Сувенирная кукла в народном костюме
учебно-методическое пособие по технологии (6 класс) на тему

Марыщена Светлана Александровна

Данное методическое пособие поможет не только учителям технологии,но и любителям русского народного творчества. В этом пособии представлен материал для изготовления куклы в национальной русской одежде с элементами лоскутного шитья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   В курсе предмета «Технология» есть модуль «Рукоделие». На этих уроках учащиеся знакомятся с техникой вязания, вышивки, аппликации и т.п. В нашей школе учащиеся изучают такой вид работы с кусочками ткани, как «пэчворк». Занимаются школьницы по соответствующей программе, на занятиях знакомятся с историей пэчворка, с направлениями современной моды, учатся экономному расходу ткани при раскрое по шаблону, подготавливают детали кроя к обработке, выполняют необходимые стежки и швы. В качестве объекта труда учащиеся выполняют игольницы, прихватки, игрушки, сумочки, декоративные панно и сувенирные куклы.

   Все выполняемые учащимися работы расположены по принципу от «простого сложному». Приобретая на уроках навык работы с лоскутом, учащиеся могут приступать к выполнению более трудоемких вещей во внеурочное время.

   Учащиеся, прежде чем приступить к работе, осуществляют подбор цветов и рисунков тканей (интеграция с предметом ИЗО и разделом «Материаловедение»), а также составляют проект будущего узора пэчворка (занимаются проектной деятельностью). Даже для опытных мастеров подбор сочетания цветов узора и составление проекта – это всегда захватывающий этап работы. Здесь нет никаких жестких правил, все зависит от хорошего вкуса и чувства прекрасного.

   Для составления узоров мы пользуемся возможностями графического редактора Paint и текстового редактора Word, так как другие графические пакеты в основном еще не доступны ученикам 7 классов. В компьютерном классе учащиеся разрабатывают модели, шаблоны своих будущих работ, а затем воплощают их в материале. Постепенно накапливается база компьютерных разработок в стиле «пэчворк» и учащиеся могут воспользоваться ими для составления своих узоров.

   Далее приведены примеры работ учащихся в редакторе Word  и фотографии работ выполненных в стиле «пэчворк».

    Может быть, кто-то считает, что техника и творчество – понятия не совместимые. Безусловно, вещь, созданная человеческими руками, несет то тепло, которое не способно создать никакая машина, никакой компьютер. Но как прекрасно когда на помощь нашим умелым рукам приходят умные машины. 

    Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

http://festival.1september.ru/articles/518741/img4.jpghttp://festival.1september.ru/articles/518741/img9.jpg

IMG_3864.JPG IMG_3856.JPG

Разработка серии уроков одного из разделов программы предмета «Технология» в 6 (7) классе

с применением ППС (прикладных программных средств)

Раздел: «Лоскутная техника» (12 часов)

Развитие интегративных умений в процессе освоения лоскутной пластики (установление интегративных связей с информатикой, черчением, ИЗО, МХК, историей России)

 Разработка и изготовление сувенирной куклы в русском народном костюме

(индивидуальная проектная деятельность)

№  сдвоенного урока

урока

Название темы урока данного раздела

Межпредметные

связи

Формы

проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

2

3

4

5

6

1.

Историческая справка  в деталях История народной куклы.

Выполнение основы куклы на пластиковой бутылке

 

Информатика (поиск материала по предложенной теме – самостоятельная домашняя работа)  -  опережающие связи

Мировая художественная культура, история России

Технология  (использование знаний и умений, полученных в 5-6 кл.) - предшествующие связи

Диалог учителя и учеников

Использование проектора в компьютерном  классе

Рассказ учителя с показом материала через проектор

Алгоритм выполнения основы куклы на бутылке.

Доклады учащихся на заданную тему (подготовленный иллюстрационный материал)

Выполняют практическую работу

Цель урока: Познакомить с историей народной куклы. Применить  знания и умения, полученные по технологии в 5-6 кл., для изготовления основы куклы.

Продукт: основа куклы на пластиковой бутылке

2.

История лоскутной техники.

 Виды орнаментов.

Изготовление шаблонов  

Технология  (использование знаний и умений, полученных в 5-6 кл.) - предшествующие связи

Черчение – применение умений черчения

Объяснение нового материала с практическим выполнением работы

Использование проектора  и компьютера в кабинете труда

Рассказ учителя с элементами повторения

Построение шаблонов по заданным размерам

Доклады учащихся на заданную тему (подготовленный иллюстрационный материал)

Выполняют практическую работу

Цель урока: Познакомить с историей лоскутной техники, расширить знания по видам орнаментов.

Продукт: заготовленные шаблоны для лоскутного орнамента

3.

История народного костюма

 Раскрой одежды (рубаха, сарафан,  юбка-понева, или фартук)

Материаловедение – предшествующие связи

Использование проектора на уроке (алгоритм раскроя и подготовки деталей кроя)

Мировая художественная культура, история России

Использование проектора  и компьютера в кабинете труда

Рассказ учителя с показом материала через проектор

Кроят одежду для куклы  по готовым лекалам

Цель урока: Познакомить с историей народного костюма. Используя знания и умения, полученные на уроках технологии в 5-6 кл., выполнить раскрой одежды куклы.

Продукт:  Детали кроя одежды для куклы

4.

Цвет в лоскутных орнаментах

Рисование цветных шаблонов орнамента 

ИЗО - (предыдущие связи)

Информатика – цветовое моделирование на компьютере с использованием программы Word и Paint (опережающие связи)

Технология  (использование знаний и умений, полученных в 5-6 кл.)  -предшествующие связи

Беседа о цвете

Практическая работа на компьютере

Напоминает учащимся о колорите и сочетании цветов

Помогает учащимся  в работе на компьютере (программе Paint)

Слушают учителя

Работают самостоятельно на компьютере

Создают орнаменты в одежде куклы

 Кроят орнаменты из ткани

Цель урока: Подчеркнуть значение цвета при выполнении лоскутных орнаментов. Познакомить учащихся с программами Word  и Paint. Научить работать с этими программными продуктами.

Продукт: Эскизы орнаментов на компьютере

5.

Технология изготовления лоскутного орнамента и применение его в одежде куклы

Технология – предшествующие связи (знания и умения  за 5-6 кл.)

Практическая работа на швейной машине

Дает алгоритм соединения лоскутов в орнамент

Выполняют ручные и машинные работы

Цель урока: Научить учащихся основным приемам работы для изготовления лоскутного орнамента. Научить аккуратности, терпению. Закрепление навыков работы на швейной машине. Закрепление знаний по разделу «Материаловедение» И «Цветоведение». Отработка теоретических знаний на практике.

Продукт: Кукла в русской народной одежде

6.

Защита творческих проектов

Технология – мини-проекты – предшествующие связи

Защита проекта

Принимает работы учащихся

Представляют свои работы (защита минипроекта). Создание на компьютере небольших презентаций

Цель урока: Представление индивидуальных работ учащихся, защита мини-проектов (в форме компьютерной презентации)

Продукт: Готовая кукла в русском народном костюме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный костюм. Кукла на конусе". "Технология" 8 класс

Урок разработан для 8 классов. Образовательная область "Технология (технологическое краеведение)". Также он может применяться в образовательной области "Искусство (Изобразительное искусство)" в раздел...

Блок уроков по теме: « Создание авторской куклы в народном костюме» (Одежда кубанского казака и казачки)

Данный блок уроков посвящен региональной тематике и знакомит ребят, проживающих в Краснодарском крае, с красотой кубанского костюма,  направлен на приобщение учащихся к региональной культуре, зна...

Изготовление "куклы – берегини" в русском народном костюме 5 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цели и задачи курса Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного...

Методическая разработка занятия "Традиционная народная сувенирная кукла "Столбик"

Методическая разработка занятияпедагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»Терещенко Елены Агвановны, руководителя кружка ...