Урок: Сверление клёпка покраска изделий
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №                                класс-5                        Дата;

Раздел: Технология обработки металла

Тема урока: Сверление клепка и окраска  деталей.

Цели - а) образовательная- научить последовательно  получать отверстия на  сверлильном станке и соединять детали  при помощи заклепок.

        б) воспитательная - бережное и разумное использование инструментов  при обжимке и клепке.

        в) развивающая- закрепить на практике  последовательность операций при соединении деталей  как на станке  так и при помощи ручных инструментов.

Место проведения - мастерская

Время урока- 2*40=80мин

Тип урока- комбинированный

Метод урока- рассказ, демонстрация, самостоятельная работа  под присмотром учителя.

Оборудование- сверлильный станок ,инструменты для клепки, технологические карты изготовления изделий из металла.

Межпредметные связи- русский--написание -клепка; рисование - чертежи деталей.

Литература - А.К. Бешенков трудовое обучение 4 ;Е.М Муравьев технология обработки металлов 5-9  

Ход урока

  1.   Организационный момент

1.1  Проверка посещаемости.

1.2  Проверка спецодежды

2.     Повторение пройденного материала

  • Слесарный верстак
  • Правила безопасности
  • Белая и черная жесть

Новый материал

Виды заклёпок и их применение.

Заклепки — это крепежные детали, состоящие из закладной головки и стержня. Их изготавливают из мягкой стали, меди, алюминия, латуни. Существуют заклепки с полукруглой, потайной, плоской, полупотайной головками (рис. 1).

        

Рис. 1. Заклепки с полукруглой (а), плоской (б), потайной (в) и полупотайной (г) головками.

Последовательность сверления отверстий на сверлильном  станке.

Данный технологический цикл начинается с разметки центров отверстий на заготовке при помощи чертилки и угольника, начиная разметку от базовой линии данной заготовки, иногда применяется линейка и карандаш.

Техника безопасности.

1. Не класть чертилку и разметочный циркуль в карман халата. Их можно держать только на верстаке.

2. Чтобы не поранить руки. Подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.

                             

 На втором этапе производится кернение заготовки при помощи кернера.

           

Рис. 2. Накернивание центра будущего отверстия

Для соединения деталей заклепками вначале размечают центры отверстий под заклепки путём накернивания центров отверстий кернером.

 Если мы работаем с тонколистовым металлом и жестью мы можем пробивать отверстия пробойником.

 Для пробивания отверстий диаметром до 8 мм применяют пробойник (бородок) — стальной стержень с плоской рабочей поверхностью (рис. 3).

  Лист жести кладут на торец деревянного бруска, пробойник устанавливают в нужной точке и ударами слесарного молотка по бойку пробивают отверстие. Края полученного отверстия с нижней стороны листа выравнивают ударами  киянки  или  молотка.

Рис. 2.1.. Пробивание отверстий пробойником:

а—пробойник (1 — боек; 2—стержень;  3—рабочая часть);

б — процесс пробивания отверстий

Техника безопасности

  1. При   пробивании   отверстий   работать   исправным   молотком.  

  2.Не   держать   пальцы около рабочей части пробойника.

            3. Надежно закреплять деталь в тисках или на столе при сверлении.

Для более точных работ а также более толстого листового металла используют сверление материала: сверлильным станком , электродрелью или ручной дрелью.

                  Рис.2.2.       Электродрель:

1 — движущая часть; 2 — передающая часть; 3 – рабочая часть

  4— управляющая часть

Часто сверлят сразу две соединяемые заготовки, зажимая их струбциной или в тисках. Диаметр отверстия D должен быть на 0,1...0,3 мм больше диаметра заклепки d (рис. 3, а).

Рис.2.3. Сверло для сверления тонколистового металла (а) и приемы сверления (б,  в):

1 — заготовка;  2 — деревянная  подкладка;  3 — струбцина

Рис. 2.4. Инструменты для сверления:

а—коловорот;  б—дрели;   1— упор; 2—рукоятка вращения;

3—рукоятка захвата;  4—патрон;  5—сверло

3.2 Инструменты и приспособления  применяемые для клепки.

        Заклепка -- крепежная деталь , представляющая собой стержень на одном конце которой имеется закладная головка, а на другом  при клепке  образуется замыкающая головка.

        Поддержка - это массивный цилиндрический стержень с лункой  по форме закладной головки заклепки.

Натяжка - изготавливается в виде стержня с отверстием в рабочей части.

Обжимка - стержень с лункой на рабочей части и служит для оформления замыкающей части головки заклепки.

Рис. 3. Этапы получения заклепочного соединения:

а — сверление отверстий;  б—размещение заклепки в отверстии;

 в — осаживание заготовок; г — расклепывание замыкающей головки;  

д — формирование замыкающей головки

(1—натяжка; 2—поддержка; 3—молоток;  4—обжимка)

Диаметр сверла на 0,1-- 0,3 мм  больше диаметра заклепки.

Часто сверлят сразу две соединяемые заготовки, зажимая их струбциной или в тисках. Диаметр отверстия D должен быть на 0,1...0,3 мм больше диаметра заклепки d (рис. 3, а).

Заклепку вставляют в отверстие (рис. 3, б), причем длина выступающей части заклепки должна равняться (1,3...1,6) с/. Закладную головку размещают в углублении поддержки (рис. 3, в) и ударами молотка по натяжке сближают соединяемые детали одну с другой. Затем круговыми ударами молотка расклепывают замыкающую головку (рис. 3, г) и придают ей правильную форму с помощью обжимки (рис. 3, д).

Заклепочные соединения применяют в самолетостроении, кораблестроении, для соединения деталей мостов, при изготовлении металлической посуды. В промышленности заготовки соединяют заклепками при помощи пневматических клепальных молотков или на специальных клепальных машинах.

Практическая   работа

Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок

  1. Разметьте заготовку корпуса детского совка (по эскизу учителя).        
  1. Вырежьте заготовку слесарными ножницами.

3.Разметьте линии сгиба на расстоянии 6 мм от края соединяемых сторон.

4.Согните края заготовки и соедините их фальцевым швом.

      5 Просверлите отверстия в ручке и в корпусе совка детского или в двух деталях

       6.Соедините ручку совка с корпусом или детали крючка с помощью заклёпок.

      7.Проверьте  качество соединения.

    Натяжка                                              Поддержка                                Обжимка

        

Последовательность клепки:

а — сверление   отверстия   под   заклепку;   б — уплотнение   соединяемых   дисков; в — осаживание   стержня    заклепки;    г — предварительное   оформление   замыкающей головки заклепки; д — окончательное оформление замыкающей головки заклепки с помощью обжимки.

Техника безопасности при окраске изделий.

1. Работы по окраске и лакированию выполнять в проветриваемом помещении.

2. Следить за чистотой рук и одежды. Не касаться грязными руками глаз и лица.

3. Не окрашивать изделия вблизи нагревательных приборов.

4. После окончания работы тщательно мыть руки с мылом.

Вводный инструктаж

  1. Составление технологической карты на сверление и клепку.
  2. Техника безопасности при проведении заклепочных работ.
  3. Техника безопасности при отделочных, покрасочных работ.

Текущий инструктаж

4.1 Проверка соблюдения правил техники безопасности при проведении работ.

4.2 Проверка соблюдения последовательности технологического процесса

4.3 Контроль правильности оформления чертежей, выносных линий.

Заключительный инструктаж

  1. Лучшие работы.
  2. Характерные ошибки и пути их исправления.
  3. Оценки.
  4.  Уборка рабочих мест.

 5. Организованный уход.

Технология изготовления

Последовательность операций

Наглядное изображение

1.

2.

3.

4.

Разметить развёртку совка и наметить линии сгиба(1) и (2)

Вырезать развёртку совка  и сделать надрезы. Притупить напильником острые кромки и снять заусенцы.

Загнуть боковые стенки совка.

Загнуть заднюю стенку совка и концы боковых стенок

                                                               

5.

6.

Отработать заднюю стенку совка.

По отверстиям в ручке разместить отверстия в задней стенке совка и накернить их. Просверлить эти отверстия и с помощью заклёпок соединить ручку с совком.

Кровельная сталь толщиной 0,5 мм. Размер листа длиной и шириной не менее 240Х 180 мм.

Заранее изготовленная ручка совка, две заклепки

Инструменты и приспособления: линейка, угольник, чертилка, кернер, ножницы, молоток, оправка, киянка, приспособления для клепки, сверло, сверлильный станок

        

        

     

                       

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сверление отверстий"

Цель: Способствовать запоминанию основной технической терминологии. Способствовать запоминанию материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов. Способствоват...

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...

Конспект урока "Сверление сквозных и глухих отверстий на сверлильном станке. Приемы работы".

Данный урок преследует следующие цели: 1. Систематизировать знания учащихся о технологических машинах на примере сверлильного станка. 2. Расширять кругозор учащихся. 3. Способствовать развитию уме...

Презентация к уроку "Сверление сквозных и глухих отверстий на сверлильном станке. Приемы работы".

Данный урок преследует следующие цели: 1. Систематизировать знания учащихся о технологических машинах на примере сверлильного станка. 2. Расширять кругозор учащихся. 3. Способствовать развитию уме...

Урок технологии по теме "Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины" 6 класс

Цель: изучить с учащимися инструменты для сверления; научить приемам сверления....

Технологическая карта по технологии Тема урока «Сверление отверстий в деталях из древесины»

В материалах представлена развёрнутая технологическач карта  урока и презентация к уроку...