Рабочая программа по технологии 3 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по технологии на тему

Прусова Наталья Павловна

Программа разработана на основе  авторской программы Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг   УМК «Школа России»     Москва «Просвещение» 2011 ,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_rabochaya_programma_po_tekhnologii.docx74.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе  авторской программы Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг   УМК «Школа России»     Москва «Просвещение» 2011 ,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • Освоение продуктивной проектной деятельности.
  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

     Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса  технологии   через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.   Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы  с технологической картой.

         Названные особенности  программы отражены в ее структуре. Содержание  основных разделов -  «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» -  позволяет  рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены  технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом.  В    каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

         Особое внимание в программе отводится содержанию практических  работ, которое предусматривает:

  • знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;
  •  первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  
  • знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);
  • осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
  • проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
  • использование в работе  преимущественно конструкторской, а не  изобразительной деятельности;
  • знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
  • изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами  формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

        Продуктивная  проектная деятельность создает основу для  развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые  представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

       Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается  не только работы с природными материалами. Природные  формы  лежат в основе  идей   изготовления многих конструкций и воплощаются  в готовых изделиях.  Изучение технологии предусматривает знакомство  с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей  и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует  формированию экологической культуры детей.    Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе  интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности,  изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и  законов дизайна,  младшие школьники осваивают  эстетику труда.

      Программа предусматривает использование математических знаний: это и  работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и  телами,  и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации    также тесно связано с  образовательной областью «Математика и информатика».

            В «Технологии»  естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми  реализуемых в изделии технических образов   рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в  учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются,  обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают  их, формулируют выводы.

Программа  «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и  обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.  Практико-ориентированная направленность содержания   позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

        Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.  

Результаты изучения курса

     Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

-  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

       - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Результаты освоения курса  3 года обучения

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений

  • оценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
  • уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
  • представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
  • первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
  • проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
  • представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
  • знать основные моральные нормы поведения;
  • знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
  • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков,

подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

  • определять тему;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • слушать и понимать речь других;
  • принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

понимать важность коллективной работы;

  • контролировать свои действия при совместной работе;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих знаний и умений

  • уважительно относиться к труду людей;
  • называть некоторые профессии людей своего региона
  • технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
  • различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
  • по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;
  • виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;
  • какое соединение деталей называют неподвижным;
  • части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
  • о семенном размножении растений (общее представление);
  • о массовых профессиях (общие сведения);
  • по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
  • знать средствами связи, правила дорожного движения;
  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
  • работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.
  • Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);
  • осуществлять контроль качества работы друг друга;
  • соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
  • по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
  • резать ножницами;
  • эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
  • использовать для сушки готового изделия пресс;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  •  по элементам техники: подбирать детали для работы;
  • собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.
  • по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
  • под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;
  • осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
  • вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
  • определять инструменты и приспособления необходимые для работы.
  • самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
  •  анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),
  • словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки ;
  • осваивать технологию моделирования.
  •  развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;
  •  анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
  • исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
  • осваивать правила сбора и хранения природных материалов;
  • использовать пресс для сушки изделий.
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
  • работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • -   знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
  • -   соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
  • различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
  •  оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;

  овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;

  •   осмыслить  понятие   «развёртка»,   усвоить  правила построения развёртки;
  •   знать приёмы составления композиции;
  •   освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
  •   уметь  читать  простые  чертежи,   различать  линии чертежа и использовать их;
  •  уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж,  соотносить  знаковые обозначения  с  выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
  • -   знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;

иметь представление:

  • о роли и месте человека в окружающем мире;
  • о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
  • о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • об основных источниках информации;
  • о назначении основных устройств компьютера;
  • о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);

о транспорте, о способах передвижения

Дидактическое  и методическое  обеспечение

Учебно-методическое обеспечение                для учителя

Учебно-методическое обеспечение                 для учеников

Уроки технологии. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Роговцева Н.И.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.

1.Технология. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. /Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Добромыслова Н.В.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.

 

 2. Технология. 3 класс. Рабочая                                   тетрадь для общеобразоват. учреждений. /Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Добромыслова Н.В.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011

Общая характеристика курса

        Теоретической основой данной программы являются:

-  Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыт

Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса — системная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап проектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных материалов, необходимых для изготовления изделия.

Реализация поставленных задач осуществляется за счёт использования игровых технологий, а также хорошо знакомых героев УМК «Технология» Ани и Вани, которые вместе с учащимися путешествуют по современному городу.

В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.

Основными материалами для работы по-прежнему остаются бумага и картон. Но в 3 классе учащиеся получают новые знания об общих свойствах различных видов бумаги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении разрыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность поверхности, деформация при намокании, скручиваемость, впитывающая способность. Формируются навыки использования особенностей бумаги для изготовления изделий из папье-маше; умения под руководством учителя подбирать бумагу для работы над такими изделиями.

Учащиеся осваивают технологию создания объёмных изделий из бумаги с использованием особенностей этого материала, технологию создания оригами; знакомятся с новым материалом — бисером, видами изделий из бисера, свойствами лески; учатся создавать украшения из бисера.

Текстильные и волокнистые материалы в 3 классе изучаются на основе обобщения знаний о видах работы с тканью, изучения свойств тканей, используемых для вышивания и шитья игрушек. Учащиеся сравнивают свойства хлопчатобумажных и шерстяных ниток, осваивают новый вид работы с нитками — вязание крючком.

В ходе работы с природными материалами закрепляются умения использовать знания о различных свойствах природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.

В 3 классе проходит знакомство с новым природным материалом — соломкой, её свойствами и особенностями использования данного природного материала в декоративно-прикладном искусстве; осваиваются приёмы работы с соломкой; технология её подготовки к использованию.

В ходе работы с пластичными материалами проводится систематизация знаний о свойствах пластичных материалов, учащиеся осваивают правила подбора пластичного материала в зависимости от назначения изделия, для создания которого он будет использован.

Школьники проводят наблюдения над использованием пластичных материалов в жизни человека.

В 3 классе активно осваиваются способы использования металлического конструктора и мягкой проволоки в работе над изделием, а также использования пластмассы для создания подвижного соединения при работе с конструктором.

Учащиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают правила работы новыми инструментами: острогубцы, плоскогубцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножницами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.

Основы культуры труда в 3 классе прививаются в процессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые навыки, следовать правилам технолога.

Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществляется на основе технологической карты как средства реализации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. Учащиеся находят общие закономерности в выполнении изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок. Школьники осмысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.

В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.

Деятельность ученика при этом направлена на закрепление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внутри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.

Календарно – тематическое планирование

предметной линии « Технология»

3 класс ( 2ч в неделю, 70ч в год)

.предметная линия учебников Н.И.Роговцевой,Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова

№ п/п

Содержание

( тема )

Практическое задание

Планируемые результаты (предметные)

Элементы содержания

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Дата

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Раздел 1   Человек и земля 34ч

1.

 Как работать с учебником

Нарисовать

маршрутную карту города

Познакомить учащихся с учебником и

рабочей тетрадью для 3 класса; актуализировать знания,

полученные в 1—2 классах (отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием); познакомить детей с понятием «стоимость», начать формировать умение вычислять стоимость изделия; познакомить на практическом уровне с составлением маршрутной карты города.

Уметь самостоятельно поль-

зоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса,  

Применять знания, полученные в 1—2 классах;

Адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

Оценивать свои  результаты

2-3

 Архитектура

Изделие: дом.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Фигура в масштабе», «Чтение чертежа», «Дом».

Познакомить учащихся с основами черчения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», с основами масштабирования, выполнения чертежа развёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правила

безопасности при работе ножом, ножницами; формировать  умение анализировать готовое изделие, составлять план работы; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; на практическом уровне показать значение клапанов при

склеивании развёртки.

  Проявлять:

интерес к изучению темы;

бережное отношение к природе города;

 ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

желание участвовать в проекте «Двор моей мечты».

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение;

определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор;

использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор;

использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты».

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

 Формулировать собственное мнение;

 приходить к согласованному мнению в совместной деятельности.

Ввыполнять учебное задание по чертежу;

 выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

4

Городские постройки

Изделие: телебашня.

Задания и материалы в рабочей тетради: Технический

рисунок телебашни, «Телебашня из бумаги».

Познакомить с новыми инструментами —плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.

Проявлять интерес к объектам социального назначения.

Объяснять значение новых слов и использовать их в активном словаре;

определять инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу;

сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей

5-6

Парк

Изделие: городской парк.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Природные          материалы», «Городской парк».

Актуализировать знания учащихся о природных материалах, о техниках выполнения изделий с использованием природных материалов, познакомить со

способами соединения природных материалов; совершенствовать умение работать по плану.

Проявлять интерес к ландшафтному дизайну.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор;

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

 приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Выполнять учебное действие, используя план;

 оценивать выполнение учебного задания.

7-8

Детская площадка

Задания и материалы в рабочей тетради: «Проект „Детская площадка“», «Качалка и песочница», «Качели».

Формировать первичные навыки работы над проектом с помощью стандартного алгоритма, умение

самостоятельно составлять план работы и работать над изделием в мини-группах, учить самостоятельно проводить презентацию групповой работы по плану и оценивать результат по заданным критериям.

Выполнять проект «Двор моей мечты» (детская площадка).

Использовать приобретённые знания при выполнении задания.

 Адекватно взаимодейство+вать и представлять результат деятельности группы.

Проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.

 

9-10

Ателье мод

Изделие: стебельчатый шов.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Модели

школьной и спортивной формы», «Коллекция тканей»,

«Украшение платочка монограммой».

Познакомить учащихся с некоторыми видами одежды, научить различать распространённые натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания

учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах швов, изученных в 1—2 классах; отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изде-

лием «Украшение платочка монограммой».

Проявлять интерес к процессу создания выкройки.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять различия профессий, связанных с процессом изготовления одежды, и обосновывать своё мнение.

Адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Выполнять учебное задание, используя условные знаки;

выполнять учебное задание по плану, с взаимопроверкой.

11

Аппликация из ткани

«Украшение платочка монограммой».

Изделие: петельный шов, украшение фартука.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Украшаем рабочий фартук».

 Отработать  алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изде-

лием «Украшение платочка монограммой».познакомить учащихся с одним из вариантов украшения одежды — аппликацией из ткани; обобщить и закрепить знания о видах аппликации, о последовательности выполнения аппликации; отработать алгоритм выполнения петельного шва в работе над изделием «Украшение фартука».

Проявлять интерес к истории создания одежды.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять вид одежды в соответствии с её назначением;

 использовать приобретённые знания в оформлении эскиза школьной формы.

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

Выполнять учебное действие, используя план.

12-13

Изготовление тканей

Изделие: гобелен.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Гобелен».

Познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности производства полотна ручным способом; развивать умения

сочетать цвета в композиции, размечать по линейке.

Проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу;

сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей

Проявлять интерес к истории создания тканей, в частности орнаментальных.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять состав и свойства ткани и обосновывать своё мнение.

 Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Выполнять учебное действие, используя план.

 

14

Вязание

Изделие: воздушные петли.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Воздушные

петли».

Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, с применением вязанных крючком изделий, с инструментами, используемыми при вязании; научить пользоваться правилами работы при вязании крючком; актуализировать знания детей о видах ниток; от-

работать навык составления плана работы.

Проявлять интерес к истории возникновения вязания.

использовать приёмы переплетения и обосновывать свой выбор;

выполнять переплетение

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком;

Использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Отработать навык составления плана работы.

Выполнять учебное действие. используя алгоритм

15-16

Одежда для карнавала

Изделие: кавалер, дама.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Кавалер».

Познакомить учащихся с понятием «карнавал», с особенностями проведения этого праздника, с разны-

ми карнавальными костюмами; сформировать представление

о значении крахмаления ткани, познакомить с последова-

тельностью крахмаления ткани, со способами создания кар-

навального костюма изподручных средств;

 Проявлять интерес к изучению темы;

проявлять желание узнать историю карнавального костюма.

рассказывать историю появления карнавала;

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять виды швов, их назначение и обосновывать своё мнение.

Использовать речевые средства для представления результата.

Оформлять эскиз маски с учётом образа и подбирать материалы для изготовления маски;

выполнять маску по своему эскизу;

сопоставлять эскиз маски и её образ при выборе материалов для выполнения.

17-18

Бисероплетение

Изделие: браслетик «Цветочки».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Браслетик

„Подковки“», «Кроссворд „Ателье мод“».

Познакомить учащихся с видами изделий из бисера, с его свойствами; показать различия видов бисера, познакомить учащихся со свойствами и особенностями лески; научить плести из бисера браслетик.

Проявлять интерес к истории создания изделий из бисера, в частности орнаментальных.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять инструменты, приспособления для бисероплетения и обосновывать своё мнение.

Формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Выполнять учебное действие, используя план и схему плетения;

выполнять взаимопроверку учебного задания.

рассказывать историю появ'ления бисероплетения;

19

Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой.

Конструирование

Изделие: весы.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Тест „Кухонные принадлежности“», «Весы», «Правила поведения при

приготовлении пищи».

Познакомить учащихся с понятием «рецепт», его применением в жизни человека, с ролью весов

в жизни человека, с вариантами взвешивания продуктов, научить детей использовать таблицу мер веса продуктов в граммах; развивать навыки выполнения чертежей, навы-

ки конструирования.

Знакомство с работой кафе, профессиональными обязанностями повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.

Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов

Уметь советоваться при

выборе блюд и способах определения массы продуктов при помощи мерок.

 Самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы»

20

Фруктовый завтрак

Изделие: фруктовый завтрак.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Таблица

„Стоимость завтрака“».

Познакомить учащихся на практическом уровне с кухонными приспособлениями: разделочная дос-

ка, нож; отработать правила работы ножом; научить работать со съедобными материалами; расширить представления учащихся о видах салатов;

Воспитывать желание

учиться готовить; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак»

Советоваться какие ингредиенты  будут использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления  понадобятся?

Выполнять действия  на разделочной доске, знать для чего стаканы и миска, нож и ложка. Правила работы ножом.

21-22

Работа с тканью. Колпачок для яиц

Изделие: цыплята.

Познакомить учащихся с приготовлением яиц вкрутую и всмятку; отрабатывать навыки работы с тканью; показать основы снятия мерок; учить пользоваться

сантиметровой лентой; отрабатывать навыки анализа готового изделия и планирования работы; знакомить с возможностями использования синтепона на практическом уровне.

Узнать о преимуществах синтепона.

Уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона,

Выставка работ учащихся

Анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность.

23

Кулинария

Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся).

На практическом уровне познакомить учащихся с видами холодных закусок; формировать умение

самостоятельно составлять план и работать по нему, работать ножом; воспитывать чувство взаимовыручки; учить самостоятельному изготовлению холодных закусок.

Определять, какую подготовительную работу нужно провести перед тем, как приступить к приготовлению пищи

Учиться самостоятельно изготавливать холодные закуски

Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке»

воспитывать желание

учиться готовить; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

24-25

Сервировка стола. Салфетница

Изделие: салфетница.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Способы складывания салфеток».

Актуализировать знания о принципе симметрии, познакомить учащихся с видами симметричных

изображений; формировать умение выполнять работу с использованием орнаментальной симметрии; совершенствовать умение работать по плану, в соответствии с алгоритмом разметки по линейке, умения работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.

. Проявлять:

 интерес к изучению темы;

Самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона.

Анализировать образцы изделий,  обсуждать план работы

воспитывать желание

учиться готовить; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

26-27

Магазин подарков. Работа с пластичными

материалами (тестопластика). Лепка

Изделие: брелок для ключей.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Этикетка»,

«Солёное тесто», «Брелок для ключей».

повторить свойства, состав солёного теста, приёмы работы с ним; познакомить учащихся с новым спо-

собом окраски солёного теста, совершенствовать навыки

лепки из теста, проведения анализа готового изделия, составления плана работы.

 Проявлять:

 интерес к изучению темы; позитивное отношение к  процессу подготовки, оформления и вручения подарка;

Самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста;

Определять место приобретения различных подарков и обосновывать своё мнение;

определять вид подарка в зависимости от получателя и повода  и обосновывать своё мнение;ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

Анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность.

28-

29

Работа с природными материалами.

Золотистая соломка

Изделие: золотистая соломка.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Золотистая

соломка».

Познакомить учащихся на практическом уровне с новым природным материалом — соломкой, его свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; отрабатывать приёмы работы с соломкой; формировать умение составлять композицию, учитывая особенности природного материала; развивать

навыки коллективной работы.

.  Проявлять:

интерес к изучению темы;

ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

Знать способы обработки соломки, уметь выполнять из соломки свои композиции.

Изучить свойства соломки. Использование соломки в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горячий способы

Делится мнениями  о фонах для аппликации из соломки и обосновывать своё мнение.

определять цветовое решение для оформления подарка и обосновывать своё мнение;

Осознание собственных достижений при освоении темы,  

30-31

Работа с бумагой и картоном.

Упаковка подарков

Изделие: упаковка подарков.

Формировать у учащихся представления о способах упаковки подарков и видах упаковки; познако-

мить с правилами художественного оформления подарка, освоить некоторые приёмы упаковки, показать на практическом уровне особенности использования, сочетания цвета

в композиции.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

Упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение

Уметь анализировать  упакованные подарки по следующим критериям: достаточность декоративных элементов, сочетаемость упаковки с размером подарка

Уметь обсуждать    сочетание цвета в композиции;

проводить групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков».

Уметь составлять план работы,

32-33-34

Автомастерская. Работа с картоном.

Конструирование

Изделие: фургон Мороженое

.Задания и материалы в рабочей тетради: Фургон „Мороженое“

Познакомить с основами устройства автомобиля; формировать представления о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа — развёртки, познакомить с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне.

 Проявлять:

интерес к изучению темы;

позитивное отношение к  процессу:

конструирования изделий;

составления инструкции сборки фургона

Составлять план сборки фургога;

Собирать модель «фргон Мороженое» из металлического конструктора, используя выбранные детали.

Определять вид деятельности человека по его профессии.

Проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

осознание собственных достижений при освоении темы.

Собирать фургон, используя составленную инструкцию.

Практика работы на компьютере ( модуль) (13ч)

урока

1

Тема урока

Техника безопасности при работе на компьютере Состав компыочера. Устройства ввода и вывода

Примечание

Окружающий мир изо

Техника безопасности  при работе на компьютере.

Состав компьютера. Устройства ввода и вывода.

2

3

Виды информации. Клавиатурный тренажер.

Графическая информация. Графический редактор Paint,Инструменты. Простой рисунок.

3

Графическая информация. Графический редактор Paint.

Инструменты. Простой рисунок.

4

Графическая информация. Сложный рисунок. Набор текста в графическом редакторе.

Изо и русский язык (описание)

5

Графическая информация. Текстовый редактор как графический.

6

Итоговое занятие по теме «Графическая информация»

конкурс

7

Текстовая информация. Клавиатурный тренажер.

8

Набор текстовой информации в простом текстовом редакторе Блокнот. Сохранение документа.

Русский язык

9

Текстовый редактор Word.Изменение шрифта и цвета.

Оформление стенда

10

Перевод текстовой информации в табличную. Построение таблиц в Word.

Математика, решение логических задач

11

Работа с рисунком и текстом.

Изготовление открыток

12

Итоговое занятие по теме «Текстовая информация»

13

Обобщение по темам «Виды информации».

Раздел 2  Человек и вода 9 часа

47-48

Мосты. Работа с различными материалами.

Конструирование

Изделие: мост.

Познакомить с особенностями конструкций мостов разных видов в зависимости от их назначения; формировать на практическом уровне умение использовать новый вид соединения материалов (натягивание нитей); познакомить с конструкцией висячего моста.

Проявлять интерес к истории мостостроения. Рассказывать:

об истории появления и развития мостостроения;

о видах моста по назначению;

Раскрывать значение понятий «мост», «виадук», «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «кабель», «конструкция» и использовать их в активном словаре;

Формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

Выполнять учебное действие, используя план;

выполнять самооценку учебного задания.

определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение.

49-50

 Водный транспорт. Работа с бумагой.

Конструирова-ние

Задания и материалы в рабочей тетради: «Проект „Водный транспорт“, „Яхта“».

Познакомить учащихся с различными видами судов, закреплять навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги, работы с конструктором, формировать умение самостоятельно организовывать собственную

деятельность.

Рассказывать:

о видах водного транспорта;

о способах соединения деталей пластмассового конструктора;

Объяснять значение понятий «акватория» «судно», «корабль», «лодка», «паром», «яхта», «баржа», «верфь», «кораблестроитель», «порт» и использовать их в активном словаре;

Адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

51-52-53

Океанариум. Работа с текстильными

материалами. Шитьё

Изделие: осьминоги и рыбки.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Мягкая иг-

рушка», «Проект „Океанариум“».

познакомить учащихся с понятием «океанариум», с классификацией мягких игрушек, с правилами

и последовательностью работы над мягкой игрушкой; формировать умение соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды); отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему; научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки; развивать взаимовыручку в процессе групповой работы над проектом.

Проявлять интерес к жизни морских обитателей;

проявлять интерес к изготовлению мягкой игрушки.

Распределять обитателей воды в морской и речной аква!риумы.

Выполнять изделие «Осьминог» из перчатки или «Рыбка» из рукавицы.

объяснять значение понятий «аквариум», «океанариум», «ихтиолог» и использовать их в активном словаре;

определять назначение аквариума, океанариума и обос!новывать своё мнение;

определять материалы и ин!струменты для изготовления мягкой игрушки.

формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

приходить к общему мнению при оценивании выполнения учебного задания.

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Рассказывать:

об обитателях аквариума, окенариума, знать  правила поведения в океанариуме;

алгоритм изготовления мягкой игрушки.

54-55

Фонтаны. Работа с пластичными материалами.

Пластилин. Конструирова-ние

Изделие: фонтан.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Фонтан»,

«Тест „Человек и вода“».

Познакомить учащихся с декоративным сооружением — фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия.

Проявлять интерес к устройству и назначению фонтана.

Объяснять значение понятий «фонтан», «акведук», «чаша» и использовать их в активном словаре;

определять вид фонтана и обосновывать своё мнение;

определять назначение фонтана и обосновывать своё мнение.

Рассказывать:

в группе об истории появления фонтанов;

Рассматривать иллюстрации фонтанов и составлять рассказ

Выполнять учебное задание, используя план;

выполнять взаимопроверку учебного задания.

Раздел 3  Человек и воздух 7 часа

56-57

Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание.

Оригами

Изделие: птицы.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Птицы»,

«Тест „Условные обозначения техники оригами“».

Познакомить учащихся с видами техники оригами; представить краткую историю зарождения искусства оригами; познакомить учащихся с условными

обозначениями техники оригами на практическом уровне; формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме.

Знать, что такое

бионика, оригами, классическое оригами, модульное оригами, мокрое складывание

Понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы»

 Работа в группах: по составлению композицию из птиц и декоририрование  её по своему вкусу.

Научиться понимать условные обозначения

58-59

Вертолётная площадка. Работа с бумагой

и картоном. Конструирова-ние

Изделие: вертолёт «Муха».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Вертолёт

„Муха“».

Познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы

по плану, конструирования из бумаги и картона; познакомить с новым материалом — пробкой и способами работы с ним.

Проявлять интерес:

к изучению темы;

к способам передвижения по воздуху и поиску ответов на собственные вопросы,

Раскрывать значение  «модель», «схема», «воздушный шар», «вертолёт», «папье-маше» и использовать их в активном словаре;

различать условные обозначения оригами разных видов и обосновывать своё мнение;

определять материалы для изготовления изделия из папье-маше;

Формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Выполнять учебное задание, используя план;

выполнять взаимопроверку учебного задания

.

 

60-61-62

Работа с бумагой. Папье-маше

Изделие: воздушный шар.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Воздушный

шар», «Тест „Человек и воздух“».

 Продолжить знакомить учащихся с возможностями использования технологии изготовления изде-

лий из папье-маше; отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учить подбирать бумагу для выполнения изделия.

Уметь применять технологию изготовления изделий из папье-маше.

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,

выбирать вариант выполнения задания;

использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Обсуждение по следующим вопросам: какие материалы применяются в технологии изготовления изделия из папье-маше? Какую бумагу мы будем использовать в работе над изделием? Что можно делать из папье-маше?

Выполнять учебное задание, используя план;

выполнять взаимопроверку учебного задания

Раздел 4  Человек и информация 6 часов

63-64

Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё

Изделие: проект «Кукольный театр».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Афиша»,

«Проект „Кукольный театр“».

Закрепить навыки шитья и навыки проектной деятельности, работы в группе; научить изготавливать пальчиковых кукол.

Проявлять интерес к театру кукол;

проявлять интерес к изготовлению пальчиковой куклы,  обосновывать своё мнение.

Раскрывать значение понятий «театр», «театр кукол», «кукловод», «художник,декоратор», «марионетка» и использовать их в активном словаре;

определять роль актёра-кукловода в театре кукол.

Формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

приходить к общему мнению при оценивании выполненного учебного задания.

Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

65-

66

Переплётная мастерская

Изделие: переплётные работы.

Познакомить с процессом книгопечатания,

с целью создания переплёта книги, его назначением; позна-

комить с упрощённым видом переплёта; закрепить навыки

подбора материалов и цветов для декорирования изделия.

Проявлять интерес к истории книгопечатания;

проявлять бережное отношение к книге.

Раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре;

определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение;

Формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Используя план;

выполнять самооценку учебного задания,

 

67

Почта

Задания и материалы в рабочей тетради: «Заполняем

бланк».

Познакомить учащихся с различными видами почтовых отправлений, с процессом доставки почты,

с профессиями, связанными с почтовой службой; формировать умение кратко излагать информацию, познакомить с понятием «бланк», показать способы заполнения бланка

на практическом уровне.

Проявлять интерес к средствам передачи информации,

заполнять бланк телеграммы.

Рассчитывать стоимость телеграммы.

Формулировать и писать фразу конструктивно

Раскрывать значение понятий «почта», «почтальон», «бланк», «письмо», «корреспонденция», «телеграмма», «телефон», «журнал», «газета», «посылка», «почтовый служащий», «почтовый ящик» и использовать их в активном словаре;

определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение;

определять функции работни(ков почты и обосновывать своё мнение;

определять необходимый объём текста телеграммы

Адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога,

рассказывать:

о способах передачи письмен(ной информации;

о процессе оформления и отправления письма или телеграммы по почте;

о работе почтовой службы;

о средствах передачи информации.

Выполнять учебное задание, используя алгоритм;

выполнять взаимооценку учебного задания.

68

Подведение итогов

Презентации

подвести итоги года; проверить усвоение знаний учащимися, овладение ими основными навыками и универсальными учебными действиями.

Конкурс презентаций на выбранную тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» состав­лена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...

Рабочая программа по технологии по ФГОС 5-8 классы

Рабочая программа по ФГОС 5-8 классы по технологии...

Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс

Рабочая программа по технологии (мальчики) ФГОС 5 - 8 класс...

Рабочая программа по технологии 7класс(ФГОС)

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и скорректирована на смешанные группы (мальчики, девочки). Введен раздел "Современные технологии" с использованием учебника по...

Рабочая программа по технологии 5класс ФГОС

Рабочая программа по технологии 5класс ( девочки)ФГОС с календарно-тематическим планом...