Активные методы обучения на уроках технологии
материал по технологии на тему

Леонова Наталья Викторовна

В статье описаны Активные методы обучения на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya_na_urokakh_tekhnologii.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках технологии

Педагогическое кредо: “Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!”.

Педагогические задачи:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  • Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
  • Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.
  • Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма. 

Основные задачи развития учащихся:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие общеучебных умения и навыков.
  • Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.
  • Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.

Активные методы обучения на уроках технологии

1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.

Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.

На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:

  • выдвижение и последующее обоснование предложений (гипотез),
  • постановка проблемных вопросов,
  • организация дискуссионного рассмотрения нового материала и др.).

2. Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:

  • задания исследовательского характера,
  • задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,
  • имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,
  • обучающие игры – это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).
  • Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);
  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
  • Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

  • Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, “Путешествие льняного волокна”, “На балу у принцессы” и др.
  • Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

3. Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),
  • проектные методы обучения,
  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
  • интегрированные уроки,
  • интегрированные проекты,
  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

О применении на уроках технологии имитационных и неимитационных методов обучения уже говорилось выше, рассмотрим интегрированные уроки и интегрированные проекты.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и ОО Технология.

Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон.

Интегративные связи отдельных блоков и модулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами, реализация которых возможна в 7-м классе:

Название основных блоков и модулей ОО Технология

Интеграция с предметами

Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов

ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др.

Производство и окружающая среда

Биология, экология, физика, химия, география и др.

Электрорадиотехнологии

Физика, история и др.

Информационные технологии

ИВТ (графика), , математика, история и др.

Интеграция подразделяется на два основных вида:

  • Горизонтальная – наиболее распространенный способ объединения сходного материала ряда предметов (например, “История костюма”, “Кулинария разных стран мира”, “Дизайн жилого помещения” и др.)
  • Вертикальная – объединение одним учителем того материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Кулинария”, “Конструирование и моделирование” и др.)

Интеграция в ОО Технология возможна через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др.

Одно из направлений совершенствования обучения в нашей школе – это организация и проведение интегрированных уроков, или уроков интегрированного содержания.

Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:

  • Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
  • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
  • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.

Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов, в основе интегрированных уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов и логических взаимосвязей. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Таким образом, интеграция представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого монолита знаний.

Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:

  • Определение системы таких уроков на целый год и включение их в календарно-тематическое планирование.
  • Тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующей целей.
  • Моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их тем содержанием, которое поддерживает главную цель.
  • Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.
  • Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.
  • Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов и специалистов.

Данные уроки являются для учащихся праздником, к ним проводится тщательная подготовка. В зависимости от темы: выполняются эскизы, макеты, шьются модели одежды (в масштабе или в натуральную величину), подбирается музыкальное сопровождение и видео-ряд (мульти-медиа-презентация).

Еще одной из форм работы с учащимися являются интегрированные и социальные проекты, под руководством тьютора.

Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.

Интегрированные проекты (в нашем понимании) – это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.

“Электронный журнал”, “Электронные учебные пособия” и сайты. Они выполняться учащимися в рамках учебной деятельности в течение года и ежегодно дополняются и обновляются.

Данные проекты являются наглядными учебными пособиями, выполненными учащимися по заявкам педагогов и используются на уроках и в процессе преподавания элективных курсов в качестве дополнительных источников информации.

В качестве примера можно привести проект сайта, который является действующей локальной версией и регулярно обновляется. Для проекта сайта была выбрана тема “Азбука потребительских знаний”. На сайте объясняется место потребителей в современной экономике, раскрываются права и обязанности потребителей, рассказывается об алгоритме действий в типичных потребительских ситуациях. Отдельные разделы посвящены действиям потребителей при пользовании службой быта, образовательными, медицинскими и финансовыми услугами, рассказывается о потребительской культуре покупателя и самозащите потребителей.

Еще один пример – это школьный журнал “Баттерфляй”. Электронный журнал – удачно сочетает в себе отдельные разделы, выполненные учащимися о школьной жизни: “Мастер-класс”, “Декада ШМО “Веста””, “Школьная мода”, “Информация об участии школьников в городских конкурсах, фестивалях, выставках”, “Кулинарная страничка” дайджест популярных изданий “Секреты макияжа”, “Профессиональный гороскоп”, “Дамы посмеемся”, тесты и др.

4. Внеурочные формы занятости учащихся, направленные на эффективное решение поставленных задач:

  • Спецкурсы: “Мастерская золотошвейки”, “Основы лоскутной пластики”, “Основы объемного моделирования”.
  • Традиционная декада предметов художественно-эстетического цикла, включает следующие мероприятия: “А, ну-ка девочки”, “Кулинарный поединок”, “Мастер-визажист”.
  • Работа над социальными проектами. Социальное проектирование, которое являются одним из современных интенсивных методов социальной практики.

Социальное проектирование предоставляет учащимся возможность .попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Работа над проектами позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, в микрорайоне, открывает новые возможности.

Учащиеся, разрабатывая проект, проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества ребенка, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать.

Проект, над которым в течение года работают учащиеся “Сеем разумное, доброе, вечное…” по оказанию шефской помощи детским садам, находящимся рядом со школой. Подготовлены конкурсная программа “В гости с Этикетом”, кукольный спектакль “В гостях у сказки”, учащиеся приняли участие в строительстве снежных городков, подготовили украшения и подарки к Новому году.

На основе изложенного выше можно сделать общие выводы:

  • Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от желания учащихся.
  • Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.
  • Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.