Главные вкладки

    Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
    методическая разработка на тему

    Валерия Владимировна Николаева

    Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.

    Статья размещена на сайте www.convenok.ru/koncept.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontseptsiya_voskhozhdenie_k_kulture.doc104.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 136

    КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ ГИМНАЗИИ

     «Восхождение к культуре»  на 2012-2017 годы

    АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ:

    Николаева В.В. – заместитель директора по ВР, высшая категория

    МЕСТО РАБОТЫ:

    Г. Нижний Новгород ул. Дьяконова 1б т. 2-53-29-46

    МБОУ гимназия №  136

    Нижний Новгород

    2012 год

    ВВЕДЕНИЕ

    Предлагаемая  концепция «Восхождение к культуре» воспитательной системы гимназии (далее - Концепция) является результатом теоретической подготовки и практической деятельности педагогического коллектива гимназии и имеет своей целью определение    ценностных  и нормативных  основ  взаимодействия гимназии    в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания.

    Концепция – стержень  воспитательной системы гимназии, она разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

    Таким образом,  воспитание, реализующееся посредством ВСГ, регламентированной Концепцией, - есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в  нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ

    1) Проблемы развития школы в современных условиях сложны и объемны. Ныне действующая система образования создавалась давно, и не отвечает сегодняшним запросам. Изменилась социальная ситуация развития детей:  имеет место  социальный инфантилизм,  упрочивается  «антикультурный  синдром» как питательная  почва  для антисоциальных подростковых субкультур. Стали более хрупкими связи родителей и детей: дети не получают в семьях тех социальных, культурных, бытовых знаний и навыков, которые бы помогли им в дальнейшей интеграции в социум. Не учитывать вышеперечисленные моменты при планировании  процесса воспитания было бы ошибочным.
    2) Для традиционной
    воспитательной системы характерен принцип бессознательного приспособления  воспитанника системы к миру, но нам видится, что проводником  общения с миром может стать  культура личности как к способ  жизнедеятельности человека, позволяющему  личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

    3)  Мы знаем, что у каждого подростка в процессе становления формируется свой собственный культурный опыт. Путь формирования опыта – это соприкосновение с большим разнообразием субкультур – от элитных до преступных, а также с достаточным набором национальных культур.

     Нельзя не учитывать влияние  среды как источника формирования культурного опыта. Она включает условия и окружение жизнедеятельности ребенка в семье,  взаимоотношения и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное  поведение  вне семьи и групп. Еще  один из средовых факторов развития ребенка -  разнообразные детские общности, неформальные группы и коллективы. В пору отрочества они играют более значимую роль, чем семья. Также выход подростка в  более широкое социокультурное пространство обусловлен  его взрослением. 

    4)  Следовательно, требуется определенная система, формирующая  не готовые знания, навыки и умения,  но культуру их формирования и изменения.

    Именно поэтому   решением проблемы станут такие цели  образования и реализация их посредством воспитательной системы,  которые обеспечат базисные качества  развития подростка  на определенном этапе.

     Символом базисных качеств в данном случае является понятие «базовая культура личности».

    Воспитание же базовой  культуры –  воспитание необходимого  минимума  общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, - поможет развиваться в гармонии с общественной культурой (а не конфликтовать с ней), даст  умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков.

    Предполагаемый результат воспитательной деятельности – сформированность базовой  культуры  личности.

    Теоретические основы разработки:

    1. Научные труды отечественных и зарубежных ученых гуманистического направления В.А.Караковского,  И.П. Иванова и Ф.Я.Шапиро, Я. Корчака,  Ш.Амонашвили)
    2. Научные труды отечественной психологической науки М.Бахтина, Л. Выготского, В. Библера
    3. Научные труды культурологической педагогической парадигмы Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, Е.А.Ямбурга

    Ценностная основа воспитательного процесса:

    1. Идея  перехода от «образованного человека» к идее «человека культуры».
    2. Идея  коллективного творческого воспитания через методику организации коллективной познавательной деятельности (КПД)  на уроках и во внеучебное время.

    3) Идея соуправления и самоуправления как способа организации  жизнедеятельности коллектива.

    4) Идея перехода  от личностных смыслов к личностным ценностям.

    Ценностно-ориентационное поле (ключевые понятия моделируемой воспитательной системы)

    1 группа – «общечеловеческие ценности» (Россия, Родина, Родной язык, Семья,  Знания, Земля, Природа,)

    Базовая культура личности включает в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности в области интеллектуальной культуры, культуры здорового образа жизни, культуры общения, культуры жизненного определения, позволяющих развиваться в гармонии с общей культурой.

    2 группа – ценности, отражающие культурно-историческую память

     (Традиции, Культура, Народ, Толерантность,  Память)

    3 группа – «личностные ценности» (Личное Самоопределение, Достоинство Личности).

    Переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной деятельности одновременно познавательного и личностного характера. Путь к осмыслению  собственной траектории - это Самопознание, Самообразование, Самовоспитание.

    Системообразующая деятельность: познавательная

    Приоритетные направления базовой культуры – приоритетные направления деятельности

    1. Интеллектуальная культура

    1. Духовная культура и  культура общения

    1. Культура жизненного самоопределения

    1. Правовая культура

    1. Культура здорового образа жизни

    Главные качества человека, обладающего базовой культурой личности:

    1. Владение основами интеллектуальной культуры
    2. Обладание мировоззренческими и поведенческими навыками здорового образа жизни
    3. Признание ценности другой личности
    4. Осознание себя гражданином другого государства
    5. Обладание основами демократической и правовой культуры.

    Каждое из этих качеств предполагает наличие определенного уровня знаний, практических умений, сформированных привычек. Создавая условия для реализации воспитательной системы «Восхождение к культуре»на всех ее этапах: моделирование, построение,  оптимальное функционирование мы исповедуем следующие принципы:

    1. Принцип деятельности – воспитывает организация жизни детей.
    2. Принцип сотрудничества и поддержки – взаимодействуя друг с другом субъекты взаимоообогащаются. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается использованием в педагогической  деятельности гуманистических личностно-ориентированных технологий учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации должны лежать в основе деятельности.
    3. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет выявить и развить индивидуальные способности учащихся. Достижение успеха способствует формированию положительной Я-концепции. Личности учащегося и педагога, стимулирует мотивацию к дальнейшей работе по самосовершенствованию и строительству собственного Я.

    Механизм функционирования воспитательной системы

    Цель   ВС  гимназии: постоянное  воспроизводство  образовательной и развивающей среды для формирования    базовой гуманитарной культуры личности,   позволяющей воспитаннику  достичь компетентности в способах жизнедеятельности,  максимально развить  его индивидуальность.

    Реализация цели возможна при наличии следующих условий:

    1. Обеспечения готовности личности учащегося и педагога:

    - формирование позитивной Я-концепции

    -актуализация потребности в самоактуализации

    - обеспечение формирований умений у педагогов и учащихся быть субъектом своей жизни и жизнедеятельности в гимназии

    2) Формирование в школе воспитывающей среды, содействующей усвоению базовой культуры личности:

    - поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в гимназии, наличие у учащихся и педагогов чувства комфортности и защищенности

    - восприятие детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности в своей жизни

    - моделирование и построение воспитательных систем классов, сориентированных на содействие личности деятельности по освоению базовой культуры

    - - создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;

    3) Осуществление государственно-общественной поддержки гимназии в реализации концепции ее развития;

    - установление научно-методических контактов  со специалистами НИРО

    -обсуждение и решение важнейшего вопроса жизнедеятельности гимназии с родителями учащихся и общественностью микрорайона.

    Основные виды деятельности, направленные на на мотивацию к овладению базовой культурой:

                   Для педагогов – разработка авторских программ, освоение новых технологий обучения, использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий;

                   Для учащихся – создание условий для успешной социализации в познавательной, коммуникативной, спортивной, трудовой, эстетической деятельности в сооответствии с целевыми программами.

    Базовые ценности

    Целевые   программы (основные направления развития личности)

    СЕМЬЯ – дом

    СЕМЬЯ  – гимназия (принадлежность к ее традициям, ее образовательной среде)

    СЕМЬЯ – город (социальная и духовная жизнь родного города)

    СЕМЬЯ - Россия

    Духовно-нравственное развитие личности

    Программа  «Начало начал»

    ПОЗНАНИЕ – обновление знаний

    ПОЗНАНИЕ – способ организации пространства

    ПОЗНАНИЕ – оценка мира и окружающей действительности

    ПОЗНАНИЕ – самопознание

    Культура научного познания мира

    Программа  «Профессия – ученик»

    ПАТРИОТИЗМ – национальные традиции  и национальная культура

    ПАТРИОТИЗМ – сопричастность к судьбам народа

    ПАТРИОТИЗМ – национальная толерантность

    Гражданско-патриотическое воспитание

    Программа  «Гражданин России»

    ТВОРЧЕСТВО – процесс созидания

    ТВОРЧЕСТВО – процесс открытия нового в окружающем мире

    ТВОРЧЕСТВО – улучшение мира (социальное проектирование)

    Культура творчества

    Программа  «Взлетная полоса»

    ЗДОРОВЬЕ – особый образ жизни

    ЗДОРОВЬЕ – разумное  потребление и самоограничение

    ЗДОРОВЬЕ – культура спорта

    ЗДОРОВЬЕ – экология среды, жилища, рабочего места.

    Культура здоровья

    Программа  «Быть здоровым – это здорово!»

    Программы дополнительного образования

    Нижегородский краевед

    Юный политолог

    Юный философ

    Латинский язык и античная культура

    Школа юного историка и правоведа

    Умелые руки

    Хозяюшка

    Занимательная информатика

    Авиа-киберспорт

    ЮИД

    Сценическая речь

    Сам себе МЧС

    Берегиня Ансамбль «Волжане»

    Спортивные игры

    Подвижные игры

    Хореография

    Этапы построения  воспитательной системы

    1 этап – организационный (2012-2013)

    В ходе данного этапа предполагается:

    - Разработка и написание концепции воспитательной системы

    - разработка и написание программы, развивающей  базовую  культуру личности)

    - разработка символики и атрибутики гимназии

    - разработка комплекса интегрированных воспитательных обязательных и дополнительных образовательных программ, соотнесенных со школьной традицией

    - разработка механизма реализации программы

    - разработка плана мероприятий программы

     

    2 этап – содержательный  (2013-2015)

    В ходе этого этапа  предполагается:

    Осуществление воспитательной работы по 5 направлениям:

    Духовно-нравственное развитие личности

    Программа  «Начало начал»

    Культура научного познания мира

    Программа  «Профессия – ученик»

    Гражданско-патриотическое воспитание

    Программа  «Гражданин России»

    Культура творчества

    Программа  «Взлетная полоса»

    Культура здоровья

    Программа  «Быть здоровым – это здорово!»

    3 этап – рефлексивно-аналитический (2015-2016)

    В ходе этого этапа предполагается:

    - разноуровневый  мониторинг 5 направлений Программы

    - обобщение результатов реализации программы за 5 лет

    - выявление проблем и корректировку содержания Программы и всех ее составляющих

    - разработку рекомендаций и всех составляющих программы

    1. этап  - этап обновления системы

    Обновление системы за счет инноваций, ведущих к изменению системы

    ВОЗМОЖНЫЕ КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Для учащихся- уровень достижения модельных качеств, зафиксированных в Образе гимназиста

    Для учителей-уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:

    - умение ставить цели совместной деятельности

    -умение подбирать технологии социально-педагогического проектирования

    Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:

    - умение проектировать измененеия

    -- умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности

    Для школы в целом-

    1. Содержательная , технологическая организационная целостность  реализации целей гимназии;
    2. Педагогически целесообразная организация среды, проектирование новых результатов деятельности гимназии;
    3. Положительная динамика развития каждого воспитанника
    4. Удовлетворенность запроса учащихся на внеурочные  формы развития;
    5. Отсроченный результат;
    6. Наличие педагогов-выпускников школы;
    7. Положительная динамика правонарушений;



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

    Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....

    ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

    Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

    Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

    По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

    Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях".

    Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного к...

    Уроки физической культуры в коррекционной школе (из опыта работы)

    Цель моей профессиональной деятельности - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание  благоприятных условий для формирования у детей положительного ...

    Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса (№ 9, 2014)"

    В статье представлен опыт создания классным руководителем системы воспитательной работы по развитию и формированию личности учащегося; рассматриваются формы и методы воспитательной работы педагогов в ...