Казенное государственное образовательное учреждение РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 3 г. Таганрога
ПРОЕКТ
«Формирование УУД на предмете технологии через проблемные ситуации »
Выполнил:
Сковоронская Г.Н.
г. Таганрог
Актуальность данного проекта:
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования. Проблема, связанная с формированием УУД и развитием познавательных интересов, сегодня является актуальной в современной образовательной системе российского образования, поэтому проблема, исследуемая мною, звучит так.
Проблема проекта:
Формирование УУД у учащихся через проблемные ситуации. Развитие устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности на уроке технологии.
Цель проекта:
Проверить эффективность технологии проблемного обучения в формировании УУД.
Задачи проекта:
- Изучить технологии проблемного обучения;
- Разработать проблемные ситуации.
Технологическая карта урока
Имя урока: «По полям по лесам ходит шуба да кафтан»
Тема урока: "Натуральные волокна животного происхождения". 6 класс
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; - уметь определять их состав; - научить определять ткани из шелка и шерсти;
-овладеть опытом решения проблем при решении поставленной задачи по изучаемой теме; - овладеть опытом исследовательской деятельности, при самостоятельной работе, в процессе определения вида тканей, свойств тканей, состава волокон; - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент); - понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»
2. Метапредметных:
- в познавательной деятельности
- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
- в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
- в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностных:
1) Стимулировать способность иметь собственные мнения.
2) Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы
3) Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру. 4) Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. 5) Получить опыт применения полученных знаний и умений в самостоятельной жизни.
Оборудование:
1.таблица "Волокна"; 2. коллекция образцов тканей; 3. ножницы; 4. нитки; 5. игла; 6. учебник; 7. рабочая тетрадь; 8. компьютерная презентация « Волокна животного происхождения »; 9. компьютер, проектор.
Демонстрационный эксперимент:
Демонстрации | Оборудование |
Демонстрация опыта с волокнами шерсти и шелка | Волокна шерсти и шелка |
Конспект урока | Результаты обучения |
|
I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).(1мин) Цели этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; - определить содержательные рамки урока.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня нас ждут интереснейшие открытия, опыты, эксперименты. В ходе сегодняшнего урока вы будете выполнять различные задания и оценивать свою работу. И так всем приготовиться наше увлекательное путешествие в мир открытий начинается.
|
|
|
II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)(5 мин)Цели этапа: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; - согласовать цель и тему урока. ( проблемная ситуация) «У вас есть образцы тканей. Вам нужно выбрать из этих образцов шелк и шерсть» Учитель: -- А сейчас я покажу какие образцы нужно было выбрать. – Удалось вам выполнить это задание? – Почему не всем удалось выполнить задание? В чем возникли затруднения? –Как видим, тех знаний, которые у вас есть, не совсем достаточно для того, чтобы вы смогли определить шелк и шерсть. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о натуральных волокнах и о составе тканей. Формулировка проблемы. –Пожалуйста, запишите вашу проблему. «Не могу выбрать ткань, потому что не знаю » и вопрос « А нужно ли мне знать и уметь определять ткань? Зачем мне это нужно? –Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия. Ученик: - научится определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; - выяснить область применимости полученных знаний на практике. Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите ее номер в тетради на полях) 1) стимулировать способность иметь собственные мнения. 2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы 3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру. 4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. Учитель: Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? 1) Научится определять шерсть и шелк; 2) Описать качественный состав волокон; 4) Научиться применять полученные знания на практике.
– Молодцы! Запишем тему урока: “ Натуральные волокна животного происхождения ”
|
Метапредметные: - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - поиск и устранение причин возникших трудностей. - осознанное определение сферы своих интересов и возможностей
Предметные: - умение различать факт, мнение, доказательство. |
|
III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(10 мин)(“Открытие” детьми нового знания).
Цели этапа: - Подвести ребенка к освоению нового опыта через разрешение проблемы; - Научиться определять состав волокон шерсти и шелка; - Научиться разбираться в тканях, свойствах тканей; - Организовать коммуникативное взаимодействие.
Задача: Исследование свойств натуральных тканей животного происхождения. Учитель: - Оказывается умение определять ткани нам нужно всем. - А хотите научиться определять шерстяную и шелковую ткань? - Открываем учебник и в течение 5 минут читаем о свойствах шелка и шерсти. Ученики В учебнике самостоятельно изучают информацию о шерстяной и шелковой тканях. Учитель: - Вы самостоятельно изучили предложенный вам материал, а сейчас дайте ответ на следующие вопросы: - Что называют шерстью, руном? - Как получают шерсть? Какие шерстяные ткани знаете? - Что называют натуральным шелком? - Как получают шелковое волокно? Какие шелковые ткани знаете? - Перечислите основные свойства шерсти? - Перечислите основные свойства шелка? - По каким признакам можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани? Ученики: отвечают на поставленные вопросы Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. Сейчас вы увидите опыт. Внимательно посмотрите и запишите ваши наблюдения, выводы. Демонстрация опыта с волокнами шерсти и шелка. Изучив демонстрацию опыта учителем, учащиеся делают вывод: Вывод: При горении волокно шерсти и волокно шелка спекаются, выделяя запах жженого пера, на конце образуется черный комочек, легко растирающийся пальцами – это признак того что, волокна шерсти и шелка натуральные. ( проблемная ситуация) -Кто может ответить? Почему парашюты шьют только из натурального шелка? - Этот вопрос вызвал у вас затруднение. Какие особенные свойства имеет шелк, из-за которых его используют для изготовления парашютов. Что еще мы должны узнать о тканях? Ученики: - Мы должны знать свойства тканей. Учитель: - Найти ответ на данный вопрос вы сможете, прочитав в учебнике о свойствах тканей. Ученики в учебнике самостоятельно изучают информацию о свойствах тканей. Учитель: - Перечислите свойства тканей.
Ученики: - К механическим свойствам тканей относятся: прочность, сминаемость, драпируемость. К физическим относятся: теплозащитные, гигроскопичность, пылеемкость. К технологическим относятся: скольжение, осыпание, усадка. Учитель: - Какую информацию мы должны записать для пополнения багажа наших знаний? Ученики:- Нужно записать свойства тканей. Учитель: - Нарисуйте таблицу из трех колонок, запишите перечисленные свойства в эту таблицу в 1-ую колонку. Ученики: рисуют таблицу, заполняют 1-ую колонку «свойства »
таблица «Свойства тканей»
Свойства | Шерстяные | Шелковые | Прочность |
|
| Сминаемость |
|
| Драпируемость |
|
| Гигроскопичность |
|
| Пылеемкость |
|
| Теплозащитные св-ва |
|
| Усадка |
|
| Осыпаемость |
|
| Скольжение |
|
|
Учитель:- У нас остались еще две незаполненные колонки. Почему мы не можем их заполнить? Как мы видим наших знаний о свойствах шелковых и шерстяных тканей не достаточно. Каким образом мы сможем узнать какие свойства у шелковой и шерстяной тканей? - Предложите ваши версии Ученики: - Свойства шелковой и шерстяной тканей можно определить опытным путем, исследуя образцы ткани шелка и шерсти. |
Метапредметные: - исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Предметные: - овладеть опытом решения проблем; - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).
|
|
IV. Этап первичной проверки понимания изученного (7 мин) Цель этапа: - зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания на практике, давайте повторим изученный материал. - Давай еще раз назовем свойства тканей. - Раскроем смыл каждого свойства. - И как будем определять эти свойства? |
|
|
V. Этап закрепления нового материала (15 мин) Цель этапа: - проверить своё умение применять новое учебное содержание на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания на практике. Выполним практическую работу, продолжим изучение свойств шерстяных и шелковых тканей. Результаты практической работы занесем в таблицу. Учитель предлагает для практической работы образцы тканей.
Ученики выполняют практическую работу. Заполняют таблицу «Свойства тканей»
Свойства | Шерстяные | Шелковые | Прочность | Меньше,чем ух-б | Высокая | Сминаемость | Очень малая | Очень малая | Драпируемость | средняя | Высокая | Гигроскопичность | Значительная | Значительная | Пылеемкость | Большая | Малая | Теплозащитные св-ва | Высокая | Несколько выше, чем х-б | Усадка | Значительная | Значительная | Осыпаемость | Средняя | Значительная | Скольжение | Очень малое | Очень Высокое |
Учитель предлагает ученикам сравнить свою таблицу с таблицей на доске. Учитель:– А сейчас мы сможем ответить, почему только натуральный шелк используют для изготовления парашютов? Ученики: Да, потому что мы узнали, что у шелка высокая прочность, поэтому натуральный шелк используют для изготовления парашютов.
Подведем промежуточный итог: Мы решили поставленные перед собой задачи: - Научились определять состав волокон шерсти и шелка; - Научились разбираться в тканях, свойствах тканей; Учитель: Каковы наши дальнейшие действия? Учащиеся: Научимся применять полученные знания на практике. Учитель: А сейчас напишите в тетради: - какие изделия можно сшить из шерсти; - какие изделия можно сшить из шелка; - из какой ткани шьют верхнюю одежду; - из какой ткани шьют белье. Ученики сравнивают свои записи со слайдами презентации «Волокна животного происхождения» | Предметные: -овладеть опытом деятельности при выполнении задания по изучаемой теме; - уметь применять теоретические знания на практике; - представлять результаты работы с помощью таблиц.
Метапредметные: - поиск и устранение причин возникших трудностей; - самоконтроль и оценка результатов своей деятельности
|
|
VI. Рефлексия.(2мин) Цели этапа: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание.
Учитель: - Урок подходит к завершению. Подведем итоги урока. - Что нового вы узнали, поняли? - Что научились делать? - Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему? - Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей) - Как изменилось Ваше настроение?
| Метапредметные: - самоконтроль и объективное оценивание результатов своей деятельности.
|
|
VII. Заключительный этап.Учитель:- Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам. Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать! Домашнее задание: составить и оформить коллекцию образцов тканей растительного и животного происхождения.
|
|
|