Развитие творческих способностей учащихся c ОВЗ на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству
статья

Основной целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединениях дополнительного образования, как я считаю, является формирование у них позитивных установок на преодоление имеющихся нарушений и успешной социализации в обществе. Для этого необходимо дать детям знания, умения и навыки в деятельности декоративно-прикладной направленности, затем создать ситуацию успеха посредством участия в различных выставках и конкурсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся c ОВЗ на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству

        Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как механизм, обеспечивающий проявление творчества.

        Основным принципом отечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связаны с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

        Каждый педагог, в каком бы учебном заведении ни работал, хорошо знает, что от создания творческой атмосферы во многом зависит успех занятия и любого воспитательного мероприятия. Необходимо создать интерес, который ведёт к активной деятельности учащихся. Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования: «Развитие творческих способностей учащихся на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству».

        Основной целью исследования является разработка методики организации проведения кружковых занятий по развитию творческих способностей учащихся на примере изучения дисциплины «Лоскутное шитьё».

        Основной объект исследования – процесс развития творческих способностей на кружковых занятиях по декоративно-прикладному искусству.

        Предмет исследования – развитие творческих способностей на кружковых занятиях по лоскутному шитью.

        Гипотеза исследования – процесс развития творческих способностей учащихся будет успешным, если:

- создать благоприятные условия для развития творческих способностей;

- отдать предпочтение индивидуальной работе с учащимся;

- использовать современные технологии в организации кружковых занятий по декоративно-прикладному творчеству.

Методы исследования:

- теоретический анализ психологической, искусствоведческой, педагогической, философской литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;

- изучение общеразвивающих программ художественной направленности и методической литературы по внеурочной деятельности в школе;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта.

        В современный период активизации всех слоёв общества проблема усиления творческих начал в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как элементы творческой деятельности будут формироваться в школе на уроках, на кружковых занятиях, во многом зависит будущее общества.

Творчество, как я представляю (моё мнение, как мне кажется) – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

- процесс создания субъективных ценностей.

        В. А. Гусев рассматривает с общих философских позиций три этапа творческого процесса, поскольку именно они лежат в основе любого творческого процесса.

        Первый этап творческой деятельности – этап осознания, формирования, постановки проблемы. Интеллектуальная творческая деятельность имеет место лишь там, где возникает проблема. Чёткое формулирование проблемы является важным этапом творческого процесса, а также необходимым параметром включения в самостоятельную деятельность.

        Второй этап – этап принципиального решения проблемы, в ходе которого должен быть найден «ключ» к решению задачи. Решение любой проблемы часто рассматривают как творческую деятельность, в основе которой лежат знания. По мнению А. Т. Шумилина, знание всей информации, относящейся к области исследования, является условием и предпосылкой успешной творческой деятельности. Нередко в ходе решения творческой задачи обнаруживается недостаток знаний свойств определённых явлений, их взаимодействия, что требует дополнительных исследований в этой области.

        Таким образом, основу второго этапа творчества составляют знания человека. Вот почему творческая деятельность учащихся неразрывно связана со знаниями, которыми они владеют.

        Третий этап – оформление принципиального решения проблемы. Все исследователи выделяют этап окончательного оформления найденного принципиального решения проблемы. Его специфика состоит в том, что принципиальное решение принимает конкретную, строго обоснованную и часто проверенную форму. А. Т. Шумилин подчёркивает, что в научном творчестве этот этап выступает как доказательство гипотезы и её практическая проверка. В техническом творчестве – как конструктивное, а затем вещественное выполнение изобретения.

        Как и предыдущие, этот этап осуществляется на основе знаний свойств явлений, приёмов, способов, накопленных обществом.

        Творчество и творческая деятельность в процессе обучения школьников, естественно, должна быть адаптирована, так как учащиеся в подавляющем большинстве случаев не создают новых продуктов, да ещё обладающих социальной значимостью. Они в основном создают продукты, уже известные обществу.

         Очень важным является то, что в творческой деятельности естествоиспытателя, изобретателя и школьника есть одно общее – все они осуществляют поиск «неизвестных связей вещей». Обучение учащегося поиску неизвестных связей между рассматриваемыми объектами – это и означает приобщение его к творчеству вообще, к будущей трудовой деятельности.

        Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности учащегося в целом и позволяет успешно проявлять себя в трудовой деятельности. Творческое начало лежит в основе любой деятельности, особенно такой, как лоскутное шитьё. В этом занятии всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов.

        Изготовление лоскутного изделия собственными руками увлекает школьников, способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, точному восприятию цветовой гаммы, воспитывает усидчивость, бережливость, трудолюбие. Но при организации кружковой деятельности сразу встают вопросы:

- как сделать занятия кружка интересными и насыщенными для школьников?

- как помочь быстрее овладеть навыками ручного шитья?

- как сделать так, чтобы занятия способствовали развитию учащихся?

        В процессе изготовления лоскутного изделия воспитанники кружка учатся:

- анализировать объект, актуализируя при этом свой прошлый опыт;

- устанавливать логическую последовательность отдельных действий по изготовлению изделия;

- рассказывать о проделанной работе, определять правильность действий и результатов;

- оценивать качество готовых изделий;

- находить им применение.

        Владение трудовыми умениями и навыками является необходимым условием для развития творческих способностей, так как обеспечивает свободу выбора средств и приёмов в изготовлении изделия. Формирование трудовых умений происходит в процессе практической работы при выполнении конкретных технологических операций или трудового задания. Учащиеся осваивают основные трудовые приёмы:

- приёмы обработки разнообразных текстильных материалов (подбор по текстуре, цветовой гамме, раскрой, ВТО);

- приёмы соединения деталей (соединительные ручные и машинные швы);

- приёмы контроля (сравнение с образцом, качество выполнения швов, оценка эстетического вида).

        Большинство приёмов, которыми овладевают учащиеся, являются профессиональными, применяемыми в дальнейшем на занятиях в мастерских.

        Предварительное планирование предстоящей работы, разработка творческого проекта также способствуют развитию творческих способностей школьников.

        Выводы:

        Занимаясь на кружковых занятиях различными видами декоративно-прикладного творчества, школьники учатся понимать и создавать красоту. Эти занятия способствуют развитию творческих способностей у учащихся, знакомят их с традициями и приёмами декоративно-прикладного искусства, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии.

        Занятия лоскутным шитьём являются средством психического, творческого и трудового развития учащихся. Во время работы происходит становление характера школьника, так как требуемые волевые усилия постепенно формируют такие черты характера, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

        Педагогическое диагностирование на протяжении всего обучения на занятиях кружка помогает оценить возможности учащихся и, в дальнейшем, отследить динамику их развития для определения изменений характера, трудовых знаний и умений, творческих способностей, происходящих в процессе творческой деятельности.

        Занятия в кружковых объединениях дают положительные результаты, у учащихся:

- формируется устойчивый интерес к занятиям;

- повышается работоспособность и целенаправленность действий;

- речь школьников становится образнее и выразительнее;

- межличностное общение приобретает продуктивный характер;

- появляется желание творить, создавать что-то своё, новое и необычное;

- формируется творческое мышление, развиваются творческие способности.

        Присутствие творчества на кружковых занятиях это эффективный способ, с помощью которого активизируется внутреннее состояние детской души.

        Список литературы:

1.        Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого развития / В. И. Андреев. – 2е изд. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2.        Ананьев, Б. Т. Человек на предмет познания : избр. психол. труды / Б. Т. Ананьев. – Москва : Педагогика, 1980. - Т. 1. – 232 с.

3.        Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе / О. П. Васильева. // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120.

4.        Вельдбрехт, Е. Е. Диагностика творческих способностей / Е. Е. Вельдбрехт. – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002. – 104 с.

7.        Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 222с.

8.        Клейтон, М. Библия лоскутного шитья: справочник / М. Клейтон; пер. с англ. А.Б. Морозовой. – Москва : АСТ, Кладезь, 2013. – 303 с.

9.        Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 2004. – 346 с.

10.        Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом : учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. И. Кругликов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002.  – 480 с.

11.        Маркина, Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся / Н. В. Маркина. // Бюллетень. – 2000. - № 4.

12. Савин, Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н. В. Савин. – Изд. 2-е, доп. – Москва : Просвещение, 2008. – 179 с.

13.        Симоненко, В. Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства : учебн. пособие / В. Д. Симоненко. – Брянск: БГПИ, 1994. – 116 с.

14.        Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А. С. Хворостов. – Москва : Просвещение, 2009. – 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.

В статье "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии,через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам", автор Павлова М.В., учитель технологии  рассказывает о н...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.» 2020г.

laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, через обучение нетрадиционным декоративно - прикладным техникам.» 2020г....

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством

     Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...