Концепция воспитательной деятельности
учебно-методический материал по технологии по теме

Шерешева Александра Ильинична

   Целью образования сегодняшнего дня является развитие личности  учащегося при обучении.

 Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодёжи к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию творческой личности.

 Развитой человек – это тот, кто не только обладает знаниями или информацией, а тот, кто знает, где эту информацию добыть, это человек, обладающий самостоятельным мышлением.

 Отсюда следует, что роль учителя заключается не в простой передаче информации, а в том, чтобы научить учащихся добывать необходимую информацию самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Копанищенская средняя общеобразовательная школа

Лискинского района Воронежской области

Концепция педагогической деятельности учителя технологии

Шерешевой Александры Ильиничны

по теме:

«Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочное

 время»

с. Копанище

План

  1. Введение. Цели обучения технологии.
  2. Творческая активность учащихся на уроках технологии.
  3. Развитие творческих способностей на занятиях элективных курсов.
  4. Внеклассная работа и развитие творчества учащихся.
  5. Заключение.

 

 Творчество есть основа эволюции

Н.К.Рерих

I. Введение. Цели  обучения технологии

   Целью образования сегодняшнего дня является развитие личности  учащегося при обучении.

 Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодёжи к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать воспитанию и развитию творческой личности.

 Развитой человек – это тот, кто не только обладает знаниями или информацией, а тот, кто знает, где эту информацию добыть, это человек, обладающий самостоятельным мышлением.

 Отсюда следует, что роль учителя заключается не в простой передаче информации, а в том, чтобы научить учащихся добывать необходимую информацию самостоятельно.

II. Творческая активность учащихся на уроках технологии

   Считаю, что при изучении технологии в школе важно создать условия для более полного развития творческих способностей учащихся. Вот почему в практике своей работы использую в основном технологию развивающего, проблемного обучения, иногда – компьютерные технологии.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребёнка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально тёплом и стабильном окружении. Поэтому на уроках все усилия направляю на формирование положительного отношения к учению, создание благоприятного психологического климата, развитие мышления, художественного воображения, эстетического вкуса, на воспитание уважения к труду и людям  труда. В тоже время стараюсь, чтобы во время занятий прослеживалась связь  с жизнью, личным опытом учащихся.

  Важной особенностью содержания образовательной области «Технология» является его интегративный характер. Здесь открывается большой простор для использования межпредметных связей. Опираясь на основы наук, показываю учащимся, как сведения по математике, черчению, химии, физике, истории, биологии, географии, изобразительного искусства используются в технике, на производстве, при изготовлении различных изделий в школьных мастерских.

Уверенно могу сказать: чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, чем шире предоставляется ребёнку возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее соединяются усилия учителя по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

 Работаю с учащимися 5-11 классов. Дети все разные: и по темпераменту, и по уровню развития интеллекта, и по своим интересам. Поэтому в обучении и воспитании делаю упор на личностно-ориентированный подход.

Каждый ученик – личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, будет выражен в работах ребёнка. Моя задача – помочь ему в этом  и направить его по пути духовного и профессионального совершенствования.

Учитывая уровень способностей и возможностей, знаний и умений каждого учащегося, стараюсь создать такие условия, чтобы ребёнок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя свободной личностью, зная, что он сам выбирает уровень сложности работы, а учитель – помощник и проводник на пути постижения профессионального мастерства.

 При наличии заданной уровневости поощряю и приветствую уровневое продвижение каждого ученика, не допускаю занижения самооценки учащимся своих возможностей на начальном этапе работы над изделием. Делаю это ненавязчиво, в форме аргументированных пожеланий.

 Для учёта знаний учащихся использую самые различные виды и методы проверки:

- устный и письменный опрос;

- работа по карточкам;

- тестовые задания;

- лабораторная и практическая работа;

- проектная деятельность.

          На проектной деятельности хотелось бы остановиться более подробно.

Методом, способным связать воедино разрозненные знания по отдельным отраслям наук, является метод проектов, который активизирует творческое развитие личности и формирует качества, необходимые для успешной социальной адаптации.

Метод проектов – сердцевина всей программы по «Технологии», который позволяет качественно выверить уровень усвоения школьниками учебного материала, способствует их творческому развитию. Это метод развивающего обучения, позволяющий индивидуализировать учебный процесс и дающий возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Поэтому реализация метода проектов в учебном процессе для нашей школы актуальна.

Работа над творческим проектом является логическим продолжением углубленного изучения учебного материала. Поэтому каждый раз перед выполнением практической работы на уроках предлагаю учащимся ответить на вопросы: Что будем делать? С какой целью? Из чего? Как?

Выполнение проектов – творчество не только учащегося, это и для учителя творческая работа. Здесь, как ни в какой другой работе необходим дифференцированный подход к детям. Вот почему чаще всего использую принцип «развивающей помощи», который заключается в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, не решать за него его проблемы, а помочь ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

Но не все учащиеся могут справиться с творческой работой. Для детей с низким уровнем познавательной активности предлагаю выполнение заданий по образцу.

 Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. При выборе темы проекта учитываются потребности семьи, самого ребёнка, школы, т.е. выбор всегда является  обоснованным, а изделие – востребованным.

По теме проекта дети подбирают необходимую информацию, пользуясь при этом различными источниками.

 Выбор конструкции будущего изделия предлагает исследование многих вариантов выбранного объекта. Поэтому ребята выполняют различные эскизы, чертежи. Рассматривают также эстетические, экономические, экологические параметры, возможности мастерской и свои собственные умения  и навыки.

Далее составляют конструкторско - технологическую документацию.

 При выполнении практической работы обязательно проводят самоконтроль после каждой операции.

Учащиеся также оформляют дизайн-папку, сопровождающую изделие, и  содержащую идеи, зарисовки, эскизы, схемы, технологические карты, анализ работы, экономические расчёты, рекламный проспект изделия.

 Завершением работы является публичная защита творческих проектов.

Особое внимание уделяется системе оценивания. Любую творческую деятельность оценивать весьма сложно, тем более детскую. Дети очень ранимы. В случае неудачи у ребёнка может сложиться комплекс: «Я ничего не могу, у меня ничего не получится». Поэтому очень внимательно наблюдаю за ходом выполнения проекта, чтобы вовремя помочь, поддержать. Троечных работ, считаю, быть не должно.

Чем  привлекает этот метод?

Тем, что позволяет детям овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации. Также метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Метод проектов – метод гуманистической педагогики, идущий от ученика, для ученика, и в интересах ученика.

Выполнение проектов – совместный творческий труд ученика и учителя. Его результат зависит от педагогического мастерства учителя и заинтересованности ученика.

III. Развитие творческих способностей на занятиях элективных курсов

   Вся работа школьных учреждений в конечном итоге направлена на то, чтобы подготовить учащихся к вступлению в большую жизнь, помочь им найти своё место в ней, правильно выбрать свой путь, профессию, которая бы приносила человеку не только материальный достаток, но и моральное удовлетворение.

Этому как нельзя лучше способствуют элективные курсы  по «Технологии», ориентированные на учащихся 9 класса.

Важнейшая задача элективного курса «Профконсультация» - подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, которое осуществляется путём выполнения профессиональных проб в виде творческих работ, встреч и бесед со специалистами различных отраслей, экскурсий на производство и в учебные заведения, познания профессий и специальностей в процессе формирования теоретических знаний и практических умений и навыков в различных сферах трудовой деятельности, самопознания.

При изучении курса наряду с традиционными формами проведения уроков использую и такие активные формы, как: дискуссия, анализ конкретных ситуаций, презентация творческих работ, экскурсия, встреча с интересными людьми.

Использую различные формы контроля за уровнем достижений учащихся: тестирование, беседа, контроль выполнения творческих работ и их презентации, защита рефератов.

В ходе занятий по «Профориентации» используемые разнообразные дифференциально-диагностические опросники, тесты помогают выявить приблизительный уровень развития девятиклассников, позволяют составить ориентировочный профессиональный прогноз для самоопределения того или иного учащегося.

IV. Внеклассная работа и развитие творчества учащихся

   В своей работе учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету.

Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей.

 Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для развития творческих  способностей  детей.

По организационному признаку внеклассные мероприятия можно разделить на три вида: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальной деятельностью занимаюсь с учащимися на дополнительных учебно-практических занятиях, которые проводятся ежедневно в школьной мастерской.

Наиболее распространённой групповой формой организации внеклассной работы является кружок.

«Марья – Искусница» - так называется кружок по технологии, который посещают девочки с 5 по 10 класс. Работаем по трём направлениям:

- вязание на спицах;

- художественная обработка материалов;

- изготовление швейных изделий.

Работы детей ежегодно выставляются как на школьной, так и на районной выставках декоративно-прикладного искусства.

Среди массовых мероприятий следует отметить и предметную неделю по технологии, которая была призвана не только привлечь внимание учащихся к этой области знаний, но и показать их успехи в её изучении. Каждый день недели имел свою направленность и включал викторины, конкурсы, кроссворды, выставки. Наиболее активные и умелые учащиеся были отмечены грамотами.

Внеклассная работа по технологии строится на добровольных началах и призвана дать ребятам простор для их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладеть новыми знаниями и умениями.

Заинтересованные учащиеся представляют объединение «Технология» в школьном научном обществе «Лидер».

Наиболее талантливые дети участвуют в школьной, районной, областной олимпиадах по технологии, которые включают в том числе и защиту выполненных детьми творческих проектов. В течение последних четырех лет учащиеся школы занимают призовые места в районных олимпиадах, а в 2007 году выпускница Лисицына Л. заняла второе место в областной олимпиаде, организованной ВГПУ.

V. Заключение

   Так сложилось, что сегодня школьники могут удовлетворить свою потребность в овладении технологическими знаниями, трудовыми навыками и умениями только в школе. Полученные в школе трудовые знания, умения и навыки создают благоприятные условия для последующего выбора и овладения профессией, повышают его самооценку и статус в глазах сверстников.

Большое значение имеет и нравственная сторона технологической подготовки: формирование уважения к своему и чужому труду, уверенности в себе, ответственности, инициативы, самостоятельности.  

Литература

  1. Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным: Учеб.-метод. пособие для учителей технологии. Воронеж: ВОИПКРО, 2006, 111 с.
  2. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перараб.  – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. – 64 с.
  3. М.Ю.Савченко. Профориентация: практическое руководство (9-11 класс)  М.: Вако, 2005, - 240 с.
  4. Школа и производство, 2000, №8, 1-80
  5. Школа и производство, 2004, №4, 1-80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации.                           ...

Моя концепция воспитательной деятельности

В данной работе описывается  концепция воспитательной деятельности классного руководителя...

Концепция воспитательной деятельности в сельской малочисленной школе

Построение воспитательной деятельности в условиях сельской малочисленной школы в разновозрастных группах...