"Вышивка".
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме

Урок в 5 классе по теме "Вышивка".  Цель: Закрепить знания по разделу вышивания, повысить интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka_5_klass.docx295.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вышивка»

Цель: закрепление знаний по разделу вышивание, повышение интереса к изучаемому предмету, воспитание эстетического вкуса, развитие сообразительности, внимания, точности, пространственного представления.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий, создание ситуации выбора.

Формы и способы организации обучения: показ, использование ИКТ, сообщения учащихся, беседа, эвристическая беседа, практическая работа.

Средства обучения:

  • Выставка образцов вышивки
  • Компьютерная презентация
  • Плакат «Ручные стежки и строчки»
  • Плакат «Безопасные приемы работы с ручными инструментами»
  • Инструкционные карты
  • Карточки само- и взаимоконтроля
  • Карточки-задания

Библиографический список литературы:

  1. Иванова А. А. Ручное вышивание М.: Культура и традиции, 2004
  2. Попова Г. Н. Технология 5 класс поурочные планы. Волгоград. Учитель, 2006
  3. Полная энциклопедия женских рукоделий. М.: Российское зарубежье, 1990
  4. Симоненко В. Д. Технология 5 класс (вариант для девочек) М.: Вентана-Граф, 2005

План урока

  1. Организационный момент.
  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу;
  1. Актуализация знаний учащихся:

Викторина:

  1. Появились ещё в каменном веке. В древности изготавливались из кости, бронзы, железа. Это же приспособление из металла было завезено в Европу в XIV в. арабами. Сначала изготавливали вручную, затем ковали. Используются в медицине, в мастерских по ремонту обуви. Бывают швейные, вышивальные, скорняжные. (Игла)
  2. Греки и римляне использовали этот инструмент, он был сделан по принципу пинцета. Длина его достигла 90 см. В таком виде используют до сих пор при стрижке овец. Бывают слесарные, медицинские, портновские. (Ножницы)
  3. Крученые изделия, выработанные их х/б, шерстяной, льняной пряжи, нитей шелка-сырца. Бывают швейные, вышивальные, вязальные, штопальные. (Нитки)
  4. Жесткий колпачок, предохраняющий палец от укола иглы (Наперсток)
  5. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора. (Пяльцы)
  6. Прочная бумага для перевода рисунка с оригинала. (Калька)
  7. Цветная бумага используется для перевода рисунка на ткань

( Копировальная бумага)

  1. Он бывает мягкий, твердый и используется для перевода рисунка на ткань (Карандаш)

Что обозначают эти слова? (инструменты и приспособления,  применяемые при вышивании)

На доске слова которые вы отгадали. что  обозначают эти слова? (инструменты и приспособления применяемые при вышивании)

  1. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Вышивание». Мы продолжим говорить о вышивке и обратимся к истории,  с которой нас  познакомят…

Выступление учащихся: слайд

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Вышивка – старинный и самый распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Это искусство создания на тканях узоров  с помощью иглы и нитей. Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой, которые, по поверьям, оберегала человека в бою.

На женских рубахах вышивка располагалась  по вороту и разрезу, рукавам, подолу.  

Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, животных, изображения растений. В нашем регионе преобладала красно-черная вышивка растительно- геометрического орнаментов.

На какие виды делится вышивка? Слайд

Вышивка делится на машинную и ручную.

 Ручная вышивка по технике выполнения делится на счетную – вышивается по счету нитей ткани,  к ним  относятся: набор, роспись, счетная гладь, гобеленовый шов, шов крест.

 Свободная вышивка  выполняется  по контуру рисунка, к ним относятся простейшие ручные швы, атласная гладь, двусторонняя гладь, художественная гладь.

 Мы обратились к истории, вспомнили виды вышивок.

Представьте  себе рабочее место вышивальщицы в Древней Руси и условия, в которых работают современные мастерицы. Слайд

Эвристическая беседа:Слайд

  • Какой рукой мы держим инструменты?

Правой. Укладка с инструментами должна быть справа.

  • В какой руке мы держим пяльцы с тканью?

В левой. Материалы должны находиться слева.

  • Листы с узорами удобнее хранить в …?   папке.
  • Как нужно сидеть, чтобы меньше уставать?

Корпус слегка наклонен вперед, поясница опирается на спинку стула, от глаз до работы 30-35 см, свет падает сверху слева.

Ребята, помните, что вы работаете с предметами опасными в использовании. Напомните:

- правила безопасной работы с  иглами.

- правила безопасной работы с ножницами.

Мы подготовились к процессу вышивания.

Задание: Определите последовательность выполнения работ при вышивании. (Интерактивная доска, работа по карточкам)

Выстирать ткань

Подсушить

Отутюжить во влажном состоянии

Подготовить рисунок

Перевести рисунок на ткань

Заправить ткань в пяльцы

Выполнить закрепление нити в начале работы

Выполнить вышивку

Выполнить закрепление нити в конце работы

Выстирать выполненную работу

Отутюжить


Взаимоконтроль:
Поменяйтесь карточками, осуществите взаимопроверку, сравните с доской. Кто,  справился без ошибок, поднимите руку? Слайд

Физкультурная  минутка Слайд

Не всегда понравившийся нам рисунок бывает нужного размера.

Если рисунок слишком крупный, то его нужно уменьшить или наоборот.

- Какую бумагу лучше использовать для этого? Растровую

Задание по карточкам: Уменьшите рисунок.

Рисунки_0018изменение размера рисунка

- Какие вы знаете способы перевода рисунка на ткань?(копировальная бумага, припорохом, подсвечивание снизу через стекло)

Соотнесите вид шва с рисунком вышивки.(Интерактивная доска)

  1. Практическая работа.

1 группа вышивает узор стебельчатым швом;

2 группа –швом за иголку.

  1.  Подведение итогов работы.

Все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности, правильно выполняли трудовые приёмы и организовывали своё рабочее место.

Сообщение оценок учащимся за  опрос и за трудовые приёмы.

  1. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....

Урок в 8 классе "Вышивка гладью", презентация "Вышивка гладью", инструкционная карта

Урок в 8 классе "ВЫшивка гладью", презентация, инструкционная карта...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ВЫШИВКЕ ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ И ОБЪЁМНОЙ ВЫШИВКЕ СТЕЖКОМ.

Смешение техник даёт широкий простор для вашей фантазии.  Работа приобретает яркость и лоск шёлка....

«Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»

Тема урока «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»...

Методическая разработка на тему: "Вышивка в смешанной технике. Презентация "Вышивка зимнего пейзажа"

Представлена презентация с подробным описанием вышивки в смешанной технике, может быть использована на уроках художественного труда и в работе кружков....

Вышивка крестом.Методы и виды вышивки крестом.

Цель урока:   создать условия  длязнакомства с историей возникновения вышивки крестом;изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;освоение технических условий и п...