Создание психологического позитивного климата в классе
статья по технологии на тему

Макарова Ольга Викторовна

«Цель деятельности учителя – помочь учащемуся найти путь к достижению счастья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_pozitivnogo_psikhologicheskogo_klimata_v_klasse.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Создание позитивного психологического климата в классе и условий для  доброжелательного отношения между учащимися

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом 

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Многие известные педагоги, писатели, учёные поднимали вопрос о влиянии личности учителя на учеников. Например, в одной из своих статей Л.Н. Толстой писал, что совершенным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлеченностью педагогической деятельностью.

Ключевым словом в преподавании можно назвать любовь, еще точнее, любовь к детям. Ведь ученики чувствуют отношение учителя к себе. И любовь к предмету у них формируется через любовь к учителю. Можно не иметь педагогического образования, но быть учителем по призванию. Любить детей – это не значит баловать, сюсюкаться с ними. Любить - это жить вместе с ними, их интересами, уважать их как личность и ни в коем случае не подавлять своим авторитетом. Учитель должен не стесняться советоваться с учащимися, не бояться признать свою неправоту и попросить, если нужно, извинения. Преподаватель передает накопленные человечеством знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя – учить и воспитывать – делают профессию вечной и творческой. Каждый из нас, как правило, запоминает на всю жизнь только того учителя, кто поддержал в трудную минуту; того, кто учил отстаивать свое «Я», воспитывал и закладывал основы гражданского долга и чести; того, кто учил любить Родину, а мудрость и доброта этого учителя и наставника помогают нам в течение всей жизни отстаивать свои идеалы, придерживаться твёрдых жизненных позиций.

Если рассматривать культуру и образование как взаимообусловленные феномены, можно отметить их общность – это диалог. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Владея ею, педагог достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства, учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. 

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться педагогами, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, например, творческих проектов,поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, помогает  в нашей профессиональной успешности.

Закончу словами древнего восточного мудреца Аль-Фараби:

«Цель деятельности учителя – помочь учащемуся найти путь к достижению счастья».


       festival.1september.ru

http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Создание благоприятного социально-психологического климата в классе

Выступление на зональном семинаре классных руководителей....

Создание психологически комфортного климата на уроках биологии.

Некоторые приемы создания психологически багоприятного климата на уроках биологии. Краткое описание урока биологии в 10 классе "Парадоксы близнецов"...

Создание наилучшего психологического климата в классе

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок....

Презентация «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе».

Презентация к материалу «Создание благоприятного социально – психологического климата в классе»....

"Психологически комфортный климат в классе"

В любой школе должна реализовываться комплексная программа по повышению уровня социально-психологической комфортности образовательной среды, направленная на преодоление кризисных психологических пробл...