Методические материалы из опыта работы по различным направлениям, которые опубликованы в сборниках научно-методических статей
статья по музыке

ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА МЕРКУЛОВА
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

 «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». Это высказывание немецкого композитора Карла Орфа – стало девизом моей работы по теме «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования».

Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства. Как провести ребенка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать, понимать и чувствовать его красоту? Такие вопросы всегда стояли передо мной. Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования Карла Орфа. Известно, что суть методики Карла Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движении, пении, игре на музыкальных инструментах. Важно как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.

Неразделимым единством в концепции Карла Орфа являются музыка и движение. Простейшие движения доступны малышам: шаг, бег, наклоны, повороты, кружение и другие становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Повторяя их, ребенок начинает воспринимать музыку через движение. Музыка связывается также с движением, пантомимой, театрализованной игрой. Поэтому в организации театрализованной деятельности с детьми, можно использовать игровые тренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга. Особое внимание в концепции Карла Орфа уделяется музицированию аккомпанементом «звучащих жестов». «Звучащие жесты» – это игра со звуками своего тела – притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Цель этой деятельности в синтезе музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной. Используя в работе этот важный элемент, у детей развивается ритмический слух, координация движений. Ребята с удовольствием «украшают» звучащими жестами знакомые песенки, используют их в импровизационных танцах. Стало традицией приветствовать друг друга на музыкальных занятиях импровизацией на слова: «Здравствуйте» или «Добрый день», прихлопывая или притопывая мелодию по слогам. А петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть для детей так же естественно, как и просто играть! Еще одной из удачных находок Карла Орфа, являются речевые игры и упражнения. Они развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Речевые игры являются эффективным средством развития интонационного слуха - способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Они важны, прежде всего, потому, что ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр звука, звуковысотный рисунок. В этой связи меня заинтересовали разработки Т. Тютюнниковой «Уроки музыки: система обучения Карла Орфа». Решила использовать эти рекомендации на практике. Пробовала разыгрывать с детьми фонопедическое упражнение «Весенние голоса». Озвучивала текст, а дети подражали звукам природы, которые можно услышать весной. Заметила, что поэтическое музицирование помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Интерес детей к инструментам неиссякаем, они хотят играть на них всегда, их привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей. Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:

  • особый творческий подход к обучению;
  • оригинальность (простые бытовые предметы, можно превратить в музыкальные инструменты.);
  • занимательность («игра в музыку» обозначает одновременно и ее процесс и результат);
  • познавательность (где можно делая и играя, познавать мир и самого себя).

На занятиях предлагаю детям композиции, когда я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Очень интересны шумовые сопровождения к небольшим рассказам, стихам. Русские народные сказки звучат под аккомпанемент простых инструментов, «звучащих жестов», голосовых импровизаций (Аудио пособие С. и Е. Железновых «Сказочки – шумелки»). Дошкольники озвучивают с помощью ритмической партитуры произведения композиторов - классиков («Итальянская полька» С. Рахманинова, «Марш Радецкого» И. Штрауса, «Музыкальный момент» Ф.Шуберта). Оркестровая музыка является прекрасным материалом: палитра «взрослых» инструментов впитывает в себя звуки детских.

Для целенаправленной и продуктивной деятельности мне были необходимы дополнительные знания. Взяла за основу рекомендации программы нового поколения «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, методического пособия «Игры со звуком» Т. А. Рокитянской, издания «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И. Юдиной. Ознакомилась с методикой детского музыкального воспитания авторов Екатерины и Сергея Железновых, ценными публикациями Т. Боровик «Пути педагогического творчества (журнал «Музыкальный руководитель»).

    Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы нашло понимание и поддержку. Такие формы взаимодействия как: индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, мастер - классы помогают сформировать у педагогов интерес к музыкальному воспитанию через использование системы элементарного музицирования. Взаимодействие с родителями осуществляю в следующих формах: беседы, консультации, методические рекомендации, проведение совместных мероприятий.

    На занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Все это повышает интерес детей к музыкальному воспитанию в целом. Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!



Предварительный просмотр:

          Использование игровых приёмов в развитии  ритмического

                                                   слуха у детей

Развитое чувство ритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте.

То, что развитие чувства метроритма у детей тесно связано с мышечно-двигательными ощущениями, утверждают многие психологи, педагоги. Психолог Б. Теплов пишет: «Восприятие никогда не бывает только слуховым, оно всегда является процессом слухо-двигательным. Переживание ритма по существу своему активно. Нельзя только слушать ритм, слушатель только тогда переживает ритм, когда он его «сопереживает, соделывает» [1].

Уже детей третьего года жизни мы учим передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях. Малыши выполняют простые танцевальные движения: хлопают в ладоши и одновременно топают ногами, полуприседают, покачиваются с ноги на ногу. При обучении этим танцевальным движениям используем ритмические подговорочки, подпевания. В младших группах выразительный показ воспитателя используем как главный прием развития ритмичности у детей. Дети внимательно смотрят и слушают музыку, настраиваются на нужный ритм. Обращаем внимание не только на правильное выполнение, но и на согласованность музыки и движения.

Учитывая способность детей к подражанию, постоянно обращаем внимание на то, чтобы они выполняли движения вместе с воспитателем. Глядя, как выразительно, в темпе воспитатель выполняет движение «пружинка», малыши стараются делать так же.

Для разучивания элементов плясок чаще всего используем народные плясовые мелодии. Они более доступны для передачи ритма. Под русскую плясовую «Из-под дуба» учим выставлять ногу на пятку. В конце года в младшей группе даем детям упражнение в ритме этого движения. На первую четверть первого такта малыши выполняют хлопок перед собой, а на вторую четверть кладут руки на пояс. Используем игровые образы: «испугаем мишку», «будем прятать ручки от зайки». После этих упражнений малыши с более развитым музыкальным слухом начинают ритмично и выразительно выставлять ногу на пятку.

Использование игровых приемов, по нашему мнению, дает возможность успешно решать задачу развития ритмического слуха детей. Чтобы научить ребят различать ритмы притопов, предлагаем на слово «поссорились» - делать притоп  одной ногой, «помирились» - притоп двумя ногами.

При выполнении хлопков в ладоши рассказываем о веселых и грустных ладошах (веселые ладошки — хлопки на каждую восьмую, грустные — хлопки на каждую четверть).

Начиная с младшей группы мы побуждаем детей проявлять самостоятельность. Например, проигрывая русскую народную мелодию «Ах вы, сени», предлагаем малышам потопать так, как подскажет им музыка. Все безошибочно находят правильный темп и ритм движений, выполняют притопы двумя ногами, на музыку «Ах ты, береза» выполняют притоп одной ногой.

Естественно, что разучивание танцевальных движений в определенной последовательности способствует ритмичности исполнения. Так, выполнение бокового галопа будет ритмичнее, если сначала учить правильному исполнению приставного шага, затем — приставного шага с приседанием. В этих движениях дети четко приставляют пятку к пятке, сохраняют правильный разворот ступней.

При разучивании топающего шага в движении по кругу (дробный ход) предлагаем музыку с ускорением, чтобы ребята, чувствуя изменение темпа, меняли ритм шага.

Большое внимание  мы уделяем воспитанию и развитию детского творчества. Дошкольники придумывают движения на музыку польки. Обращаем их внимание на то, что в одной музыке польки можно слышать ритм бега, в другой — ритм поскоков.

В групповых танцах используем ложки, трещотки, бубны. Ударами палочек или кубиков ребята помогают своим товарищам поддерживать правильный ритм движений, игрой на барабане уточняют ритм шага.

Для развития творческих проявлений используем такой прием: разделяем детей на пары, предлагаем каждой из них показать композицию парной пляски.

Если в произведении или какой-либо его части ритмический рисунок является ведущим выразительным средством, то обязательно обращаем на это внимание детей, стараемся, чтобы они самостоятельно услышали этот ритмический рисунок и отразили его в движении. Для уточнения восприятия ритма предлагаем отметить ритмический рисунок сначала хлопками, затем движением.

В средней группе привлекаем детей к проверке развития чувства ритма. Выбираем малышей с различным ритмическим слухом. Они выполняют знакомое танцевальное движение, а остальные смотрят, говорят, кто из ребят двигался под музыку правильно. Дети старшей группы самостоятельно анализируют движения товарищей: в свободном переплясе девочки оценивают движения мальчиков, а мальчики — движения девочек. Трудность анализа состоит в том, что здесь нужно уловить ритм не одного движения, а нескольких.

Детей подготовительной к школе группы привлекаем не только к анализу ритмического слуха товарищей, но и к самоанализу.

Особого внимания требуют ребята со слабо развитым чувством ритма. В помощь им используем такой прием, как показ ребенком нового движения. Например, такие движения, как подскоки, выбрасывание носочков, боковой галоп, шаг польки, предлагаем показывать детям, а не воспитателю, так как показ ребенком того или иного движения дети воспринимают активнее. Ребенка, не чувствующего ритм, ставим в пару с хорошо выполняющим    движение: партнер помогает ему справиться с ритмом.

Детей, у которых ритмический слух развит слабо, приглашаем заниматься индивидуально или в небольшой подгруппе, даем еще раз послушать музыку, определить особенности ее звучания, добиваемся в процессе неоднократных повторений точного выполнения движений. Такие занятия помогают детям научиться слушать музыку, согласовывать движения с ритмом.

На занятиях используем музыкально-дидактические игры, которые нацелены на развитие ритмического слуха. Дети с интересом играют в такие игры как: «Повтори ритм» (один ребенок выполняет притопами ритм, а другой повторяет), «Веселый кубик» (дети по очереди бросают кубик и выполняют соответствующий ритмический рисунок), «Передай ритм» (дети сидят на стульях, ведущая отстукивает ритм на плече у первого, дети передают ритм рядом сидящему, последний передает ритм хлопками в ладоши),  «Чья команда быстрее передаст палочку» (дети стоят в двух колоннах, напротив каждой лежит барабан, у первого в колонне палочка от барабана, по сигналу первые бегут к барабану и стучат по нему заданный ведущим ритмический рисунок, затем возвращаются к своей колонне и передают палочку следующему, последний передает палочку ведущему).

Развивая ритмичность в танцевальных движениях, мы подводим ребят к пониманию выразительности музыкального языка, развиваем самостоятельность, помогаем хорошо освоить музыкально-ритмические навыки.

                                            Список литературы:

  1. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч М.: Педагогика, 1985. Ч (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  2. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей/З.Я. Рост. - Изд. 2-е. - М - М.: Айрис-пресс, 2005.



Предварительный просмотр:

Использование ритмодекламации в развитии музыкальных способностей дошкольников.

В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей, а также как наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки, она широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании и не относится к свободному чтению под музыку и чтению «нараспев». Исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. Отстранение от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности. Благодаря чередованию пения и речи, голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по-разному. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопков, щелчков, шлепков, притопов и т.п.), шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями. По отношению к музыке ритмодекламация означает, прежде всего, ритмическую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.

Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, звукоподражанию, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Успешно используются стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.    

Ритмодекламацией можно заниматься с детьми в свободное время, на прогулке, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, пальчиковых играх, играх с палочками и т.д. Все дети исполняют ритмодекламацию с огромным желанием, однако для создания яркого образа необходимо время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Поэтому ритмодекламация   разучивается как вокальное произведение. Зачастую при начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога. На следующем этапе, когда  снова идёт возращение к изучаемому материалу произведения, внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически-музыкального образа. Описанный процесс на практике протекает быстро, и часто уже на следующих занятиях ритмодекламация исполняется детьми по памяти. Воспроизведение возможно как индивидуальное, так и хоровое, «цепочкой», групповым диалогом  и т.д.

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.



Предварительный просмотр:

Использование педагогических технологий, направленных  на преодоление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности

В нашем учреждении  более 50%  воспитанников, имеющих  различные речевые нарушения. В процессе работы с такими детьми мы пришли к выводу, что коррекционную работу необходимо вести не только на занятиях с  учителем – логопедом, но и на музыкальных занятиях.

Использование правильно подобранных приёмов, инновационных методик и педагогических технологий на музыкальных занятиях  позволяет  преодолевать определённые отклонения в речевом развитии.  

Принимая во внимание речевые особенности детей с общим недоразвитием речи, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи: развитие памяти, мышления, воображения; слухового внимания и слуховой памяти; речевого дыхания и подвижности артикуляционного аппарата; чувства ритма;  координации движений;  фонематического восприятия и слуха; обучение умению связно выражать свои мысли; развитие мелкой моторики; формирование просодической стороны речи.

Решение данных задач осуществляется через все виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах.

В эти виды деятельности мы включили дополнительные педагогические технологии, направленные на преодоление  речевых нарушений: песочная анимация, синквейн, логоритмические упражнения, воспроизведение ритмических рисунков на деревянных палочках, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мимики, дыхательные упражнения, ритмодекламация, фонетические игры.

Надо отметить, что педагогические технологии были рекомендованы и согласованы с  учителем-логопедом.

 Одним из направлений коррекционной работы является развитие мелкой моторики, поэтому ввели в музыкальную деятельность песочную анимацию.

Песочная анимация – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации.

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Создавая определённый рисунок, ребёнок учиться понимать характер музыкального   классического произведения. Прослушивая музыкальные произведения, которые передают образ героя, дети  вместе с ним «проходят» с помощью изображения на песке отрезок жизни в реальном времени, со всеми его перевоплощениями и изменениями. Песочная  анимация является мощным ресурсом для коррекционно – развивающей работы с детьми, так как она развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук, улучшает память, стимулирует работу мозга.

 Одной из эффективных  технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и  развивать речь, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Синквейн используем на музыкальных занятиях в разделе «Слушание» для проведения анализа после прослушанного произведения.

Применяя на занятиях логоритмические упражнения,  учим детей соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи или с определенным темпом и ритмом музыкального сопровождения.

 Систематически вводя элементы логоритмики, убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах.

Воспроизведение ритмических рисунков на деревянных палочках также способствует речевому развитию дошкольников, развивает координацию движений, мелкую моторику, чувство ритма,  улучшает внимание, зрительную и слуховую память.   Детям очень нравится выполнять  упражнения с деревянными палочками, которые помогают воспроизводить ритмический рисунок разными способами на основе детских стихов и потешек.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием, поэтому на музыкальных занятиях используем пальчиковые игры. Они проводятся с пением или с проговариванием текста, и интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация произношения звуков, развивается выразительность голоса, а также пластика движений, точность координации как общей, так и мелкой моторики.

В ходе работы над текстом разучиваемой песни используем  артикуляционные упражнения, которые способствуют правильному произношению звуков, слогов, целых слов. Упражнения проводятся совместно с логопедом ДОУ, который помогает отобрать нужные упражнения для артикуляционной гимнастики и разучить их с детьми. Регулярное использование артикуляционных упражнений  улучшает качество речи детей и,  соответственно, качество пения.

Для развития речевого и певческого дыхания используем дыхательные упражнения. Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности.  Правильное речевое дыхание помогает ребёнку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, правильно произносить звуки.

Применение ритмодекламации  в музыкальной деятельности способствует формированию выработке естественного звучания голоса, речевого дыхания, выразительности исполнения. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Ритмодекламацию проводим на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии и сопровождаем различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Также ритмодекламацию  можно использовать на музыкальных занятиях для разучивания текстов песен. 

Практика показывает, что регулярные включения в музыкальные занятия перечисленных технологий способствуют более быстрому прохождению этапов  автоматизации и дифференциации  звуков речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения,  развивают музыкальную память и слух, чувство ритма, двигательные умения и навыки, мелкую и общую моторику, повышается качество пения. Кроме того,  развиваются  и все психические процессы.  

   Максимальное развитие личности каждого воспитанника осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов и родителей. Свои таланты дети демонстрируют на концертах, утренниках, праздничных массовых мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация учебного процесса в современной школе. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 3.

В сборнике опубликована статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего образовательного учреждения"...

Научно-методический материал из опыта работы "Организация и проведение занятий по футболу"

Научно-методический материал из опыта работы "Организация и проведение занятий по футболу" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского р...

Публикация статьи в сборнике научно-методической конференции Актуальные проблемы лингвокультурологии и лингводидактики, БГПУ

Статья:Коммуникативный синтаксис в обучении башкирской аудитории английскому языку....

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Научно-методический материал из опыта работы

Введение Актуальность. Современные исследования в области спорта характеризуются концентрацией внимания ученых на проблемах совершенствования содержания основных разделов программно-методических докум...

Научно-методический материал из опыта работы

Научно-методический материал из опыта работы Тема: «Организация и проведение занятий по футболу»...

Из опыта работы: "Использование различных средств физической культуры спортивно-оздоровительной направленности в процессе урочной и внеурочной деятельности".

Использование различных средств физической культуры спортивно-оздоровительной направленности в  процессе урочной и внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью прцесса физического воспит...