Методическая разработка программы учебной дисциплины Материаловедение
методическая разработка на тему

Андреева Марина Владимировна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупнённой группы профессий:  190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:

190627.07  Машинист крана (крановщик)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina_materialovedenie_-kranovshchiki.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГБОУ НПО Профессиональный лицей-80

«Утверждаю»

Директор ПЛ-80

_________________ /М. И. Поляков/

«____»  «_________» 2012г.

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ  2012


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупнённой группы профессий:  190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: 

190627.07  Машинист крана (крановщик)

Организация разработчик:

ГБОУ НПО Профессиональный лицей № 80 СПб,

Разработчик:

Андреева М.В., преподаватель ГБОУНПО Профессиональный лицей № 80 СПб,

Рассмотрено на заседании методической комиссии

«        »                               20    г.               Протокол №                                                         .

Председатель методической комиссии                 ________/Андреева М.В./._                                                                    

СОДЕРЖАНИЕ

                       

                        стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                           4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                           5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                           14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                           16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО,  входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:

190627.07  Машинист крана (крановщик)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании  и профессиональной подготовке по профессиям рабочих после дополнительной корректировки: ОКПР №№ 11442 Водитель автомобиля,  13078 Контролер технического состояния автомототранспортных средств, 13788 Машинист крана автомобильного, 18511 Слесарь по ремонту автомобилей, 18513 Слесарь по ремонту агрегатов, 18522 Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, 18524 Слесарь по ремонту перегрузочных машин, 18525 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, 18565 Слесарь-сборщик двигателей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять материал, из которого выполнены детали;
  • определять вид топлива, вид масел.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • материалы, их свойства и применения;
  • виды топлива, масел.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося____62__часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___41___ час;

самостоятельной работы обучающегося ___21___ час.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:

лабораторные занятия

8

практические занятия

6

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:

внеаудиторная работа (учебно-исследовательская работа)

10

внеаудиторная работа (аналитическая обработка текста по заданным условиям)

6

внеаудиторная работа (систематизация учебного материала)

5

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины          Материаловедение

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Максимальная учебная нагрузка

62

Введение

Роль материалов в  современной технике. История развития науки.

1

1

Раздел 1.

Неметаллические материалы

36

Тема 1.1.

Эксплуатационные автомобильные материалы

26

Содержание учебного материала

8

2

Основные сведения о способах получения автомобильных топлив, масел, смазок. Виды автомобильных топлив и смазочных материалов.

Технико-экономические требования к бензинам, их химико-физические свойства, характеризующие эксплуатационные качества бензина. Марки бензина, область их применения. Общие сведения об организации экономного расходования бензина.

 Технико-экономические требования к дизельному топливу, его химико-физические свойства, характеризующие эксплуатационные качества дизельного топлива. Марки дизельного топлива, область его применения. Общие сведения об организации экономного расходования дизельного топлива.

Топливо для газобаллонных автомобилей. Краткие сведения. Общие сведения об организации экономного расходования газа в ГБ системах.

  Масла для двигателей. Назначение масел, виды трения. Технико-экономические требования к маслам; их свойства, характеризующие эксплуатационные качества. Марки масел и область их применения. Соответствие отечественных и зарубежных масел. Общие сведения об организации экономного расходования моторных масел.

Масла для агрегатов трансмиссии. Назначение масел, виды трения. Технико-экономические требования к маслам; их свойства, характеризующие эксплуатационные качества. Марки масел и область их применения. Соответствие отечественных и зарубежных масел. Общие сведения об организации экономного расходования трансмиссионных масел.

 Назначение, технико-экономические требования к пластичным смазкам, их марки, область применения. Контроль качества топлива, масел, смазок в условиях автотранспортного предприятия.

Основные требования, разновидности технических жидкостей для систем охлаждения и тормозной системы. Общие сведения об организации экономного расходования технических жидкостей.

Основные требования, разновидности технических жидкостей для гидравлических систем, амортизационные жидкости, электролит для аккумуляторных батарей. Общие сведения об организации экономного технических жидкостей.

Лабораторная работа № 1

2

Определение качества бензина

Лабораторная работа № 2

2

Определение качества дизельного топлива

Лабораторная работа № 3

2

Определение качества моторного масла

Лабораторная работа № 4

2

Определение качества антифриза

Практическое занятие № 1

2

Расшифровка марок моторных, трансмиссионных масел,  охлаждающих жидкостей и соотнесение марок с областью применения

Самостоятельная работа обучающихся

8

Внеаудиторная работа: –На выбранную марку автомобиля составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов) по использованию эксплуатационных материалов исходя из ассортимента определенных торговых точек.

– На основе заданного источника составить таблицу соотносимости отечественных и зарубежных марок масел.

Тема 1. 2.

Неметаллические материалы

5

Содержание учебного материала

2

1

   Пластичные массы. Структуры полимеров. Простые и композиционные пластмассы.

   Термореактивные и термопластичные полимеры. Слоистые пластмассы: гетинакс, текстолит, древеснослоистые, асботекстолит; их свойства и применение.

   Полиэтилен, поливинилхлорид, фторопласты, тефлон, полистирол, полиамид, органическое стекло; их свойства и применение при ремонте узлов и деталей автомобилей.  

    Каучуки. Основные свойства резиновых материалов и область их применения.                

   Основные склеивающие и вспомогательные материалы; их свойства и применение.

   Назначение склеивающих материалов. Применение специальных клеевых составов. Белковые, синтетические и универсальные клеи. Прочность склеивания.

  Древесина, кожа, асбест, войлок, текстильные и бумажные материалы; их основные свойства и применение.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Внеаудиторная работа:  - На выбранную марку автомобиля составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов)  по использованию склеивающих и вспомогательных материалов

- Составить простую технологическую карту на применение резиновых материалов при заделке проколов шины.

Тема 1.3.

Коррозия и способы защиты

4

Содержание учебного материала

2

1

Классификация коррозионных процессов по механизму и характеру разрушений, времени    возникновения, мест локализации, частоты возникновения. Отсроченность вредных воздействий коррозионных процессов.

 Виды защиты металлических материалов от коррозии. Масляные и эмалевые краски, эфироцеллюлозные лаки и эмали; их назначение и применение. Применение лакокрасочных материалов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Внеаудиторная работа: На основе заданного источника составить опорный конспект по вопросу: Защита металлических материалов и сплавов от коррозии способом гальванического и газотермического напыления.

Контрольная работа по теме « Неметаллические материалы»

1

Раздел 2.

Металлические материалы

26

Тема 2.1.

Строение, свойства,  производство металлов и сплавов

5

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Содержание учебного материала

3

2

    Черные и цветные металлы,  сплавы.  Механические, технологические свойства применяемых металлов и сплавов: прочность, твердость, упругость, ковкость, пластичность,  вязкость, порог хладноломкости, усталость материалов и др.

    Строение, структура, свойства металлов и сплавов, связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

    Определение твердости методами Бринелля и Роквелла.  Общие сведения о статических и динамических испытаниях(пробы на изгиб, скручивание, сплющивание, разрыв).

Самостоятельная работа обучающихся

2              

Внеаудиторная работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь определения понятий: аллотропия, электропроводность, теплопроводность, жаропрочность, температуры плавления и затвердевания, плотность материала, кислотостойкость, порог хладноломкости.  

Тема 2.2.

Сплавы железа с углеродом

9

Содержание учебного материала

4

2

Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства чугуна.

Классификация чугунов в зависимости от химического состава углерода, форм графитовых включений. Классификация сталей по химическому составу, назначению, качеству. Углеродистые и легированные, конструкционные и инструментальные  стали. Основные марки углеродистых и легированных сталей.

Практическое занятие № 2        

2

Расшифровка марок чугунов, сталей и соотнесение марок с областью применения.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Внеаудиторная работа:

На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку сталей с особыми свойствами: износоустойчивые, с высокой магнитной проницаемостью, немагнитные, коррозионно-стойкие.

По данному образцу продолжить составление мнемонической таблица маркировки железоуглеростых сплавов.

Тема 2.3.

Термическая и химико-термическая обработка стали и чугуна

4

Содержание учебного материала

2

2222222222222

Назначение процесса термической обработки. Виды и условия термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск.

Механические и технологические свойства сплавов после обработки. Дефекты термической обработки стали: причины их возникновения и способы предупреждения.  Особенности термической обработки легированной стали и чугуна.

Химико-термическая обработка стали и её назначение. Краткая характеристика процессов ХТО: цементация, азотирование, цианирование и др. Особенности термической обработки чугуна.      

Самостоятельная работа обучающихся

2

Внеаудиторная работа:

На основе заданного источника выписать в тетрадь краткие характеристики (описание по подобию в тетради из аудиторного занятия) процессов ТО и ХТО: искусственное старение, поверхностная закалка,  диффузная металлизация, гальванические покрытия. На основе заданного источника выписать определения: закаливаемость и прокаливаемость стали.  

Тема 2.4.

Цветные металлы и сплавы

7

Содержание учебного материала

3

2

     

    Медь и её свойства. Сплавы меди с цинком, оловом, алюминием, свинцом, бериллием, никелем. Механические и технологические свойства сплавов и их  применение. Обозначение марок меди и её сплавов по ГОСТу.

    Алюминий и его свойства. Деформируемые и литейные алюминиевые сплавы, их механические и технологические свойства, применение. Обозначение марок алюминия и его сплавов по ГОСТу.  

    Магний, титан и их свойства.  Механические и технологические свойства сплавов и их  применение. Обозначение марок магния , титана и их сплавов по ГОСТу.  

    Антифрикционные сплавы. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам. Подшипниковые сплавы. Оловянные и свинцовые баббиты.

  Твердые сплавы и область их применения.

Практическое занятие № 3

2

Расшифровка марок цветных сплавов и соотнесение марок с областью применения

Самостоятельная работа обучающихся

2

Внеаудиторная работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку  специальных бронз, назначение и маркировку припоев и электродов, маркировку твердых сплавов

Контрольная работа по теме « Металлические материалы»

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины необходима лаборатория материаловедения и реализация возможна при наличии учебного кабинета «Устройства автомобилей и кранов».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение», в т.ч. на электронных носителях;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- образцы автомобильных эксплуатационных материалов

_________________________________

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

-      интерактивная доска.

________________________________

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- лупы;

- вискозиметр, плотнометр;

- наборы топлив, масел, охлаждающих и тормозных жидкостей;

- стеклянные бесцветные цилиндры и мерные стаканы;

- пробирки химические;

- пипетки;

- штатив;

- электроплитка;

- наборы для определения качества эксплуатационных жидкостей.

- термометры;

- секундометр.

__________________________________________________________________

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Адаскин А.М. Материаловедение.– М.: « Академия», 2008.–308 с.

2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения.– М.: « Академия», 2009.–256 с.

3. Заплатин В.Н. Пособие по материаловедению (металлообработка).– М.:

  « Академия», 2009.–224 с.

4. Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Герасименко А.И.  Материаловедение для автомехаников. 5-изд., доп. и перераб.—Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2008.—480 с.

5. Кириченко Н.Б., Автомобильные эксплуатационные материалы, 7-е издание, Москва: изд-во «Академия», 20011г. – 206 с.

_______________________________________________

Дополнительные источники:

1. Ананьев С.И., Безносов В.Г., Беднарский В.В. Экплуатационные материалы для автомобилей и тракторов.– Ростов н/Д: «Феникс», 2007.—384 с.

2. Григорьев П.М., Ростовцев А.А. Технология конструкционных материалов. – М.: «Машиностроение», 1989 г.

3. Колесник П.А. Материаловедение на автомобильном транспорте. – М.: «Транспорт»,  1987 г.

4

_______________________________________

Электронные ресурсы:

  1. http://www.megaslesar .ru
  2. http://www.delba-grup.ru
  3. http://www.paxildefects.net. 
  4. http://www.metsplavy.ru
  5. http://metalloobrabotka.su
  6. http://www.sovet.bos.ru
  7. http://www.dic.academic.ru
  8. http://www.krugosvet.ru
  9. http://www.revolution.allbest.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения.

определять материал, из которого выполнены детали;

  • Практические занятия  №№ 1-3
  • Внеаудиторная  самостоятельная работа по решению заданий выбора материалов при эксплуатации автомобиля
  • Выполнение заданий по подбору материалов к выполнению практических работ и составление отчетов

определять вид топлива, вид масел.

  • Лабораторные  работы  №№ 1-4
  • Внеаудиторная самостоятельная работа с различными источниками информации и решению заданий выбора материалов при эксплуатации автомобиля
  • Выполнение заданий по подбору материалов к выполнению практических работ и составление отчетов

Знания:

материалы, их свойства и применения;

  • Лабораторные  работы  №№ 1-4
  • Практическое занятие № 1-3
  • Внеаудиторная  самостоятельная

работа по аналитической обработке текста

  • Контрольные работы №№ 1,2 (Тестовые задания)
  • Выполнение заданий по подбору материалов к выполнению лабораторных и практических работ и составление отчетов

виды топлива, масел.

  • Лабораторные  работы  №№ 1-4
  • Внеаудиторная  самостоятельная работа по аналитической обработке текста
  • Контрольная работа № 2 (Тестовые задания)
  • Выполнение заданий по подбору материалов к выполнению лабораторных работ и составление отчетов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

УТВЕРЖДАЮДИРЕКТОР ГОУ НПО ПУ №91ЛОГИНОВА О.А.__________________________ СОГЛАСОВАНО С МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ГОУ НПО ПУ №91«__» _______________2011г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" для специальности СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УБЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Материаловедение   для специальности среднего профессионального образования 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного трансп...

Методическая разработка по учебной дисциплине "Бизнес-планирование"

Методическая разработка учебного занятия (мини-проект) по дисциплине «Бизнес-планирование» Тема: «Разработка цели учебного проекта»Повышение спроса на бухгалтерские кадры, массовость по...

Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение для специальности 072501 Дизайн

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 072501 Дизайн (по отраслям).Программа учебной дисциплины мож...

Методическая разработка по учебной дисциплине "Технология обуви" профессия "Обувщик по ремонту обуви"

       В данной работе показано применение здоровьесберегающих технологий, инновационных  педагогических приемов, игровых методов, коллективных форм обучения, информаци...