Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.
статья по технологии по теме

В статье "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии,через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам", автор Павлова М.В., учитель технологии  рассказывает о необходимости применения на уроках  нетрадиционных  декоративно - прикладных техник, так как это способствует воспитанию креативности обучающихся. Творческое развитие учащихся происходит через вовлечения их в процесс собстенного творческого созидания, направленного на познание и освоение окружающего мира. Разнообразие видов деятельности и материалов позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.

                                                                        Павлова М.В.

                                                                        МБОУ "СОШ № 13 с УИОП"

Декоративно прикладное искусство как традиционное, так и современное,  является неотъемлемой частью культуры народа и обладает большим потенциалом в плане творческого развития личности. Информационная образовательная среда современного урока позволяет внедрение современных декоративно – прикладных технологий на уроках обслуживающего труда. Большой интерес у обучающихся вызывает техника фильцевание, гильоширование, вышивка лентами. Данные технологии могут использоваться  на практических занятиях в рамках урока в шестых - восьмых классах. Таким образом, расширяя возможности использования современных декоративно – прикладных техник на уроках, мы получаем «ключ» к  созданию ситуации успеха для каждого учащегося.

В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из шерсти, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят обучающиеся,  раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду.

Знакомство школьников с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображении.

Обучение многим техническим приёмам мастерства доступно детям в любом школьном возрасте, и это открывает перед ними широкие возможности для проявления собственного творчества. Программа по технологии для общеобразовательных школ предлагает для учащихся работу в традиционных декоративно – прикладных техниках, между тем, в современном искусстве есть более интересные и доступные для школьников виды рукоделия, которые вызывают у них большой интерес и могут удачно использоваться на уроках и в целях развития творческого потенциала.

Применение нетрадиционных декоративно – прикладных техник способствует воспитанию креативности обучающихся.  Творческое развитие учащихся на уроках технологии происходит через вовлечение их в процесс собственного творческого созидания, социально - значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Разнообразие видов деятельности и  материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В 6 классе  продолжается  приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства - вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек. Программа предполагает знакомство со счетными швами (кресс, полукрест, роспись), которые очень сложные в технике исполнения и как альтернатива им – вышивка лентой,  тоже выполняющаяся  по счету. Сохраняются все виды швов, но дети быстрее видят результат работы и получают эмоциональное удовлетворение. Учащиеся знакомятся с историей возникновения вышивки лентами; учатся подбирать гармоничные цветовые сочетания; работать с лентами, хранить их правильно и  выполнять ленточный стежок и плетеную розу. Большую трудность в данной технике у детей вызывает умение подобрать гармонично цвета лент. Преодолеть эти трудности помогает упражнение на подбор цветовой палитры, детям предлагаются цветные карточки, к которым они подбирают гармонично сочетающиеся цвета. Эти навыки они переносят на работу с лентами.

В седьмом классе  в раздел «Вязание крючком» включается валяние из шерсти, известное в современном декоративно – прикладном творчестве, как  фильцевание.  Это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Учащимся предлагается освоить приемы «мокрого» и «сухого» валяния. Особое  внимание уделяется правильности выполнения технического приема прокалывания изделия (под прямым углом). Необходимо не только продемонстрировать учащимся технический прием, но и  поставить руку ученика в правильном положении. Обратить внимание детей, что данная техника является достаточно трудоемкой и необходимо  терпение, чтобы достичь нужной плотности  и однородности изделия. При обучении технике «мокрое валяние» в качестве дидактического раздаточного материала обязательно используются  технологические карты, так, как техника требует последовательного алгоритма действий.

В 8 классе программой предусмотрено знакомство учащихся с художественной машинной вышивкой (роспись, рококо, белая гладь), но технические условия обеспечения выполнения данного раздела не позволяют в полном объеме выполнить на практике это задание и как  альтернатива предлагается выполнение работы в технике «художественная резьба по ткани» - гильоширование. Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а, кроме того, кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.  Эта техника требует терпения и некоторого опыта, чего часто не хватает у начинающих. Некоторые ученики пытаются сразу повторять то, что сделано более опытными, и конечно расстраиваются, если не получается. В таких случаях необходимо им запастись терпением и начинать тренировку руки с простых элементов — кружочков, отверстий, несложных форм лепестков или других фигур. В будущем они будут делать элементы сложнее, и пользоваться трафаретами для гильоширования, но для начала такая тренировка очень важна.

Увлекаясь декоративно - прикладным творчеством у учащихся возникает не только интерес к предмету технология,  но и желание участвовать  в различных конкурсах, где они становятся победителями и призерами.

Используемая литература

1. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). – М., Педагогика, 1999.

3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.

4. «Технология ручной вышивки» Т.И. Еременко и Е.С. Забалуева. Москва, Просвещение, 2000 г.

5. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани.- 2. Психология жизненного успеха.1-е, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через метод проектов.

Выступление на школьном семинаре МО эстетического цикла....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.» 2020г.

laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.» 2020г....

Развитие творческих способностей учащихся c ОВЗ на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству

Основной целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединениях дополнительного образования, как я считаю, является формирование у них позитивных установок на преодоление имеющихс...