Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"
методическая разработка по теме

Одина Татьяна Николаевна

Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней отечественной культуры, произошло забвение и утрата культурных традиций. Следовательно, появилась потребность в реализации новых подходов в обучении и стимулировании мотивации учащихся в этой области. Подходы, которые бы способствовали формированию общекультурных компетенций. В связи с этим вопрос овладения учащимися различными техниками создания изделий декоративно-прикладного творчества как одной из составляющих культуры имеет чрезвычайную значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагается педагогический проект на тему «Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурных компетенций учащихся средствами декоративно-прикладного творчества».

Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней отечественной культуры, произошло забвение и утрата культурных традиций. Следовательно, появилась потребность в реализации новых подходов в обучении и стимулировании мотивации учащихся в этой области. Подходы, которые бы способствовали формированию общекультурных компетенций. В связи с этим вопрос овладения учащимися различными техниками создания изделий декоративно-прикладного творчества как одной из составляющих культуры имеет чрезвычайную значимость.

Данный проект является логическим звеном в общей системе работы школы, концепцией воспитательной работы которой является «Воспитание Человека культуры» и ставит своей целью создание условий для формирования общекультурных компетенций учащихся в области декоративно-прикладного творчества на уроках технологии и во внеурочной деятельности с использованием возможностей личностно-ориентированных технологий.

Для решения изложенной проблемы и поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности общекультурных компетенций в области декоративно-прикладного творчества;
  • Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
  • Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы;
  • Формировать и развивать общекультурные компетенции через знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества, элементами народной культуры;
  • Разработать дидактическое обеспечение;
  • Повысить конкурсную активность учащихся.

Целевая группа проекта – учащиеся 5-7 классов.

Ожидаемые результаты от реализации проекта могут быть сформулированы как

положительная динамика продвижения учащихся;

высокий уровень творческой  активности и мотивации к изучению декоративно-прикладного творчества;

повышение качества знаний в  образовательном процессе ;

высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеурочной;

призовые места в конкурсах.

В ходе реализации проекта могли возникнуть риски и были рассмотрены меры для их минимизации.

Определены механизмы достижения цели и задач:

  • Использование личностно-ориентированного подхода;
  • Включение элементов декоративно-прикладного творчества в проведение занятий при реализации модулей «Моделирование и конструирование», «Проектная деятельность», «Художественная обработка материалов»;
  • Приобщение к народному искусству через знакомство с историей костюма, народными праздниками, устным народным творчеством ;
  • Изучение различных видов рукоделия на уроках и во внеурочной деятельности;
  • Организация внеурочной деятельности по предмету.

     Содержание методических задач определило этапы и план деятельности.

I этап – организационно-подготовительный (август-ноябрь 2010 г.)

  • Разработка диагностического инструментария;
  • Первичная диагностика учащихся на выявление уровня сформированности общекультурных компетенций в области декоративно-прикладного творчества;
  • Изучение и анализ состояния проблемы  в педагогической теории и практике;
  • Отбор технологий, методов и приёмов работы;
  • Разработка дополнительной образовательной программы;
  • Разработка дидактического обеспечения

II этап – практический (ноябрь 2010 г. – ноябрь 2013 г.)

  • Разработка и внедрение в методику модулей «Моделирование и конструирование», «Проектная деятельность», «Художественная обработка материалов» элементов декоративно-прикладного творчества;
  • Реализация дополнительной образовательной программы «Мир фантазий»;
  • Создание банка творческих заданий;
  • Организация программы участия учащихся в творческих конкурсах и проектной деятельности;
  • Создание творческих портфолио учащихся

III этап – аналитический (декабрь 2013 г.)

  • Диагностика уровня сформированности общекультурных компетенций учащихся в области декоративно-прикладного творчества;
  • Диагностический анализ конкурсной активности учащихся;
  • Анализ реализации данного проекта;
  • Обобщение и распространение опыта.

    Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я провела опрос для выявления уровня сформированности общекультурных компетенций учащихся в области декоративно-прикладного творчества. Для этого я использовала опросник, разработанный совместно с психологом школы. Диагностика  проводилась с учащимися 5-7 классов, и результаты были не утешительными. По результатам  опроса была выявлена следующая картина: четкого определения «народная культура» и «декоративно-прикладное творчество» дети дать не могут. Называют максимум 2-3 вида декоративно-прикладного творчества и до 4 русских народных праздников, главными из которых считают Новый год и  Пасху, что свидетельствует  о низкой информированности учащихся.  Мотивация к изучению различных видов рукоделия низкая, большинство учащихся предпочитают свободное время проводить за компьютером.

Далее я   изучила и проанализировала  состояние проблемы  в педагогической теории и практике. Хуторской Андрей Викторович даёт следующее толкование общекультурной компетенции: познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Чтобы сформировать компетентного учащегося в таком виде искусства, как декоративно-прикладное творчество, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников, формы и методы, при использовании которых развивается и поддерживается интерес к занятию.  Всем этим требованиям отвечает личностно-ориентированный подход в обучении.

Анализ методической литературы и личный опыт показали, что только тогда усвоение материала будет прочным, если оно сопряжено с интересом учащихся, с их творческой активностью. Ребенку важно сохранить свою индивидуальность, самостоятельность и инициативу. Исходя из этого был проведен отбор технологий, методов и приёмов работы. В своей педагогической практике я использую элементы  личностно-ориентированного, дифференцированного, индивидуализированного, развивающего обучения, проектное обучение.

Применяю:

  • Решение задач проблемного характера;
  • Связь изучаемого материала с жизнью;
  • Увязка материала с ранее приобретенными знаниями;
  • Обучение от простого к более сложному;
  • Создание ситуации успеха для ребенка.

Для достижения цели была разработана дополнительная образовательная программа «Мир фантазий», которая отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с введением новых видов рукоделия. Вашему вниманию предлагаю подборку фотографий с занятий кружка «Мир фантазий».

Для повышения эффективности усвоения нового материала применяю информационные технологии. Разработан комплекс методического и дидактического материала,  методы и средства контроля: презентации, тесты в программе My Тest, кроссворды в программе Hot Potatoes, для большей наглядности демонстрирую видеоролики.

Отработан механизм использования проектно-исследовательской деятельности учащихся. При выборе темы проекта учащиеся чаще стали выбирать тематику, связанную с декоративно-прикладным творчеством.

Участие в предметных неделях сопровождается выставкой работ учащихся, проведением конкурсов, викторин, тематических мероприятий.

Большую роль в организации учебного процесса играет эмоциональный настрой учащихся, одним из направлений создания которого является оформление кабинета. В кабинете технологии имеется стенд с работами учащихся, который постоянно обновляется. Оформлен стенд «Поэзия народного костюма». Все это стимулирует учащихся на получение знаний.

В течение учебного года учащиеся принимают участие в выставках лучших творческих работ на школьном и муниципальном уровнях, куда приглашаются родители, школьные друзья и другие гости.

Стараясь поднять престиж предмета «Технология», мной была организована и проведена общешкольная научно-практическая конференция «Технологии вчера, сегодня, завтра», где учащиеся 7-8 классов защищали исследовательские проекты по различным видам технологий. Здесь же был организован конкурс буклетов на тему конференции.

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. Большую роль в этом играет проведение внеклассных мероприятий. На слайде представлены фотографии внеклассных мероприятий «Посвящение в рукодельницы» (с использованием русских народных традиций) и костюмы к общешкольному мероприятию «Дефиле «Поэзия народного костюма» (костюмы были сшиты старшеклассницами).

Какова же результативность проекта?

Как уже говорилось выше, в начале реализации проекта была проведена диагностика уровня сформированности общекультурных компетенций учащихся в области декоративно-прикладного творчества. Второй опрос проводился  в конце реализации проекта. По результатам второго опроса  было выявлено следующее:  определения даются четко и полно, число видов декоративно-прикладного творчества, русских народных праздников, традиций, элементов устного народного творчества, называемых ребятами, увеличилось. Повысилась мотивация к изучению рукоделия, в том числе и к современным ее видам.

Мои ученицы принимают участие в различных конкурсах на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Итогом участия в конкурсах стало большое количество призовых мест не только в районе, но и в области. Три года подряд ученицы занимают 2 место в областном конкурсе «Дорога глазами детей», в 2011 г. в областной выставке-конкурсе «Фабрика игрушек деда Мороза» - 3 место, за участие в областном экологическом конкурсе «Вторая жизнь ненужных вещей» в 2013 г. две мои ученицы были награждены специальными дипломами в номинации «Когда б вы знали, из какого сора…» и одна ученица специальным дипломом в номинации «Обновка». Все работы связаны с декоративно-прикладным творчеством. Результатом участия в дистанционном конкурсе «Золотое рукоделие» стало присуждение звания лауреата моей ученице. Участие и победа моих учениц в различных конкурсах говорит о сформированности их познавательных и созидательных способностей.

В результате реализации проекта повысилась конкурсная активность учащихся, что наглядно показано на представленном слайде.

Если проследить результаты творческого роста Котельниковой Виктории, то можно увидеть как менялась ее результативность участия в олимпиадах и конкурсах.

Как видно из представленной таблицы творческая активность Куракиной Алины в 5 классе была нулевая, но уже в 6 классе она увлеклась рукоделием и как результат стали ее победы на муниципальных и областных конкурсах декоративно-прикладного творчества.

Таким образом, показателями эффективности проекта стали:

  • Повышение мотивации к изучению народных традиций, в частности, декоративно-прикладного творчества;
  • Положительная динамика развития творческих и специальных способностей учащихся в различных видах рукоделия;
  • Повышение конкурсной активности и рейтинга побед учащихся в конкурсах различного уровня.

Вышеназванные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.

По итогам реализации проекта было издано методическое пособие «Методика организации образовательного процесса по направлению «Технологии ведения дома», где являюсь одним из авторов-составителей.

Издана статья в сборнике материалов областного научно-практического семинара «Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования» и в сборнике материалов VIII международной заочной научно-практической конференции «Непрерывное образование учителя технологии: подготовка к внедрению ФГОС нового поколения».

Свои разработки, опыт работы разместила на различных педагогических сайтах: «Открытый класс», на своем сайте в социальной сети работников образования, «Завуч-инфо», Сетевом сообществе педагогов Инжавинского района.

Новизна проекта заключается в том, что в ходе его реализации был использован новый подход к организации образовательного и воспитательного процесса - интеграция основного и дополнительного образования.

Данный педагогический проект возможно применить в любом образовательном учреждении учителям технологии и педагогам дополнительного образования с целью расширения их педагогических возможностей.

Информационные ресурсы:

  1. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. /М.,2004/
  2. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  3. Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании» // Школа и производство. - 2006. - N 1. - С. 10-15.
  4. Алдошина М.И. «Проведение фольклорных праздников в школе». Учебно-методическое пособие. Педагогическое общество России: М., 2005
  5. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1988.
  6. источник шаблона: учитель информатики Курбанова Ирина Борисовна, ГОУ СОШ № 594, Санкт-Петербург, сайт: http://pedsovet.su/
  7. http://www.moluch.ru
  8. https://festival.1september.ru
  9. http://www.psychologos.ru
  10. http://paidagogos.com
  11. http://www.psychologos.ru
  12. http://www.grandars.ru



Предварительный просмотр:

Выявление уровня сформированности общекультурных компетенций в области декоративно-прикладного творчества

Опрос учащихся 5-7 классов

  1. Что вы вкладываете в понятие «народная культура»?
  2. Как вы понимаете значение фразы «декоративно-прикладное творчество»?
  3. Какой цели служили изделия декоративно-прикладного творчества?
  4. Как вы считаете, декоративно-прикладное творчество является частью народной культуры?
  5. Какие виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?
  6. Какие современные виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?
  7. Как вы проводите свое свободное время? Какое место в нем занимает рукоделие?
  8. Любите ли вы заниматься рукоделием?
  9. Какими видами декоративно-прикладного творчества вы владеете?
  10. Каким видам рукоделия вы хотели бы научиться?
  11. Как вы понимаете пословицу «Рукам работа – душе праздник»?
  12. Что значат пословицы «Глаза боятся, руки делают», «Где хотенье – там и уменье»?
  13. Какие русские народные праздники вы знаете?
  14. Как вы считаете, занятие рукоделием было обязательным для девушки на Руси?
  15. Как вы считаете, современной девушке необходимо владеть различными видами рукоделия?

Рис.1 Динамика знаний учащихся по данным вопросам

Вывод: Опрос проводился  дважды:  в начале реализации проекта и в конце.

По результатам первого  опроса было выявлена следующая картина: четкого определения «народная культура» и «декоративно-прикладное творчество» дети дать не могут. Называют максимум 2-3 вида декоративно-прикладного творчества и до 4 русских народных праздников, главными из которых считают Новый год и  Пасху, что свидетельствует  о низкой информированности учащихся.  Мотивация к изучению различных видов рукоделия низкая, большинство учащихся предпочитают свободное время проводить за компьютером. По результатам второго опроса  было выявлено следующее:  определения даются четко и полно, число видов декоративно-прикладного творчества, русских народных праздников, традиций, элементов устного народного творчества, называемых ребятами, увеличилось. Повысилась мотивация к изучению рукоделия, в том числе и к современным ее видам (рис.1).



Предварительный просмотр:

Дидактический материал  по теме «История русского национального костюма»

Основные понятия:

зипун,  кафтан, гашник, рубаха, сарафан, понёва, передник, нагрудник, шушпан,  душегрея,  епанечка,  кокошник,  кичка.

Информационный материал

   У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с XVIII в. северная часть России оказалась в стороне от развивавшихся промышленных центров, и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время как к югу (Рязань, Орёл, Курск, Калуга и др.) русский национальный костюм получил заметное развитие. Это особенно проявилось в женском костюме: в северных районах России был широко распространён сарафан, а в южных – понёва.

   Основными тканями, использовавшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

   Несмотря на исторические и географические различия, русский народный костюм в целом содержит общие характерные особенности.

   Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Порты завязывались на талии шнурком – гашником. Верхней одеждой служили зипун или кафтан.

   Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан. Холщевые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII-первой половине XIX в. Сарафаны делали из однотонной, без узора ткани и украшали цветной полосой. Позднее, сарафаны шили из набивной ткани. В одежде русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стёганные на вате, с рукавами. В южнорусском костюме вместо сарафана использовалась понёва – поясная одежда из шерстяной ткани.

   Форма женского головного убора обусловлена обычаем для замужней женщины прятать волосы, а для девушки – оставлять их непокрытыми. Широко распространены кокошники, кички, разнообразные повязки и венцы.

   В конце XIX в. в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные.

Самостоятельная работа

 Используя дополнительные источники информации, проведите исследование и ответьте на предложенные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование технологической культуры учащихся средствами декоративно - прикладного творчества.

В данной статье автор делится своими приёмами и средствами, которые он использует в своей работе по формированию технологической культуры учащихся....

3.2 Педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»

Актуальность заявленной темы  педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития....

Информационная карта педагогического опыта "Комплексный подход в формировании ключевых компетенций учащихся в образовательном процессе"

Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к  проблеме, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также ...

Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).

Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....