Урок "Натуральные волокна животного происхождения".
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Сковоронская Галина Николаевна

Формирование УУД у учащихся через проблемные ситуации. Развитие устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности на уроке технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное государственное образовательное учреждение РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом  № 3 г. Таганрога

ПРОЕКТ

«Формирование УУД на предмете технологии через проблемные ситуации »

                                                                                 

                                                                               

                                                                                 Выполнил:

                                                                                              Сковоронская Г.Н.

г. Таганрог

Актуальность  данного проекта:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования.  Проблема, связанная с формированием УУД и развитием познавательных интересов, сегодня является актуальной в современной образовательной системе российского образования, поэтому проблема, исследуемая мною, звучит так.

Проблема проекта:

Формирование УУД у учащихся через проблемные ситуации. Развитие устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности на уроке технологии.

Цель проекта:

Проверить эффективность технологии проблемного обучения в формировании УУД.

Задачи проекта:

 - Изучить технологии проблемного обучения;

 - Разработать проблемные ситуации.

Технологическая карта урока

 

Имя урока: «По полям по лесам ходит шуба да кафтан»                                                                                                                                                                                                   

Тема урока: "Натуральные волокна животного происхождения".   6 класс

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

- ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения;                                                                    - уметь определять их состав;                                                                                                                   - научить определять ткани из шелка и шерсти;                                                                                                                                                                                                                

-овладеть опытом решения проблем при решении поставленной задачи по изучаемой теме;                                                                                                            - овладеть опытом исследовательской деятельности,  при самостоятельной работе, в процессе      определения вида тканей, свойств тканей, состава волокон;                                                                                                                                                                                                                                                        - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  опыт,  эксперимент);                                                                                                                                                                         - понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»

2. Метапредметных:

  • в познавательной деятельности

- умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

  •  в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

  • в  рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- поиск и устранение причин возникших трудностей;

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

  - владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

3. Личностных:

 1) Стимулировать способность иметь собственные мнения.

 2) Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

 3) Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.                                                                                                                                                                                             4) Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.                                                                                                                                                                               5)  Получить опыт применения полученных знаний и умений в самостоятельной жизни.

Оборудование: 

1.таблица "Волокна";                                                                                                                                                                                                                                                                                         2. коллекция образцов тканей;                                                                                                                                                                                                                                                3. ножницы;                                                                                                                                                                                                                                                                                  4. нитки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                        5. игла;                                                                                                                                                                                                                                                                                                6. учебник;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               7. рабочая тетрадь;                                                                                                                                                                                                                                                                                       8. компьютерная презентация « Волокна животного  происхождения »;                                                                                                                                                                                                             9. компьютер, проектор.

 

Демонстрационный эксперимент:

Демонстрации

Оборудование

Демонстрация опыта с волокнами шерсти и шелка

Волокна шерсти и шелка

Конспект  урока

Результаты обучения

I. Организационный  этап (Самоопределение к деятельности).(1мин)

Цели этапа:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня нас ждут интереснейшие открытия, опыты, эксперименты.

   В ходе сегодняшнего урока вы будете выполнять различные задания и оценивать свою работу.

 И так всем приготовиться наше увлекательное путешествие в мир открытий начинается.

II. Этап постановки  целей и задач урока  (проблема – формулировка задачи)(5 мин)

Цели этапа:

 -  организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

 и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение

 в учебной деятельности;

 -  согласовать цель и тему урока.

( проблемная ситуация)

«У вас есть   образцы тканей. Вам нужно выбрать из этих  образцов шелк  и шерсть»            

Учитель:

-- А сейчас  я покажу какие  образцы нужно было выбрать.

– Удалось вам выполнить это задание?

– Почему не всем удалось выполнить задание? В чем возникли затруднения?

–Как видим, тех знаний, которые у вас есть, не совсем достаточно для того, чтобы вы смогли определить шелк и шерсть.  Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения багажа наших знаний о натуральных волокнах и о составе тканей.                                                                                                                      Формулировка проблемы.

–Пожалуйста, запишите вашу проблему.                                                                                            «Не могу выбрать ткань, потому что не знаю »  и вопрос « А нужно ли мне знать и уметь определять ткань? Зачем мне это нужно?  

–Для того чтобы мы могли полноценно работать, нам необходимо сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия.

Ученик: 

- научится  определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон;

 - выяснить область применимости полученных знаний на практике.

Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите  ее номер в тетради на полях)

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы

3) выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру.

4) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Учитель:

Итак, цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их?

1) Научится  определять  шерсть и шелк;

2) Описать качественный состав волокон;

4) Научиться применять полученные знания  на практике.

– Молодцы! Запишем тему урока: Натуральные волокна животного происхождения ”

Метапредметные:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Предметные:                  - умение различать факт, мнение, доказательство.

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.(10 мин)

(“Открытие” детьми нового знания).

Цели этапа:

- Подвести ребенка к освоению нового опыта через разрешение проблемы;

- Научиться определять состав волокон шерсти и шелка;

- Научиться разбираться в тканях, свойствах тканей;

- Организовать коммуникативное взаимодействие.

Задача:  Исследование  свойств натуральных тканей животного происхождения. 

Учитель: - Оказывается умение определять ткани нам нужно всем.

 - А хотите научиться определять шерстяную и шелковую ткань?

  - Открываем учебник и в течение 5 минут читаем о свойствах шелка и шерсти.

 Ученики  В учебнике самостоятельно изучают  информацию о шерстяной и шелковой тканях.

Учитель: - Вы самостоятельно изучили предложенный вам материал, а сейчас дайте ответ на следующие вопросы:

- Что называют шерстью, руном?                                                                                                                            - Как получают шерсть?  Какие шерстяные ткани знаете?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      - Что называют натуральным шелком?                                                                                                                  - Как получают шелковое волокно? Какие шелковые ткани знаете?                                                                                                                                          - Перечислите основные свойства  шерсти?                                                                                                                                                                                            - Перечислите основные свойства шелка?    

- По каким признакам можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани?                                                                                                                                                                                    Ученики:  отвечают на поставленные вопросы                                                                                                                                                               Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием.

Сейчас вы увидите опыт. Внимательно посмотрите и запишите ваши наблюдения, выводы.

Демонстрация опыта с волокнами шерсти и шелка.                                                                                                                                               Изучив демонстрацию опыта учителем, учащиеся делают вывод:

Вывод: При горении волокно шерсти  и волокно шелка  спекаются, выделяя запах жженого пера, на конце образуется черный комочек, легко растирающийся пальцами – это  признак того что, волокна шерсти и шелка натуральные.                                                                                                                                                      

( проблемная ситуация)     

-Кто может ответить? Почему парашюты  шьют только из  натурального шелка?                                            

 - Этот  вопрос вызвал у вас затруднение. Какие особенные свойства имеет шелк, из-за которых его используют для изготовления парашютов. Что еще мы должны  узнать о тканях?                                                                                                                                                         Ученики: - Мы должны знать свойства тканей.                                                                                                                            Учитель: - Найти  ответ на данный вопрос  вы сможете, прочитав  в учебнике о свойствах тканей.

Ученики в учебнике самостоятельно изучают  информацию о свойствах тканей.                                                                                                             Учитель: -  Перечислите свойства тканей.                                                                                                                                                                            

Ученики: - К механическим  свойствам тканей относятся: прочность,  сминаемость,  драпируемость. К физическим относятся: теплозащитные, гигроскопичность, пылеемкость. К технологическим  относятся: скольжение, осыпание, усадка.                                                                

 Учитель: - Какую информацию мы должны записать для пополнения багажа наших знаний?                                                                                                                                                Ученики:-  Нужно записать свойства тканей.                                                                                                                                                              

Учитель: - Нарисуйте  таблицу из трех колонок, запишите перечисленные свойства в эту таблицу в 1-ую колонку.                                                                                                                                 Ученики:   рисуют таблицу, заполняют   1-ую колонку «свойства »                                                                                                                                                          

 

                                                  таблица «Свойства тканей»

Свойства

Шерстяные

Шелковые

Прочность

Сминаемость

Драпируемость

Гигроскопичность

Пылеемкость

Теплозащитные св-ва

Усадка

Осыпаемость

Скольжение

Учитель:-  У нас остались еще две незаполненные колонки.  Почему мы не можем их заполнить? Как мы видим наших знаний о свойствах шелковых и шерстяных тканей не достаточно. Каким образом  мы сможем узнать какие  свойства у шелковой и шерстяной тканей?  - Предложите ваши версии

Ученики: - Свойства шелковой и шерстяной тканей можно   определить опытным путем, исследуя образцы ткани шелка и шерсти.

                   

Метапредметные:

- исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

Предметные:

- овладеть опытом решения проблем;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,  опыт,  эксперимент).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного (7 мин)

  Цель этапа:

  - зафиксировать изученное учебное содержание

      во внешней речи.

Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания на практике, давайте повторим изученный материал.

- Давай еще раз назовем свойства тканей.

- Раскроем смыл каждого свойства.

-  И как будем определять эти свойства?

V. Этап закрепления нового материала (15 мин)

  Цель этапа:

   - проверить своё умение применять новое учебное содержание на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания на практике. Выполним практическую работу, продолжим изучение свойств шерстяных и шелковых тканей. Результаты практической работы   занесем в  таблицу.                           Учитель предлагает для практической работы образцы тканей.

Ученики выполняют практическую работу. Заполняют таблицу «Свойства тканей»

Свойства

Шерстяные

Шелковые

Прочность

Меньше,чем ух-б

Высокая

Сминаемость

Очень малая

Очень малая

Драпируемость

средняя

Высокая

Гигроскопичность

Значительная

Значительная

Пылеемкость

Большая

Малая

Теплозащитные св-ва

Высокая

Несколько выше, чем х-б

Усадка

Значительная

Значительная

Осыпаемость

Средняя

Значительная

Скольжение

Очень малое

Очень Высокое

 Учитель предлагает ученикам сравнить свою таблицу с таблицей на доске.                       Учитель:– А сейчас мы сможем ответить, почему только натуральный шелк используют для изготовления парашютов?                                                                                                            Ученики: Да, потому что мы узнали, что у шелка высокая прочность, поэтому натуральный шелк используют для изготовления парашютов.

Подведем промежуточный итог:

Мы решили  поставленные перед собой задачи:

- Научились определять состав волокон шерсти и шелка;

- Научились разбираться в тканях, свойствах тканей;

Учитель: Каковы наши дальнейшие действия?

Учащиеся: Научимся применять полученные знания  на практике.

Учитель: А сейчас напишите  в тетради:                                                                                                        - какие изделия можно сшить из  шерсти;                                                                                            - какие изделия можно сшить из шелка;                                                                                                                  - из какой ткани шьют верхнюю одежду;

- из какой ткани шьют белье.

Ученики сравнивают свои записи со слайдами презентации «Волокна животного происхождения»

Предметные:

-овладеть опытом деятельности при выполнении задания  по изучаемой теме;

- уметь применять теоретические знания на практике;

- представлять результаты  работы с помощью таблиц.

Метапредметные:

- поиск и устранение причин возникших трудностей;

- самоконтроль и оценка результатов своей деятельности

VI.  Рефлексия.(2мин) 

Цели этапа:

   - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

   - оценить собственную деятельность на уроке;

   - обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: - Урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.

-  Что нового вы узнали, поняли?

-  Что научились делать?

-  Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

-  Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)

-  Как изменилось Ваше настроение?

Метапредметные:

- самоконтроль и объективное оценивание результатов своей деятельности.

VII.  Заключительный этап.

Учитель:- Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

Домашнее задание:   составить и оформить коллекцию   образцов   тканей   растительного и животного происхождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Натуральные волокна животного происхождения

Презентация предназначена для проведения урока к разделу "материаловедение" Натуральные волокна животного происхождения...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...