Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
методическая разработка на тему

Валерия Владимировна Николаева

Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.

Статья размещена на сайте www.convenok.ru/koncept.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_voskhozhdenie_k_kulture.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 136

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ ГИМНАЗИИ

 «Восхождение к культуре»  на 2012-2017 годы

АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ:

Николаева В.В. – заместитель директора по ВР, высшая категория

МЕСТО РАБОТЫ:

Г. Нижний Новгород ул. Дьяконова 1б т. 2-53-29-46

МБОУ гимназия №  136

Нижний Новгород

2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая  концепция «Восхождение к культуре» воспитательной системы гимназии (далее - Концепция) является результатом теоретической подготовки и практической деятельности педагогического коллектива гимназии и имеет своей целью определение    ценностных  и нормативных  основ  взаимодействия гимназии    в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания.

Концепция – стержень  воспитательной системы гимназии, она разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Таким образом,  воспитание, реализующееся посредством ВСГ, регламентированной Концепцией, - есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в  нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ

1) Проблемы развития школы в современных условиях сложны и объемны. Ныне действующая система образования создавалась давно, и не отвечает сегодняшним запросам. Изменилась социальная ситуация развития детей:  имеет место  социальный инфантилизм,  упрочивается  «антикультурный  синдром» как питательная  почва  для антисоциальных подростковых субкультур. Стали более хрупкими связи родителей и детей: дети не получают в семьях тех социальных, культурных, бытовых знаний и навыков, которые бы помогли им в дальнейшей интеграции в социум. Не учитывать вышеперечисленные моменты при планировании  процесса воспитания было бы ошибочным.
2) Для традиционной
воспитательной системы характерен принцип бессознательного приспособления  воспитанника системы к миру, но нам видится, что проводником  общения с миром может стать  культура личности как к способ  жизнедеятельности человека, позволяющему  личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

3)  Мы знаем, что у каждого подростка в процессе становления формируется свой собственный культурный опыт. Путь формирования опыта – это соприкосновение с большим разнообразием субкультур – от элитных до преступных, а также с достаточным набором национальных культур.

 Нельзя не учитывать влияние  среды как источника формирования культурного опыта. Она включает условия и окружение жизнедеятельности ребенка в семье,  взаимоотношения и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное  поведение  вне семьи и групп. Еще  один из средовых факторов развития ребенка -  разнообразные детские общности, неформальные группы и коллективы. В пору отрочества они играют более значимую роль, чем семья. Также выход подростка в  более широкое социокультурное пространство обусловлен  его взрослением. 

4)  Следовательно, требуется определенная система, формирующая  не готовые знания, навыки и умения,  но культуру их формирования и изменения.

Именно поэтому   решением проблемы станут такие цели  образования и реализация их посредством воспитательной системы,  которые обеспечат базисные качества  развития подростка  на определенном этапе.

 Символом базисных качеств в данном случае является понятие «базовая культура личности».

Воспитание же базовой  культуры –  воспитание необходимого  минимума  общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, - поможет развиваться в гармонии с общественной культурой (а не конфликтовать с ней), даст  умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков.

Предполагаемый результат воспитательной деятельности – сформированность базовой  культуры  личности.

Теоретические основы разработки:

  1. Научные труды отечественных и зарубежных ученых гуманистического направления В.А.Караковского,  И.П. Иванова и Ф.Я.Шапиро, Я. Корчака,  Ш.Амонашвили)
  2. Научные труды отечественной психологической науки М.Бахтина, Л. Выготского, В. Библера
  3. Научные труды культурологической педагогической парадигмы Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, Е.А.Ямбурга

Ценностная основа воспитательного процесса:

  1. Идея  перехода от «образованного человека» к идее «человека культуры».
  2. Идея  коллективного творческого воспитания через методику организации коллективной познавательной деятельности (КПД)  на уроках и во внеучебное время.

3) Идея соуправления и самоуправления как способа организации  жизнедеятельности коллектива.

4) Идея перехода  от личностных смыслов к личностным ценностям.

Ценностно-ориентационное поле (ключевые понятия моделируемой воспитательной системы)

1 группа – «общечеловеческие ценности» (Россия, Родина, Родной язык, Семья,  Знания, Земля, Природа,)

Базовая культура личности включает в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности в области интеллектуальной культуры, культуры здорового образа жизни, культуры общения, культуры жизненного определения, позволяющих развиваться в гармонии с общей культурой.

2 группа – ценности, отражающие культурно-историческую память

 (Традиции, Культура, Народ, Толерантность,  Память)

3 группа – «личностные ценности» (Личное Самоопределение, Достоинство Личности).

Переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной деятельности одновременно познавательного и личностного характера. Путь к осмыслению  собственной траектории - это Самопознание, Самообразование, Самовоспитание.

Системообразующая деятельность: познавательная

Приоритетные направления базовой культуры – приоритетные направления деятельности

  1. Интеллектуальная культура

  1. Духовная культура и  культура общения

  1. Культура жизненного самоопределения

  1. Правовая культура

  1. Культура здорового образа жизни

Главные качества человека, обладающего базовой культурой личности:

  1. Владение основами интеллектуальной культуры
  2. Обладание мировоззренческими и поведенческими навыками здорового образа жизни
  3. Признание ценности другой личности
  4. Осознание себя гражданином другого государства
  5. Обладание основами демократической и правовой культуры.

Каждое из этих качеств предполагает наличие определенного уровня знаний, практических умений, сформированных привычек. Создавая условия для реализации воспитательной системы «Восхождение к культуре»на всех ее этапах: моделирование, построение,  оптимальное функционирование мы исповедуем следующие принципы:

  1. Принцип деятельности – воспитывает организация жизни детей.
  2. Принцип сотрудничества и поддержки – взаимодействуя друг с другом субъекты взаимоообогащаются. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается использованием в педагогической  деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации должны лежать в основе деятельности.
  3. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет выявить и развить индивидуальные способности учащихся. Достижение успеха способствует формированию положительной Я-концепции. Личности учащегося и педагога, стимулирует мотивацию к дальнейшей работе по самосовершенствованию и строительству собственного Я.

Механизм функционирования воспитательной системы

Цель   ВС  гимназии: постоянное  воспроизводство  образовательной и развивающей среды для формирования    базовой гуманитарной культуры личности,   позволяющей воспитаннику  достичь компетентности в способах жизнедеятельности,  максимально развить  его индивидуальность.

Реализация цели возможна при наличии следующих условий:

  1. Обеспечения готовности личности учащегося и педагога:

- формирование позитивной Я-концепции

-актуализация потребности в самоактуализации

- обеспечение формирований умений у педагогов и учащихся быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в гимназии

2) Формирование в школе воспитывающей среды, содействующей усвоению базовой культуры личности:

- поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в гимназии, наличие у учащихся и педагогов чувства комфортности и защищенности

- восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности в своей жизни

- моделирование и построение воспитательных систем классов, сориентированных на содействие личности деятельности по освоению базовой культуры

- - создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;

3) Осуществление государственно-общественной поддержки гимназии в реализации концепции ее развития;

- установление научно-методических контактов  со специалистами НИРО

-обсуждение и решение важнейшего вопроса жизнедеятельности гимназии с родителями учащихся и общественностью микрорайона.

Основные виды деятельности, направленные на на мотивацию к овладению базовой культурой:

               Для педагогов – разработка авторских программ, освоение новых технологий обучения, использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий;

               Для учащихся – создание условий для успешной социализации в познавательной, коммуникативной, спортивной, трудовой, эстетической деятельности в сооответствии с целевыми программами.

Базовые ценности

Целевые   программы (основные направления развития личности)

СЕМЬЯ – дом

СЕМЬЯ  – гимназия (принадлежность к ее традициям, ее образовательной среде)

СЕМЬЯ – город (социальная и духовная жизнь родного города)

СЕМЬЯ - Россия

Духовно-нравственное развитие личности

Программа  «Начало начал»

ПОЗНАНИЕ – обновление знаний

ПОЗНАНИЕ – способ организации пространства

ПОЗНАНИЕ – оценка мира и окружающей действительности

ПОЗНАНИЕ – самопознание

Культура научного познания мира

Программа  «Профессия – ученик»

ПАТРИОТИЗМ – национальные традиции  и национальная культура

ПАТРИОТИЗМ – сопричастность к судьбам народа

ПАТРИОТИЗМ – национальная толерантность

Гражданско-патриотическое воспитание

Программа  «Гражданин России»

ТВОРЧЕСТВО – процесс созидания

ТВОРЧЕСТВО – процесс открытия нового в окружающем мире

ТВОРЧЕСТВО – улучшение мира (социальное проектирование)

Культура творчества

Программа  «Взлетная полоса»

ЗДОРОВЬЕ – особый образ жизни

ЗДОРОВЬЕ – разумное  потребление и самоограничение

ЗДОРОВЬЕ – культура спорта

ЗДОРОВЬЕ – экология среды, жилища, рабочего места.

Культура здоровья

Программа  «Быть здоровым – это здорово!»

Программы дополнительного образования

Нижегородский краевед

Юный политолог

Юный философ

Латинский язык и античная культура

Школа юного историка и правоведа

Умелые руки

Хозяюшка

Занимательная информатика

Авиа-киберспорт

ЮИД

Сценическая речь

Сам себе МЧС

Берегиня Ансамбль «Волжане»

Спортивные игры

Подвижные игры

Хореография

Этапы построения  воспитательной системы

1 этап – организационный (2012-2013)

В ходе данного этапа предполагается:

- Разработка и написание концепции воспитательной системы

- разработка и написание программы, развивающей  базовую  культуру личности)

- разработка символики и атрибутики гимназии

- разработка комплекса интегрированных воспитательных обязательных и дополнительных образовательных программ, соотнесенных со школьной традицией

- разработка механизма реализации программы

- разработка плана мероприятий программы

 

2 этап – содержательный  (2013-2015)

В ходе этого этапа  предполагается:

Осуществление воспитательной работы по 5 направлениям:

Духовно-нравственное развитие личности

Программа  «Начало начал»

Культура научного познания мира

Программа  «Профессия – ученик»

Гражданско-патриотическое воспитание

Программа  «Гражданин России»

Культура творчества

Программа  «Взлетная полоса»

Культура здоровья

Программа  «Быть здоровым – это здорово!»

3 этап – рефлексивно-аналитический (2015-2016)

В ходе этого этапа предполагается:

- разноуровневый  мониторинг 5 направлений Программы

- обобщение результатов реализации программы за 5 лет

- выявление проблем и корректировку содержания Программы и всех ее составляющих

- разработку рекомендаций и всех составляющих программы

  1. этап  - этап обновления системы

Обновление системы за счет инноваций, ведущих к изменению системы

ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для учащихся- уровень достижения модельных качеств, зафиксированных в Образе гимназиста

Для учителей-уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:

- умение ставить цели совместной деятельности

-умение подбирать технологии социально-педагогического проектирования

Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:

- умение проектировать измененеия

-- умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности

Для школы в целом-

  1. Содержательная , технологическая организационная целостность  реализации целей гимназии;
  2. Педагогически целесообразная организация среды, проектирование новых результатов деятельности гимназии;
  3. Положительная динамика развития каждого воспитанника
  4. Удовлетворенность запроса учащихся на внеурочные  формы развития;
  5. Отсроченный результат;
  6. Наличие педагогов-выпускников школы;
  7. Положительная динамика правонарушений;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях".

Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного к...

Уроки физической культуры в коррекционной школе (из опыта работы)

Цель моей профессиональной деятельности - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного ...

"Некоторые варианты групповой работы на уроках физики в основной школе. Из опыта педагогической деятельности"

В статье приводятся примеры организации работы в парах и группах на уроках физики в основной школе.В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники»...