Конспект урока технологии (технический труд) 8 класс "Прорезная ажурная резьба"
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Курахина Нина Николаевна

Разработка содержит технологическую карту урока, приложения с рисунками для копирования, презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proreznaya_azhurnaya_rezba.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель технологии Курахина Н.Н.  МКОУ Добрятинская СОШ:  

Предмет : Технология

Класс: 8

Урок : изучение нового материала.

Тема урока: Выполнение прорезной  резьбы.

Базовый учебник: Технический  труд 8 класс.

Цели урока:. Формировать навыки  в выполнении прорезной резьбы; показать учащимся приёмы выполнения прорезной резьбы; воспитывать  дисциплинированность, аккуратность, и бережное  отношение к  материалам.

Планируемые результаты обучения: Научить выполнять прорезную  резьбу по  контуру рисунка.

Личностные : Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств, развитие навыков сотрудничества ,формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.    

Метапредметные : Формирование умения понимать причины успеха в учёбе,  готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: Углубить знания об декоративной обработке древесины, научить  выпиливать прорезную резьбу.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно определяют последовательность и технологии выполнения.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и слышать друг друга. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Личностные УУД

Доброжелательное отношение к окружающим.

Потребность в самовыражении и самореализации.

Тип урока: 

Основные понятия , применяемые на уроке:  Прорезная резьба, домовая резьба, накладная  резьба, художественное выпиливание, выкружная  лучковая пила.

 Межпредметные связи: изобразительное  искусство, история,

Ресурсы: 

- столярный верстак, выпиловочный  столик, ручной лобзик с комплектом пилок.

- изделия  выполненные в стиле прорезной резьбы

- плакат.

- альбомы с рисунками.

- трафареты, готовые композиции прорезной резьбы.

- заготовки (дощечки) 10-15 мм из древесины  или фанеры

- шлифовальная шкурка, надфили, карандаш, линейка.

- презентация, компьютер, проектор.


                               

                                                                               Технологическая карта урока

Этапы урока

Приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать

 благоприятный психологический  настрой на  работу.

Приветствие;

Проверка явки учащихся;

Заполнение классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Включаются  в деловой    ритм  урока.

Личностные:

 самоопределение.

 

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Обобщающая  

беседа с учащимися

Учитель обсуждает правила выбора материала для изготовления игрушки и дополняет ответы учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Личностные: готовность к равноправному

 сотрудничеству.

Коммуникативные:

использование  критериев для обоснования своего суждения.

4.Объяснение нового материла

Презентация к

уроку

Рассказ темы с применением

презентации к уроку. Мотивирует  учащихся  к пробному учебному действию и его    самостоятельное  осуществление.

Показ приёмов выпиливания по контуру рисунка.

Техника безопасности. Приложение №1.

Слушают, делают записи в тетрадях.

Учащиеся обдумывают учебные действия, строят план на достижение цели

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текста.

 

Регулятивные:

фиксирование индивидуального

 затруднения в пробном действии.

5.Перввичное закрепление

Работа в парах

Контролирует выборочно ответы учащихся на вопросы.

Приложение №2.

Отвечают на вопросы раздаточного материала и проговаривают последовательность выполнения своей игрушки.

 Приложение №3.

Познавательные: построение логической цепи

 рассуждений.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

 нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: определение последовательности  технологии выполнения.

5. Динамическая пауза

Физкультминутка под музыку.

Учитель приглашает физоргов  и они показывают упражнения  на снятие усталости в плечевом суставе, упражнение для глаз.

Выполняют упражнения

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Индивидуальное  выполнение заданий.

Следит за правильностью приёмов переноса рисунка на фанеру, оказывает  помощь.

Контролирует правильность рабочей позы  и хватки инструмента, соблюдение правил безопасности труда.

Предупреждает возможные типичные ошибки.

Учащиеся организуют своё рабочее место, выбирают фанеру, переносят

свой рисунок. Приложение №4

Приступают к выполнению выпиливания узора.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Регулятивные: волевая само-регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

7. Домашнее задание

Записывает на доске.

Записывают  в дневник

домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности

Продолжить  предложение.

«Тот, кто в жизни сделал  красивое  хоть раз, плохо сделать  уже не  захочет» С.Фёдоров.

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Учащиеся вступают  в  дискуссию.

Личностные: адекватное понимание причин успеха.

 

Коммуникативные:  Формулирование своего

мнения, учёт разных мнений.

Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Список литературы для учащихся.

  1. Технический труд учебник 8 класса. под редакцией В.М. Казакевича. Г.А. Молевой. М. : Дрофа 2008.
  2.  «  Учись выпиливать «   В.Зубренков. Д. Бармашин. издательство «Молодая  гвардия»
  3.   Альбом по выпиливанию. Соколов Ю.В. Москва «Экология.»
  4.   Выпиливание лобзиком.В.В. Попов М.Народное творчество 2008 год.
  5.  Выпиливание лобзиком Л.А.Костина М. Народное творчество 2008 год.

                                                 

                                   

Приложение №1.

Техника безопасности.

1. Необходимо надёжно закреплять пилку в зажимах лобзика, а выпиловочный столик- в зажиме верстака.

2. Во избежание травм следует обломать плоскозубцами выступающую из  верхнего зажима часть пилки.

3. Запрещается работать инструментом с треснувшей или неплотно насаженной рукояткой.

4. Во время работы нельзя низко наклоняться над столиком.

 

Приложение №2.

Раздаточный материал.

- расскажите о назначении ручного лобзика

- из каких частей состоит ручной лобзик

- как закрепляется пилка в зажимах лобзика.

- почему при выпиливании лобзиком  нельзя наклоняться над столиком?

- подумайте и ответьте, как можно осуществить  выпиливание внутри заготовки.

Приложение №3.

Последовательность выполнения работы

1. Выбрать заготовку

2. Перенести рисунок на заготовку

3. Высверлить отверстия.

4. Выпиливание по контуру узора

5 .Зачистить выпиленные  детали.

6. Сборка.Оделочные операции.

Приложение №4.

                    Прорезная резьба.

Прорезная резьба называется также сквозной или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создаётся впечатление воздушности изделия.

Приёмы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Более трудоёмкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной  ажурной.

Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоёмка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.

                    Техника прорезной резьбы.

На размеченной и закреплённой заготовке для того чтобы вставить полотно пилы высверливают отверстия и по контуру  узора проводят опиловку. Затем  заготовку зачищают шкуркой  или стамеской снимают фаски.

Опиловку некоторых  видов контура орнаментов, подзоров и других украшений простой формы можно выполнять путём запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками.

Приложение №5

Рисунки для копирования

Настенная полочка

      C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0008.jpg   

Подставка для цветов

  C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0007.jpg     C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0006.jpg 

Футляр для бумаги

  C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0005.jpg   C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0004.jpg 

Настольная лампа

  C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0003.jpg   C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0002.jpg 

Ваза для фруктов

 C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0001.jpg   C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG.jpg

Журнальный столик

C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0014.jpg   C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0013.jpg    C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0012.jpg 

Настенная полочка

 C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0011.jpg   C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0010.jpg  C:\Users\Курахина НН\Desktop\прорезная резьба\П.вып\IMG_0009.jpg