рабочая программа по технологии "технология ведения дома"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Светлана Пашкова. sv. 2016

Рабочая программа разработана по ФГОС, применена к региону и материально-техническому оснащению школы. Рабочая программа  реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:

Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Получение опыта  применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc435.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 « Задворковская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю                          

Согласовано

Рассмотрено

директор школы

зам. директора по УВР

на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___

"_____"_______2013 г.

"_____"_______2013 г.

"_____"______2013 г.

Рабочая  программа по технологии (обслуживающий труд)

Уровень: базовый

                                        Ступень образования: основное общее образование

Класс: 5

Срок реализации: 2013-2014 учебный год

   

Учитель 1  категории

Пашкова Светлана Николаевна

2013г

Пояснительная записка

1 Рабочая программа по технологии в 5 классе составлена на основе:  

  • Закона «Об образовании»
  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897);

           Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.:  Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  • Программы  основного общего образования    «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С. Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
  •  Образовательного (учебного) плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Задворковская СОШ Воскресенского района Нижегородской области»;  
  • СанПина № 2.4.2.2821-10 и является составной частью Образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения «Задворковская СОШ»;  

Цели и задачи учебного предмета:

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Рабочая программа  реализует следующие цели и задачи учебного предмета в 5 классе, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой основного общего образования по технологии:

  • Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • Владение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • Получение опыта  применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»:

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
  • Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;
  • С назначением и технологическими свойствами материалов;
  • С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • Рационально организовывать свое рабочее место;
  • Находить необходимую информацию в различных источниках;
  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • Составлять последовательность выполнения технологической операции;
  • Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами,  приспособлениями, машинами и оборудованием;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
  • Формирования эстетической среды обитания;
  • Развития творческих способностей;
  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • Изготовления или ремонта изделий;
  • Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.

Место учебного предмета в учебном плане:

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5 классе выделено 2 часа в неделю (70 часов в год).

Обоснование выбора учебно- методического комплекса для реализации рабочей программы:

Рабочая программа  по технологии  в 5 классе  реализуется на учебных занятиях (уроках) по учебно-методическому комплекту, подготовленному авторским коллективом (В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица) (включен в Федеральный перечень УМК, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году).  

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.

  Разбивка содержания программы на отдельные темы, выделение на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно-тематическим планом  строится с учетом:

  • интересов обучающихся,
  • возможностей ОУ и материально-технической базы,
  • наличия методического и дидактического обеспечения,
  • особенностей местных социально-экономических условий.

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента:

В связи с особенностями преподавания предмета в 2013-2014 учебном году и учетом новых тенденций в обновлении содержания образования национально-региональный компонент реализуется в рамках разделов «Растениеводство», «Рукоделие», «Материаловедение», «Технология обработки ткани», «Кулинария».

Межпредметные связи, преемственность.

Программа построена с учетом принципа системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.       

  При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: основы здорового образа жизни, биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:

  • основы здорового образа жизни:

          - Санитария и гигиена. Здоровое питание.

          - Технология приготовления бутербродов,   горячих напитков и блюд из яиц.

          - Технология приготовления блюд из   овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

А также уроки, на которых выполняются практические работы с предварительным повторением правил безопасных приемов труда:

          - Бытовые электроприборы на кухне.

          - Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом.

          - Изготовления и оформление карманов

          - Соединение карманов с нижней частью фартука.

           - Обработка верхнего среза фартука.

          - Обработка пояса.

  • биология:

          - Технология приготовления блюд из   овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

          - Технология приготовления бутербродов,   горячих напитков и блюд из яиц.

          - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • география:

         - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

  • история:

- Культура поведения за столом.

            - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.

- Бытовая швейная машина.  

- История создания изделий из лоскута.

  • физика:

- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение.   Основные характеристики ткани.

            - Бытовая швейная машина.  

            - Влажно – тепловая обработка ткани.

  • изобразительное искусство:

- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции

- Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

            - Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»

  • математика:

- Изготовление выкройки шаблонов.

- практическая работа  «Построение чертежа фартука»

  • экология:

- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей.

- Эстетика и экология жилища

  • черчение:

- Изготовление выкроек

Используемые технологии, методы, формы работы.

Исходя из уровня обученности класса,  используются  наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые  формы работы.

Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля;
  • урок – исследование (урок творчества);
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • урок – презентация.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов.

 В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Особенности организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуальная  (занятия со слабоуспевающими)

Реализация целей технологического образования происходит в процессе формирования ключевых компетенций.

Ключевая компетенция

Целевой ориентир школы в уровне сформированности ключевых компетенций учащихся

Общекультурная компетенция

Способность и готовность:

- организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний;

- самостоятельно заниматься своим обучением.

Социально-трудовая компетенция

Способность и готовность:

- нести ответственность;

- организовывать свою работу.

Коммуникативная компетенция

Усвоение основ коммуникативной культуры личности:

- овладение навыками неконфликтного общения.

Компетенция в сфере личностного определения

Способность и готовность:

- занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.


Содержание учебного материала

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий в содержание образовательной программы были добавлены часы по направлению «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии – растениеводство), за счет сокращения часов по направлению «Технология ведения дома». Комплексный учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. В связи с перераспределением времени между указанными разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.

  1. Растениеводство. Осенний период. – 10ч.

Выращивание культурных растений, обработка почвы, уборка урожая, подзимые посевы.

2. Рукоделие – 9ч.

Вышивка в народном и современном костюме, виды вышивок, композиция, ритм, орнамент, раппорт.

  1. Материаловедение – 6ч.

Классификация текстильных волокон, растительные волокна, изготовление волокон, основная и уточная нити, полотняное переплетение.

  1. Машиноведение – 8ч.

Бытовая швейная машина, её технические характеристики, виды приводов, их устройство.

  1. Технология обработки ткани – 7ч.

Виды строчек, влажно-тепловая обработка швейных изделий.

  1. Утилизация отходов швейного производства – 2ч.

Способы применения лоскута.

  1. Уход за одеждой – 1ч.

Правила стирки, утюжки и хранения одежды из льняных и х/б тканей.

  1. Кулинария – 5ч.

Виды бутербродов, способы заваривания кофе, чая, блюда из яиц, блюда из овощей, сервировка стола.

  1. Культура дома – 2ч.

Интерьер жилых помещений, отделка интерьера, декоративное украшение.

  1. Гигиена – 2ч.

Уход за руками.

  1. Растениеводство. Весенний период. – 16ч.

Выращивание культурных растений, весенняя обработка почвы, подготовка семян к посеву, посевы и посадки, перекопка почвы, уход за растениями, полив растений.        


Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Календарно-тематический  план рассчитан на  2  часа в неделю (70  часов в год), определяет количество уроков на изучение основных вопросов курса, обобщения и закрепления, контроля  знаний,  а также на реализацию национально-регионального компонента.

п\п

урока

Дата

Раздел, тема

Кол-во

часов в разделе,

теме

ФГОС

Характеристика основных видов деятельности

Практическая работа

Национально- региональный компонент

Инструментарий оценивания

ЦОР

Раздел 1. Растениеводство. Осенний период - 10часов.

1

Условия, необходимые для выращивания культурных растений

1

Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений.

Планировать осенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Оценивать урожайность основных сортов и культур.

Особенности выращивания культурных растений в условиях уральского климата.

Самоконт   роль

2

Уборка растительных остатков. Техника безопасности.

1

Подготовка, расчистка участка под озимые посевы.

Выполнение практической работы

3

Особенности осенней обработки почвы

1

Перекопка почвы с внесением удобрений.

Особенности обработки почвы с учётом структуры почвы конкретной местности.

Выполнение практической работы

4

Уборка урожая фасоли

1

Сбор и сортировка фасоли

Выполнение практической работы

5

Уборка и учёт урожая

овощных культур

1

Уборка корнеплодов, сортировка

Выполнение практической работы

6

Уборка корнеплодов свеклы

1

Уборка корнеплодов, сортировка

Выполнение практической работы

7

Подзимые посевы и посадки

1

Посев семян моркови.

Устная проверка знаний.

8

Посев семян моркови

1

Посев семян моркови

Выполнение практической работы

9

Уборка посевного и посадочного материала

1

Письменный контроль

10

Сбор семян цветочно-декоративных растений

1

Сбор семян

Выполнение практической работы

Раздел 2. Рукоделие - 9 часов.

11

Введение. Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности.

1

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в вышивке.

Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народных промыслов региона. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Участвовать в коллективном обсуждении творческих работ.

Перевод рисунка на ткань, выбор цвета

Демонстрация работ местных рукодельниц. Особенности техники вышивания на Южном Урале

Самоконт  роль

12

13

Технология выполнения простейших ручных стежков

2

Отработка стежков. Отработка запяливания ткани.

Выполнение практической работы

14

15

16

17

Выполнение вышивки

4

Выполнение вышивки

Выполнение практической работы

18

19

Оформление работы

2

Оформление края изделия

Выполнение практической работы

Раздел 3. Материаловедение – 6 часов

20

21

Классификация текстильных волокон

2

Классификация текстильных волокон. Способы получения свойства натуральных и искусственных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Виды переплетений нитей в тканях.

Изучать характеристики различных видов тканей по коллекциям. Распознавать виды ткани. Определять виды переплетений нитей в тканях. Определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

Лабораторная работа: определение состава волокна

Виды волокнистых растений нашего края

Лабороторно-практичес кий контроль

22

23

Технология изготовления ткани. Виды переплетений.

2

Изготовление переплетения

Письменный контроль

24

25

«Путешествие в страну тканей»

2

Изготовление коллекции образцов из х/б и льняных тканей                                                                                                                                                        

Самоконт роль

Раздел 4. Машиноведение – 8 часов

26

27

Бытовая швейная машина. Виды приводов швейной машины.

2

Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации, автоматизации. Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Формирование первоначальных навыков работы.

Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин. Изучать устройство современной бытовой швейной машины. Включать и выключать маховое колесо. Наматывать нить на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити. Выполнять машинные строчки на ткани по намеченным линиям. Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины.

Самоконт роль

28

29

30

Машинные строчки

3

Знакомство и отработка навыков работы на швейной машине

Выполнение практической работы

31

32

33

Машинные швы

3

Выполнение образцов швов стачного, вподгибку с о/с, вподгибку с з/с.

Выполнение практической работы

Раздел 5. Технология обработки ткани – 7 часов

36

37

Виды одежды. Снятие мерок для построения выкройки фартука.

2

Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления для раскроя. Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей. Контроль качества готового изделия.

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты. Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4. рассчитывать количество ткани на изделие. Выполнять эскизные зарисовки народных костюмов. Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою. Выполнять образцы ручных и машинных стежков, строчек и швов. Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер. Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. выбирать режим и проводить влажно-тепловую обработку изделия.

Выбор ткани для одежды. Снятие мерок.

Фартук в национальных костюмах народов Урала

Устный контроль и самоконт роль

38

39

Конструирование фартука

2

Построение чертежа выкройки фартука

(М 1:4) по технол. картам

Письменный контроль

40

41

Моделирование

2

Отработка приемов моделирования на шаблонах

Практичес кий контроль

42

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

1

Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткани. Раскрой фартука.

Устный опрос и самоконт  роль

Раздел 6. Утилизация отходов швейного производства – 2 часа

43

44

Клеевая аппликация

2

Способы применения лоскута. Виды аппликаций. Технология выполнения клеевой аппликации. Техника безопасности.

Выполнять основные технологические приемы клеевой аппликации с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды

Оформление рисунка лоскутами тканей при помощи клеевой ленты и утюга.

Выполнение практической работы.

Раздел 7. Уход за одеждой – 1 час

45

Уход за одеждой из х/б и льняных тканей

1

Правила стирки, утюжки и хранения одежды из х/б и льняных тканей. Символы ухода за одеждой.

Знать правила стирки, утюжки и хранения одежды из х/б и льняных тканей, символы ухода за одеждой

Заполнить таблицу символов ухода за одеждой

Тестовый контроль

Раздел 8. Кулинария – 5 часов

46

Физиология питания. Санитарно-гигиенические требования. Правила техники безопасности при работе на кухне.

1

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Питательные вещества и их роль в жизни человека, рациональное питание. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены при работе на кухне. санитарные требования к помещению кухни и столовой, посуде, кухонному инвентарю.

Из истории овощей. Виды овощей в кулинарии. Их роль в питании человека. Основные правила первичной и тепловой обработки овощей. Условия и сроки хранения, способы использования. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы

определения свежести яиц, правила хранения. Блюда из яиц. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Виды бутербродов, способы приготовления. Виды горячих напитков. Правила хранения. Сорта чая, вкусовые достоинства, способы заваривания. Технология приготовления кофе, какао. Сведения о чае..

Овладеть навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочее место. Осваивать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями. Изучать основы физиологии питания. Изучать способы определения свежести яиц. Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам. Приготавливать и оформлять бутерброды. Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Определять доброкачественность овощей по внешнему виду. Выполнять сортировку, мойку, чистку, промывание овощей. Выполнять нарезку овощей, фигурную нарезку для украшения салатов. готовить салат из сырых  и вареных овощей. Отрабатывать точность и координацию движений. Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей. Овладевать навыками деловых,

уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

Заполнение таблицы «характеристики питательных веществ»

Особенности национальной кухни народов Урала

Устный опрос

47

48

Роль овощей в питании человека. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из овощей.

2

Составление схемы приготовления винегрета.

Овощные культуры нашего края

Тестовый контроль

49

50

Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки.

2

Разработка проекта «День рождения»

Зачет

Раздел 9. Культура дома – 2 часа

51

Интерьер кухни, столовой. Оборудование кухни.

1

Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-

гигиенических требований. Разделение кухни на зоны. Оборудование кухни. Декоративное оформление кухни.

Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой. Выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой.

Выполнение рисунка и схемы интерьера кухни

Зачет

52

Благоустройство кухни. Сан6итарное состояние кухни.

1

Устный опрос

Раздел 10. Гигиена – 2 часа

53

54

Уход за руками

2

Типы кожи. Способы ухода за кожей рук и ногтями. Правила пользования детской косметикой.

Знать типы кожи. Использовать способы ухода за кожей рук и ногтями, правила пользования детской косметикой.

Запись рецептов изготовления масок из натуральных продуктов.

Самоконт  роль

Раздел 11. Растениеводство. Весенний период – 16 часов

55

Приемы выращивания культурных растений.

1

Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Способы размножения растений. Приемы выращивания растений, агротехника, этапы проведения опыта на участке.

Значение весенней обработки почвы. Правила техники безопасности при обработке почвы.

Способы подготовки семян к посеву, определение всхожести семян.

Техника безопасности при перекопке почвы. Планирование и разбивка цветника, с учётом светового режима, состава почвы и т.д.

Планировать весенние работы на учебно-опытном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учетом севооборота, выбирать технологию, инструменты, орудия и выполнять основные технологические приемы выращивания растений и уборки урожая с учетом правил безопасного труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Сроки посева культур, характеристика высаживаемых растений, приемы ухаживания за растениями, порядок выполнения.

Правила ухода за цветочно-декоративными растениями,

их биологические особенности

Особенности ухода за растениями

Особенности ухода за овощными культурами

Приемы выращивания культурных растений для нашей климатической зоны.

Устный опрос

56

57

Весенняя обработка почвы. Техника безопасности.

2

Перекопка, боронование почвы с соблюдением правил безопасной работы.

Выполнение практической работы.

58

59

Подготовка семян к посеву. Определение всхожести семян.

2

Сортировка семян, проращивание, наблюдение за всхожестью семян.

Сроки посева и посадки культур в нашем регионе.

Самоконт роль

60

61

Планирование опытного участка. Перекопка почвы с

внесением удобрений.

Планирование цветника, перекопка почвы. Техника безопасности при обработке почвы.

2

Перекопка почвы, удаление сорняков, внесение удобрений.

Разбивка цветника.

Выполнение практической работы.

62

Весенние посевы и посадки

1

Устный опрос

63

Посев семян овощных культур (моркови, свеклы)

1

Посев семян овощных культур

Особенности посева растений с учетом уральского климата

Выполнение практической работы

64

65

Посев цветочно-декоративных растений

2

Посев цветочно-декоративных растений

Выполнение практической работы

66

Уход за цветочно-декоративными растениями

1

Применение приемов ухода за растениями: прополка, полив, рыхление, подкормка

Устный опрос

67

68

Особенности полива растений

1

Практичес кий самоконт  роль

69

70

Уход за посевами моркови и свеклы

1

Тестовый контроль

Итого:

70


График контрольных  работ по технологии  в  5  классе

№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Растениеводство. Осенний период (ур.9)

Выявить знания:

отраслей растениеводства, развитых в нашем регионе. Понятий культура, сорт.

внешние признаков корнеплода, клубнеплода, кочана, луковицы и сроков сборки урожая.

2

Технология изготовления ткани. Виды переплетений.(ур.23)

Определить знания понятий: пряжа, прядение, ткань, основа, уток, печатание, ткацкое переплетение,

и производственных этапов изготовления ткани.

3

Из истории одежды. (ур. 38)

Определить знания особенностей русского национального костюма

4

Уход за одеждой (ур. 45)

Определить знания правил хранения одежды

5

Физиология питания.(ур. 48)

Выявить знания о способах приготовления овощей и рецептов салатов из овощей.

6

 Итоговый контроль (ур. 69)

Определить уровень знаний по курсу «Технология» за 5 класс

График практических работ по технологии  в  5  классе

№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Практические  работы. Урок 12-13 Рукоделие.

Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми  и петлеобразными стежками.

Варианты объектов труда. Образцы строчек

Оценить навыки изготовления образцов, выполненными прямыми  и петлеобразными стежками.

2

Практические  работы. Урок 14-17.  Рукоделие. Выполнение вышивки.

1.Разметка канвы, деление ее на квадраты прокладочными стежками.

2.Запяливание ткани.

3.Вышивание салфетки крестом.

4.Окончательная отделка изделия, правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.

Варианты объектов труда: салфетка, вышитая крестом.

Оценить навыки вышивания салфетки крестом и окончательной отделки изделия, правил стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия.

3

Практические  работы. Урок 20-21, 22. Материаловедение.

1. Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

2. Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.

3. Выполнение макета полотняного переплетения.

Оценить умение определять лицевую и изнаночную стороны, направление долевой нити в ткани и свойств тканей из натуральных растительных волокон.

4

Практические  работы. Урок 27-29, 30-35. Машиноведение.

1. Работа на швейной машине без нитки.

2.  Заправка верхней и нижней нитей.

3.  Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

4.  Выполнение машинных швов – стачного и шва вподгибку

5. Влажно-тепловая обработка швов.

Вариант объекта труда: образцы машинных швов

Оценить навыки выполнения машинных строчек на ткани по намеченным линиям, машинных швов – стачного и шва вподгибку и влажно-тепловой обработки швов.

5

Практические  работы. Урок 37, 38. Технология обработки ткани.

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2.  Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

3. Моделирование фартука выбранного фасона.

4. Подготовка выкройки фартука к раскрою.

Варианты  объектов труда: чертеж фартука в М 1:4

Оценить умения снятия мерок и записи результатов измерений, построения чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам, моделирования фартука выбранного фасона и подготовки выкройки фартука к раскрою.

6

 Практические  работы. Урок 42. Технология обработки ткани.

3. Экономная раскладка выкройки фартука на ткани и раскрой.

4.  Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

5. Обработка пояса.

6. Обработка накладных карманов.

7. Обработка нижней части фартука.

7.  Соединение деталей фартука стачными и надстрочными швами.

8.  Выполнение отделочных работ (вышивкой, тесьмой или аппликацией).

9. Влажно-тепловая обработка изделия.

10. Определение качества готового изделия.

Варианты  объектов труда: фартук, косынка.

Выявить знания технологии обработки ткани.

7

Практические  работы. Урок 43-44. Утилизация отходов швейного производства.

1.Изготовление декоративных аппликаций.

2.Декорирование изделий интерьера с использованием лоскута и клеевых материалов.

Варианты  объектов труда: рамка для фото, панно, аппликация.

Творческие проектные работы (2 часа)

Основные теоретические сведения.

 Этапы выполнения проекта, тематика и оценка проектов.

 Разработка пояснительной записки проекта.

Защита проекта, критерии оценивания.

Практическая работа. Разработка и защита творческого проекта по выбранной теме.

Варианты  объектов труда: проектное изделие,  презентация проекта в программе Power Point.

Оценить навыки декорирования изделий интерьера с использованием лоскута и клеевых материалов.

Определить умение разработки и защиты творческого проекта по выбранной теме.

8

Практическая работа. Урок 45. Уход за одеждой.

1. Выполнение ремонта накладной заплатой.

2. Ремонт термоаппликацией.

3. Ремонт распоровшихся швов.

Оценить умения выполнения ремонта накладной заплатой, термоаппликацией, ремонта распоровшихся швов.

9

Практическая работа Урок 47. Кулинария.

1.  Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

2.  Составление технологической карты на приготовление салата из свежих овощей.

3. Составление технологической карты на приготовление холодного блюда из вареных овощей.

Выявить знания по определению доброкачественности овощей по внешнему виду.

Оценить умения составления технологической карты на приготовление салата из свежих овощей и  холодного блюда из вареных овощей

10

Практическая работа Урок 49. Кулинария

1. Определение доброкачественности яиц.

2. Разработка технологической карты на приготовление блюда из яиц.

Варианты объектов труда: технологические карты

Выявить знания по определению доброкачественности яиц.

Оценить умения составления технологической карты на блюда из яиц.

11

Практическая работа. Урок 50. Кулинария.

Макет сервировки стола к завтраку. Складывание салфеток

Варианты объектов труда. Варианты сервировки стола

Выявить знания по сервировке стола к завтраку.

12

Практическая работа. Урок 51. Культура дома.

Выполнение эскиза интерьера кухни.

Варианты  объектов труда: эскиз интерьера кухни

Оценить умение выполнения эскиза интерьера кухни.

График лабораторных  работ по технологии  в  5  классе

№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Лабораторная работа Урок 20.

Определение состава волокна

Выявить знания характеристик различных видов тканей, умение распознавать виды ткани, определять виды переплетений нитей в тканях, определять лицевую и изнаночную сторону ткани.

Содержание национально-регионального компонента

в рамках учебного предмета технология в  5   классе

№ урока НРК

№ урока в КТП

Дата урока

Содержание    НРК, тема.

Время

1

1

Фартук в национальных костюмах народов Нижегородской области

10 минут

2

3

10 минут

3

11

20 минут

4

20

10 минут

5

36-42

4ч 20 минут

6

46

10 минут

7

47

10 минут

8

55

10 минут

9

58

10 минут

10

63

10 минут

Всего 10 уроков

Всего: 7 часов


Учебно-методическое и дидактическое обеспечение программы

Класс

Количество часов

Программное обеспечение

Учебно-дидактическое обеспечение

Методичес-кое обеспечение

В неделю

В год

Учебник

Пособие

КИМы

5

2

70

Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. Проект. – Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

Программы  основного общего образования    «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С. Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.

Технология. Технология ведения дома: 5 класс / уч. для обуч-ся обр. учр. / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Технология. 5 класс Рабочая тетрадь для учащихся ОУ (вариант для девочек) / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.

Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: метод. рек-ции / Ю.В. Крупская; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс                                        / сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М. 5 за знания, 2006.

Результаты освоения учебного курса «Технология»

Раздел, тема

Личностные

Метапредметные

Предметные

Растениеводство. Осенний период

Рукоделие

Материаловедение

Машиноведение

Технология обработки ткани

Утилизация отходов швейного производства

Уход за одеждой

Кулинария

Культура дома

Гигиена

Растениеводство. Весенний период

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
  • Выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • Самооценка умственных и физических способностей;
  • Осознание необходимости общественного полезного труда;
  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
  • Определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  • Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;
  • Соблюдение норм и правил культуры труда;
  • Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

В познавательной сфере:

  • Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
  • Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
  • Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

В трудовой сфере:

  • Планирование технологического процесса и процесса труда;
  • Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирования объектов труда;
  • Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии

Критерии оценивания учащихся 5-9 классов

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½  поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения  дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались  нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

Примерные нормы оценки практической работы

                                          Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

                                                  Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

 

                                   Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставиться, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

 

                                 Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

 

 По материалам журналов «Школа и производство» № 3 /1998; № 7 /2000.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания

Баллы

  1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1

1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1

1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5

1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1

1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1

1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1

1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1

1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1

1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5

1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5

1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5

1.12 Реклама изделия

1

  1. Оценка готового изделия(25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5

2.2 Качество изделия

10

2.3 Соответствие изделия проекту

5

2.4  Практическая значимость

5

  1. Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2

3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1

3.3 Описание технологии изготовления изделия

3

3.4 Четкость и ясность изложения

1

3.5 Глубина знаний и эрудиция

2

3.6 Время изложения (7-8 мин)

1

3.7 Самооценка

2

3.8 Ответы на вопросы

3

ИТОГО:

50 баллов

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • К для каждого ученика (15 ученических комплектов на мастерскую плюс один комплект для учителя);
  • М – для мастерской (использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
  • Д- оборудование для демонстраций;
  • Ф– для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух учеников,);
  • П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Согласно  требованиям к оснащению

Необходимо

1.

  Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по технологии

М

-

Примерная программа основного общего образования по технологии

М

-

Рабочие программы по направлениям технологии

М

-

Учебники по технологии для 5, 6, 7, 8, 9 , 10, 11 класса

К

-

Рабочие тетради  для 5, 6, 7, 8, 9 класса

К

-

Комплект дневников наблюдений за развитием сельскохозяйственных растений и животных

К

К

Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся

М

-

Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.

Д

-

Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки

М

-

Справочные пособия по разделам и темам программы

М

-

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

М

-

Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских

М

-

2.

Печатные пособия

Таблицы (плакаты) по  безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки

М

-

Таблицы (плакаты) по  основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

М

-

Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

М, К

-

Раздаточные контрольные задания

М, К

-

Портреты выдающихся деятелей науки и техники

М

М

Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг.

М

М

3.

Информациионно-коммуникационные средства

М

Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии.

М

-

Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.

М

М

Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.

М

-

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по основным разделам и темам программы

М

М

Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.

М

М

Таблицы-фолии и транспоранты-фолии по основным темам разделов программы

М

М

Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы

М

М

5.

Технические средства обучения

Экспозиционный экран на штативе или навесной

М

-

Цифровой фотоаппарат

М

-

Мультимедийный  компьютер

М

-

Сканер[1]

М

М

Принтер[2] 

М

М

Копировальный аппарат[3]

М

М

Мультимедийный проектор[4]

М

-

Средства телекоммуникации

М

-

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аптечка

М

М

Халаты

К

К

Очки защитные

К

К

7.

Раздел: Технологии ведения дома

Комплект инструментов для санитарно- технических работ

П

П

Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ

П

П

Комплект вспомогательного оборудования для ремонтно- отделочных работ

П

П

Комплект бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью

М

М

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Манекен 44 размера (учебный)

М

-

Стол рабочий универсальный

К

-

Машина швейная бытовая универсальная

К

-

Оверлок

М

-

Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки

М

-

Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ

К

-

Комплект инструментов и приспособлений для вышивания

К

К

Комплект для вязания крючком

К

К

Комплект для вязания на спицах

К

К

Набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования

П

П

Набор приспособлений для раскроя косых беек

М

М

Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской

К

-

Набор измерительных инструментов для работы с тканями

К

К

Раздел: Кулинария

Санитарно-гигиеническое оборудование кухни и столовой

М

-

Фильтр для воды

М

М

Холодильник

М

М

Весы настольные

М

М

Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды)

П

П

Электроплиты

П

П

Набор кухонного электрооборудования

П

П

Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов

П

П

Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов

П

П

Набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов

П

П

Набор инструментов для разделки рыбы

П

П

Набор инструментов для разделки мяса

П

П

Мясорубка (электромясорубка)

П

П

Набор инструментов и приспособлений для разделки теста

П

П

Комплект разделочных досок

П

П

Набор мисок эмалированных

П

П

Набор столовой посуды из нержавеющей стали

К

П

Сервиз столовый

М

П

Сервиз чайный

М

П

Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола

М

П

Разделы: Растениеводство.

Лупа

Ф

-

pH- метр

М

М

Термометры для измерения температуры воздуха и почвы

П

-

Барометр

Ф

Ф

Часы

М

-

Лотки для сортировки семян

Ф

-

Наборы сит

П

П

Планшеты

Ф

-

Мерительные и разметочные инструменты и приспособления

П

-

Горшки цветочные

М

М

Очки защитные

Ф

Фартуки

К

К

Комплект инструментов и оборудования для работы на школьном учебно-опытном участке

-

Раздел: Черчение и графика

Ученический набор чертежных инструментов

К

-

Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске

М

-

8.

Специализированная учебная мебель

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц 

М

-

Компьютерный стол 

М

-

Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей

М

-

Ящики для хранения таблиц и плакатов

М

-

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

М

-

Штатив для плакатов и таблиц 

М

-

Специализированное место учителя

М

-

Ученические лабораторные столы 2-х местные с комплектом стульев

Ф

-

9.

Модели (или натуральные образцы)

Динамическая модель школьного учебно-опытного участка

М

М

Модели сельскохозяйственных орудий труда и техники

М

М

10.

Натуральные объекты

Коллекции изучаемых материалов

М

-

Расходные материалы (пиломатериалы, фанера, красители, метизные изделия, шкурка, металлопрокат, ножовочные полотна, пилки для лобзика, материалы для ремонтно-отделочных работ, удобрения, средства защиты растений, пленка полиэтиленовая, бумага фильтровальная, горшочки и кубики торфяные и т.д.)

М

-

Комплект образцов материалов и изделий для санитарно-технических работ

М

-

Комплект образцов материалов  для ремонтно-отделочных работ

М

М

11

Игры и игрушки

Игры и игрушки, развивающие пространственное воображение

П

П

Игры и игрушки, развивающие техническое мышление

П

П

Игры и игрушки, развивающие образное мышление

П

П

Стенды и плакаты по т/б

Таблицы:

– Правила по технике безопасности при работе на кухне

 –  Пищевые вещества

 –  Классификация блюд

 –  Санитарно-гигиенические правила

 –  Приемы работы ножом и приспособлениями

 –  Сервировка стола

 – Правила пользования столовыми приборами

 – Первичная обработка овощей

 – Приготовление бутербродов

 – Приготовление блюд из яиц

 – Напитки (чай, какао, кофе)

 – Правильная посадка

 –  Машинная игла и моталка

 –  Техника безопасности при работе ручными инструментами

  –  Организация рабочего места и т/б при работе ручными инструментами

 –  Раскрой швейных изделий (раскладка)

 – Машинные швы

 – Обработка фартука

 – Приводные устройства

 – Ручные стежки и строчки

 – Разработка моделей фартуков

 – Заправка ниток в швейную машину

Карточки контроля знаний

КК 5-1   – «Физиология питания»

КК 5-2   – «Бутерброды и горячие напитки»

КК 5-3   – «Блюда из яиц»

КК 5-4   – «Блюда из овощей»

КК 5-5   – «Сервировка стола. Правила этикета»

КК 5-6   – «Заготовка продуктов впрок методом закладки, сушки, замораживания»

КК 5-7   – «Работа над вышивкой»

КК 5-8   – «Основные характеристики ткани»

КК 5-9   – «Бытовая швейная машина»

КК 5-10 – «Терминология ручных и машинных работ»

КК 5-11 – «Соединительные машинные швы»

КК 5-12 – «Краевые машинные швы»

КК 5-13 – «Терминология влажно-тепловых работ»

КК 5-14 – «Благоустройство кухни»

КК 5-15 – «Производство ткани из волокон растительного происхождения»

КК 6-6 – «Мерки, необходимые для построения чертежа фартука»

КК 6-7 – «Процесс конструирования и моделирования»

КК 6-8 – «Подготовка выкройки к раскрою»

КК 6-9 – «Словарная работа (шов, строчка…)»

КК 6-10 – «Уход за одеждой, обувью»

КК 6-11 – «Конструкция фартука»

КК 6-12 – «Изготовление фартука – 1»

КК 6-13 - «Изготовление фартука – 2»

Инструкционные (технологические) карты

ИК-1 – Как правильно снять мерки

ИК-3 – Швы в вашу коллекцию (вышивальные)

ИК 5-1  –  Яйца «Сюрприз»

ИК 5-2  –  Омлет с помидорами, сосисками и зеленым горошком

ИК 5-3  –  Приготовление овощных салатов (карточки)

ИК 5-4  –  Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей

ИК 5-5  -  Технология замораживания овощей

ИК 5-6  –  Технология сушки яблок

ИК 5-7  -  Технологическая последовательность при работе над вышивкой

ИК 5-11 – ОО прихватки, выполненной в лоскутной технике

ИК 5-12 – Технология изготовления прихватки, выполненной в лоскутной технике

ИК 6-3  –  Построение фартука с нагрудником

ИК 6-4  –  Подготовка выкройки к раскрою

ИК 6-5  –  Обработка нижнего и боковых срезов фартука

ИК 6-6  –  Обработка бретелей фартука

ИК 6-7  –  Обработка нагрудника

ИК 6-8  –  Обработка пояса

ИК 6-9  –  Обработка верхнего среза фартука притачным поясом

Памятки

- Приготовление салатов из овощей

- Правила поведения за столом

Карточки – задания

КЗ 5-1 – Приготовление овощных салатов

КЗ 5-2 – Анаграммы (технология обработки ткани)

КЗ 5-3 – Метаграммы (технология обработки ткани)

КЗ 5-4 – Кроссворды (технология обработки ткани)

КЗ 5-5 – «Путаница» (технология обработки ткани)

Демонстрационные карточки

- Овощи, фрукты

- Оформление и подача первых блюд

- Интерьер кухни

Перфокарты

П-1  –  Выполнение ручных работ

П-2  –  Выполнение машинных работ

П-3  –  Влажно-тепловая обработка

П-8  –  Свойства тканей (словарная работа)

Компьютерные слайдовые презентации:

  • Бутерброды;
  • К бутербродам;
  • Овощи;
  • Овощи и блюда из них;
  • Сервировка стола к завтраку;
  • Физиология питания;
  • Бытовые приборы на кухне;
  • Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные волокна.
  • Растительные волокна;
  • Лен;
  • Хлопок;
  • Машиноведение;
  • История создания швейной машины;
  • Лоскутное шитье;
  • Пэчворк;
  • Построение узоров в лоскутной пластике;
  • Виды машинных швов;
  • Виды одежды и ее назначение;
  • Снятие мерок и их запись;
  • Построение чертежа фартука в масштабе;
  • Построение чертежа фартука в натуральную величину;
  • Конструирование фартука;
  • Моделирование фартука;
  • Вышивка:
  • Вышивка. Свободные вышивальные швы.

Интернет-рессурсы:

  1. http://center.fio.ru/som
  2. http://www.eor-np
  3. http://www.eor.it.ru 
  4. http://www.openclass.ru/user
  5. http://www/it-n.ru
  6. http://eidos.ru
  7. http://www.botic.ru
  8. http://www.cnso.ru/tehn
  9. http://files.school-collection.edu.ru
  10. http://trud.rkc-74.ru
  11. http://tehnologia.59442
  12. http://www.domovodstvo.fatal.ru
  13. http://tehnologiya.narod.ru
  14. http://new.teacher.fio.ru

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.                          

             В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации и поступлении в вузы.

Эти задания позволяют:

- за сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;

оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);

- закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);

- обеспечить индивидуальное развитие ребёнка (развивающая функция);

         Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов (уровень узнавания);

заполнение пропусков в предложенном тексте (уровень воспроизведения);

установление соответствия;

установление правильной последовательности действий;

         Решение кроссвордов, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.

Нормы оценивания кроссвордов. 

  1. 18 – 16 баллов – оценка “отлично”
  2. 15,5-14 баллов – оценка “хорошо”
  3. 13,5 -10 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на оценку “3” позволяет решить кроссворд). 

 Для оценивания работы детей разработаны критерии оценивания по различным формам.

Контрольно-измерительные материалы

Растениеводство. Осенний период (ур.9)

Запишите, какие отрасли растениеводства развиты в нашем регионе.

Заполните таблицу

Культура, сорт

Внешние признаки корнеплода, клубнеплода, кочана, луковицы

Сроки уборки

Величина

Форма

Окраска

Технология изготовления ткани. Виды переплетений.(ур.23)

Раскройте сущность понятий: пряжа, прядение, ткань, основа, уток, печатание, ткацкое переплетение.

Запишите схематически производственные этапы изготовления ткани.

Из истории одежды. (ур. 38)

Предмет русского народного костюма, представляющей собой женскую одежду на лямках, которую девушки надевали поверх рубахи называли________________

Ответ:

Назовите особенности русского национального костюма

Уход за одеждой (ур. 45)

Запишите правила хранения одежды.

Физиология питания.(ур. 48)

  1. Перечислите известные вам способы приготовления овощей.
  2. Как называется холодное блюдо из одного или нескольких овощей?

Запишите 2-3 рецепта салатов из овощей.

 Итоговый контроль (ур. 69)        

2. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Природный цвет волокон шерсти бывает:
а) белый;

б) черный;

в) оранжевый;
г) коричневый;

д) серый.

3. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

 Односторонние складки у юбки закрепляют машинным швом:

а) накладным;

б) запошивочным;

в) стачным;

г) в подгибку с закрытым срезом;

д) настрочным.

4. Отметьте знаком "+"    правильные   ответы

Какие мерки при измерении   фигуры записывают полностью

а) мерки длины

б) мерки ширины

5. Отметьте знаком "+"    правильные   ответы

Крупы перед тепловой обработкой:

а) перебирают

б) измельчают

в) промывают

6. Отметьте знаком "+"    все правильные    ответы

Однолетнее растение, дающее волокно в виде ваты:

а) хлопок

б) крапива

в) одуванчик

7. Отметьте знаком "+"    правильные   ответы

Как проверить доброкачественность (свежесть) молока?

а) кипячением

б) замораживанием

в) процеживанием

8. Отметьте знаком «+» все правильные ответы. Поломка швейной иглы может произойти, если:

а) игла имеет ржавый налет;

б) игла погнута;

 в) игла вставлена в иглодержатель до упора;

г) игла вставлена в иглодержатель не до упора;

д) шпульный колпачок вставлен в челночное устройство не до упора.

9.Размер женской одежды определяет мерка:

а) ширины груди

б) полуобхват талии

в) полуобхват бедер

г) длина спины до талии

д) полуобхват груди

Ключ

Вариант 2

2. а), б), г), д)

3. д)

4. а)

5. а), в)

6. а)

7. а)

8. б), г), д)

9. д)


Приложение

Литература

Для учащихся

Учебник  - Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 4-е изд. перераб. – М.:  Вентана-Граф, 2009.)

Для учителя

Баженов В.И. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая Индустрия. 1972.

Бушелева В. В. Поговорим о воспитании. Петрозаводск, «Карелия», 1991.

Дунцова К. Г. Этикет за столом. М., 1990.

Егорова Р. И. Учись шить. М., 1989.

Ерзенкова II. В. Искусство красиво одеваться. Рига, 1992.

Ерзенкова Н.В. Шьем-перешиваем Пенза, «Ваш дом». 1992

Еременко Т. И. Иголка-волшебница. М.: 1988

История костюма. Ростов н/Д, 1993.

Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.

Кашкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. М., 1993.

Киреева Е. В. История костюма. М., 1976.

Козлова Т. В. Моделирование и художественное офор мление женской и детской одежды. М., 1990.

Кулинарные секреты. Л., Лениздат, 1988.

Ковалев Н.И. Русская кухня. Ленинград, «ИМА-пресс» 1991

Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Рецепты русской кухни. -М.: Мир, 1991.

Лукьянова Т. В. Перешиваем, шьем и вышиваем. М., 1993.

Лыба С. Прием гостей. Липецк, 1992.

Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М., 1997.

Метод проектов в технологическом образовании школьников (методические рекомендации) / авт. – сост. Е.Н. Кравцова, А.И. Шкирман, - Белгород: изд-во БРИПКиППС, 2008.

Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., Лениз дат— «Человек», 1991.

Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. -М: ОМА-пресс, 1999

Пимонова Т.И. Практическое руководство по шитью и рукоделию.

Белгород, Крестьянское дело, 1994.

Практическая энциклопедия русской кухни. – Челябинск: Изд-во Василия Курбацких, 2005.

Правила этикета - Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангус. М., Дельта-МКС, 1992.

Скопцова М.Й Технология: Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8-х классов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.

Технология. 5 класс (для девочек) : Поурочные планы / Авт.- сост. И.В. Бобунова, - Волгоград: Учитель, 2003.

Технология. 5 кл.: поуроч. планы по учеб. под ред. В. Д. Си моненко / авт.-сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова. - Волгоград: Учи тель, 2007.

Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды: учебник для проф. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. М.: Высш. Шк., Изд. центр «Академия», 2001.

Труханова Т. Иллюстрированное пособие по техноло гии легкой одежды. М.: Высш. шк., 2000.

Ханус С. Как шить? М.: Легпром-бытиздат. 1991

Ханус С. Секреты кроя и шитья. М.: «Легкая и пищевая промышл». 1984.

Шаффер Клер Б. Энциклопедия быстрого шитья. М.: Аквариум, 1994.                                                               

Шитье для женщин. М.: ООО «Фирма» изд-во ACT, 2000.

Шитье и рукоделие: энциклопедия. - М.: БСЭ, 1994.

Энциклопедия русской и европейской кухни (в трех кни гах). Сост. Криворосов Р. В., Алешхевич В. И. СПб., 1993.

Журнал «Школа и производство» 2000 - 2010

Журнал «Бурда»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кулинария. Дело вкуса. [Электронный ресурс].ООО «Руссобит Паблишинг», 2000.
  2. Энциклопедия интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Медиа-сервис», 2000.
  3. Изонить. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
  4. Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты. [Электронный ресурс]. ООО «Руссобит Паблишинг», 2004.
  5. Текстильное творчество. [Электронный ресурс]. ООО «Терра», Новосибиррск, 2005.
  6. Декоративные композиции. [Электронный ресурс]. ООО «Студия компас», 2005
  7. Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия. [Электронный ресурс]. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
  8. Коллекция схем для вышивки крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2005
  9. Самоучитель. Дизайн интерьеров. [Электронный ресурс].ООО «Бизнес софт», 2006.
  10. Вышивка по картону. [Электронный ресурс]. Alisa Studio, 2002.
  11. Энциклопедия здорового питания. [Электронный ресурс]. ООО «Медиа-сервис», 2000.
  12.  Вышивка крестом. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
  13.  Уроки рукоделия. Вязание на спицах. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2004.
  14.  Практическая энциклопедия садовода. [Электронный ресурс]. Компания «Одиссей», 2006.
  15. Цветочная фантазия. [Электронный ресурс]. ООО «АРК - Систем», 2006.
  16. Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт. [Электронный ресурс]. ЗАО «Новый диск», 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА ФГОС

Рабочая программа ФГОС по технологии 5-8 класс с КТП для 5 класса по УМК под ред. Синица, Симоненко....

Рабочая программа. "Технология. Технологии ведения дома"

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарнр-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии ведения дома 5-8 класс

Рабочая программа по технологии для девочек 5 - 8 классов по учебникам для общеобразовательных учреждений " Технологии ведения дома": 5, 6 7,8 классы / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. – М.:...

Программа по технологии ведения дома (девочки) для учащихся 5-6 классов 2017-2018

Программа по технологии ведения дома (девочки) для учащихся 5-6 классов расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников...