РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7, 8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по естествознанию на тему

Замятина Светлана Владимировна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;

2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п».

Рабочая программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермер­ских и крестьянских подсобных хозяйствах. Ее цель - допрофессиональная подготовка учащихся специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений VIII вида.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в про­грамму включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для закре­пления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендует­ся самостоятельная работа.

При составлении программы были учтены принципы последова­тельности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-prog-selhoz2016-2017-zamyatina.doc410 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья 

 

Рассмотрено:                           Согласовано:                          Утверждено:

руководитель МО                    заместитель директора           директор школы

учителей                                 по УЧ                                       приказ №______

______/С.В. Евстратова/       _______/А.В. Слонова/         «__»______2017 год

                                                                                                         _____  / /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу сельскохозяйственный труд 5, 7, 8, 9, классы

на 2016-2017 учебный год

Составила С.В. Замятина

учитель трудового обучения

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;

2. Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п».

Рабочая программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах. Ее цель - допрофессиональная подготовка учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, используется наглядный материал. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.

 Программа «Сельскохозяйственный труд» включает несколько этапов и рассчитана на изучение с 5 по 9-е классы.

 Программа 5-го класса еще не имеет профильного направления. Учащиеся ззнакомятся с основными понятиями: сельскохозяйственное производство, фермерское и личное подсобное хозяйство, отрасли и направления сельскохозяйственного труда, виды овощных и плодово-ягодных культур, домашних животных. Школьники учатся использовать простейшие виды сельскохозяйственного инвентаря, выполнять несложные практические задания, оказывая помощь старшим в организации сезонных сельскохозяйственных работ.

На следующем этапе обучения (7-е классы) - основной период трудовой подготовки. Школьники изучают общий курс сельскохозяйственного производства, выполняют наиболее характерные ручные работы по выращиванию овощей и цветочных культур. В зависимости от школьного окружения, потребностей в рабочей силе, возможностей трудоустроить своих воспитанников в программу этого периода могут быть внесены изменения и добавления.

 В 8-9-м классах большое внимание уделяется уборке и учету урожая в осенний период. Школьники знакомятся с агротехникой возделывания картофеля, получают элементарные сведения о возможностях производства некоторых сортов томатов в  домашних условиях зимой, правилах выращивания рассады. Кроме того, программа предусматривает знакомство с составом почвы, способами ее обработки, а также основными минеральными удобрениями и возможностями их использования в овощеводстве. Получение элементарных сведений о планировании садово-огородных участков.  

Программой для 8-го класса предусмотрена организация практических работ по уборке корнеплодов и лука, выращиванию некоторых портов томатов в домашних условиях, перца в защищенном и открытом грунте.  

В программу 8-го класса включены темы по уборке и учету урожая картофеля, перца, способам его переработки. Школьники узнают об устройстве парников и теплиц, правилах их подготовки к выращиванию овощей, получают представления по агротехнике возделывания столовых и кормовых корнеплодов. Наиболее сложным является изучение устройства сельскохозяйственных машин, в частности, мини-тракторов и мотоблоков, а также возможностей их использования.

В программу 9-го класса включены элементарные сведения о вредителях и болезнях овощных культур, способах защиты растений. В разделе «Животноводство» школьники знакомятся с устройством, оборудованием и организацией работ на молочно-товарных фермах.

 Программа 9-го класса включает единичные темы по овощеводству,

направленные на закрепление и систематизацию некоторых сведений, в частности, учет и уборка столовых и кормовых корнеплодов.  

 Программа 9-го класса предусматривает выполнение следующих практических работ: уборка и заготовка урожая картофеля и перца, подготовка теплиц и парников к выращиванию огурца, посадка и уход за столовыми и кормовыми корнеплодами. Тематика по животноводству предусматривают знакомство  с  работами на молочно-товарной ферме, как уборка помещений и станков, подготовка кормов к скармливанию (обращается внимание на представления о количестве корма, предлагается произвести необходимые расчеты), уход за молодняком, знакомство с доильными автоматизированными установками.

Используемая литература:

  1. Сельскохозяйственный труд Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIΙΙ вида. (5,7,8,9 кл.) Е.А. Ковалева. –М. : Просвещение, 2011г.
  2.  Колесников Е.В. Основы сельскохозяйственных знаний. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Логовеева Г.П. Методика обучения сельскохозяйственному труду: Учеб. пособие для вузов по спец. «педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1989.

Содержание тем учебного курса

5 класс - 31 час

Введение-1 час

Осенние сельскохозяйственные работы -1 час

Кролики-3 час.

Горох- 5 час.

Фасоль Подготовка семян фасоли к посеву- 5 час.

Картофель- 5 час.

Цветочные растения- 5 час.

Цветочные растения открытого грунта - 6 час.

 

7 класс - 62 часа

  1. Водное занятие -1час
  2. Уборка урожая - 6 час.
  3. Осенний уход за ягодными кустарниками-5 час.
  4. Основные плодовые деревья-7 час.
  5. Минеральные удобрения – 4 час.
  6. Парники и теплицы -7 час.
  7. Капуста – 7 час.
  8. Зелёные овощи – 7 час.
  9. Свиноводческая ферма – 18 час.

8 класс - 62 часа

Растениеводство - 5 часов

Посадка малины и смородины – 7 часов

Осенний уход за плодоносящим садом- 5 часов

Защищенный грунт – 4 часа

Салат кочанный – 3 часа

Томат – 4 часа

Огурец – 4 часа

Посадка плодовых деревьев – 3 часа

Молочная ферма – 6 часов

Корма и кормление коров – 16 часов

Ручное доение коров и учет молока – 5 часов

9 класс – 62 часа

Уборка урожая – 6 часов

Выращивание огурца в защищенном грунте – 18 часов

Уход за молодым садом- 8 часов

Подготовка теплиц к весеннему сезону – 14 часов

Животноводство – 16 часов

 

Литература:

  1. Сельскохозяйственный труд Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIΙΙ вида. (5,7,8,9 кл.) Е.А. Ковалева. –М. : Просвещение, 2011г.
  2. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIΙΙ вида. Под редакцией А.М. Щербаковой – М.:Издательство НЦ ЭНАС 2001 г.


Календарно – тематическое планирование

5 класс (31 час)

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и

понятиями

Диагностика результатов обучения

1

Введение

Осенние сельскохозяйственные работы

    Работа с научно-популярнойлитературой. Сельскохозяйственный труд и его значение.

Развитие памяти при воспроизведении продуктов питания, которые создаются в результате сельскохозяйственного труда.

Развитие мыслительной деятельности при классификации видов сельскохозяйственных предприятий.

 Развитие умения составлять связный рассказ о сельскохозяйственных работах.

Овощевод, полевод

Групповой инструктаж.

2

Кролики. Внешнее строение кролика.

Просмотр фильма. Особенности кроликов. Породы кроликов. Болезни кроликов

Развивать умения ориентироваться во всем материале темы.

Развитие памяти при воспроизведении правил работы в крольчатнике.

Развитие мыслительной деятельности при определении особенностей кроликов.

туловище, резцы, пух, волосяной покров, домашнее животное, костяк, порода, заразные болезни

Практическая работа.

 Ориентировка в практическом задании.

3

Корма для кроликов

Просмотр фильма. Виды кормов для кроликов

Развивать умения классифицировать виды кормов для кроликов.

Развивать умения употреблять в речи специальные термины.

витаминный корм, зеленые корма, ядовитые растения, горькие и пахучие растения, минеральные подкормки, комбикорм, гранулы

Беседа

фронтальный опрос. Устный опрос

4

Содержание кроликов на промышленной кролиководческой ферме.

Просмотр фильма. Кролиководческая ферма.

Развивать умения ориентироваться во всем материале темы.

Развитие мыслительной деятельности при классификации содержания кроликов в домашних условиях и на промышленной кролиководческой ферме.

шед, подвесная дорога, сосковая поилка

Самостоятельность в выполнении операции.

5,6

Горох.  

Просмотр презентации. Строение гороха. Особенности растения  гороха

Развивать умения ориентироваться во всем объеме материала темы.

 Развивать умения классифицировать виды (сорта) гороха.

Развивать память при определении ценности гороховых культур.

 

 прилистники, усики, бобы, створки, зерна, зернобобовая культура, белок, зерновой горох, пищевые концентраты, овощной горох, лущильный горох, зеленый горошек, сахарный горох, силосная яма, обмолот

Беседа, ориентировка в задании по образцу.

7

Подготовка семян гороха к посеву. Определение всхожести семян гороха. Подготовка почвы и посев семян гороха, всхожесть,

   Просмотр фильма.  Работа с научно-популярной

 Развивать умения употреблять в речи специальные термины  

Закреплять умения в классификации способов посева гороха.

Развивать навыки зрительного контроля в определении расстояния при посадке между семенами.

растительная, зяблевая вспашка, боронование, тракторный плуг, перегной, борона,   каток, сеялка, рядовой и ленточный способы посева, междурядье

Практическое повторение.

8

Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Правила безопасной работы ручным инвентарем.

Правила подготовки семян гороха к посеву.

 Развивать умения различать маркеры для разметки рядового и ленточного посева гороха.

Развивать умения в определении - чем можно измерить длину и ширину участка.

Развивать умения с помощью чего можно разметить грядки и рядки

 рыхлитель-кошка, мотыга, рабочая часть мотыги, мотыга-бороздник, маркер, мерная лента

Устный опрос.

9

Уход за посевами и уборка урожая гороха

Просмотр фильма. Виды инвентаря для обработки почвы.

Развивать умения определять созревание плодов гороха, выращиваемого для созревания зрелого зерна.

Развивать умения при подсчете количества семян гороха, необходимых для посева.

Развивать умения готовить семена гороха к посеву.

Развивать умения сеять семена гороха.

Развивать умения ухаживать за посевами семян гороха.

  опора, лущение, вымолачивать, теребить, коса, серп

Беседа, ориентировка в задании по образцу.

10,11

Фасоль. Подготовка семян фасоли к посеву.

Просмотр фильма. Виды ухода за посевами гороха. Уборка урожая.

 Развивать умения употреблять в речи специальные термины. Развивать умения определять виды стеблей у фасоли.

Развивать умения определять сорта фасоли.

фасоль обыкновенная, листовая пластинка, теплолюбивое растение, зерновая фасоль, овощная фасоль, лопатки, вьющийся стебель, полувьющейся стебель, кустовой стебель  

Практическая работа.

12

Ручные орудия и инвентарь для обработки почвы

 Просмотр фильма. Развивать умения в определении - чем можно измерить длину и ширину участка.

   Развивать умения различать маркеры для разметки рядового и ленточного посева фасоли.

Развивать умения с помощью чего можно разметить грядки и рядки

 рыхлитель-кошка, мотыга, рабочая часть мотыги.

Лабораторная работа

13

Уход за посевами и уборка урожая фасоли

Просмотр фильма. Строение фасоли. Особенности растения  фасоли

 Развивать интерес к выращиванию сельскохозяйственных культур. Развивать умения ухаживать за посевами фасоли

мотыга-бороздник, маркер, мерная лента

Устный опрос.

14

Сравнительная характеристика гороха и фасоли.

Виды инвентаря для обработки почвы.

 Развивать умения сравнивать растения гороха и фасоли.

Коррекция и развитие правильной речи при анализе сельскохозяйственных культур.

 

Практическая работа.

15,16

Картофель. Строение растения картофеля.

Просмотр фильма. Виды ухода за посевами.   Уборка урожая.

 Развивать умения в определении строения клубня и куста картофеля.

Развитие умения в определении периода жизни картофеля, в котором особенно нужна влага.

Развитие умения получать крахмал из клубней картофеля.

столоны, глазки, верхушка клубня, основание клубня, пуповина, крахмал, полуфабрикаты, мезга, барда, соланин

Практическая работа.

17

Посадка картофеля

Строение Растения картофеля. Особенности растения  картофеля

 Развитие умения в подготовке клубней картофеля к посадке.

Развитие умения подготавливать почву для посадки картофеля.

Развитие умения ухаживать за картофелем

 Развивать умения употреблять в речи специальные термины (пророщенный и прогретый картофель)

Устный опрос.

18,19

Вредители и болезни картофеля.

Правила подготовки клубней к посадке. Виды болезней и вредителей картофеля.

 Развитие мыслительной деятельности при воспроизведении мер по борьбе с вредителями картофеля.

 

Беседа, ориентировка в задании по образцу.

20

Цветочные растения. Распознавание цветочных растений и их классификация.

    Наблюдение за демонстрациями учителя.

 Развивать умения по классификации цветочных растений.

декоративные растения, декоративно-цветущие растения, цветы,   растения открытого грунта, теплица, оранжерея, растения защищенного грунта;.

Практическая работа.

21

Уход за комнатными растениями

    Просмотр учебных фильмов.

 Развитие умения пользоваться ручным инвентарем для выращивания комнатных растений.

Развитие умения составлять почвенные смеси для комнатных растений.

Развивать умения ухаживать за комнатными растениями.

декоративно-лиственные растения,

Лабораторная работа

22

Размножение комнатных растений

    Анализ графиков, таблиц, схем.

  Развивать умения распознавать виды размножения комнатных растений.

Развивать умения размножать комнатные растения стеблевыми черенками, делением корневища,  отпрысками.

стеблевой черенок, корневище, отпрыски

Устный опрос.

23

Выращивание герани

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Развивать умения ухаживать за геранью.

Развитие умения пользоваться ручным инвентарем для выращивания комнатных растений.

Практическая работа.

24

Выращивание других комнатных растений

    Изучение устройства предмета по моделям и чертежам.

Развивать умения ухаживать за другими комнатными растениями. Развитие умения пользоваться ручным инвентарем для выращивания комнатных растений.

черенок, корневище, отпрыски

Устный опрос.

25

Цветочные растения открытого грунта

    Анализ проблемных ситуаций.

Развивать умения употреблять в речи специальные термины (неприхотливые растения, удлиненные и рассеченные листья). Развивать умения классифицировать цветочные растения.

Беседа, ориентировка в задании по образцу.

26-28

Цветник

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Развивать умения употреблять в речи специальные термины. Развивать умения определять форму цветника. Развивать умения определять сроки цветения однолетних цветочных растений.

цветник, робатка, клумба).

29

Выращивание ноготков

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Развивать умения выращивать ноготки.

Лабораторная работа

30

Выращивание настурции. Выращивание бархатцев

    Изучение устройства предмета по моделям и чертежам.

Развивать умения выращивать настурцию

Практическая работа.

31

Итоговое занятие.

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать умения выращивать бархатцы

Контрольная работа.

6 класс (62 час.)

I четверть (14 ч.)

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и

понятиями

Диагностика результатов обучения

1.

Знакомство с курсом «овощеводство»

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать сосредоточенность внимания.

Овощевод, полевод

Групповой инструктаж.

Практическая работа.

2.

Задачи на предстоящий учебный год

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Расширять кругозор.

Беседа

фронтальный опрос

3.

 Знакомство с полевыми работами (экскурсия)

    Самостоятельная работа с учебником.

Обогащать словарный запас, операционную память

Контейнер, закром

Ориентировка в практическом задании.

4.

Охрана труда и техника безопасности при сельхозяйственных работах. Спецодежда.

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать логическое мышление при выполнении мыслительных операций.

Глубина перекопки

Устный опрос

5.

Способы и сроки уборки картофеля.

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Расширять кругозор.

Самостоятельность в выполнении операции.

6.

Хранение картофеля.

    Выполнение фронтальных лабораторных работ.

Закрепление знаний, умений общих правил трудового задания.

Ботва, фитофтороз

Беседа, ориентировка в задании по образцу.

7.

Частичная уборка картофеля. Пр.р.

    Выполнение работ практикума.

Совершенствовать навыки ручного труда.

Практическое повторение.

8.

 Техника безопасности при полевых работах

         Программирование.

Закрепление знаний, умений общих правил трудового задания.

Плодородие, лопата, штык, вилы

Устный опрос.

9.

Профессия «овощевод».

Систематизация учебного материала.

Развитие произвольного и непроизвольного внимания.

Беседа, ориентировка в задании по образцу.

10.

Почва

    Решение текстовых количественных и качественных задач.

Развитие сосредоточенности в работе.

Затяжные дожди

11.

Состав почвы

    Выполнение заданий по разграничению понятий.

Совершенствовать навыки пользоваться журналами, книгами.

Элементы питания

Лабораторная работа

12.

Песчаная и глинистая почвы

    Систематизация учебного материала.

 Развитие произвольного и непроизвольного внимания.

Перегной почвы

Устный опрос.

13.

Обработка почвы. Правила безопасной работы с лопатой

    Решение текстовых количественных и качественных задач.

Развивать умения принимать полученные знания на практике, обобщение полученных знаний.

Минеральные соли, вспашка, боронование

Практическая работа.

14.

Итоговое занятие. Тест.

    Выполнение заданий по разграничению понятий.

Обобщение полученных знаний, умений при самостоятельной работе.

Контрольная работа

ΙΙ четверть (14 час.)

п/п

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1.

Чеснок. Строение и особенности растения чеснока.

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать умение самостоятельно работать, умению выявлять трудности в работе, находить пути их преодоления.

Озимый, яровой чеснок, стрелка, бульбочки

Объяснительно- иллюстрированная беседа.

2.

Подготовка почвы и посадка чеснока. Пр.р.

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Коррекция оперативной памяти.

Луковая сажалка, рядовой способ посадки

Ориентировка в практическом задании.

3.

Осенний уход за ягодными кустарниками.

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать связную речь при описании операции по вязанию изделия

Кисти, витамины

Практическая проверка по выполнению задания. Тестирование.

4.

Ягодные кустарники (Экскурсия в частное подворье)

    Работа с научно-популярной литературой.

Формирование знаний общей культуры народов Севера.

Социальная адаптация: подготовка к семейной жизни.

Штык лопаты

Словарный диктант по теме.

Практическое повторение.

5.

Уход за ягодными кустарниками. Т.Б. при работе  с инструментами.

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Повышение уровня овладевания профессиональных навыков в работе с инструментами.

сорняки

Ориентировка в задании по схеме.

6.

Домашняя птица. Значение и особенности домашней птицы.

    Слушание объяснений учителя.

Развитие глазомера, передача традиций народов Севера.

Формирование специальных умений.

Косицы, споры, зоб, насест

Беседа.

Групповой инструктаж.

Самостоятельная работа.

7.

Удобрения. Виды удобрений

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Приобщение к истокам национальной культуры, к традициям, правилам.

Органические и минеральные удобрения

Исследовательский метод.

8.

Органические удобрения.  Навоз. Торф. Птичий помёт. Компост.

    Самостоятельная работа с учебником.

Совершенствовать уровень самостоятельности при выполнении работы.

Перепревший навоз

Объяснительно- иллюстрированная беседа

9.

Заготовка органических удобрений. Хранение органических удобрений.

    Работа с научно-популярной литературой.

Развитие сосредоточенности в работе.

Компост, растительно-земляной компост

Ориентировка в практическом задании.

10.

Овцы и козы. Значение и особенности овец и коз

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Формирование умений выполнения доступного вида деятельности.

Овчина, баранина, жвачные животные

Беседа.

11.

Овцы. Породы овец

    Слушание объяснений учителя.

Развивать память,   связную речь при описании последовательных действий

Баран, матка, комолая коза, ягненок, руно

Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений

12.

Козы. Породы коз. Содержание овец и коз

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развитие профессиональных умений, навыков

Каракуль, мохер

Беседа.

13.

Оборудование помещения для овец и коз. Уход за овцами и козами в зимнее время.

    Самостоятельная работа с учебником.

Прививать самостоятельность в работе.

Комбинированные кормушки

Фрактальный опрос

14.

Содержание молочных коз. Корма для овец и коз. Кормление овец и коз.

    Работа с научно-популярной литературой.

Пополнение знаний.

Козлятник, лежак

Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений.

ΙII четверть (20 час.)

Стрижка овец. Чёска коз. Т.Б. при работе с животными и с инструментами

Работа с научно-популярной литературой.

Коррекция формирования мыслительных операций.

Ягненок

Работа в тетрадях.

 Полевые культуры

Группы полевых культур. Зерновые культуры. Кормовые культуры. Технические культуры.

    Просмотр презентации. Слушание объяснений учителя.

Расширять кругозор,

пополнять знания детей о традициях и нарядах.

Зерновые, кормовые культуры

Объяснительно- иллюстрированная беседа

Группы овощных культур. Зеленные овощи

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

 Активизировать операционную память.

Овощные культуры

Беседа.

Капустные овощные растения

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать наглядно образное мышление.

 Активизировать операционную систему.

Кочерыга, белокочанная, кольраби

Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений

Плодовые овощные растения

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать мышление, память

 

Цветочная кисть

Экскурсия. Беседа.

Столовые корнеплоды. Столовая морковь. Подготовка почвы и посев семян столовой моркови

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Прививать аккуратность и терпение в работе.

Развивать сосредоточенность при выполнении работы.

Двулетнее растение

Фрактальный опрос

Уход за посевами столовой моркови

    Слушание объяснений учителя.

 Развивать связную речь при описании проделанной работы.

Гербициды

Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений.

Столовая свёкла. Подготовка почвы и посев столовой свёклы

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Формирование мыслительных операций.

Соплодия свеклы

Устный опрос.

Уход за посевами столовой свёклы

    Самостоятельная работа с учебником.

Корректировать

особенности перехода от предметных действий к умственным и наоборот.

Защитная зона, смыкание рядков

Работа в тетрадях.

Выращивание семян столовых корнеплодов

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать

умение пользоваться

справочной

литературой.

Маточник, семенные участки

Устный опрос.

Луковичные овощные растения

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Корректировать

аналитико-

синтетические

способности мышления

Полые листья, пятка, стрелка

Работа с книгой.

Лук репчатый. Выращивание лука-репки

    Слушание объяснений учителя.

Развивать

наглядно — образное

мышление.

Лук – репка

Устный опрос.

Выращивание лука-севка Выращивание семян лука репчатого

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развивать

умение пользоваться

справочной

литературой.

Лук – толстошей

Работа в тетрадях.

 Цветочные растения

 

Многолетние цветочные растения. Зимующие многолетники

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Развивать связную речь при описании проделанной работы.

Клубнелуковица, клубнекорень

Устный опрос. Работа в тетрадях.

IV четверть (14 час.)

1.

 Уход за посевами столовой моркови  

Работа с научно-популярной литературой.

Расширять кругозор,

пополнять знания детей о традициях и нарядах.

Гербициды

Устный опрос

2.

Столовая свёкла  

  Просмотр фильма.   Работа с научно-популярной

Развивать наглядно-образное мышление.

Корректировать умение работать по тетради.

Соплодия (клубочки) свеклы

Устный опрос

3.

 Подготовка почвы и посев столовой свёклы  

    Слушание объяснений учителя.

 Активизировать операционную память.

Коррекция формирования мыслительных операций.

Широкорядный способ

Беседа по просмотренным слайдам

4.

 Уход за посевами столовой свёклы  

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развивать наглядно образное мышление.

 Активизировать операционную систему.

Защитная зона

Словарный диктант.

5.

 Выращивание семян столовых корнеплодов  

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать мышление, память

 

Смыкание рядков

Устный опрос

6.

 Луковичные овощные растения  

    Работа с научно-популярной литературой.

Прививать аккуратность и терпение в работе.

Развивать сосредоточенность при выполнении работы.

Донце

Определение уровня формирования знаний и умений.

7.

Лук репчатый

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

 Развивать связную речь при описании проделанной работы.

Верхушка шейка

Беседа. Работа в тетрадях. Текущий инструктаж.

8.

Выращивание лука-севка  

    Слушание объяснений учителя.

Формирование мыслительных операций.

Стрелка

Беседа. Работа в тетрадях

9.

Выращивание лука-репки  

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Корректировать

особенности перехода от предметных действий к умственным и наоборот.

Лук-толстошей

Беседа, иллюстрация картин.

10.

Выращивание семян лука репчатого  

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать

умение пользоваться

справочной

литературой.

Семенные зонтики

Анализ  полученных знаний процессе беседы.

11.

 Многолетние цветочные растения

    Работа с научно-популярной литературой.

Корректировать

аналитико-

синтетические

способности мышления, критичность мышления при оценке работ по конечному результату.

Клубнелуковицы

Беседа.

12.

Зимующие многолетники  

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать

наглядно — образное

мышление.

Газон, групповая посадка

Работа в тетрадях

13.

Выращивание зимующих многолетников

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать

умение пользоваться

справочной

литературой.

Деленка, розетка листьев

Тестирование по теме.

14.

Итоговое занятие. Тест.  

Проверка знаний учащихся

Развитие

связной речи при

описании

работы.

Повторение ранее изученных терминов

Проверочная работа по усвоению программного материала.

7, 8 класс (62 час.)

Ι четверть (14 час.)

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и

понятиями

Диагностика результатов обучения

1.

Уборка семенников укропа.

Работа с научно-популярной литературой.

Пополнять знания о традициях.

Самостоятельность работы в тетрадях.

Провеивание семян

Устный опрос.

2.

Уборка семенников редиса.

Практическая работа.

Развивать наглядно-образное мышление

Семенник

Беседа.

Устный опрос. Работа в тетрадях.

3.

Хранение семян.

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать объем внимания, сосредоточенности.

Культиватор

Фронтальный опрос.

4.

Уборка капусты.

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельность работы в тетрадях.

Сплошная массовая уборка

Практическое повторение.

5.

Простейшая переработка капусты.

    Самостоятельная работа с учебником.

Развитие духовно-нравственных ценностей.

Квашение капусты, шинковка

Самостоятельность выполнения действий.

6.

Посадка малины и смородины.

    Работа с научно-популярной литературой.

Активизировать операционную память

Районированные сорта

Текущий инструктаж

7.

Малина.

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь

Схема размещения растения

Устный опрос

8.

Посадка малины.

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать умение самостоятельно работать, умению выявлять трудности в работе, находить пути их преодоления.

Глубокая вспашка

Проверочная работа.

9.

Весенний уход за молодыми посадками малины.

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Коррекция оперативной памяти.

Рыхление почвы

Работа с книгой.

10.

Смородина.

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать связную речь при описании операции

Однолетние ветви, сорта

Текущий инструктаж

11.

Выращивание посадочного материала смородины.

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать умения, актуализировать приобретенные ранее знания.

Черенок, побег

Устный опрос. Текущий инструктаж

12.

Посадка смородины.

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Корректировать особенности перехода от предметных действий к умственным.

Зеленый черенок

Объяснительно-иллюстрированная беседа.

13.

Осенний уход за плодоносящим садом.

    Слушание объяснений учителя.

Развивать эстетичность, самостоятельность в работе.

Узкополосный способ посадки

Ориентировка в задании по образцу

14.

Высокорослые и низкорослые плодовые деревья.

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развитие духовно-нравственных ценностей.

Высокорослые, низкорослые

Контрольный срез по теме

IΙ четверть (14 час.)

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и

понятиями

Диагностика результатов обучения

1.

Высокорослые и низкорослые плодовые деревья

Работа с научно-популярной литературой.

Пополнять знания о традициях. Самостоятельность работы в тетрадях.

Высокорослые, низкорослые деревья

Устный опрос.

2.

Вредители плодовых деревьев

Развивать наглядно-образное мышление

Кладка яиц

Беседа.

3.

Уход за плодоносящим садом ранней осенью. Уход за плодоносящим садом поздней осенью

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать объем внимания, сосредоточенности.

Ловчие пояса, полив напуском воды, полив дождеванием

Фронтальный опрос.

4.

  Защищенный грунт и его значение

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Совершенствовать навыки пользоваться учебной литературой.

Паровые гряды

Практическое повторение

5.

Утепленный грунт

    Самостоятельная работа с учебником.

Развитие духовно-нравственных ценностей.

Утепленный грунт, укрывной материал

Самостоятельность выполнения действий.

6.

Парники. Теплицы

    Работа с научно-популярной литературой.

Активизировать операционную память

Вентиляция

Экскурсия

7.

Весенние работы в парниках и теплицах

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.

стеллаж

Устный опрос. Работа в тетрадях.

8.

Салат кочанный. Строение и некоторые особенности салата кочанного

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать умение самостоятельно работать  

Влаголюбивое растение

Проверочная работа.

9.

Сорта салата кочанного

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Коррекция оперативной памяти.

Маслянистые листья

Работа с книгой.

10.

Выращивание салата кочанного в грунте и теплице

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать связную речь при описании операции

рассада

Текущий инструктаж

11.

Строение и некоторые особенности томата. Сорта и гибриды томата

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать умения, актуализировать приобретенные ранее знания.

Пикировка

Устный опрос. Текущий инструктаж

12.

Выращивание рассады

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Корректировать особенности перехода от предметных действий к умственным.

Сеянец

Объяснительно-иллюстрированная беседа.

13.

Выращивание томата в открытом грунте

    Слушание объяснений учителя.

Развивать эстетичность, самостоятельность в работе.

Цветочная кисть

Ориентировка в задании по образцу

14.

Выращивание томата безрассадным способом

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развитие духовно-нравственных ценностей.

пасынки

Контрольный срез по теме

IΙI четверть (20 час.)

п/п

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и понятиями

Диагностика результатов обучения

1.

Строение и некоторые особенности огурца

Работа с научно-популярной литературой.

Корректировать умение самостоятельно работать  

Придаточные корни

Объяснительно- иллюстрированная беседа.

2. 3.

Сорта и гибриды огурца для открытого грунта

Коррекция оперативной памяти.

Боковой побег

Ориентировка в практическом задании.

4. 5.

Выращивание огурца в открытом грунте

    Слушание объяснений учителя.

Развивать связную речь при описании операции по вязанию изделия

Главный стебель

Практическая проверка по выполнению задания. Тестирование.

6.

Выбор места под сад

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Формирование знаний общей культуры народов Севера.

Социальная адаптация: подготовка к семейной жизни.

Чернозем, крутые склоны

Словарный диктант по теме.

Практическое повторение.

7.

Подбор и размещение пород и сортов плодовых деревьев.

    Самостоятельная работа с учебником.

Повышение уровня овладевания профессиональных навыков в работе с инструментами.

Грунтовые воды, уровень залегания грунтовых вод

Ориентировка в задании по схеме.

8.

Подготовка к посадке плодовых деревьев. Посадка плодовых деревьев

    Работа с научно-популярной литературой.

Социальная адаптация: подготовка к семейной жизни.

Породы плодовых деревьев

Беседа.

Групповой инструктаж.

Самостоятельная работа.

9.

Молочная ферма

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Приобщение к истокам национальной культуры, к традициям, правилам.

Молодняк

Исследовательский метод.

10.

Крупный рогатый скот. Породы крупного рогатого скота

    Слушание объяснений учителя.

Совершенствовать уровень самостоятельности при выполнении работы.

Говядина, нетель, сычуг

Объяснительно- иллюстрированная беседа

11.

Содержание коров и телят на молочной ферме

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развитие сосредоточенности в работе.

Коровник, стойло, боксы

Ориентировка в практическом задании.

12.

Крупная молочная ферма с частичной механизацией производственных процессов

    Самостоятельная работа с учебником.

Формирование умений выполнения доступного вида деятельности.

Силосные траншеи

Беседа.

13.

Содержание коров и телят на небольшой молочной ферме и в приусадебном хозяйстве

    Работа с научно-популярной литературой.

Развивать память,   связную речь при описании последовательных действий

Транспортер

Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений

14.

Уход за коровами в стойловый период

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Развитие профессиональных умений, навыков

Скребковый транспортер

Экскурсия. Беседа.

15.

Виды кормов. Зеленые корма

    Слушание объяснений учителя.

Прививать самостоятельность в работе.

Подкормки

Фрактальный опрос

16.

Грубые корма. Сочные корма

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Пополнение знаний.

Зеленые корма

Проверочная работа по усвоению приобретенных знаний, умений.

17.

Концентрированные корма

    Наблюдение за демонстрациями учителя.

Развивать операционную память.

Концентрированные корма

Устный опрос.

18.

Корма животного происхождения

    Просмотр учебных фильмов.

Совершенствовать навыки пользоваться учебной литературой.

Сыворотка, пахта

Работа в тетрадях.

19.

Витаминные, минеральные и комбинированные подкормки

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Развивать связную речь.

Силос

Устный опрос.

20.

Комбинированные корма

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Развивать память,   связную речь при описании последовательных действий

Комбикорм

Работа с книгой.

IV четверть (14 час.)

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и

понятиями

Диагностика результатов обучения

1.

Состав кормов

    Наблюдение за демонстрациями учителя.

Пополнять знания о традициях. Самостоятельность работы в тетрадях.

Сухое вещество

Устный опрос.

2.

Подготовка кормов к скармливанию

    Просмотр учебных фильмов.

Развивать наглядно-образное мышление

Скармливание

Беседа.

3.

Подготовка грубых кормов

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Корректировать объем внимания, сосредоточенности.

Размалывание зерна

Фронтальный опрос.

4.

Подготовка сочных кормов

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Совершенствовать навыки пользоваться учебной литературой.

Сдабривание соломы

Практическое повторение

5.

Подготовка концентрированных кормов

    Наблюдение за демонстрациями учителя.

Развитие духовно-нравственных ценностей.

Солод, дробина

Самостоятельность выполнения действий.

6.

Понятие о правильном кормлении животных, питательности кормов и кормовой единице

    Просмотр учебных фильмов.

Активизировать операционную память

Правильное кормление, питательность корма

Экскурсия

7.

Нормы и рационы кормления

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.

Суточные нормы кормления

Устный опрос. Работа в тетрадях.

8.

Кормление сухостойных коров в стойловый период

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Корректировать умение самостоятельно работать  

Сухостойный период

Проверочная работа.

9.

Кормление дойных коров в стойловый период

Работа с научно-популярной литературой.

Коррекция оперативной памяти.

Молочная продуктивность

Работа с книгой.

10.

Режим кормления коров в стойловый период

Развивать связную речь при описании операции

Суточная дача Разовая дача кормов

Текущий инструктаж

11.

Производственная санитария на ферме и личная гигиена доярки

    Слушание объяснений учителя.

Развивать умения, актуализировать приобретенные ранее знания.

карантин

Устный опрос. Текущий инструктаж

12.

Строение вымени коровы, образование и отдача молока

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Корректировать особенности перехода от предметных действий к умственным.

Объяснительно-иллюстрированная беседа.

13.

Ручное доение коров

    Самостоятельная работа с учебником.

Развивать эстетичность, самостоятельность в работе.

Ориентировка в задании по образцу

14.

Учет молока на ферме. Первичная обработка молока

    Работа с научно-популярной литературой.

Развитие духовно-нравственных ценностей.

Контрольный срез по теме

9 класс (62 часа)

Тема уроков

Виды деятельности

Коррекционная работа

Работа с терминами и

понятиями

Диагностика результатов обучения

Уборка урожая  

1.

Уборка томата

    Просмотр учебных фильмов.

 Развивать сосредоточенность и объем внимания по ходу практического выполнения задания.

Молочная, бурая, розовая и красная спелость

Устный опрос.

2.

Получение семян томата  

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Развивать операционную память.

Умение применять полученные знания на практических действиях.

Выделитель семян, сушилка, отмывочная машина

Беседа.

Ориентировка в заданиях по образцу.

3.

Получение семян огурца  

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.

Совершенствовать навыки пользоваться учебной литературой.

Переопыление, сортовые прочистки

Фронтальный опрос.

 Выращивание огурца в защищенном грунте 

4.

Сорта и гибриды огурца для защищенного грунта

Работа с научно-популярной литературой.

Корректировать умение самостоятельно работать, умению выявлять трудности в работе, находить пути их преодоления. Коррекция оперативной памяти.  

Партенокарпические гибриды

Самостоятельность выполнения действий.

5.

Выращивание огурца в зимних теплицах  

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Расширять кругозор, пополнять память, развивать диалогическую речь.  

Прищепка верхушки, вертикальная культура, шпалера

Текущий инструктаж

6.

 Малообъемная технология выращивания огурца их теплицах

    Слушание объяснений учителя.

Корректировать особенности перехода от предметных действий к умственным.

Технология, субстрат, поры

Работа с книгой.

7.

Весенние теплицы и их подготовка к новому сезону: Выращивание рассады огурца для весенних теплиц

    Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развивать операционную память.

Умение применять полученные знания на практических действиях.

психрометр

Проверочная работа.

8.

 Взращивание огурца в весенних теплицах

    Самостоятельная работа с учебником.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.

Совершенствовать навыки пользоваться учебной литературой.

Почвенный термометр

Работа с книгой.

9.

 Вредители и болезни растений огурца в защищенном грунте  

    Работа с научно-популярной литературой.

 Развивать умения, актуализировать приобретенные ранее знания.

Обеззараживание семян

Текущий инструктаж

11.

Выращивание огурца под пленочными укрытиями

    Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Корректировать умение самостоятельно работать, умению выявлять трудности в работе, находить пути их преодоления.  

Подкормка растений

Устный опрос. Текущий инструктаж

12.

Уход за молодым садом  Проверка состояния молодых посадок плодовых

деревьев         

    Наблюдение за демонстрациями учителя.

Развивать сосредоточенность и объем внимания по ходу практического выполнения задания.

Штамб, приствольные круги, мульча Зимостойкость, креолин

Объяснительно-иллюстрированная беседа.

13.

Уход за молодым неплодоносящим садом

    Просмотр учебных фильмов.

Развивать операционную память.

Умение применять полученные знания на практических действиях.

Прирост, прореживание

Ориентировка в задании по образцу

14.

Подготовка молодого сада к зиме.  

    Анализ графиков, таблиц, схем.

 Обобщение практических действий.

Срез на почку, кербовка

Фронтальный опрос.

15.

Подготовка молодого сада к зиме  

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Умение применять полученные знания на практических действиях.

пинцировка

Опора на инструкционную карту.

16.

Обрезка плодовых деревьев

    Просмотр учебных фильмов.

Развивать связную речь.

Ярусная, безъярусная

Беседа.

17.

Формирование кроны молодого плодового дерева

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков.

Вазообразная форма кроны

Контрольный срез по теме

Животноводство

 Производственная санитария на молочной ферме

18.

Зоогигиенические

требования к условиям содержания коров

    Просмотр учебных фильмов.

Развитие аналитико-

синтетических

свойств мышления.

Зоогигиена, вытяжные шахты, приточные канавы

Словарный диктант по теме.

Ориентировка в задании по схеме.

19.

 Правила производственной санитарии

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас, способствовать формированию умений и навыков технологических процессов.

Незаразные и заразные болезни

Практическое повторение

20.

Личная гигиена работников молочной фермы

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

Ссадина, йод

Контрольный срез по теме.

Ориентировка в задании по образцу.

Самостоятельная работа.

 Раздой новотельных коров

21.

 Содержание и кормление коров перед отелом и в первые дни после него

    Просмотр учебных фильмов.

Развивать связную речь.

Актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков.

Молозиво, воспаление вымени (мастит)

Объяснительно-иллюстрированная беседа.

22.

Содержание и кормление новотельных коров при раздое

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Расчет ценообразования актуализация полученных знаний и умений.

Раздой, новотельные коровы

Работа в тетрадях.

Самостоятельность в выполнении операций.

Выращивание телят и молодняка крупного рогатого скота

23.

Выращивание телят в профилакторный период.

    Просмотр учебных фильмов.

Учить рациональному использованию времени на каждом этапе при решении поставленных задач.

Групповая кормушка, концентрированные корма

Фронтальный опрос.

Беседа.

Опора на инструкционную карту.

24.

Выращивание телят в молочный период 

    Анализ графиков, таблиц, схем.

Расчет ценообразования актуализация полученных знаний и умений.

Схемы кормления, коровы-кормилицы

25.

Желудочно-кишечные заболевания у телят в молочный период и меры их предупреждения  

    Объяснение наблюдаемых явлений.

Развитие аналитико-

синтетических

свойств мышления.

Каротин

Фронтальный опрос.

26.

Выращивание телок для ремонта стада  

Просмотр учебных фильмов.

Формирование готовности к самостоятельной работе.

Откорм, молодняк

Работа с книгой.

Механизация доения коров

27.

Откорм молодняка крупного рогатого скота 

Просмотр учебных фильмов.

Развивать связную речь.

Актуализация полученных ранее знаний, умений, навыков.

Оператор машинного доения

Ориентировка в задании по образцу.

Самостоятельная работа.

28.

Сведения о доильных установках  

Просмотр учебных фильмов.

Расширять кругозор, развивать сосредоточенность и объема внимания по ходу практического выполнения задания.

Доильные установки

Самостоятельность выполнения операций.

Проверочная работа по усвоению ранее

29.

Устройство и принцип действия доильного аппарата    

Просмотр учебных фильмов.

Обогащение словарного запаса.

Пульсатор, такт сжатия

Устный опрос Беседа. Работа по технологической карте.

Контрольный срез.

30.

Разборка и сборка доильного аппарата  

Просмотр учебных фильмов.

Развитие вербальной

памяти.

Блок управления.

Устный опрос Словарный

диктант.

31.

Машинное доение коров со сбором молока в доильное ведро  

Просмотр учебных фильмов.

Развитие основ рыночной экономики. Расчет ценообразования актуализация полученных знаний и умений.

Формирование готовности к самостоятельной работе.

Доильный аппарат

Объяснительно-иллюстрированная беседа.

Самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год

Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...

Рабочая программа по биологии для 5, 6, 7,8 и 9 классов на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа учителя биологии и географии на 2016-2017 учебный год....

Тематическое планирование к программе курса “Веселые нотки ” внеурочной деятельности для 6 класса на 2016 – 2017 учебный год

Программа внеурочной деятельности "Веселые нотки" рассчитана на детей 11-12 лет, позволяет в  условиях общеобразовательной школы  через дополнительное образование  расширить  возмо...

ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности Легкая атлетика 5-6 классы на 2016 - 2017 учебный год

Курс разработан на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич (М.: Просвещение 2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 7 КЛАСС.

Данная программа разработана для специальных коррекционных классов....