Статья "Моделирование швейных изделий 5-9 классы"
статья по технологии на тему

Купцова Светлана Валериевна

 

Цели и задачи, преследуемые на уроках по моделированию одежды.

 

Мною выбрана тема «Моделирование одежды на уроках технологии в 5 – 9 классах». Я считаю, что моделирование – это интересный, увлекательный процесс, который позволяет учащимся раскрыться в творческом плане.

На своих уроках я стараюсь научить учащихся выполнять различные модели на основе одного чертежа путем технического моделирования. Стремлюсь сформировать взаимосвязь технического и художественного моделирования. То есть хочу, чтобы девочки умели не только представить в пространстве новую модель и создать ее выполняя некоторые приемы технического моделирования, но и сопоставить вид одежды, назначение, выбранную ткань, фасонные особенности, отделку, а также, комфорт и удобство в носке. Это помогает развитию эстетического вкуса, творческой инициативы, изобретательности, расширяет понятие о культуре одежды. Считаю, для того, чтобы хорошо освоить методы моделирования, необходимо тщательно изучить некоторый материал: предварительное, хотя и краткое, знакомство с ассортиментом и видами современной бытовой одежды, анализ силуэтов женской одежды, сопровожденных чертежами, построения основ фартука, поясных изделий (юбка или брюки) и плечевых изделий женской одежды, а также развитие художественного видения образца нового изделия и фантазии в применении декоративных элементов при практической разработке видов одежды.

Для лучшего восприятия информации применяю на своих уроках раздаточный материал, инструкционно-технологические карты, демонстрационный материал и образцы деталей изделий с различными видами отделки.

Кроме того, акцентирую внимание на качестве выполняемой работы, трудолюбии, аккуратности, внимательности, умении осуществлять само- и взаимоконтроль.

Уроки по моделированию швейных изделий основаны на материалах учебника «Технология» В.Д. Симоненко. Также использую опыт, рекомендации и новые идеи других учителей, которые опубликованы в журнале «Школа и производство».

 

 

Моделирование на уроках технологии в V классах (фартука).

Уже в пятом классе учащиеся должны представлять себе всю последовательность создания конкретной модели одежды (в частности фартука).

Для меня сложность в изложении материала заключается в том, что учитывая возрастные особенности и обилие первоначальной информации по этой теме, необходимо отобрать самое основное и постараться донести доступно, компактно, в соответствии с познавательными способностями пятиклассниц.

Начинаю излагать теоретический материал с объяснения цели «моделирования». Моделирование – это создание новой модели на основе чертежа цельно выкроенной основы. Термин «Моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, создаваемый художниками – модельерами и конструкторами. При моделировании линии фасона наносят на чертеж основы изделия. Показываю три модели фартука, кардинально отличающихся друг от друга: с отрезным нагрудником, с цельнокроеным нагрудником и без нагрудника. На заранее начерченной основе фартука на доске наношу конструктивные линии, чтобы получить ту или иную модель.

                    

Далее, исходя из индивидуальных особенностей класса в целом, заостряю вниманием на каком-то одном варианте. Класс, где учатся дети с высокими возможностями – фартук с отрезным нагрудником, класс со средними возможностями – фартук с цельнокроеным нагрудником и неделящиеся класс, где уроки технологии проводятся по одному часу – без нагрудников .

Начинаю с простого- изменение нижней части фартука (закругление углов). На все той же начерченной основе фартука на доске наношу модельные линии.

Девочки выполняют туже работу в альбомах для практических работ с помощью цветных карандашей и шаблона основы фартука, который раздается каждой ученице.

Рассматриваем варианты изменения формы нагрудника, изменения формы и месторасположения карманов. В это время слежу за правильным нанесением линий в работах девочек. Важно, чтобы материал был понят и у учащихся сложилось четкое представление о взаимосвязи между эскизом модели и его видоизмененным чертежом. Один вариант модели девочки разрабатывают самостоятельно. В случае затруднения, с помощью ножниц, из бумаги наглядно вырезаю и показываю изменение формы.

Стараюсь сформировать гармоничное сочетание формы всех деталей в фартуке в целом (т.е. если в нижней части углы закруглены, то и карман имеет округленную форму). Для психологической «разгрузки» и закрепления этого момента урока, предлагаю детям несколько вариантов моделей фартука, в которых необходимо найти несоответствие форм деталей и пути исправления.

Сообщаю, что кроме технического моделирования, существует художественное моделирование. Оно учитывает направление моды, сочетание деталей (о чем говорилось выше), цветовое решение, а также художественную отделку изделия, к которой относятся различного рода строчки, вышивка, аппликации, тесьма, оборка и т.д. Отделка вносит в изделие ту нотку индивидуальности каждого ребенка, которая делает эти изделия непохожими друг на друга. Демонстрирую иллюстрированный материал с различными видами отделки. Показываю карманы различной формы с применением разных отделочных материалов.

Большую роль в одежде играет цвет. Иллюзия цвета создается от сочетания резко контрастных цветов (светлые детали на темном фоне кажутся крупнее, холодные цвета уменьшают, теплые – увеличивают и т.д.). О том, что все цвета делятся на холодные, теплые, нейтральные (черный, серый, белый), дети знают из уроков по изобразительному искусству. Соединяя различные цвета, используют в основном два приема: сочетание контрастных цветов или родственных. Для лучшего восприятия информации на цветовом круге показываю, как можно подобрать гармонирующие цвета. Также упоминаю, что при выборе изделия или ткани по цвету нужно помнить о собственных индивидуальных особенностях: цвет волос, глаз, кожи.

В заключительной части урока, для закрепления изученного материала использую игровой момент. Детям предлагается представить себя в роли художника – модельера (по ходу урока знакомлю с этой профессией) создать небольшую коллекцию фартуков и выполнить моделирование одной наиболее понравившейся модели. Часто бывает, что именно этот вариант девочки используют для изготовления фартука.

Такая практическая работа позволяет систематизировать знания, полученные на уроке, развивает логическое мышление (так как мало нарисовать эскиз, нужно представить изделие во время эксплуатации), изобретательность и небоязнь выражать свою индивидуальность.

Моделирование на уроках технологии в VI классах

(клиньевая юбка).

В шестом классе рассматривается конструирование и моделирование клиньевой юбки. Девочки расширяют свои знания новыми сведениями.

Учащимися уже получены начальные сведения о моделировании. 

Изучение нового материала провожу одновременно с выполнением практической работы по моделированию. Рассказывая о способах изменения выкройки использую шаблоны клиньевой юбки, иллюстрированный материал моделей и демонстрационный материал отдельных элементов юбки (виды складок, кокеток, волан). По ходу урока даю определение новым терминам.

Девочки выполняют моделирование в альбомах для практических работ. На уроке им необходимо иметь также цветную бумагу, клей, ножницы.

Рассматриваем следующие способы изменения формы клина: изменение длины (уменьшение или увеличение), юбка годе, складки, волан, кокетка. При моделировании кокетки и волана необходимо, чтобы был понят сам принцип образования этих деталей. Из цветной бумаги выполняется кокетка прямой формы, остальные (ломаные и фигурные) демонстрирую для общего развития. Шаблон обводят на цветной бумаге, вырезают, наносят линии, по которым делают разрезы и видоизменяя приклеивают в альбом. Обводят и оформляют линии низа и линии новых деталей.

Говоря о выборе ткани для изготовления юбок, показываю образцы с крупным тематическим рисунком, которые не желательно использовать в тех моделях, которые содержат большое количество швов и отделочных строчек.

Исходя из опыта работы, чаще всего девочки изготавливают юбки с воланом, со встречной складкой, реже с кокеткой или вообще не подвергают моделированию. Для закрепления материала использую карточки с эскизом юбки и образцами ткани.

Моделирование на уроках технологии в VII классах

(ночная сорочка).

В седьмом классе учащиеся рассматривают изготовление изделий на основе ночной сорочки. Продолжают расширять свои знания новыми сведениями о моделировании, учатся проектировать будущую модель. Ассортимент изделия разнообразен – это может быть и сама ночная сорочка (чаще всего девочки выбирают именно это изделие), а также халат, блуза, сарафан и т.д.

Повторение пройденного материала проходит в форме блиц – опроса. Такой же опрос учащихся использую для повторения материала и в старших классах. Это позволяет за короткое время повторить этапы моделирования и вспомнить основные термины. Урок проходит в традиционной форме с использованием шаблона основы ночной сорочки, иллюстрациями. Девочки уже знакомы с формой такой работы.

Рассматриваем следующие варианты моделирования. Расширение по линии низа, различные формы кокетки (кокетка вносит большое разнообразие в конструкцию швейного изделия, придает ему новую форму, объемность; с помощью кокетки можно реставрировать старые вещи).

Практика показывает, что многие ученицы не считают ночную сорочку привлекательным для себя объектом труда. Тем не менее, если показать им красивые модели, желание сделать удобную, нарядную и необходимую вещь стимулирует их активность. В этом году хочу дополнительно предложить учащимся изготовление пижамы. В качестве базовой конструктивной основы пижамной блузы используется чертеж ночной сорочки. Для построения чертежа поясного изделия (брюк, шорт и т.п.) используется упрощенный вариант конструкции. Необходимо всего две мерки: Сб – полуобхват бедер, Ди – длина изделия. Обе изучены ранее.

ПОСТРОЕНИЕ ЧЕРТЕЖА ОСНОВЫ ШОРТ

п/п

Буквен-

ное обозначение

Последовательность построения

Расчетная формула

1

Т

Построить прямой угол в точке Т

 

2

ТТ1

От Т   вправо       

Сб + 2

3

ТН

От Т  вниз    

Ди

4

ТТ1НН1

Построить         прямоугольник

 

5

ТЯ

От Т   вниз

Сб : 2 + 2

6

ЯБ

От Я   вверх

ТЯ : 3

7

ББ1

От Б    вправо

ТТ1 II   ББ1

8

ЯЯ1

От Я     вправо

ТТ1 II  ББ1 II  ЯЯ1

9

Т2

От Т    вправо      

ТТ1 : 2

10

Т2Н2

От Т2  вниз, Т2Н2 – линия бока

Т2Н2 II  ТН

11

ЯЯ2,ЯЯ3

От Я вниз, вверх

ЯЯ2 = ЯЯ3 = Сб : 10

12

 

Соединить Я2Я3 плавной линией, Я2Я3Т – линия середины передней половинки шорт

 

13

Я1Я4

От Я1  вправо

Сб : 10 + 4

14

Я1Я5

От Я1  вверх

Сб : 10

15

 

Соединить Я4Я5 плавной линией

 

16

Т1Т3

От Т1  вверх, Я4Я5Т3 – линия середины задней половинки шорт

Сб : 10 – 1

17

ТТ3

Соединить, ТТ3 – линия талии

 

18

Я2Н3

От Я2 вниз,   перпендикуляр до пересечения с линией низа

 

19

Я4Н4

От Я4 вниз,  перпендикуляр до пересечения с линией низа, Н3Н4 – линия низа. Обвести контур шорт.

 

Поясное изделие не моделируется. Раскрой производится без боковых швов. Шаговые и средние срезы обрабатываются изученными двойным или запошивочным швами. Это позволяет изготовить изделие без больших временных затрат и каждая ученица получает возможность проявить индивидуальные особенности, выбрав изделие с  учетом степени сложности его изготовления.

Моделирование на уроках технологии в VIII классах

(брюки).

В восьмом классе девочки конструируют и моделируют поясное изделие – брюки. Конструкция брюк адаптирована к фигуре девочки – подростка. На основе чертежа брюк классического стиля можно смоделировать много других фасонов: узкие и широкие, длинные и короткие, с карманами различной формы. В большинстве случаев девочки изготавливают шорты свободной формы. Девочкам предлагается рассмотреть несколько моделей, уделяя особое внимание вытачке по линии талии. А так как они уже владеют определенными навыками и знаниями, то для закрепления материала каждой ученице предлагается самостоятельно выполнить моделирование по инструкционной карте с подробным описанием и ответить на вопросы по данной теме.

Моделирование на уроках технологии в IX классах

(изделие с втачными рукавами, застежкой, воротником).

Учащиеся девятых классов выполняют большую и сложную работу: изготовление изделие с втачными рукавами, застежками и воротником (обычно это халат или блуза).

Самое сложное – моделирование лифа при помощи перемещения вытачки. Для наглядного объяснения материала, использую изготовленные макеты с подвижными деталями лифа. На макетах нанесены линии разреза (линии перемещения вытачки).

Моделирование рукавов девочки выполняют самостоятельно, руководствуясь инструкционной картой, на которой предлагается четыре варианта рукавов: «крылышко», «фонарик», короткий рукав, зауженный книзу и длинный рукав расширенный книзу.

Построение и моделирование воротников тоже выполняется самостоятельно по инструкционным картам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл merki.docx14.3 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Условное обозначение размерного признака

Наименование размерного признака

Способ измерения

1

Сш

Полуобхват шеи

По основанию шеи через седьмой шейный позвонок и яремную впадину спереди

2

СгI

Полуобхват груди первый

На спинке лента лежит горизонтально по лопаткам на уровне задних углов подмышечных впадин, спереди – выше грудных желез

3

СгII

Полуобхват груди второй

На спинке лента остается в том же положении, как для СгI; спереди – по выступающим точкам грудных желез

4

Ст

Полуобхват талии

Горизонтально по шнурку на линии талии

5

Сб

Полуобхват бедер

Горизонтально на уровне выступающих точек ягодиц, спереди – с учетом выступа живота.

6

Цг

Центр грудных желез

Горизонтально между сосковыми точками. Записать половину величины измерения

7

Шг

Ширина груди

Горизонтально выше грудных желез между передними углами подмышечных впадин. Записать половину величины измерения

8

Шс

Ширина спины

Горизонтально по лопаткам между задними углами подмышечных впадин. Записать половину величины измерения

9

Шп

Ширина плечевого ската

От основания шеи до плечевой точки

10

Дс

Длина спины

Вертикально от уровня талии до седьмого шейного позвонка

11

Дтс

Длина талии спины

Вертикально параллельно позвоночнику (на 7-8 см от него) через выступающие точки лопаток до высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи

12

Вг

Высота груди

От проектируемого плечевого шва до высшей точки грудной железы

13

Дтп

Длина талии переда

Снимают одновременно с предыдущей меркой до резинки на талии, расположенной горизонтально

14

Впк

Высота плеча косая

От точки пересечения линии талии с позвоночником до плечевой точки

15

Дю

Длина юбки

Вертикально по боку от талии до желаемого уровня

16

Дбр

Длина брюк

Вертикально от линии талии до желаемого уровня

17

Ди

Длина изделия

По позвоночнику от седьмого шейного позвонка до желаемого уровня; для приталенных изделий с учетом прогиба на уровне талии (Ди может складываться из двух мерок Дтс+Дю)

18

Впрз

Высота проймы сзади

Вертикально от высшей точки проектируемого плечевого шва у основания шеи до горизонтали, проходящей на уровне задних углов подмышечных впадин

19

Др

Длина рукава

От плечевой точки через слегка согнутый локоть до запястья

20

Оп

Обхват плеча

Горизонтально на уровне подмышечной впадины

21

Озап

Обхват запястья

На уровне сочленения кисти с предплечьем

22

Окис

Обхват кисти

По самому широкому месту кисти

23

Вс

Высота сидения

В положении «сидя», вертикально по боку от уровня талии до стула

РАЗМЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по разделу "Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки)". 6 класс

Тест  для проверки знаний  обучащихся  6 класса по разделу  «Проектирование  и  изготовление  швейного изделия (юбки)» Учебник:  Технология. Обслужива...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.

Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...

Презентация "Построение чертежа швейного изделия" Технология, 5 класс.

Презентация к уроку технологии в 5 классе по теме "Построение чертежа швейного изделия". По Симоненко....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (5-7 КЛАСС)

    Данное пособие предназначено для учителей технологии (обслуживающе­го труда), педагогов дополнительного образования, школьников и других любителей рукоделия. Основой соде...

Методические указания для обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» по ПМ.01 Моделирование швейных изделий

Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам очной формы обучения  по специальности 29. 02. 04  «Конструирование, моделирование и технология...