Рабочая программа по технологии (девочки), 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по технологии (девочки), 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

Протокол № 1 от 28.08.2014 г.

ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Основная
общеобразовательная школа № 1»

С. В. Вожик __________________

Приказ № 2/1 от 01.09.2014 г.

Рабочая программа

по предмету «Технология»

для 8 класса (девочки)

                                                                                        Составитель:

                                                                                        Н. А. Вознесенская

г. Новокузнецк

2014-2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  2. Основное содержание обучения ………………………………………………6
  3. Требования к уровню подготовки…………………………………………….10
  4. Учебно – методическое обеспечение ………………………...………………13
  5. Список литературы …………………………………………………………….13
  6. Учебно-тематический план……………………………………………………16
  7. Календарно-тематическое планирование …………………………………….17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа составлена на основе:

- программы   основного общего образования по направлению « Технология. Обслуживающий труд» (составители М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко), рекомендованной  Министерство образования и науки Российской Федерации,

-“Методических рекомендаций по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета технология” (8 класс, 34 часа), (составитель Санкович Г.В., методист кафедры естественных наук и математических дисциплин КРИПК и ПРО, Утверждены протокол №1 от 06.09.2011г).

        Инвариантная часть Базисного учебного плана (2004г) составляет 1 час в неделю. За счет регионального компонента добавлен 1 час в неделю для изучения учащимися краеведческого модуля в рамках учебного предмета федерального компонента «Технология».

Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы  под ред. В. Д. Симоненко.

Изменения в программу внесены по рекомендациям городского Методического объединения учителей технологии.

Место учебного предмета в учебном плане:

в учебном плане МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1» на изучение предмета «Технология» в 8  классе отводится 70 часов, т.е. 2 час в неделю (1 час – инвариантная часть, 1 час – региональный компонент, отводится на изучение краеведческого модуля в рамках учебного предмета)

Общая характеристика предмета

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•  освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, формирование представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

•  овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты

своей деятельности; а также уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

•  получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов Кузбасса.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

  • совершенствование  практических  знаний  и  навыков  обучающихся  в  

экономном  ведении  домашнего  хозяйства,  заготовке  и  хранении  продуктов,

уходе  за  жилищем;

  • ознакомление  с  различными   видами  декоративно-прикладного искусства,

   народного  творчества  и  ремесел;

  • воспитание  привычки  к  чистоте, сознательному  выполнению  санитарно-

    гигиенических  правил  в  быту  и  на  производстве;

  • ознакомление  учащихся  с  профессиями  по  обработке  тканей  и  пищевых  продуктов;
  •  воспитание  уважения  к  народным   обычаям  и  традициям;
  • ознакомление учащихся с возможностями использования персонального  

    компьютера.

Формы, методы, средства обучения.

Исходя из уровня обученности класса,  используются  наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые  формы работы.

Рабочая программа по технологии в 8  классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля;
  • урок – исследование (урок творчества);
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • урок – презентация.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

 В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Виды и формы контроля

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических

заданий учебного пособия.
             Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении технологии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Современное производство и профессиональное образование  (10ч)

На изучение этого раздела  выделено 10 часов, так как изучение программы не окончено, а в 9 классе не предусмотрены часы на изучение данного раздела

Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Сферы современного производства. Понятие специальности и квалификации работника. Факторы,  влияющие на уровень оплаты труда.

Основы профессионального самоопределения. Пути получения профессионального образования. Учреждения профессионального образования.

Практические работы. Построение плана профессиональной карьеры. Составление профессиограммы. Определение уровня и характера самооценки. Выявление склонностей, типа темперамента. Профессиональные пробы. Выбор пути продолжения образования или трудоустройства.

Варианты объектов труда. План профессиональной карьеры. Профессиограмма.

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов (18)

Вязание на спицах(8 ч)

Теоретические сведения. История вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Подбор пряжи в зависимости от требований к изделию. Приемы вязания спицами. Убавление и прибавление петель.

Народная вышивка счетными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке. Материалы и инструменты вышивки счетными швами. Схемы для вышивки. Подготовка к  вышивке. Приемы выполнения счетных швов. Использование компьютера в вышивке. Изготовление схем вышивки по авторскому замыслу и с помощью ПЭВМ. Технологическая последовательность создания декоративного вязаного изделия или оформленного вышивкой.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

Этапы работы над творческим заданием. Способы око тельной обработки декоративного изделия.

Практические работы. Освоение приемов вязания на спицах и/или вышивки счетными швами. Изготовление схем вязания и вышивки по авторским рисункам вручную и/или помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Изготовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия.

Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы счетной вышивки. Вязанные на спицах изделия: шарф, пинетки,  варежки, салфетка, прихватка, подкладка под горячее.

Вышивка (10 ч)

Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История временность народных художественных промыслов: мстерская вышивка; торжокское золотое шитье; александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, двусторонней глади без настила, художественной глади, швов «узелки» и «рококо».        

Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.

Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторон-1адью без настила, художественной гладью, швами «узелки», «рококо».

Варианты объектов труда. Образцы вышивки гладью. Панно. Блузка. Наволочка. Шторы. Салфетки

  1. Технологии ведения дома (16 ч)

Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика и  наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятие «потребность». Потребности функциональные ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет Школьника. Учетная книга школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет, варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Практические работы.  Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.

Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов  по различным признакам.

Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.

Составление бухгалтерской книги расходов школьника. Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.

 Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.

  1. Электротехнические работы (10 ч)

В связи с отсутствием материально-технической базы, на изучение этого раздела будет использовано 10 ч (из 20 часов), а 10 часов - выделены на изучение раздела «Кулинария»

Теоретические сведения. Виды энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура».

Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего та для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.

Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.

Устройство и применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на катушку. Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка.

Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение. Конструкция люминесцентной и неоновой ламп. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.

Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Принцип работы биметаллического терморегулятора. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока.

Развитие электроэнергетики. Возобновляемые виды топлива. Термоядерное горючее. Использование водорода. Электромобиль. Энергия солнца и ветра. Энергосбережение.

Практические работы. Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.

Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости.

Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Изготовление «пробника». Проверка исправности проводов и элементов электрической цепи. Сборка разветвленной электрической цепи.

  1.    Проектирование и изготовления изделий (16 ч)

Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия.

      Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: сумка для пляжа; простые автоматические устройства; утилизация отходов (пластмассовых емкостей); мой профессиональный выбор и др.

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся 8 класса должны знать:

-влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

-санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни;

-виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

-ассортимент блюд кухни народов Кузбасса;

-возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;

-свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;

-правила подбора спиц для вязания;

-условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;

-технологию вязания на двух и пяти спицах; способы ремонта вязаных изделий;

-содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани;

-общие сведения из истории старинной народной вышивки; материалы, применяемые для вышивки;

-технологические приемы выполнения аппликаций из различных материалов;

-правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели изделия;

-способы прикрепления бисера и блесток;

-особенности окончательной отделки изделий из разных тканей;

-правила ухода за изделиями с отделкой, выпивкой, бисером и блестками;

- цели и значение семейной экономики;

-общие правила ведения домашнего хозяйства;

роль членов семьи в формировании семейного бюджета

-понятия и определение «семья», связи семьи с другими семьями, предприятием, государством;

- основные потребности семьи, правила покупки, источники информации;

- понятие «товар», «ценник », «этикетка», «штрихкод».

- понятия  «бюджет семьи» и  его структура.

-как правильно и рационально использовать средства на питание, способы сбережения;

-принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

 -назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки;

-правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;

-о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

-способы определения места расположения скрытой электропроводки;

-устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов.

Учащиеся 8 класса должны уметь:

-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

-определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина;

-выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

-соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

-заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

-подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;

-выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;

-вязать простые изделия на двух и пяти спицах; производить ремонт

 вязаных изделий;

-выполнять аппликации из различных материалов; обрабатывать края рисунка;      

-подбирать фурнитуру к изделию;

-выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать аппликации с вышивкой;

-выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, аппликацией, бисером и блестками;

-определять задачи и функции семьи;

-планировать покупки, правильно определять и рассчитывать потребности;  

- вести учёт бюджета семьи, добиваться его сбалансированности;

-планировать и рационально вести домашнее хозяйство;

-анализировать семейный бюджет;

-определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

-анализировать рекламу потребительских товаров;

-собирать простейшие электрические цепи;

-читать схему квартирной электропроводки;

-определять место скрытой электропроводки;

-подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

-объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам;

-рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

•  определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

•  творческое решение учебных и практических задач (умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения); самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

•   приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; изложение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

•   умение перефразировать мысль (объяснять другими словами); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

•  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;

•   владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

•  оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическая литература по технологии:

  1. Учебники.
  2. Дидактические материалы.
  3.  Справочная литература.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска
  4. Телевизор
  5. DVDпроигрыватель

Учебно-практическое оборудование:

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
  2. Шкаф для хранения карт и таблиц.
  3. Набор таблиц и карт.
  4. Набор образцов волокон и тканей.
  5. Макет ткацкого станка.

Оборудование и приспособления.

1. Ручная швейная машина.

2. Ножные швейные машины.

3. Утюг.

4.  Гладильная доска.

5. Ножницы.

6.  Иголницы.

7. Наперстки

8. Сантиметровые ленты

9. Иглы: ручные и машинные.

10. Резец портновский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и дополнительная литература для учащихся:

1. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб.  / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и д.р.] ; под ред. В.Д. Симоненко– М.,: «Вентана-Граф», 2011.

2. Технология. Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц  5 – 8 классов/М.Й. Скопцова- Ростов –на-Дону, «Феникс», 1997.

Программно-методическое обеспечение и литература для учителя:

1. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб.  / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и д.р.] ; под ред. В.Д. Симоненко– М.,: «Вентана-Граф», 2011.

2. Технология. Программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова,  П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко-М., «Вентана-Граф»,2011.

3.  Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М., Дрофа, 2008.

3. Технология, 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс В.Д.Симоненко». Часть I / Составитель Н.Б. Голондарева – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003

4. Технология, 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс В.Д.Симоненко». Часть II / Составитель Н.Б. Голондарева – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003.

5.  Коллекция электронных материалов по технологии в Интернет: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p2aal.html

  1. http://www.ako.ru/Kuzbass/koren.asp. – Кузбасс. Коренное население.
  2. http://www.culturemap.ru/?region=152&subtopic=45&id=1403. – Культура регионов России. Одежда телеутов.
  3. http://lik-kuzbassa.narod.ru/Shorcy-tradicii-obychai-obryady.htm. – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.
  4. http://www.etnic.ru/etnic/narod/shorcy.html. – Коренные народы Севера. Шорцы.
  5. http://www.nsu.ru/education/etno/shortsy/odezhda.htm. – Одежда шорцев.
  6. Г.П. Калишева. Легенды горы Зелёной [Текст]: Устное творчество шорского народа.  – Кемерово: «СКИФ»,  «Кузбасс», 2004.-105с.
  7. Т. Тудегешева. Поющие стрелы времен [Текст]: - Издательство «Кузнецкая крепость».- Кемерово, 2000г.-156с.
  8. Н. М. Печенина. Кай- культурное наследие шорского народа [Текст]: - ИПП «Кузбасс»: Кемерово, 2006г.- 184с.
  9. Д.В. Кацюба. Этнография народов Сибири [Текст]: Учебное пособие обл.ИУУ- Кемерово, 1994г.-202с.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов по базовой прогр.

Кол-во часов по рабочей программе

Изменения, внесенные в базовую программу

Технология (девочки), 8 класс

70

70

Вводный урок

1

-

 1ч. на раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

I

Современное производство и

профессиональное образование

-

10

II

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

16

18

III

Технологии ведения дома

16

16

IV

Электротехнические работы

20

10

10 часов на раздел «Современное производство и профессиональное образование»

V

Проект

17

16

1 час на раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

проведения

Название раздела, темы

Кол-во часов по рабоч. программе

Приме

чание

8 «А»

Технология (девочки),  8 класс.

70

I. Современное производство и

профессиональное образование. 

10

1

Виды профессиональной карьеры.

1

2

Сферы современного производства.

1

3

Понятие специальности и квалификации работника.

1

4

Факторы, влияющие на уровень оплаты труда .

1

5

Основы профессионального самоопределения. (РК).

1

6

Классификация профессий.

1

7

Выявление склонностей, типа темперамента (РК)

1

8

Составление профессиограммы (РК).

1

9

Учреждения профессионального образования (РК).

1

10

Выбор пути продолжения образования и трудоустройства (РК).

1

П. Создание изделий из текстильных и поделочных

материалов. 

Декоративно-прикладное творчество

18

Вязание на спицах.

8

11

Вязание на двух спицах. Правила ТБ.

1

12

Материалы и инструменты. Набор петель.

1

13

Основные петли в вязании.

1

14

Технология выполнения лицевой и изнаночной петли.

1

15

Чтение схем.

1

16

Технология выполнения убавления, прибавления и закрытия петель.

1

17

Традиции вязания народов Кузбасса (РК).

1

18

Особенности телеутских, шорских вязаных изделий (РК).

1

Вышивка.

10

19

Художественная вышивка гладью.

1

20

История и современность художественных промыслов народов России и коренных народов Кузбасса (РК).

1

21

Технология выполнения белой глади.

1

22

Технология выполнения атласной  и штриховой глади.

1

23

Технология выполнения двухсторонней глади.

1

24

Технология выполнения швов «узелки» и «рококо».

1

25

Технология выполнения натюрморта и пейзажа.

1

26

Технология выполнения художественной глади.

1

27

Особенности вышивки народов Кемеровской области (РК).

1

28

Вышивка в одежде телеутов и шорцев (РК).

1

III. Технологии ведения дома

16

Семейная экономика

29

Семья. Функции семьи (РК).

1

30

Предпринимательство в семье (РК).

1

31

Потребности семьи (РК).

1

32

Потребительский портрет товара.

1

33

Информация о товарах.

1

34

Виды торговых знаков.

1

35

Бюджет семьи (РК).

1

36

Виды расходов и доходов семьи.

1

37

Обязательные платежи. Налоги (РК)

1

38

Расходы на питание (РК).

1

39

Накопления и сбережения (РК).

1

40

Хозяйственная книга.

1

41

Экономика приусадебного участка (РК).

1

42

Расчет стоимости продукции участка (РК).

1

43

Цели и задачи предпринимательства .

1

44

Особенности экономического развития Кузбасса (РК).

1

IV.  Электротехнические работы

10

45

Виды энергии. Правила Безопасной работы с электрооборудованием.

1

46

Электрический ток и его использование.

1

47

Принципиальные и монтажные  электрические схемы.

1

48

Параметры потребителей  и источников электроэнергии.

1

49

Электроизмерительные приборы.

1

50

Электрические провода. Виды соединения проводов.

1

51

Монтаж электрической цепи.

1

52

Электромагниты и их применение.

1

53

Электроосветительные приборы.

1

54

Бытовые электронагревательные приборы.

1

V.   Проектирование и изготовления изделий.

16

55

Составляющие проектирования .

1

56

Выбор модели проекта в традициях ремесел народов Кузбасса (РК).

1

57

Проектирование образцов будущего изделия (РК).

1

58

Выбор материалов по соответствующим критериям (РК).

1

59

Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия (РК).

1

60

Разработка чертежа изделия (РК).

1

61

Планирование процесса создания изделия (РК).

1

62

 Выбор оптимального варианта выполнения проекта (РК).

1

63

Выполнение технологического процесса (РК).

1

64

Реклама продукции (РК).

1

65

 Изготовление изделия (РК).

1

66

Заполнение дневника проекта (РК).

1

67

Окончательная отделка изделия (РК).

1

68

Контроль качества (РК). 

1

69

 Оценка стоимости готового изделия (РК).

1

70

Защита проекта (РК).

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 1»

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

Протокол № 1 от 28.08.2014 г.

ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № 1 от 29.08.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Основная
общеобразовательная школа № 1»

С. В. Вожик __________________

Приказ № 2/1 от 01.09.2014 г.

Рабочая программа

по предмету «Технология»

для 8 класса (девочки)

                                                                                        Составитель:

                                                                                        Н. А. Вознесенская

г. Новокузнецк

2014-2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  2. Основное содержание обучения ………………………………………………6
  3. Требования к уровню подготовки…………………………………………….10
  4. Учебно – методическое обеспечение ………………………...………………13
  5. Список литературы …………………………………………………………….13
  6. Учебно-тематический план……………………………………………………16
  7. Календарно-тематическое планирование …………………………………….17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа составлена на основе:

- программы   основного общего образования по направлению « Технология. Обслуживающий труд» (составители М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко), рекомендованной  Министерство образования и науки Российской Федерации,

-“Методических рекомендаций по реализации регионального (национально-регионального) компонента содержания общего среднего образования учебного предмета технология” (8 класс, 34 часа), (составитель Санкович Г.В., методист кафедры естественных наук и математических дисциплин КРИПК и ПРО, Утверждены протокол №1 от 06.09.2011г).

        Инвариантная часть Базисного учебного плана (2004г) составляет 1 час в неделю. За счет регионального компонента добавлен 1 час в неделю для изучения учащимися краеведческого модуля в рамках учебного предмета федерального компонента «Технология».

Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы  под ред. В. Д. Симоненко.

Изменения в программу внесены по рекомендациям городского Методического объединения учителей технологии.

Место учебного предмета в учебном плане:

в учебном плане МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 1» на изучение предмета «Технология» в 8  классе отводится 70 часов, т.е. 2 час в неделю (1 час – инвариантная часть, 1 час – региональный компонент, отводится на изучение краеведческого модуля в рамках учебного предмета)

Общая характеристика предмета

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•  освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, формирование представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

•  овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты

своей деятельности; а также уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

•  получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов Кузбасса.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

  • совершенствование  практических  знаний  и  навыков  обучающихся  в  

экономном  ведении  домашнего  хозяйства,  заготовке  и  хранении  продуктов,

уходе  за  жилищем;

  • ознакомление  с  различными   видами  декоративно-прикладного искусства,

   народного  творчества  и  ремесел;

  • воспитание  привычки  к  чистоте, сознательному  выполнению  санитарно-

    гигиенических  правил  в  быту  и  на  производстве;

  • ознакомление  учащихся  с  профессиями  по  обработке  тканей  и  пищевых  продуктов;
  •  воспитание  уважения  к  народным   обычаям  и  традициям;
  • ознакомление учащихся с возможностями использования персонального  

    компьютера.

Формы, методы, средства обучения.

Исходя из уровня обученности класса,  используются  наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые  формы работы.

Рабочая программа по технологии в 8  классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля;
  • урок – исследование (урок творчества);
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • урок – презентация.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

 В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Виды и формы контроля

Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке обучающихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических

заданий учебного пособия.
             Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении технологии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Современное производство и профессиональное образование  (10ч)

На изучение этого раздела  выделено 10 часов, так как изучение программы не окончено, а в 9 классе не предусмотрены часы на изучение данного раздела

Теоретические сведения. Виды профессиональной карьеры. Сферы современного производства. Понятие специальности и квалификации работника. Факторы,  влияющие на уровень оплаты труда.

Основы профессионального самоопределения. Пути получения профессионального образования. Учреждения профессионального образования.

Практические работы. Построение плана профессиональной карьеры. Составление профессиограммы. Определение уровня и характера самооценки. Выявление склонностей, типа темперамента. Профессиональные пробы. Выбор пути продолжения образования или трудоустройства.

Варианты объектов труда. План профессиональной карьеры. Профессиограмма.

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов (18)

Вязание на спицах(8 ч)

Теоретические сведения. История вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Подбор пряжи в зависимости от требований к изделию. Приемы вязания спицами. Убавление и прибавление петель.

Народная вышивка счетными швами. Современные центры народных промыслов по вышивке. Материалы и инструменты вышивки счетными швами. Схемы для вышивки. Подготовка к  вышивке. Приемы выполнения счетных швов. Использование компьютера в вышивке. Изготовление схем вышивки по авторскому замыслу и с помощью ПЭВМ. Технологическая последовательность создания декоративного вязаного изделия или оформленного вышивкой.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

Этапы работы над творческим заданием. Способы око тельной обработки декоративного изделия.

Практические работы. Освоение приемов вязания на спицах и/или вышивки счетными швами. Изготовление схем вязания и вышивки по авторским рисункам вручную и/или помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Изготовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия.

Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы счетной вышивки. Вязанные на спицах изделия: шарф, пинетки,  варежки, салфетка, прихватка, подкладка под горячее.

Вышивка (10 ч)

Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История временность народных художественных промыслов: мстерская вышивка; торжокское золотое шитье; александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, двусторонней глади без настила, художественной глади, швов «узелки» и «рококо».        

Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.

Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторон-1адью без настила, художественной гладью, швами «узелки», «рококо».

Варианты объектов труда. Образцы вышивки гладью. Панно. Блузка. Наволочка. Шторы. Салфетки

  1. Технологии ведения дома (16 ч)

Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика и  наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятие «потребность». Потребности функциональные ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет Школьника. Учетная книга школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет, варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Практические работы.  Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.

Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов  по различным признакам.

Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.

Составление бухгалтерской книги расходов школьника. Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.

 Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.

  1. Электротехнические работы (10 ч)

В связи с отсутствием материально-технической базы, на изучение этого раздела будет использовано 10 ч (из 20 часов), а 10 часов - выделены на изучение раздела «Кулинария»

Теоретические сведения. Виды энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура».

Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего та для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.

Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.

Устройство и применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на катушку. Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка.

Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение. Конструкция люминесцентной и неоновой ламп. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.

Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Принцип работы биметаллического терморегулятора. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока.

Развитие электроэнергетики. Возобновляемые виды топлива. Термоядерное горючее. Использование водорода. Электромобиль. Энергия солнца и ветра. Энергосбережение.

Практические работы. Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.

Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости.

Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Изготовление «пробника». Проверка исправности проводов и элементов электрической цепи. Сборка разветвленной электрической цепи.

  1.    Проектирование и изготовления изделий (16 ч)

Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия.

      Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: сумка для пляжа; простые автоматические устройства; утилизация отходов (пластмассовых емкостей); мой профессиональный выбор и др.

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся 8 класса должны знать:

-влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

-санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни;

-виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

-ассортимент блюд кухни народов Кузбасса;

-возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;

-свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;

-правила подбора спиц для вязания;

-условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;

-технологию вязания на двух и пяти спицах; способы ремонта вязаных изделий;

-содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани;

-общие сведения из истории старинной народной вышивки; материалы, применяемые для вышивки;

-технологические приемы выполнения аппликаций из различных материалов;

-правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели изделия;

-способы прикрепления бисера и блесток;

-особенности окончательной отделки изделий из разных тканей;

-правила ухода за изделиями с отделкой, выпивкой, бисером и блестками;

- цели и значение семейной экономики;

-общие правила ведения домашнего хозяйства;

роль членов семьи в формировании семейного бюджета

-понятия и определение «семья», связи семьи с другими семьями, предприятием, государством;

- основные потребности семьи, правила покупки, источники информации;

- понятие «товар», «ценник », «этикетка», «штрихкод».

- понятия  «бюджет семьи» и  его структура.

-как правильно и рационально использовать средства на питание, способы сбережения;

-принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

 -назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки;

-правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;

-о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;

-способы определения места расположения скрытой электропроводки;

-устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов.

Учащиеся 8 класса должны уметь:

-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

-определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина;

-выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

-соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;

-заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

-подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;

-выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;

-вязать простые изделия на двух и пяти спицах; производить ремонт

 вязаных изделий;

-выполнять аппликации из различных материалов; обрабатывать края рисунка;      

-подбирать фурнитуру к изделию;

-выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать аппликации с вышивкой;

-выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, аппликацией, бисером и блестками;

-определять задачи и функции семьи;

-планировать покупки, правильно определять и рассчитывать потребности;  

- вести учёт бюджета семьи, добиваться его сбалансированности;

-планировать и рационально вести домашнее хозяйство;

-анализировать семейный бюджет;

-определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

-анализировать рекламу потребительских товаров;

-собирать простейшие электрические цепи;

-читать схему квартирной электропроводки;

-определять место скрытой электропроводки;

-подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

-объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам;

-рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

•  определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

•  творческое решение учебных и практических задач (умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения); самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

•   приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; изложение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

•   умение перефразировать мысль (объяснять другими словами); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

•  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;

•   владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

•  оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическая литература по технологии:

  1. Учебники.
  2. Дидактические материалы.
  3.  Справочная литература.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска
  4. Телевизор
  5. DVDпроигрыватель

Учебно-практическое оборудование:

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
  2. Шкаф для хранения карт и таблиц.
  3. Набор таблиц и карт.
  4. Набор образцов волокон и тканей.
  5. Макет ткацкого станка.

Оборудование и приспособления.

1. Ручная швейная машина.

2. Ножные швейные машины.

3. Утюг.

4.  Гладильная доска.

5. Ножницы.

6.  Иголницы.

7. Наперстки

8. Сантиметровые ленты

9. Иглы: ручные и машинные.

10. Резец портновский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная и дополнительная литература для учащихся:

1. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб.  / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и д.р.] ; под ред. В.Д. Симоненко– М.,: «Вентана-Граф», 2011.

2. Технология. Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц  5 – 8 классов/М.Й. Скопцова- Ростов –на-Дону, «Феникс», 1997.

Программно-методическое обеспечение и литература для учителя:

1. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е изд., перераб.  / [Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и д.р.] ; под ред. В.Д. Симоненко– М.,: «Вентана-Граф», 2011.

2. Технология. Программы начального и основного общего образования/ М.В. Хохлова,  П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко-М., «Вентана-Граф»,2011.

3.  Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. -М., Дрофа, 2008.

3. Технология, 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс В.Д.Симоненко». Часть I / Составитель Н.Б. Голондарева – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003

4. Технология, 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс В.Д.Симоненко». Часть II / Составитель Н.Б. Голондарева – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2003.

5.  Коллекция электронных материалов по технологии в Интернет: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p2aal.html

  1. http://www.ako.ru/Kuzbass/koren.asp. – Кузбасс. Коренное население.
  2. http://www.culturemap.ru/?region=152&subtopic=45&id=1403. – Культура регионов России. Одежда телеутов.
  3. http://lik-kuzbassa.narod.ru/Shorcy-tradicii-obychai-obryady.htm. – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.
  4. http://www.etnic.ru/etnic/narod/shorcy.html. – Коренные народы Севера. Шорцы.
  5. http://www.nsu.ru/education/etno/shortsy/odezhda.htm. – Одежда шорцев.
  6. Г.П. Калишева. Легенды горы Зелёной [Текст]: Устное творчество шорского народа.  – Кемерово: «СКИФ»,  «Кузбасс», 2004.-105с.
  7. Т. Тудегешева. Поющие стрелы времен [Текст]: - Издательство «Кузнецкая крепость».- Кемерово, 2000г.-156с.
  8. Н. М. Печенина. Кай- культурное наследие шорского народа [Текст]: - ИПП «Кузбасс»: Кемерово, 2006г.- 184с.
  9. Д.В. Кацюба. Этнография народов Сибири [Текст]: Учебное пособие обл.ИУУ- Кемерово, 1994г.-202с.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов по базовой прогр.

Кол-во часов по рабочей программе

Изменения, внесенные в базовую программу

Технология (девочки), 8 класс

70

70

Вводный урок

1

-

 1ч. на раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

I

Современное производство и

профессиональное образование

-

10

II

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

16

18

III

Технологии ведения дома

16

16

IV

Электротехнические работы

20

10

10 часов на раздел «Современное производство и профессиональное образование»

V

Проект

17

16

1 час на раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

проведения

Название раздела, темы

Кол-во часов по рабоч. программе

Приме

чание

8 «А»

Технология (девочки),  8 класс.

70

I. Современное производство и

профессиональное образование. 

10

1

Виды профессиональной карьеры.

1

2

Сферы современного производства.

1

3

Понятие специальности и квалификации работника.

1

4

Факторы, влияющие на уровень оплаты труда .

1

5

Основы профессионального самоопределения. (РК).

1

6

Классификация профессий.

1

7

Выявление склонностей, типа темперамента (РК)

1

8

Составление профессиограммы (РК).

1

9

Учреждения профессионального образования (РК).

1

10

Выбор пути продолжения образования и трудоустройства (РК).

1

П. Создание изделий из текстильных и поделочных

материалов. 

Декоративно-прикладное творчество

18

Вязание на спицах.

8

11

Вязание на двух спицах. Правила ТБ.

1

12

Материалы и инструменты. Набор петель.

1

13

Основные петли в вязании.

1

14

Технология выполнения лицевой и изнаночной петли.

1

15

Чтение схем.

1

16

Технология выполнения убавления, прибавления и закрытия петель.

1

17

Традиции вязания народов Кузбасса (РК).

1

18

Особенности телеутских, шорских вязаных изделий (РК).

1

Вышивка.

10

19

Художественная вышивка гладью.

1

20

История и современность художественных промыслов народов России и коренных народов Кузбасса (РК).

1

21

Технология выполнения белой глади.

1

22

Технология выполнения атласной  и штриховой глади.

1

23

Технология выполнения двухсторонней глади.

1

24

Технология выполнения швов «узелки» и «рококо».

1

25

Технология выполнения натюрморта и пейзажа.

1

26

Технология выполнения художественной глади.

1

27

Особенности вышивки народов Кемеровской области (РК).

1

28

Вышивка в одежде телеутов и шорцев (РК).

1

III. Технологии ведения дома

16

Семейная экономика

29

Семья. Функции семьи (РК).

1

30

Предпринимательство в семье (РК).

1

31

Потребности семьи (РК).

1

32

Потребительский портрет товара.

1

33

Информация о товарах.

1

34

Виды торговых знаков.

1

35

Бюджет семьи (РК).

1

36

Виды расходов и доходов семьи.

1

37

Обязательные платежи. Налоги (РК)

1

38

Расходы на питание (РК).

1

39

Накопления и сбережения (РК).

1

40

Хозяйственная книга.

1

41

Экономика приусадебного участка (РК).

1

42

Расчет стоимости продукции участка (РК).

1

43

Цели и задачи предпринимательства .

1

44

Особенности экономического развития Кузбасса (РК).

1

IV.  Электротехнические работы

10

45

Виды энергии. Правила Безопасной работы с электрооборудованием.

1

46

Электрический ток и его использование.

1

47

Принципиальные и монтажные  электрические схемы.

1

48

Параметры потребителей  и источников электроэнергии.

1

49

Электроизмерительные приборы.

1

50

Электрические провода. Виды соединения проводов.

1

51

Монтаж электрической цепи.

1

52

Электромагниты и их применение.

1

53

Электроосветительные приборы.

1

54

Бытовые электронагревательные приборы.

1

V.   Проектирование и изготовления изделий.

16

55

Составляющие проектирования .

1

56

Выбор модели проекта в традициях ремесел народов Кузбасса (РК).

1

57

Проектирование образцов будущего изделия (РК).

1

58

Выбор материалов по соответствующим критериям (РК).

1

59

Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия (РК).

1

60

Разработка чертежа изделия (РК).

1

61

Планирование процесса создания изделия (РК).

1

62

 Выбор оптимального варианта выполнения проекта (РК).

1

63

Выполнение технологического процесса (РК).

1

64

Реклама продукции (РК).

1

65

 Изготовление изделия (РК).

1

66

Заполнение дневника проекта (РК).

1

67

Окончательная отделка изделия (РК).

1

68

Контроль качества (РК). 

1

69

 Оценка стоимости готового изделия (РК).

1

70

Защита проекта (РК).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии, 6 класс (девочки)

Рабочая программа включает разделы "Растениеводство",  "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов",   "Кулинария", "Строительные ремонтно-отделочные работы" . Материал буд...

Рабочая программа по технологии 5 класс для девочек

Программа включает в себя примерную программу по технологии, пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 6 класс для девочек

Рабочая программа по технологии содержит примерную программу, пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 8 класс для девочек

Рабочая программа содержит примерную программу по технологии, пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии(девочки) 6 класс к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной

Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ...

Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе Симоненко)

Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко), с учётом ФГОС...

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 класс. Программа И.А.Сасова

Рабочая программа по технологии (девочки) 5 класс.       Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология» « Технологии ведения дома» для 5-х классов составле...