Главные вкладки

    Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)
    рабочая программа по технологии (10 класс) на тему

    Пименова Светлана Дмитриевна

    Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 46»

    Образовательная область  «ТЕХНОЛОГИЯ»

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по предмету «технология»

       

       для учащихся 10-11 класса

     (базовый уровень)

    Разработала

    Учитель технологии

    Пименова С.Д.

    Г.Владимир 2013

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень  рассчитана на 68 часов (2  часа в неделю).

                            Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
    • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
    • развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
    • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
    • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

    Одной из сложных задач школы является осуществление психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов. Для этого выбран рекомендованный учебник «Технология профессионального успеха», учебник под ред. С.Н. Чистяковой

    Учебник также рекомендован кафедрой трудового и профессионального обучения ВИПКРО г. Владимира и предложено несколько вариантов изучения.

    Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов»,  «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

                 Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические работы, деловые и ролевые игры, моделирование процессов, диагностические, аналитические и развивающие процедуры, экскурсии.  В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

    Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений, изложенных в примерной программе по технологии:

    • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

    • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

    • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

    • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

    • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

    Место предмета в базисном учебном плане

    В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 68 (70) часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования школа дополнительно выделила  из компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Данная рабочая программа основывается на Примерной , которая  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

    -Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

    -Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

    -Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

    -Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

    -Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

    -Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

    -Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

    Результаты обучения

            Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать  - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

    Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ

    "ТЕХНОЛОГИЯ"

    10 класс

    № тем,ур

    Наименование разделов, тем

    кол-во час

    Дата

    1

    Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

    10

    1.1

    Введение. Правила безопасной работы в кабинете.

    1

    1.2

    Профессия и человек. Профессия и время.

    1

    1.3

    Классификации профессий.

    2

    1.4

    Где и как можно приобрести профессию.

    2

    1.5

    Практ.работа "Работа с профессиограммами профессий"

    2

    1.6

    Профессиональный успех и здоровье.

    1

    1.7

    Практ. работа "Работа с профессиограммами профессий"

    1

    2

    Познай себя.

    14

    2.1

    Ваши интересы и склонности.

    2

    2.2

    Внимательны ли Вы?

    1

    2.3

    Практ. раб. Проверьте Вашу память

    1

    2.4

    Что помогает нам познавать мир?

    1

    2.5

    Прак. раб. Каков Ваш характер?

    1

    2.6

    Зачем нужно уметь контролировать свое поведение?

    1

    2.7

    Ваши ценности в жизни.

    2

    2.8

    Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь?

    1

    2.9

    Общительны ли Вы?

    1

    2.10

    Практ. Раб. "Коммуникабельны ли Вы?"

    1

    2.11

    Практ. работа " Личный профессиональный план"

    2

    3

    Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения.

    44

    3.1

    Первые шаги в выборе профессии. Понятие "профессиональная проба"

    1

    3.2

    Проверьте себя в сфере"человек-человек" и "человек-знаковая система"

    1

    3.3

    Практ. Раб. Знакомство с професиями "секретарь", "делопроизводитель", "архивист","менеджер офиса".

    1

    3.4

    Информационные технологии (машинное делопроизводство)

    33 час

    3.41

    Практические работы по освоению навыка быстрого набора текста.

    Основной ряд клавиатуры

    3

    Верхний ряд клавиатуры

    6

    Нижний ряд клавиатуры

    6

    Верхний          числовой  ряд клавиатуры

    4

    Слитное письмо

    6

    3.42

    Основы делопроизводства на ПЭВМ. Практические работы.

    Документы. Реквизиты документов

    1

    Оформление заявлений. Расписка.

    1

    Письмо. Справка.

    1

    Докладная записка.

    1

    Приказ. Выписка из приказа. Акт.

    2

    Резюме. Электронное письмо.

    1

     Телефонограмма.

    1

    3.5

    Коммуникационные технологии.

    6час

    Правила делового этикета

    2

    Практ. Работа "Ведение телефонных переговоров"

    2

    практ. Работа "Прием посетителей"

    2

    3.6

    Заключительный урок-конференция.

    2 час

    ВСЕГО

    68

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ТЕХНОЛОГИЯ"

    11 класс

    № тем,ур

    Наименование разделов, тем

    кол-во час

    Дата

    4

    Профессиональные пробы.

    24

    4.1

    Введение. Профессиональная проба"человек-человек" и "человек-знаковая система"

    1

    4.2

    Профессиональные требования к человеку. Планирование деятельности.

    1

    4.3-4.4

    Технология трудоустройства. Собеседование.

    2

    4.5-4.8

    Проба 1.Практ. Раб. Деловая ролевая игра "Трудоустройство "

    4

    4.9-4.10

    Выводы. Оценка. Самооценка.Профессии "секретарь", "инспектор по кадрам", "экономист", "кассир-оператор банка".

    2

    Проба2. Комплексная работа "Собственный корреспондент"

    4.11

    Профессия "журналист"

    1

    4.12-4.14

    Проведение пробы "интервью"

    3

    4.15-

    4.20

    Проведение пробы "горячие новости"

    6

    4.21

    Выводы о возможности выбора профессии "журналист"или других в сфере "человек-человек". Оценка. Самооценка.

    1

    Проба 3. Графический дизайн.

    4.22

    Знакомство с графическими программами, «Компас».

    1

    4.23

    Знакомство с видами выполняемых чертежей на плоскости.. Упражнения.

    1

    4.24

    Знакомство с видами выполняемых чертежей в пространстве (3D). Упражнения.

    1

    4.25

    Подготовка презентации в графическом редакторе Power Point

    1

    5

    Творческий  проект.

    20

    5.1

    Технология проектирования.

    2

    5.2

    Выбор темы и обоснование проекта.

    1

    5.3

    Работа с первоисточниками.

    1

    5.4

    Исследование проекта. Поиск альтернативных вариантов.

    2

    5.5

    Составление технологической документации или подробного плана .

    2

    5.6

    Выполнение проекта.

    8

    5.7

    Реклама проекта.

    2

    5.8

    Оценка проекта.

    2

    6

    Готовность к выбору направления дальнейшего образования и выбора профессии.

    24

    6.1

    Сопоставление образов "идеальной" и реальных  профессий.

    2

    6.2

    Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии. Анализ  рынка труда и образовательных услуг.

    2

    6.3

    Анализ материалов СМИ о выбранной профессии и проблем продолжения образования.

    2

    6.4

    Анализ достижения профессионального успеха.

    2

    6.5

    Интервью с носителями интересующих профессий.

    4

    6.6

    Экскурсия на предприятие.

    2

    6.7

    Анализ собранной информации.

    2

    6.8

    Тестирование .

    4

    6.9

    Оформление учебного отчета.

    2

    6.10

    Заключительный урок-конференция.

    2

    ВСЕГО

    68

    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

    1.Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают.

    Введение.       Цели и задачи курса. Правила безопасной работы в кабинете.

    Профессия и человек. Профессия и время. Выбор профессии: «Хочу» — склонности,

     желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности

    (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности

    рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

    Классификации профессий по Климову. Виды классификаций.

    Где и как можно приобрести профессию. Профессиональный успех и здоровье. Понятие

    « профессиограмма».

    Практ. работы "Работа с профессиограммами профессий".

    2.Познай себя.

    Понятие об  интересах и склонностях. Способности человека. Профессионально- важные

    качества.

     Внимание. Диагностическая процедура «Внимательны ли Вы?»

    Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность).

     Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

           Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел»,

    «Корректурная проба».

           Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной

    деятельности. Условия развития памяти.

           Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр»

     (выявление объема кратковременной слуховой памяти);

    «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий»

     (выявление объема долговременной словесной памяти).

    Практ. раб. Проверьте Вашу память

    Что помогает нам познавать мир?

    Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность,

    уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий,
    обусловленные свойствами нервной системы. Темперамент и характер человека.

    Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их

    проявления в учебной и профессиональной деятельности. Характер. Виды черт

     характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

     Диагностические процедуры. Работа с учебником (диагностика).      

              

     Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление

     темперамента в профессиональных ситуациях». Игра «продавцы- покупатели».
    Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента,

    в конкретных ситуациях.
    Практ. раб. Каков Ваш характер?

    Зачем нужно уметь контролировать свое поведение. Эмоции и чувства, их функции

    в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных

    переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). .Волевые

     качества личности .       Специфика волевого поведения в отличие  от импульсивного

     и зависимого. Условия развития воли.
     
    Диагностические процедуры. Методика «Незаконченные предложения».
      
    Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами

     психической саморегуляции.
    Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь?

    Практическая работа «Ваши ценности в жизни».

    Общительны ли Вы? Понятие «коммуникабельность». Профессии, требующие

    высокой коммуникабельности как профессионально- важного качества личности.

    Профессии, не требующие , или исключающие повышенную общительность.

    Практ. Раб. "Коммуникабельны ли Вы?"

    Подведение итогов практических работ, диагностических процедур.      

     Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы

    личностного и профессионального роста человека.  Самоанализ в профессиональном

     самоопределении. Собственные прогнозы учащихся.

    Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей

    при устройстве своей профессиональной судьбы.

    Практ. работа " Личный профессиональный план"

    Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения.

    Первые шаги в выборе профессии. Понятие "профессиональная проба"

    Проверьте себя в сфере"человек-человек" и "человек-знаковая система": профессии

     данного типа, требования к ним.

    Практ. Раб. Работа с профессиограммами. Знакомство с професиями "секретарь",

    "делопроизводитель", "архивист", "менеджер офиса". Встреча с представителями

     профессий.

    Информационные технологии (машинное делопроизводство)

    Практические работы по освоению навыка быстрого набора текста. Упражнения.

    Основной ряд клавиатуры. Верхний ряд клавиатуры. Нижний ряд клавиатуры.

    Верхний          числовой  ряд клавиатуры.

    Слитное письмо.

    Основы делопроизводства на ПЭВМ. Практические работы. Оформление документов.

    Документы. Реквизиты документов. Оформление заявлений. Расписка.

    Письмо. Справка. Докладная записка.

    Приказ. Выписка из приказа. Акт.

    Резюме. Электронное письмо.

     Телефонограмма.

    Коммуникационные технологии.

    Правила делового этикета.

    Практ. Работа "Ведение телефонных переговоров"

    практ. Работа "Прием посетителей"

    Заключительный урок-конференция.

    11 класс

    Профессиональные пробы.

    Введение. Профессиональная проба"человек-человек" и "человек-знаковая система"

    Профессиональные требования к человеку. Планирование деятельности.

    Технология трудоустройства. Собеседование.

    Проба 1.Практ. Раб. Деловая ролевая игра "Трудоустройство "

    Выводы. Оценка. Самооценка.Профессии "секретарь", "инспектор по кадрам",

     "экономист", "кассир-оператор банка".

    Проба2. Комплексная работа "Собственный корреспондент"

    Профессия "журналист"

    Проведение пробы "интервью"

    Проведение пробы "горячие новости"

    Выводы о возможности выбора профессии "журналист"или других в сфере

     "человек-человек". Оценка. Самооценка.

    Проба 3. Графический дизайн. (уровень знакомства).

    Два подхода к понятию «графический дизайн».Знакомство с графическими

     Программами. Графический дизайн- как способ создания проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки), программа  «Компас».

    Знакомство с видами выполняемых чертежей на плоскости. Выполнение простых

    упражнений.

    Знакомство с видами выполняемых чертежей в пространстве (3D).Выполнение

     упражнений.

    Назначение презентаций, творческий подход. Подготовка презентации в

    графическом редакторе Power Point.

    Творческий  проект.

    Технология проектирования. Выбор темы и обоснование проекта.

    Работа с первоисточниками.

    Исследование проекта. Поиск альтернативных вариантов.

    Составление технологической документации или подробного плана .

    Выполнение проекта.

    Реклама проекта. Оценка проекта.

    Готовность к выбору направления дальнейшего образования и выбора профессии.

    Сопоставление образов "идеальной" и реальных  профессий.

    Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии. Анализ  рынка труда и образовательных услуг.

    Анализ материалов СМИ о выбранной профессии и проблем продолжения образования.

    Анализ достижения профессионального успеха.

    Интервью с носителями интересующих профессий.

    Экскурсия на предприятие.

    Анализ собранной информации.

    Тестирование «Готовность к выбору профессии».

    Оформление учебного отчета.

    Заключительный урок-конференция.

    Литература

    1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
    2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
    3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
    4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.  
    5. Технология профессионального успеха.

     

    1. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
    2. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград:  Учитель, 2011.-88 с.
    3. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для 9 класса под ред.О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой

    Рабочая программа составлена на основе примерной программы общего образования, утвержденной Министерством образования и науки РФ, программы В. В. Сафоновой (для школ с углубленным изучением иностранно...

    Рабочая программа для 5 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Данная программа может быть использована при работе по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 6 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Данная программа может быть использоваана учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 7 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Данная программа разработана и может быть использована учителями, работающими по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Рабочая программа для 8 класса по литературе к учебнику под ред. Г. И. Беленького

    Программа предназначена для работы  по учебнику под ред. Г. И. Беленького...

    Календарно-тематическое планирование по физике, 7 класс, под ред. С.Н. Андрюшечкин (школа 2100)

    Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой "школа 2100"....

    Рабочая программа "Обществознание" 7 класс к учебнику под ред. Боголюбова

    Состоит из пояснительной записки и поурочно-тематического планирования к учебнику Боголюбова Л.Н. Ивановой Т.Ф.  "Обществознание 7 класс" М. "Просвещение 2014г. ФГОС...