Урок технологии (технический труд) 6 класс "Контурная резьба"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Курахина Нина Николаевна

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, приложения с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konturnaya_rezba.rar1.81 МБ

Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель технологии Курахина Н.Н.  МКОУ Добрятинская СОШ:  

Предмет: Технология

Класс: 6

Урок: изучение нового материала.

Тема урока: Выполнение  контурной  резьбы.

Базовый учебник: Технический  труд 6 класс.

Цели урока: Формировать навыки  в выполнении контурной резьбы; показать учащимся приёмы выполнения контурной резьбы; воспитывать  дисциплинированность, аккуратность, и бережное  отношение к  материалам.

Планируемые результаты обучения: Научить выполнять прорезную резьбу по  контуру рисунка.

Личностные : Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств, развитие навыков сотрудничества ,формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.    

Метапредметные : Формирование умения понимать причины успеха в учёбе,  готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: Углубить знания о декоративной обработке древесины, научить  вырезать  контурную резьбу.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно определяют последовательность и технологии выполнения.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и слышать друг друга. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Личностные УУД

Доброжелательное отношение к окружающим.

Потребность в самовыражении и самореализации.

Тип урока: 

Основные понятия , применяемые на уроке:   контурная  резьба, нож-косяк, двухгранные  выемки, контур рисунка.

 Межпредметные связи: изобразительное  искусство, история,

Ресурсы: 

- поделки,  выполненные в стиле контурной резьбы

- панно,  выполненное на тонированном фоне

- альбомы с рисунками

- заготовки из древесины   мягких пород осины липы.

- копировальная бумага, краски, кисти,

- презентация, компьютер, проектор


                              

                                                                               Технологическая карта урока

Этапы урока

Приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический  настрой на  работу.

Приветствие; Вот звенит для вас звонок

Начинается урок , ровно ,встали подтянулись и друг другу  улыбнулись Тихо сели.

Проверка явки учащихся;

Заполнение классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Включаются  в деловой    ритм  урока.

Личностные: самоопределение.

 

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Обобщающая  беседа с учащимися

Учитель обсуждает правила выбора пиломатериала, свойства древесины и дополняет ответы учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Коммуникативные: использование  критериев для обоснования своего суждения.

4.Объяснение нового материла

Презентация к уроку.

Рассказ с применением рисунков  к контурной резьбе. Приложение№ 5 Мотивирует  учащихся  к пробному учебному действию и его    самостоятельное  осуществление.

Показ приёмов вырезания подрезание контура рисунка.

Приёмы вырезания двугранной выемки.

Техника безопасности.

Приложение №1.

Слушают, делают записи в тетрадях.

Учащиеся обдумывают учебные действия, строят план на достижение цели

Познавательные: извлечение необходимой информации из текста.

 

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

5.Перввичное закрепление

Индивидуальная работа.

Контролирует выборочно ответы учащихся на вопросы.

Приложение №2

Отвечают на вопросы раздаточного материала и проговаривают последовательность выполнения резания двугранной выемки по контуру рисунка. Приложение №2

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: определение последовательности и технологии выполнения.

5. Динамическая пауза

Физкультминутка под музыку.

Учитель приглашает физоргов и они показывают упражнения  на снятие усталости в плечевом суставе, упражнение для глаз.

Выполняют упражнения

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Индивидуальное  выполнение задания.

Следит за правильностью приёмов пере-носа рисунка на заготовку, оказывает  помощь.

Контролирует правильность рабочей

 позы  и хватки инструмента, соблюдение правил безопасности труда.

Предупреждает возможные типичные ошибки.

Учащиеся организуют своё рабочее место, выбирают заготовки, переносят

свой рисунок. .Приложение №3, 4

Приступают к выполнению  резьбы по контуру рисунка.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Регулятивные: волевая само-регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

7. Домашнее задание

Записывает на доске .

Записывают  в дневник

домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности

Продолжить  предложение.

«Тот, кто в жизни сделал  красивое  хоть раз, плохо сделать  уже не  захочет» С.Фёдоров.

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Учащиеся вступают  в   дискуссию.

Личностные: адекватное понимание причин успеха.

Коммуникативные:  Формулирование своего

мнения, учёт разных мнений.

Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Список литературы для учителя: .

                                                     1.    « Домовая резьба»   В.Г.Буриков. В.Н. Власов.  издательство «Нива России» Москва 1993 год.

                                                     2.  «Резьба по дереву» А.С.Хворостов. М.Просвещение 1985год.

Список литературы для учащихся: 

  1. Технический труд учебник лдя 6 класса  под редакцией В.М.Казакевича. Г.А.Молевой.М.»Дрофа» 2008г
  2.   Альбом орнаментов. Г.А. Бабурова. выпуск №4.М.»Народное творчество» 2005 год.
  3.     Популярный справочник. Работы по дереву. В.И. Рыженков. В.А.Яценко.М. АОЗТ «АСТВ»1997год.
  4.   «Резьба по дереву» А.В. Березнёв. Мн. Парадокс.2000 год.

                                   

Приложение №1.

Техника безопасности:

1. При выполнении резьбы

2. При резьбе вырезаемую доску следует прижимать к упору.

3. Запрещается работать инструментом с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.

4. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.

5. Во время работы нельзя низко наклоняться над столом.

6. Во избежание травм и порезов при выполнении резьбы нельзя применять большие усилия.

7.Не ходите по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.

8.Вовремя работы не отвлекаться, говорить тихо и только о деле.

9.В случае пореза руки, сообщите учителю.

                          В конце занятий:

1.Сдайте режущий инструмент учителю (дежурному)

2.Уберите рабочее место.

3.Поставте отметку в дневник.

2.Выходить из мастерской после разрешения учителя.

 

Приложение №2.

Раздаточный материал.

- расскажите что такое контурная  резьба.

- что такое фон резьбы

- какой инструмент применяется при резьбе.

- почему для контурной резьбы  используются  мягкие породы древесины

- какие правила безопасности следует соблюдать во время выполнения  контурной резьбы

Приложение №3.

Приёмы выполнения контурной резьбы.

1. Выбрать заготовку, разметить её.

2. Нанести рисунок карандашом по шаблону или скопировать его с оригинала.

3.Тонирование фона.

3. Вырезание двугранной выемки по контуру рисунка.

4. Отделочные операции.

Приложение №4.

Рисунки для копирования

                                                             

C:\Users\Математика\Desktop\IMG_4.png    C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_11.png       C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_10.png   C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_9.png    C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_8.png                               

C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_7.png   C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_6.png     C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_5.png   C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_3.png     C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_0003.png    C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_2.png    C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG1.png     C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_13.png     C:\Users\Математика\Desktop\рисунки контурной резьбы\IMG_12.png

Приложение №5

                                 Контурная резьба

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углублённый рисунок из прямых , извилистых или ломанных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки  на  ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения.

Эта техника  широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает её  художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка  фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение.

Для выполнения контурного рисунка , в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески- уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески.

Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких  пород- липе, осине, а затем  после приобретения навыков – на более твёрдых.

Выполнят  контурную резьбу следующим образом : Сначала на заготовке делают  разметку и наносят  рисунок карандашом по шаблону или копируют его с оригинала. Работать следует стоя, так как  это даёт большую свободу движения.,  нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько  отклонён в сторону.  Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идёт стадия подрезания. Положение ножа в руке не меняется только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием  делают подрезку. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие. В результате  из поверхности извлекается трёхгранная деревянная полоска- « соломка» а на заготовке получается двухгранная выемка. Ширина и глубина контурной прорези  может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато проволочной; во  втором – различные ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

 Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается  некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом  фоне в настоящее время применяется  не  часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещённых  местах. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурные прорезки в сочетании с трёхгранно-выемчатой резьбой.

Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания.