок, важно соотносить его с конкретной группой, особенности которой известны преподавателю.

Текущий психологический анализ преподаватель проводит в конкретной ситуации урока. Конечно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее конкретная ситуация урока таит в себе много неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции преподавателя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства.

Ретроспективный психологический анализ – это завершающий этап деятельности преподавателя. Сопоставление плана (замысла) урока с его реализацией позволяет преподавателю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, выявить отклонения от плана, наметить пути устранения слабых сторон. Такой анализ позволяет понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока – виноват ли сам преподаватель, учащиеся или ситуация.

Таким образом, психологический анализ урока – это многостороннее явление, позволяющее преподавателю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его момент. Психологический анализ урока – это средство, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание преподавателя, совершенствуется его педагогическое мастерство.

             Способы  работы  учителя  на  уроке  во  многом  определяются  возрастными  особенностями  развития  психики  школьников,  психофизиологических  и  интеллектуальных  особенностей.                       В  связи  с  этим  педагог  должен  учитывать  такие  психологические  характеристики  учащихся,  как  базовые  психологические  потребности,  память,  мышление,  внимание,  эмоции,  воображение,  воля.                         Всех  учеников  можно  разделить  по  виду  их  деятельности  на  воспроизводящих  и  творческих.                                                          Положительная  психологическая  обстановка  на  уроке  непосредственно  зависит  от  того,  на  сколько  учитель  владеет  классом,  от  его  педагогического  такта.                                                             Учитель   должен  быть  способным  мобилизировать   внимание   учащихся  различными  способами:  допустим  через  прямое   требование,  или  связывая  новый  материал  с  жизнью  самого  школьника,  или  с  помощью  использования  занимательной  информации,  а  так  же  проблемных  ситуаций.  

          Учитель,  способный  поддержать  и  развить  внимание  ученика  через  чёткую  организацию  урока,  его  темы,  динамику,  разнообразие  видов  работ,  самостоятельную  умственную  деятельность  и  их  поощрение,  создать  на  уроке  условия  для  успешного  запоминания  и  осмысления  нового  материала  может  рассчитывать  на  продуктивную  атмосферу   в  течении  всего  урока.  Помощь  учащимся  в  выработке  положительной  самооценки  заключается  в  том  что:  

-  речь  учителя  свободна  от  сарказма  и  насмешек;

-  имена  учащихся  используются  в  тёплой,  дружелюбной  манере;

-  конкретные  учащиеся  поощряются  за  конкретную  работу;

-  учитель  поддерживает,  одобряет  учеников  сталкивающихся  с  трудностями  на  уроке.

          Характер  взаимоотношений  учителя  с  учащимися   обеспечивается  прежде  всего  ориентацией  обеих  сторон  на  взаимодействие,  сотрудничество,  взаимопомощь,  что  выражается  в  следующих  характеристиках  образовательного  процесса  на  уроке:

-  приоритет  диалогических  форм  учебной  деятельности  и  отношению  к  диалогу  как  обмену  информации;

-  организация  сотрудничества  учеников  и  учителя;

-  доброжелательность  в  общении,  взаимоуважении;

-  открытость  и  незакомплексованность     обеих  сторон;

-  содействие  успешности  учащихся  в  разных  видах  деятельности;

-  приоритет  конструктивной  функции  учителя,  обеспечивающей  собственную  активность  ученика  в  противовес  контролирующей  функции;

- взаимная  заинтересованность  в  рефлексии,  развитие  адекватной  самооценки  действий,  условий  и  результатов.