итоговая работа на КПК "Особенности технологии сотрудничества"
статья по технологии на тему

Пучнин Юрий Александрович

Работа выполнена в форме реферата, в содержание которого входят такие главы, как "История технологии сотрудничества", "Основные идеи технологии", "Квалификационные характеристики", "Роль обучающегося и учителя в технологии", "Варианты организации обучения", "Приемы сотрудничества", "Разработка групповой работы", "Преимущества технологии и трудности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_osobennosti_tekhnologii_sotrudnichestva.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

Сибирский институт современной практической психологии

РЕФЕРАТ

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Выполнил: Пучнин Ю.А., учитель технологии МБОУ «СОШ № 40» г.Нижневартовска

Название курсов повышения квалификации: "Современные педагогические технологии, их роль в реализации идей ФГОС ООО"

Руководитель: Б.Р. Мандель, к.п.н., профессор НГИ, профессор РАЕ

Новосибирск, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            … 3

Основная часть. Особенности технологии сотрудничества                         … 5

  1. Из истории технологии сотрудничества                                              … 6
  2. Основные идеи педагогики сотрудничества                                       … 6
  3. Классификационные характеристики технологии             … 7
  4. Роль обучающегося и учителя в технологии                                      … 8
  5. Основные варианты организации обучения                                       … 9
  6. Основные приемы сотрудничества                                                     … 13
  7. Технологическая цепочка разработки групповой работы                … 14
  8. Преимущества технологии сотрудничества и трудности                 … 19

Заключение                                                                                                      … 20

Список литературы                                                                                         … 22

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество давно осознало необходимость реформирования системы образования таким образом, чтобы ребенок действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей, то есть процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Важность такого подхода к образованию, очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос: «Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь».

Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. ФГОС ООО ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
  • четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; 
  • быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таковы ценности времени не только для нашей российской школы, но и для любого развитого общества, что предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам и прежде всего реформирование традиционных педагогических технологий и замену старых форм на новые, способствующие активному усвоению знаний.

Одной из таких форм, на наш взгляд, может быть личностно-ориентированная технология сотрудничества, изучение особенностей которой представляется нам особенно актуальным на этапе перехода к новым стандартам в образовании.

Цель работы: выявить соответствие технологии сотрудничества современным требованиям к образованию в рамках перехода к ФГОС ООО.

Задачи: изучить особенности технологии сотрудничества и сопоставить их с требованиями ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам обучения в современном образовании.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют  сходство.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле»).

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

  1. Из истории технологии сотрудничества

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы.

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова  Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

  1.  Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

1.        обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

2.        учение без принуждения

3.        набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

4.        идея опережения

5.        идея крупных блоков

6.        идея свободы выбора

7.        идея диалогического размышления

8.        идея интеллектуального фона класса

9.        идея совместной деятельности учителей и учеников

10.        идея самоуважения школьника

  1. Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая.

Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

  1. Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.

Таблица 1

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

5. Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

Однако чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

  1. Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

1. Обучение в команде.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

2. Подход с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Ф.Славиным разработан  метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

3.  Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

4. Исследовательская работа учащихся в группах. Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

5. Обучение и взаимопроверка с помощью наглядных пособий и контрольных вопросов. Изложение материала происходит посредством различных приемов фронтальной работы, при этом учитель предлагает основные понятия, характеризует умения и навыки, связанные с темой занятия, а также способы приобретения этих умений и навыков и их отработки. Изложение может иметь форму лекции с использованием наглядных пособий, либо материал целиком представляется с помощью аудиовизуальных средств.

Команды должны состоять из 4—5 учащихся. После того как команды составлены, они должны поработать в течение пример но одного урока, используя заранее приготовленные учителей материалы. Команды во время своей работы могут воспользоваться материалами и упражнениями, приведенными в учебнике. Учитель может составить свой список вопросов по материалу изучаемой темы, которыми учащиеся воспользуются для взаимообучения и взаимотренировки. Они могут работать в парах, а затем эти пары обмениваются усвоенным материалом.

После того как работа в учебных командах закончена, проводится контрольный опрос для выяснения знаний по отработанному материалу. Каждому учащемуся дается индивидуальное задание, на этом этапе помогать друг другу не разрешается. Каждому учащемуся устанавливается исходный минимум баллов, который он должен заработать по итогам контрольного опроса. Эффективность работы каждого учащегося оценивают исходя из того, насколько ему удалось превысить этот базовый минимум. Эффективность работы команды определяется суммой баллов, превышающей базовый минимум всех членов команды.

Достижения в работе каждой команды отражаются в таблице, в которой указывается количество баллов, поученных каждой командой, и ее место среди всех команд класса.

6. Модель «Мозаика». «Мозаика» — это такая модель, в которой каждый из членов команды становится экспертом по определенной части темы, изучаемой в данный момент, и обучает остальных членов команды. Те учащиеся, которым предстоит стать экспертами по определенной части темы, собирают необходимую информацию из разных источников: они не только читают литературу, но и смотрят видеофильмы и диафильмы, выполняют лабораторные работы, используют компьютерную сеть и банки данных.

Для мозаики выбираются темы, которые могут быть легко подразделены таким образом, чтобы члены команды могли сосредоточиться на одной из подтем. По каждому разделу изучаемой темы готовятся экспертные листы и контрольные вопросы для проверочной работы. В экспертном листе указывается, что учащиеся должны сделать: прочитать, посмотреть, ответить на вопросы, выполнить практические задания и т. п.

Каждый член учебной команды на время становится членом одной из создаваемых в классе экспертных групп.

Распределив учащихся по экспертным группам, необходимо раздать им экспертные листы и объяснить, что каждый учащийся станет экспертом определенной части темы, которую изучает весь класс. Учащимся нужно дать время поработать над подтемой, до того как они соберутся в соответствующих экспертных группах. Цель работы экспертных групп — освоить данную подтему и приготовить короткое сообщение для последующего обучения членов своих команд.

После того как экспертные группы завершили работу, учащиеся возвращаются в свои команды. Каждому эксперту предстоит обучить других членов своей команды той части материала, которую он освоил, работая в составе группы экспертов. Они могут изложить основную идею усвоенного материала, прочитав доклад; воспользоваться для своего сообщения компьютером; проиллюстрировать свою тему фотографиями, схемами, таблицами, рисунками. После того как эксперты отчитаются в своих командах, проводится короткое  обсуждение.

Проверочная работа проводится на индивидуальной основе. Процесс подсчета баллов, определение и поощрение победителей, описанные для первой модели, могут быть применены и здесь.

  1. Основные приемы сотрудничества

Таблица 2

Прием

Описание

Лови ошибку

Ребята группой ищут заранее приготовленную  ошибку, совещаются. Выбирают спикера, он оглашает результат

Трёхступенчатое интервью

Учащиеся берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей

Пресс-конференция или вопросы к тексту

Разбившись на группы или индивидуально, учащиеся составляют списки вопросов(можно работать над одним текстом или разными)

Пятиминутное эссе в форме «круглого стола»

Лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения

Мозговой штурм

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех  всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Деловая игра «Точка зрения»

Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – тренер с несколькими помощниками.

Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.

До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.

Во время игры:

Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;

Группы вступают в диспут;

Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение

Игра «Компетентность»

Учитель задает тему, команды придумывают 5 вопросов: 2 –репродуктивных, 2 задачи, 1- творческий. Команды поочередно задают вопросы друг другу. Если соперник не сможет ответить, отвечает сама команда. Наниматели - группа учеников, оценивающие ответы и выбирающие победителя), следят за ходом игры, учитель дает пояснения.

  1. Технологическая цепочка разработки групповой деятельности

Шаг 1

Определить диагностические цели и задачи урока.

Поставить диагностическую цель занятия – это значит определить:

- какие знания учащиеся должны усвоить;

- какими социальными умениями они должны овладеть;

- какие качества будут проявлять;

- Какие чувства будут выражать;

- как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся.

        Это и будет еще одна важная задача урока, - социальная, в добавление к традиционным задачам обучающей, воспитательной, развивающей. Технология требует, чтобы и так называемая задача, была понятна и известна учащимся.

Шаг 2

Определить объем учебного материала, подлежащего изучению на уроке, помните, что он должен быть меньшим, чем при обычной организации обучения, подумайте за счет чего возможна его экономия

( необходима корректировка тематического планирования).

        Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала – это центральное и самое трудное звено технологии. Но при этом, чем больше сил вы потратили на продумывание и подготовку материалов, тем успешнее пройдет урок сотрудничества.

        При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:

- различные группы могут получать различные задания, а может быть и одинаковое для всех групп – это определяется темой и целью. Однако важно, чтобы группы не соревновались между собой. Задание должно обеспечить взаимозависимость участников группы. При этом, чем разностороннее эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст ваше задание.

Шаг 3

Численность и комплектование групп – весьма важный вопрос организации учебного сотрудничества. Лучше комплектовать небольшие группы по 4-5 человек. Желательно чтобы в группу вошли ученики с разными учебными возможностями. Обладая разной работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, предупредить появление у них ошибок. Группа, составленная только из слабых учеников, неработоспособна.

        Не рекомендуется создавать группы по желанию учащихся, поскольку возникает объединение детей с одинаковыми способностями, и они не достигают высоких результатов в коллективной деятельности.

Шаг 4

Распределение ролей в группе.

        Предоставьте ученикам возможность самим определить функции каждого при выполнении задания. Не забудьте напомнить, что надо обязательно предусмотреть такие роли:

- лидер, ответственный или координатор отвечает за то, чтобы все ученики поняли суть работы и выполняли ее ответственно, готовит своих партнеров к отчету;

- секретарь – оформляет отчет, карточку оценок и взаимооценок;

- организатор активной деятельности каждого ученика следит за активностью своих партнеров, старается, чтобы все участвовали в обсуждении и никого не забыли;

- наблюдатель отслеживает культуру общения и взаимопомощь внутри группы.

Определить время групповой работы.

        Продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, творческое задание, график, таблица, схема, устный ответ, представленный одним из учеников группы.

Шаг 5

Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы. К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз на различных этапах занятия. В таком случае говорят: «Собираем группы» или «Рассыпаем группы».

Шаг 6

После выполнения заданий в группах следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого они могут задавать группе вопросы. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать, аргументировано отстаивать свое решение. Участники других групп не только могут задавать вопросы, но и дополнять выступление. В этом заложен определенный дидактический умысел – научить ребят слушать и слышать друг друга.

Шаг 7

Оценивание результатов групповой работы – очень важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им бальных отметок, необходимо оценивать и социальные достижения.

 Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и самоанализ оценивания достижений.

Обсудить:

- каким образом группе удалось достичь высоких результатов?;

- какие были трудности? Выявить приемы, которые помогли справиться с трудностями;

- кто особенно отличился при работе?.

Можно организовать такую беседу: «Что помогло вам справиться с заданием?»:

- мы работали в группе, помогали друг другу, а потом высказывали свое мнение и доказывали, где были допущены ошибки;

- у всех ли ребят совпадало мнение в группе?         (нет);

- как же вы приходили к общему мнению?         

(мы надеялись на ребят, которые редко ошибались);

- всегда ли надо подчинять свое мнение сильному ученику?         

(нет, надо обсуждать все поступившие в группе мнения).

Шаг 8

Продумать систему оценки работы группы и каждого члена группы:

- все члены группы получают одинаковые оценки, однако, тот, кто защищал проект группы, получает дополнительный балл;

- индивидуальная оценка каждого может быть повышена на балл, если коллективный проект оценен высоко;

- можно выставлять каждому ученику оценку за индивидуально выполненное задание в группе;

- избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;

- если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать.

        Необходимо подготовить «карточки» оценки, взаимооценки и самооценки по следующему образцу:

Таблица 3

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

При групповой работе у учащегося должна быть Памятка для ученика:

  1. В совместной работе нет "актеров" и "зрителей", все участники.
  2. Каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.
  4. Критикуются идеи, а не личности.
  5. Цель совместной деятельности заключается не "в победе" какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
  6. Рефлексия прошедшего занятия, осмысление своих  действий.
  1. Каковы же преимущества технологии сотрудничества (групповой формы работы) и трудности при ее практическом применении?

Таблица 4

Преимущества

Трудности

Ø повышается учебная и познавательная мотивация учеников

Ø снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач

Ø в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний

Ø при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу

Ø осуществляется личностный рост каждого ученика, развиваются его коммуникативные навыки, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни

Ø улучшается психологический климат в классе, развивается толерантность, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной результат современного обучения согласно принципам и требованиям ФГОС ООО – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.  Это положение, на наш взгляд, является труднодостижимым без использования технологии сотрудничества. Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий. Сотрудничество предполагает личный вклад каждого и зависимость общего результата от вклада каждого из участников работы.

Требования, выдвигаемые новыми стандартами, напрямую соотносятся с особенностями применения технологии сотрудничества, в первую очередь, в области формирования и развития сотрудничества и коммуникации.

Требования ФГОС ООО к личностным и метапредметным результатам:

СОТРУДНИЧЕСТВО

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения    не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возраста с учётом этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

КОММУНИКАЦИЯ 

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Таким образом, технология сотрудничества, впитавшая в себя ведущие принципы личностно-ориентированного обучения, соответствует требованиям ФГОС ООО и может быть рекомендована к активному практическому применению учителя на современном этапе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии/В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  4. Полат Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве: Учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат.- М.: ИНФА-М, 2006.
  5. Современный учительский портал (Интернет-сайт) http://easyen.ru/load/nachalnykh/obobshhenie_opyta/tekhnologija_sotrudnichestva
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт (Интернет-сайт)  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588