Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.
рабочая программа по технологии (5 класс)

Скударнова Елена Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Творческое объединение

«Рукодельница»

для  5 классов 

2,5 часа в неделю (всего 88 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов творческое объединение «Рукодельница» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения», под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение» 2011.

Программа рассчитана на 88 ч. в год (2,5 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:     практических работ  – 74 час;   итоговые, отчетные занятия - 2 ч.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, в общем, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия.

Цель программы - гармоничное  развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие художественно-творческих умений и навыков; обеспечить возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий,  используемых в опыте мастеров искусства.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил и овладение материалами и инструментами декоративно – прикладной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации.

Новизна программы внеурочной деятельности — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.  Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
  • во время занятий предлагаются игры и упражнения, развивающие творческие способности. Использование этих развивающих игр сделает работу в мастерской интересной и увлекательной.
  • все встречи основаны на обязательной мотивировке творческой деятельности детей и созидательном труде.
  • в процессе такого свободного творчества и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

В  программе для изучения включены следующие блоки: работа с бумагой  (скрапбукинг);  работа с различными тканями;  работа с природными материалами; основы работы с кожей; художественная роспись тканей.

Интегрированный характер содержания внеурочной деятельности предполагает построение процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

В основу рабочей программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всехсубъектов дополнительного образования.

   Особенности организации внеурочных занятий в том, что по ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства.

   Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, юных мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического  профиля. Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная  направленности. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект.

Занятие состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Вся практическая работа, связанная непосредственно  с изготовлением изделия будет проходить на занятии.

Для лучшего усвоения материала программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный. Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах, научно-практической конференции, выполнение коллективных и индивидуальных  проектов.

Общим итогом занятий является отчетная выставка работ.

Требования к планируемым результатам освоения программы:

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  •  широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  •  устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  •  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  •  выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • -планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  •  использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  •  высказываться в устной форме;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  •  строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  •  использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  •  учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
  • создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

       Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса 

должны знать:

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства;
  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
  •  начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
  •  сведения о свойствах различных тканей, видах красителей,  технике свободной росписи тканей;
  •  народные традиции в изготовлении игрушек;
  •  начальные сведения о флористике;
  • начальные сведения о произведениях народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства;
  •  безопасные приёмы работы с  необходимыми инструментами и приспособлениями;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

              уметь: 

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  •  изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги (техника скрапбукинг);
  • изготавливать декоративные изделия из ракушек для оформления интерьера;
  •  изготавливать  мягкие игрушки из различных тканей;
  • несложные декоративные изделия из кожи (ремни, броши, различные миниатюрные сувениры);
  • пользоваться схематичным описанием рисунка; в процессе работы ориентироваться

Контроль знаний определяется следующими формами:

  • устный опрос
  • один вопрос - четыре ответа, выбрать нужный
  • поставить в соответствие термины и их содержание
  • вставить пропущенное ключевое слово
  • опрос "по цепочке"
  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление
  • повторение последней фразы и оценка ее корректности
  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте
  • контрольная работа
  • маршрутная карта
  • кроссворды
  • тесты

Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории возникновения и развития определённого вида бумажного искусства в доступной форме.

В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа и самоанализа работ на городских выставках декоративно-прикладного творчества, отчетных выставках, открытых занятиях, массовых праздничных мероприятиях, ярмарках-продажах. Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.  

Ожидаемые результаты:

- главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно- прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;

- дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области декоративно- прикладного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;

 - у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересы.

 - ребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

 - создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

 - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

        Содержание курса

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

2.  Работа с бумагой

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.

Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3. Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

4. Работа с природными материалами

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно).

Практическая работа: изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».

5. Кожная пластика

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

6. Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

7. Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение   итогов.   Подготовка   итоговой   выставки-ярмарки   работ   школьников.   Организация   и   проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников.
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

8. Виды декоративно-прикладного искусства

История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.

Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной
среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.

9. Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

Практическая работа: выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций; создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.

Практическая работа: составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду.

10. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями.
           Свободная роспись тканей

Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.

Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Правила работы с технологической документацией. Компьютерные программы общего назначения и их использование.

Практическая работа: компьютерная разработка эскизов со свободным расположением элементов рисунка, композиция платка.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи.

Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Практическая работа: подбор вариантов композиционного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы расположены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «свободная роспись».

11. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»

История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диванная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).

12. Значение орнамента. Орнамент в одежде

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов

народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий.

Практическая работа: выполнение зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполнение эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).

13. Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик»  и  «бандан»  в художественном оформлении одежды

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия.

Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго – и - материалосберегающие, другие перспективные технологии. Применение батика в оформлении интерьера.

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из изделий по выбору (платок, шарф, платье и др.).

14. Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.

 Список литературы для учителя:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

    2. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»)

3. Русский костюм/ Ю.Карташов. – М.: Белый город, 2005

4. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –347 с.

5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с

6.   Большая энциклопедия ремесел/ Г. Федотов.-М.:Эксмо, 2009.-606 с: ил.

7. Вышивка лентами шаг за шагом/ С.Ю. Ращупкина. – Ростов н/Д : Владис, 2011.-64с.- (Стильные вещи делаем сами).

8.   Декупаж: лучшие советы / Н.Н. Севостьянова.-М.: АСТ: Астрель, 2011-32 с.: ил.

   9. Десять тем для цифрового скрапбукинга// Фотомастерская.-2010-№ 9 (64). С 50-57.

   10.Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты/ пер. с англ. Ю. В. Букановой.-М.: АСТ: Астрель, 2011.-124,[4] с.: ил.

  11. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация/ Р.Ф. Таран.-М.:АСТ: Полиграфиздат, 2011.-31, [1] с.: ил. – (Подарок своими руками).

           12.Подарки своими руками. Бисер, ткань, кожа, бумага, вышивка/ Т. А. Агинива, Ю. А.                        Матюхина, О. Л. Матюхина.- Ярославль: Академия развития, 2009.-224с., ил. – (Умелые руки).

13.Д. Чотти., Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.

Интернет-ресурсы:

 Скрапбукинг, тенденции 2010/ Блог о рукоделии и вещах ручной работы. URL://handworld.ru/trendy/skrapbukingovye-trendy-2010-tekstil.html/

  1. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=66841
  2. http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html
  3. http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
  4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00048977.html
  5. http://woman.saechka.ru/creativ/makrame/urok/002.php
  6. http://www.arshobby.ru/ideas/idea.php?ID=60393
  7. http://forum.satilina.com/
  8. http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
  9. http://www.bicer.ru/
  10. http://www.cap.ru/
  11. http://www.formula-rukodeliya.ru/
  12. http://www.rto-mos.ru/
  13. http://www.crossstitcher.ru/

Список литературы для детей

1. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. :  рабочая тетрадь к учебнику  О.А.                                         Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Мокруцкой / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова. -  М.: Дрофа, 2012. – 80 с. : ил.

2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева. –М. : Вентана Граф, 2013.- 96с. : ил.

3. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- 7-е изд.- М. : Просвещение, 2008. -192 с. : ил.

4. Ситцевый лоскуток. «Искусство – детям». -  учебное издание./А. Дорофеева. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.

       5. Дымковская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-16с. (Искусство детям)

      6.  Простые узоры и орнаменты. Ю.Г. Дорожин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.-16 с.

      7. Каргопольская игрушка. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.-16с.- (Искусство детям)

  • Журналы «Вышиваю крестиком»
  • Журналы «Формула рукоделия»
  • Журналы «Ручная работа»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение "Мастерок"

  Программа «Мастерок» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия художественной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год

В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017

Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017...

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра....

Рабочая программа внеурочной деятельности творческой лаборатории «СМАК»

Программа внеурочной деятельности рассчитана на девочек 7-8классов, реализуется в общеобразовательной школе на базе кулинарной мастерской с необходимым для этого оборудованием....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий полет"

Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на один год обучения. Внеурочная деятельность по направлению общеинтеллектуальное раз...