Главные вкладки

    Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
    методическая разработка на тему

    Валерия Владимировна Николаева

    Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.

    Статья размещена на сайте www.convenok.ru/koncept.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontseptsiya_voskhozhdenie_k_kulture.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 136

    КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ ГИМНАЗИИ

     «Восхождение к культуре»  на 2012-2017 годы

    АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ:

    Николаева В.В. – заместитель директора по ВР, высшая категория

    МЕСТО РАБОТЫ:

    Г. Нижний Новгород ул. Дьяконова 1б т. 2-53-29-46

    МБОУ гимназия №  136

    Нижний Новгород

    2012 год

    ВВЕДЕНИЕ

    Предлагаемая  концепция «Восхождение к культуре» воспитательной системы гимназии (далее - Концепция) является результатом теоретической подготовки и практической деятельности педагогического коллектива гимназии и имеет своей целью определение    ценностных  и нормативных  основ  взаимодействия гимназии    в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания.

    Концепция – стержень  воспитательной системы гимназии, она разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

    Таким образом,  воспитание, реализующееся посредством ВСГ, регламентированной Концепцией, - есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в  нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ

    1) Проблемы развития школы в современных условиях сложны и объемны. Ныне действующая система образования создавалась давно, и не отвечает сегодняшним запросам. Изменилась социальная ситуация развития детей:  имеет место  социальный инфантилизм,  упрочивается  «антикультурный  синдром» как питательная  почва  для антисоциальных подростковых субкультур. Стали более хрупкими связи родителей и детей: дети не получают в семьях тех социальных, культурных, бытовых знаний и навыков, которые бы помогли им в дальнейшей интеграции в социум. Не учитывать вышеперечисленные моменты при планировании  процесса воспитания было бы ошибочным.
    2) Для традиционной
    воспитательной системы характерен принцип бессознательного приспособления  воспитанника системы к миру, но нам видится, что проводником  общения с миром может стать  культура личности как к способ  жизнедеятельности человека, позволяющему  личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

    3)  Мы знаем, что у каждого подростка в процессе становления формируется свой собственный культурный опыт. Путь формирования опыта – это соприкосновение с большим разнообразием субкультур – от элитных до преступных, а также с достаточным набором национальных культур.

     Нельзя не учитывать влияние  среды как источника формирования культурного опыта. Она включает условия и окружение жизнедеятельности ребенка в семье,  взаимоотношения и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное  поведение  вне семьи и групп. Еще  один из средовых факторов развития ребенка -  разнообразные детские общности, неформальные группы и коллективы. В пору отрочества они играют более значимую роль, чем семья. Также выход подростка в  более широкое социокультурное пространство обусловлен  его взрослением. 

    4)  Следовательно, требуется определенная система, формирующая  не готовые знания, навыки и умения,  но культуру их формирования и изменения.

    Именно поэтому   решением проблемы станут такие цели  образования и реализация их посредством воспитательной системы,  которые обеспечат базисные качества  развития подростка  на определенном этапе.

     Символом базисных качеств в данном случае является понятие «базовая культура личности».

    Воспитание же базовой  культуры –  воспитание необходимого  минимума  общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, - поможет развиваться в гармонии с общественной культурой (а не конфликтовать с ней), даст  умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков.

    Предполагаемый результат воспитательной деятельности – сформированность базовой  культуры  личности.

    Теоретические основы разработки:

    1. Научные труды отечественных и зарубежных ученых гуманистического направления В.А.Караковского,  И.П. Иванова и Ф.Я.Шапиро, Я. Корчака,  Ш.Амонашвили)
    2. Научные труды отечественной психологической науки М.Бахтина, Л. Выготского, В. Библера
    3. Научные труды культурологической педагогической парадигмы Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, Е.А.Ямбурга

    Ценностная основа воспитательного процесса:

    1. Идея  перехода от «образованного человека» к идее «человека культуры».
    2. Идея  коллективного творческого воспитания через методику организации коллективной познавательной деятельности (КПД)  на уроках и во внеучебное время.

    3) Идея соуправления и самоуправления как способа организации  жизнедеятельности коллектива.

    4) Идея перехода  от личностных смыслов к личностным ценностям.

    Ценностно-ориентационное поле (ключевые понятия моделируемой воспитательной системы)

    1 группа – «общечеловеческие ценности» (Россия, Родина, Родной язык, Семья,  Знания, Земля, Природа,)

    Базовая культура личности включает в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности в области интеллектуальной культуры, культуры здорового образа жизни, культуры общения, культуры жизненного определения, позволяющих развиваться в гармонии с общей культурой.

    2 группа – ценности, отражающие культурно-историческую память

     (Традиции, Культура, Народ, Толерантность,  Память)

    3 группа – «личностные ценности» (Личное Самоопределение, Достоинство Личности).

    Переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной деятельности одновременно познавательного и личностного характера. Путь к осмыслению  собственной траектории - это Самопознание, Самообразование, Самовоспитание.

    Системообразующая деятельность: познавательная

    Приоритетные направления базовой культуры – приоритетные направления деятельности

    1. Интеллектуальная культура

    1. Духовная культура и  культура общения

    1. Культура жизненного самоопределения

    1. Правовая культура

    1. Культура здорового образа жизни

    Главные качества человека, обладающего базовой культурой личности:

    1. Владение основами интеллектуальной культуры
    2. Обладание мировоззренческими и поведенческими навыками здорового образа жизни
    3. Признание ценности другой личности
    4. Осознание себя гражданином другого государства
    5. Обладание основами демократической и правовой культуры.

    Каждое из этих качеств предполагает наличие определенного уровня знаний, практических умений, сформированных привычек. Создавая условия для реализации воспитательной системы «Восхождение к культуре»на всех ее этапах: моделирование, построение,  оптимальное функционирование мы исповедуем следующие принципы:

    1. Принцип деятельности – воспитывает организация жизни детей.
    2. Принцип сотрудничества и поддержки – взаимодействуя друг с другом субъекты взаимоообогащаются. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается использованием в педагогической  деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации должны лежать в основе деятельности.
    3. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет выявить и развить индивидуальные способности учащихся. Достижение успеха способствует формированию положительной Я-концепции. Личности учащегося и педагога, стимулирует мотивацию к дальнейшей работе по самосовершенствованию и строительству собственного Я.

    Механизм функционирования воспитательной системы

    Цель   ВС  гимназии: постоянное  воспроизводство  образовательной и развивающей среды для формирования    базовой гуманитарной культуры личности,   позволяющей воспитаннику  достичь компетентности в способах жизнедеятельности,  максимально развить  его индивидуальность.

    Реализация цели возможна при наличии следующих условий:

    1. Обеспечения готовности личности учащегося и педагога:

    - формирование позитивной Я-концепции

    -актуализация потребности в самоактуализации

    - обеспечение формирований умений у педагогов и учащихся быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в гимназии

    2) Формирование в школе воспитывающей среды, содействующей усвоению базовой культуры личности:

    - поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в гимназии, наличие у учащихся и педагогов чувства комфортности и защищенности

    - восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности в своей жизни

    - моделирование и построение воспитательных систем классов, сориентированных на содействие личности деятельности по освоению базовой культуры

    - - создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;

    3) Осуществление государственно-общественной поддержки гимназии в реализации концепции ее развития;

    - установление научно-методических контактов  со специалистами НИРО

    -обсуждение и решение важнейшего вопроса жизнедеятельности гимназии с родителями учащихся и общественностью микрорайона.

    Основные виды деятельности, направленные на на мотивацию к овладению базовой культурой:

                   Для педагогов – разработка авторских программ, освоение новых технологий обучения, использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий;

                   Для учащихся – создание условий для успешной социализации в познавательной, коммуникативной, спортивной, трудовой, эстетической деятельности в сооответствии с целевыми программами.

    Базовые ценности

    Целевые   программы (основные направления развития личности)

    СЕМЬЯ – дом

    СЕМЬЯ  – гимназия (принадлежность к ее традициям, ее образовательной среде)

    СЕМЬЯ – город (социальная и духовная жизнь родного города)

    СЕМЬЯ - Россия

    Духовно-нравственное развитие личности

    Программа  «Начало начал»

    ПОЗНАНИЕ – обновление знаний

    ПОЗНАНИЕ – способ организации пространства

    ПОЗНАНИЕ – оценка мира и окружающей действительности

    ПОЗНАНИЕ – самопознание

    Культура научного познания мира

    Программа  «Профессия – ученик»

    ПАТРИОТИЗМ – национальные традиции  и национальная культура

    ПАТРИОТИЗМ – сопричастность к судьбам народа

    ПАТРИОТИЗМ – национальная толерантность

    Гражданско-патриотическое воспитание

    Программа  «Гражданин России»

    ТВОРЧЕСТВО – процесс созидания

    ТВОРЧЕСТВО – процесс открытия нового в окружающем мире

    ТВОРЧЕСТВО – улучшение мира (социальное проектирование)

    Культура творчества

    Программа  «Взлетная полоса»

    ЗДОРОВЬЕ – особый образ жизни

    ЗДОРОВЬЕ – разумное  потребление и самоограничение

    ЗДОРОВЬЕ – культура спорта

    ЗДОРОВЬЕ – экология среды, жилища, рабочего места.

    Культура здоровья

    Программа  «Быть здоровым – это здорово!»

    Программы дополнительного образования

    Нижегородский краевед

    Юный политолог

    Юный философ

    Латинский язык и античная культура

    Школа юного историка и правоведа

    Умелые руки

    Хозяюшка

    Занимательная информатика

    Авиа-киберспорт

    ЮИД

    Сценическая речь

    Сам себе МЧС

    Берегиня Ансамбль «Волжане»

    Спортивные игры

    Подвижные игры

    Хореография

    Этапы построения  воспитательной системы

    1 этап – организационный (2012-2013)

    В ходе данного этапа предполагается:

    - Разработка и написание концепции воспитательной системы

    - разработка и написание программы, развивающей  базовую  культуру личности)

    - разработка символики и атрибутики гимназии

    - разработка комплекса интегрированных воспитательных обязательных и дополнительных образовательных программ, соотнесенных со школьной традицией

    - разработка механизма реализации программы

    - разработка плана мероприятий программы

     

    2 этап – содержательный  (2013-2015)

    В ходе этого этапа  предполагается:

    Осуществление воспитательной работы по 5 направлениям:

    Духовно-нравственное развитие личности

    Программа  «Начало начал»

    Культура научного познания мира

    Программа  «Профессия – ученик»

    Гражданско-патриотическое воспитание

    Программа  «Гражданин России»

    Культура творчества

    Программа  «Взлетная полоса»

    Культура здоровья

    Программа  «Быть здоровым – это здорово!»

    3 этап – рефлексивно-аналитический (2015-2016)

    В ходе этого этапа предполагается:

    - разноуровневый  мониторинг 5 направлений Программы

    - обобщение результатов реализации программы за 5 лет

    - выявление проблем и корректировку содержания Программы и всех ее составляющих

    - разработку рекомендаций и всех составляющих программы

    1. этап  - этап обновления системы

    Обновление системы за счет инноваций, ведущих к изменению системы

    ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Для учащихся- уровень достижения модельных качеств, зафиксированных в Образе гимназиста

    Для учителей-уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:

    - умение ставить цели совместной деятельности

    -умение подбирать технологии социально-педагогического проектирования

    Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:

    - умение проектировать измененеия

    -- умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности

    Для школы в целом-

    1. Содержательная , технологическая организационная целостность  реализации целей гимназии;
    2. Педагогически целесообразная организация среды, проектирование новых результатов деятельности гимназии;
    3. Положительная динамика развития каждого воспитанника
    4. Удовлетворенность запроса учащихся на внеурочные  формы развития;
    5. Отсроченный результат;
    6. Наличие педагогов-выпускников школы;
    7. Положительная динамика правонарушений;



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

    География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

    Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

        В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

    ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

    Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

    Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

    Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

    Сборник обучающих игр для начальной школы (из опыта работы)

    Использование игры как метода обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечают как средство, имеющее огромные потенциальные возможности. Опишу некоторые примеры обучающих игр, которые я прово...

    Уроки физической культуры в коррекционной школе (из опыта работы)

    Цель моей профессиональной деятельности - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного ...

    Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

    В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...