40 тысяч дорог-одна твоя
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

Горовая Надежда Владимировна

Тема: «Сорок тысяч дорог — одна твоя»

Цель: ознакомление учащихся с различными профессиями, формирование

понимания того, что выбор профессии — это результат работы над собой, результат изучения мира труда.

Обучающие задачи:

—        знакомство учащихся с различными профессиями;

—        формирование готовности к выбору профессии:

— усвоение знаний в области выбора профессии;

Воспитательные задачи:

—        развитие взаимопомощи и взаимоподдержки;

—        формирование умения работать в группах.

Развивающие задачи:

—        развитие творческих способностей;

—        развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма организации работы учащихся: индивидаальная,групповая.

Девиз урока: «Выбор профессии является таким действи­ем, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстро­ить все его планы, сделать его несчастным или же сделать его судьбу прекрасной, несмотря на тысячи препятствий и невзгод, лишения и страдания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 40 тысяч дорог-одна твоя2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сорок тысяч дорог — одна твоя»

Цель: ознакомление учащихся с различными профессиями, формирование

понимания того, что выбор профессии — это результат работы над собой, результат изучения мира труда.

Обучающие задачи:

—        знакомство учащихся с различными профессиями;

—        формирование готовности к выбору профессии:

— усвоение знаний в области выбора профессии;

Воспитательные задачи:

—        развитие взаимопомощи и взаимоподдержки;

—        формирование умения работать в группах.

Развивающие задачи:

—        развитие творческих способностей;

—        развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма организации работы учащихся: индивидаальная,групповая.

Девиз урока: «Выбор профессии является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы, сделать его несчастным или же сделать его судьбу прекрасной, несмотря на тысячи препятствий и невзгод, лишения и страдания».

Ход занятия

1.Организационная часть: проверить присутствующих, готовность к уроку.

2.Сообщение темы и целей занятия, (уч-ся слушают и записывают тему в тетрадь).

Вступительное слово учителя.

                                                       Здравствуйте ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята,совсем скоро для многих из вас прозвенит последний  школьный звонок, возвещающий о том, что вы вступили на сложный, самостоятельный путь взрослого человека. И даже те из вас, кто пойдет учиться в 10 класс, рано или поздно задумаются над вопросами:

 кем быть, куда пойти учиться? Тема нашего урока: «Сорок тысяч дорог — одна твоя». Слайд №1

 Сегодня мы должны ознакомиться с различными профессиями, понять, что выбор профессии — это результат работы над собой, результат изучения мира труда, мира профессий.

В 9 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального.

Послушайте стихотворение В.Маяковского для детей, оно с очень взрослым смыслом:

У меня растут года
Скоро и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»

И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь.

Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы, потом пожалеть?

Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.

Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.

     

  СЛАЙД №2

          Насчитывается более 40 тысяч профессий, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.(показ изображения)

Беседа «Из истории появления профессий и труда»:

Слайд 3

- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах,  могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ, (ответы учащихся)

(показ изображений древнего человека)  

  - Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание.  Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании,  каких профессий вы  можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)

Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся  особый талант. Слайд№4 

«Если Вы не Моцарт…»

Но как быть, если Вы совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились  в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в академию художеств девяти лет от роду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я — вундеркинд»?

Как быть, если ничего не нравится, если при одном упоминании о перспективе вскоре начать трудовую деятельность у Вас сводит скулы от скуки? Вы попробовали себя в каких-то кружках и секциях и решили, что ни к чему не пригодны. В данном случае вы просто себя не знаете. Но бывает и наоборот — непоколебимое убеждение, что Вы рождены для самых высоких дел. Тут или гениальная интуиция, или, что встречается гораздо чаще, неадекватная самооценка.                    

3.Изучение нового материала. (Слушают, записывают основные понятия).

Учитель:

Как вы понимаете слова «профессия», «специальность»?

Учащиеся(ответ уч-ся)

«Профессия» (латинское слово) — род деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования.СЛАЙД №5

«Специальность» (французское слово): СЛАЙД №6

1)        род занятий человека, в котором он достиг больших знаний и умений;

2)        профессия;

3)        определенная область труда, знаний.

Предлагаю рассмотреть «древо возможностей», на котором указаны возможные пути.

СЛАЙД №7

1.        Учиться:

—        ВУЗы;

—        колледжи;

—        техникумы;

—        профессиональные училища;

—        курсы.

2.        Учиться и работать (подрабатывать).

3.        Работать и учиться (вечером, заочно).

4.        Работать:

—        свое дело;

—        по найму:

а)        госфирма (постоянно, временно);

б)        частная фирма.

5.        Не учиться и не работать:

—        на содержании мужа;

—        на содержании у родственников;

—        на содержании у спонсора;

—        социальное пособие;

—        бродяжничество;

—        криминал.

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

1. Правило первое:    СЛАЙД №8

Познай себя, свое собственное «Я»

Ø здоровье;

  •  интересы и склонности;
  •  способности, знания и умения.

2. Правило второе: 

Узнай все о профессии:

Ø предмет, цель и условия труда;

Ø пути получения профессии;

Ø медицинские противопоказания;

Ø требования профессии к личности

(профессионально важные качества);

Ø актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.

3. Правило третье.(гиперссылка на слайды18-22)

Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.

Слайд №18 «Человек – знаковая система» (Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.

     Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.)

Слайд №19 «Человек-техника» (Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

     Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.)

Слайд №20 «Человек-природа» (Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

     Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.)

Слайд №21 «Человек-художественный образ» (Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.

     К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.)

Слайд №22  «Человек-человек») (врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.)                                          

4.Закрепление нового материала.

Вопросы учащимся:

1.Посмотрите свой результат и скажите, к какой группе вы относитесь.

2.        Что необходимо знать при выборе профессии?

3.        Посмотрите на «древо возможностей». Какой путь вы избрали бы в данный момент? Чем это обусловлено? (гиперссылка на слайд №7)

Задания:

«Угадай профессию»    СЛАЙД№9

1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию. (Дирижер.)

2. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание — гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник.)

3. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор – оператор ЭВМ и оператор машинного доения.)

4. Кем бы могли работать в наши дни:

 – Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (пародистом);

 – Красная шапочка (социальным работником);

 – кот Матроскин из Простоквашино (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

                               

  Игра «Кто больше знает профессий?» 

Задание. СЛАЙД №10

Назовите профессии, к которым вы больше склонны, которые вам нравятся.

Задание.     СЛАЙД-11

Знаете ли вы, что существует наука, которая помогает нам разобраться в многообразном мире профессий? Ваша задача — из предложенных букв составить название этой науки (профессиография).

Тест.       СЛАЙД№12

Тест

Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.

Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист.

Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.

Оптимист:

Работа имеет огромное общественное значение;

Высокая заработная плата;

Встречи с интересными людьми;

Командировки, дающие возможность многое увидеть;

Использование современной техники.

Пессимист:

Трудности, связанные с устройством на работу;

Частые командировки, осложняющие личную жизнь;

Трудности получения образования (наличие печатных работ);

Большая ответственность;

Нервные перегрузки;

Ненормированный рабочий день;

Постоянное общение с людьми.

Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

Проект      Слайд №13

Предложить фантастический проект — придумать профессию будущего и обосновать ее важность (оценивается оригинальность).

Проверка домашнего задания.  Слайд №14

1.Вы должны были сделать презентацию о профессии или написать  сочинение, которая вам нравится.

Итог урока.

Слайд №15

Чтобы люди находили счастье  в своей работе, необходимо три условия:

работа должна быть вам по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.

                                                                                                            Дж.Рескин

Дорога жизни-счастливая судьба.     Слайд №16

 Рефлексия. Слайд №17

-  Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

 - По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением.  

Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).

  • сегодня я узнал… 
  • было интересно… 
  • теперь я могу…
  • я приобрел… 
  • я научился… 
  • я попробую… 
  • мне захотелось…

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!

Для слайда 8 по гиперссылки типы профессий  слайды -18-22

Использованная литература и интернет –ресурсы:

http://900igr.net/kartinki/chelovek/Professii-3.files/051-Aktrisa.html   

http://detsadik.my1.ru/load/pochemuchki/znakomimsja_s_professijami/znakomimsja_s_professijami_stroitel/58-1-0-2162 

http://serpeika.com/education/eg_podgotovka6/testy/  

http://www.xrest.ru/original/826371/

http://fashionforyou.ru/Rabota_i_zarbotok/prof.html   

http://etranger.sgencfdt.free.fr/actu/200510_BR.htm 

http://murmanmed.ru/news/world-news/558-12-maya-mezhdunarodnyj-den-mediczinskix-sester 

http://ru.picscdn.com/domain/eduprof.ru/

http://www.newyork.ru/common/arc/story.php/288022 

http://spectr.info/science/

http://chat.urfo.org/science/348636.html 

http://www.my-ussr.ru/sovetskie-diafilmy/uchebnye/436-zhizn-pervobytnyh-ljudej.html 

http://school76.yar.ru/menu/work/sport/2.htm 

http://avangardi.blog.bg/izkustvo/2008/01/27/karl-briulov-galeriia-jivopis.157199 

http://blogs.mail.ru/mail/stipel-o/3E92473CF28C0FDE.html 

http://www.learn-math.info/russian/historyDetail.htm?id=Wiener_Norbert 

http://amnesia.pavelbers.com/patefon.htm 

http://mistergid.ru/children/page/2559/

http://mistergid.ru/children/page/2559/

shkolazhizni.ru

odessatourism.in.ua  

http://papa-vlad.narod.ru/photo/chelovek/Professii-01.files/Professii-01.html -

http://www.agtu.ru/ic/2otdelprofor/kemstat_faq.html 

http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/npo_spb/nev.htm 

http://900igr.net/fotografii/obschestvoznanie/CHelovek-i-professija/022-Predstaviteli-professij-tipa-chelovek-tekhnika.html 

http://www.fio.vrn.ru/2007/3/2.html 

http://www.babloid.ru/forbrains/2008/

http://kompas.zouo.ru/index.php?id=89  

http://cor.edu.27.ru/dlrstore/8a68cef3-41d0-4dcb-aa74-6ccd40f7eb15/pr.htm 

http://www.photoline.ru/cgi-bin/cr1/new.pl?now=98400&prevprt=on 

http://www.altobr.ru/educational-catalog.html?mod=educ&id=1888

http://www.livny.biz/arhiv.php?page=6

http://arhilat.build2.ru/  

http://zavod-72rus.ucoz.com/news/2010-11-02

http://www.liveinternet.ru/users/3021492/music/    худ

http://papa-vlad.narod.ru/photo/chelovek/Professii-6.files/022-Prodavets-odezhdy.html 

http://ggptu230.gomel.by/Zakr.html

http://infomsk.ru/zdorovye/news/1506nazvan_luchshiy_vrach_omska

http://images.yandex.ru/yandsearch?noreask=1&lr=197&ed=1&text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&p=18&img_url=upload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F8%2F85%2FSmiley.svg%2F600px-Smiley.svg.png&rpt=simage

Обучение технологии в средней школе 5-11 класс.Байбородова Л.В.Серебренников Л.И..
Гуманитарный  издательский центр  ВЛАДОС Москва 2004.
Профориентация  в школе: игры,упражнение,опросники. 8-11 классы. Н.С. Пряжников. ООО «ВАКО»,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

"Стог дорог - одна твоя"

Тема классного часа: «СТО ДОРОГ – ОДНА ТВОЯ»Цели:- образовательная: формирование мотивации в выборе профессиональной области; формировать представление о профессиях разных предметных областей;- развив...

Единый день профориентации "Сто дорог - одна твоя"

Программа подготовки и проведения городского профориентационного мероприятия "Сто дорог - одня твоя"...

Сто дорог – одна твоя (по профориентации).

Помочь подросткам в выборе профессии с учетом не только их желаний, но и с учетом информации о себе и мире профессий...

Проект профориентации «100 дорог – одна твоя».

Создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества....

Квест-игра "Сто дорог - одна твоя"

Цель: создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии через активную творческую и познавательную игру.Задачи мероприятия:предоставить возможность проявить индивидуальные ...

Неделя профориентации "Сто дорог - одна твоя" (форма проведения: квест-игра)

1. План проведения недели профориентации 2021г.2. Творческий отчёт о проведение недели профориентации "Сто дорог - одна твоя"....