План-конспект урока технологии ( технический труд) в 6 классе с выходом на проектную деятельность
план-конспект урока (6 класс) по теме

Прямицына  Галина  Викторовна

Этот урок поможет окунуться в мир деревянного зодчества  и проявить творческие способности ребят  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №13»

Урок технологии (технический труд)

тема:

« Соединение брусков с врезкой в половину толщины бруска»

6 КЛАСС

                                                                                                             Разработка учителя технологии

                                                                                                                      ( технический труд)

                                                                                                            Прямицыной Галиной Викторовной

                                                                                                                                                                                     

         Цель:  создать условия для проявления творческих способностей учащихся через приобщение к народной культуре.

Задачи:

      1.воспитать  духовно-нравственные  качества личности.

      2.закрепить умения работать с технологической документацией, текстом учебника, компьютером,

      3.учить соединять детали из древесины серединным соединением в полбруска,      

      4.расширить представление о многообразии соединений изделий из древесины.

Урок введения нового знания построен в рамках деятельностного подхода.

1 этап урока – мотивирование к учебной деятельности.

Урок начался со звона колоколов.

Это эмоциональный  настрой на урок вывел учителя на диалог с учащимися:

--- Ребята, что вы услышали?

 ( ответы детей)

-Звон колоколов!!!

- А какие ассоциации у вас возникли от услышанного звучания?

-- (свободные ответы учащихся)

- красивая музыка., замирание сердца....

-Где можно услышать такие звуки?

- На колокольнях.

-Зачем на Руси звучал и звучит звон колоколов?

(ответы детей)

-приглашают на праздники, сообщают о бедах, созывают на пожары)

- А еще, ребята, колокола отгоняют болезни ( притча о чуме...).

Мы знаем, что много  колоколен было построено в  древней Руси, а нужны ли колокольни в современном мире?

-Да, нужны.

-А зачем?

-Колокольни подчеркивают красоту русской архитектуры. Они согревают душу! Они  величественны.

- А хотели бы вы сами попробовать изготовить макет колокольни?

-Да.

--Вы умеете это делать?

- Нет.

Я Вам помогу, и мы научимся с вами это делать.

 Через диалог ребята подошли к ответу на вопросы НАДО? ХОЧУ? МОГУ?

 2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Этот этап проходил через исследовательскую работу.

Дети работали в группах.

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

Вспомним правила дружной  работы.

*Слушать друг друга

*Уметь уступать

* уметь договариваться

* распределять роли в бригаде

Каждой группе были выданы по два изделия: одно изделие, выполненное соединением, изученным в 5 классе, а второе-то, что предполагалось изучить на сегодняшнем уроке

Перед учащимися стояла задача – определить вид  соединения обоих изделий.

Первое они определили – это были соединения на клею, гвоздях и щелевидное.

А второе – вызвало проблему.

Что же это за новый вид соединения?

А называется оно так же, как тема нашего урока" СОЕДИНЕНИЕ брусков с врезкой в половину толщины бруска".

3 этап. Построение проекта и выхода из затруднения.

Учащимся был задан вопрос:

 - Где можно узнать об этом соединении?

 Ребята отвечали

--В учебнике, в интернете, от учителя, спросить у специалистов-строителей.

_-- Правильно. Вы назвали верные пути выхода из затруднения и сейчас мы посмотрим заранее подготовленную презентацию (Малеева Дмитрия), который  расскажет, где применяется это соединение в строительстве.

А материал он нашел в интернете.

------------------------------------------------------

Презентация на 2-3 минуты.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Следующим шагом в изучении материала была самостоятельная работа с учебником с целью ознакомления с новыми понятиями:

 Соединение ступенчатое, врезное, в половину бруска, шкант.

* первичная проверка знаний

Учитель задает вопросы после работы с учебником

- О каких видах соединений брусков вы узнали из учебника?

-Для чего служит ступенчатое соединение?

-Какую роль играет  шкант в соединении?

 --После ответов на вопросы учащиеся работают в группах по 3-4 человека по учебной карте.

Детям выдается пиломатериал и инструменты. Проводится инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.

Учитель говорит о том, что мы будем выполнять поэтапную работу изготовления макета КОЛОКОЛЬНИ.

( две группы будут работать над стенами нижнего яруса с входной дверью, а одна группа – над верхним ярусом).

4 этап. Реализация проектной деятельности

 осуществлялась в результате самостоятельной работы учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель выступает в роли консультанта-помощника и одновременно рассказывает о духовно-нравственном значении колоколен.

Стихотворение о колоколах:

 О, Русь, благословенная моя

 Познать тебя не хватит целой жизни:

 Твоих церквей златые купола

 И многовещный звон

 колоколов отчизны

 Тот чудный гул,

 идущий от небес,

 Он гласом Божьим нисходил к народу

 Призывом к дальней жизни без

 мирских страстей,

 И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон-

 Руси наследие святое

 Моё причастие к тебе

 да будет вечным,

 Как и всё живое…

Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса. Издревле о колоколах слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные. В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности. А как не вспомнить легенду о затонувшем граде Китеже, который находился на берегу озера Светлояр что в Нижегородской области? До сих пор приезжают туда люди, надеясь увидеть в утреннем тумане над озером очертания древнерусского города и услышать из-под воды их серебряные голоса. Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

 - Создание колоколов считалось делом Божьим. С 16 века колокололитейное дело получает особый размах, но требует очень высокого мастерства.

- Кто-нибудь знает мастеров, отливавших колокола? Нам надо знать их имена.              

 Вот они:                                  

                                                 

Филипп Андреев

Емельян Данилов

 Михаил и Иван Моторины

Андрей Чохов

Флор Терентьев

   

- … Умельцы,

       Бедами  тёртые,

       для каменных белых церквей

       лили колокола

       и к металлам твёрдым

       прибавляли частицу души своей…

                                           (Степан Щипачёв  «Звонят колокола»)

                                 

 К колоколам на Руси всегда было особое отношение: литьё их считалось делом богоугодным и очень уважаемым. Но известны случаи, когда колокола серьёзно «наказывали»: отправляли в ссылку, избивали розгами или даже уничтожали. Например, Новгородский вечевой колокол был «арестован» за содействие бунтарям по приказу Ивана Грозного. Колокол сняли и повезли в Москву, чтобы тот «покорился» и звучал в лад с московскими колоколами. С этого момента начались две легенды. По одной из них колокол недалеко от Новгорода «перевернул» сани, на которых его везли, и упал в овраг, после чего его было приказано разбить на мелкие кусочки. Но люди, якобы,  собрали осколки и отлили знаменитые валдайские колокольчики, которые звенят под дугой в упряжи лошади. В народе говорили, что в день, когда все колокольчики соберутся вместе, оживёт и вечевой колокол. По второй легенде Новгородский колокол благополучно довезли до Москвы, где его перелили в другой – набатный колокол, и целых двести лет он находился на главной звоннице, пока однажды не напугал своим басом царя Фёдора Алексеевича, за что был «сослан» в монастырь г.Архангельска.

 Для того, чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчание ручьёв.

Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

- Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Во время самостоятельной работы шло оценивание учителем практической деятельности учащихся.

Ребята сделали по одному брусочку, а в группах они соединили их в звено.

На этом самостоятельная работа закончилась.

 5 этап. Включения в систему знаний и повторения.

( каждому ребенку выдается листок с тестом)

1.Какую форму имеет брусок?

  А--цилиндрическую

  Б--коническую

  В--призматическую

2.Каким инструментом производится продольная разметка брусков?

  А--угольником

  Б--рейсмусом

  В--циркулем

3.Что такое шкант?

  А--круглый деревянный стержень

  Б--металлический стержень

  В--пластмассовый стержень

4.Для чего служит столярная стамеска?

  А--для выборки и зачистки вырезанного участка

  Б--для склеивания брусков

  В--для разметки

Момент рефлексии на уроке проходит через звон колокольчика.

 Учитель раздает колокольчики по группам.

-Если вам, ребята, работалось дружно, и вы хорошо  поняли, как изготавливать соединение, то и звон колокольчика пусть передаст ваше настроение.

6 этап – Подведение  итога урока.

-Ребята, что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

 (Варианты ответов учащихся свободные)

 Домашнее задание носило творческий характер.  

Детям было предложено нарисовать колокольню к следующему уроку.

Самый интересный архитектурный вариант дети выбрали для осуществления творческого проекта" Русская колокольня"

Работа  осуществлялась в течение 8 уроков.

Мудрее тот, кто  посещает храм!

Скудеет тот, кто мимо пробегает!

А тот, кто строит храм - всегда живет

В сердцах и мыслях душу согревает!

А если это детская рука,

Вдвойне тепло она нам возвращает!

                                                                   Автор Прямицына Г. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам Технологии (технический труд) для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ

Использование данного дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся. Может быть использован как при объяснении нового материала, так и при закреплении полу...

Календарно-тематическое планирование уроков технологии (технический труд) в 5 классе.

Календарно-тематическое планирование уроков  технологии (технический труд) в 5 классе является приложением  рабочей  программы к учебному курсу "Технология. Технический труд"....

Календарно-тематическое планирование уроков технологии (технический труд) в 6 классе.

Календарно-тематическое планирование уроков  технологии (технический труд) в 6 классе является приложением  рабочей  программы к учебному курсу "Технология. Технический труд"....

Календарно-тематическое планирование уроков технологии (технический труд) в 7 классе.

Календарно-тематическое планирование уроков  технологии (технический труд) в 7 классе является приложением  рабочей  программы к учебному курсу "Технология. Технический труд"....

Урок технологии (технический труд) 6 класс "Контурная резьба"

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, приложения с раздаточным материалом....

Конспект урока технологии (технический труд) 8 класс "Прорезная ажурная резьба"

Разработка содержит технологическую карту урока, приложения с рисунками для копирования, презентацию....