Методическая разработка бинарного урока1
методическая разработка по технологии на тему

Царёва Людмила Вячеславовна

 Методическая разработка

 БИНАРНЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СИЛИКАТОВ» И «МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТУГОПЛАВКИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ И СИЛИКАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_binarnogo_uroka1.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО Борский стекольный индустриально-экономический техникум

 Методическая разработка

 БИНАРНЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СИЛИКАТОВ» И «МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТУГОПЛАВКИХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ И СИЛИКАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ»

преподавателей Царевой Л.В.

2010

Тема: ПРОИЗВОДСТВО А/Ц  ЛИСТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Цели занятия:

      Обучающие

  1. Углубление знаний по теме «Производства а/ц листов на уровне системности»:

- обобщить знание о производстве а/ц листа;

- научить анализировать факторы, влияющие на качество продукции, находить «узкие» места в производстве;

Развивающие

  1. Развивать при решении поставленных задач самостоятельность, творческую инициативу студентов;
  1. Развивать умения ориентироваться  в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки;
  2. Прививать навыки коллективной работы;

Воспитательные

  1. Совершенствовать речевые умения;
  2. Воспитывать способность к сотрудничеству;

3. Готовить конкурентоспособного специалиста

Тип занятия: повторительно-обобщающий

Вид занятия: Бинарный урок в форме деловой игры

Технические средства обучения:

Плакаты, схемы, рисунки оборудования, образцы изделий

ХОД ИГРЫ:

I Активизация опорных знаний

Преподаватель: Переход России к рыночной экономике, конкурентная среда в условиях рынка обязывают руководителей предприятия уделять большое внимание проблемам качества.

В настоящее время сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия

В связи с вышеизложенным перед студентами ставится цель – обобщить изученный материал по ОТС и механическому оборудованию, выявить слабые «узкие» этапы производства, установить причины выпуска продукции, не соответствующей международным стандартам, и наметить план мероприятий по устранению недостатков.

Для обобщения знаний по качеству а/ц изделий студентам предлагается составить графический организатор информации (кластер), который поможет сориентироваться в конкретной ситуации и выявить «узкие» места в производстве а/ц изделий.

Преподаватели выявляют вместе со студентами категории информации, которые должны присутствовать в кластере.

Для этого ставится вопрос для самостоятельной работы студентов (прием «мозговая атака»).

Вопрос:

1.Какие факторы могут повлиять на качество продукции и увеличение  производительности предприятия в целом?

2. Назовите оборудование, связанное с этим производством.

Студенты: Обсуждая и советуясь друг с другом (парами), студенты письменно отвечают на поставленный перед ними вопрос. Для наглядности один из студентов работает у доски.

Через 3-5 минут студенты с места сравнивают и дополняют запись на доске. Подводится итог и делается обобщение, которое поможет составить графический организатор.

 

Пример записи студента на доске

  1. Сырьевые материалы;
  2. Голлендер, гидропушитель, пневмотранспорт, ротационные ножницы, конвейер водного твердения;
  3. влажность а/ц смеси;
  4. температура смеси;
  5. уровень а/ц массы в ванне;
  6. толщина пленки;
  7. потери материала;
  8. способ подачи а/ц массы  в  ванну;
  9. способ волнирования, резка наката;
  10. условия обработки (гидрот.);
  11. современные средства контроля качества;
  12. однородность а/ц массы.

Преподаватель: Обобщает главные категории информации

Если внимательно  посмотреть на записи на доске, то можно проследить, что данные на доске отражают основные этапы производства. Изображается графический организатор (кластер)

Рисунок 1

II Объяснение условий игры

Преподаватель  распределяет студентов по группам, которые характеризуют основные этапы производства, и дает критерии оценивания работы студентов на уроке.

1 подгруппа – специалисты центральной заводской лаборатории (4 студента)

2 подгруппа – специалисты массозаготовительного участка (4 студента)

3 подгруппа – специалисты участка формования а/ц изделий (5 студентов)

4 подгруппа – специалисты участка механической обработки и твердения а/ц изделий (4 студента)

5 подгруппа – специалисты отдела технического контроля (4 студента)

Лист оценивания (пятибалльная система)

Ф.И.О. студента

Самооценка

Оценка старшего группы

Сигнальные карточки

Общий балл

Сигнальные карточки:

Красная карточка – 5 баллов                                         Зеленая карточка – 2 балла

Розовая  карточка – 4 балла                                           Черная карточка - -1 балл      

Голубая карточка – 3 балла

Преподаватель

Задание: Каждый участок имеет свою специфику, поэтому предлагается дополнить кластер, основываясь на факторах, указанных на доске и выбрать оптимальное оборудование для составления схемы. Выявить «узкие» места, влияющие на качество а/ц изделий и производительность производства.

В первую очередь, хотелось бы услышать специалистов группы ОТК. Как вы считаете, какой участок производства считается наиболее важным, и на какие его стороны необходимо обратить внимание?

III Групповая работа

Студенты Составляют кластер согласно заданию. Выбирается из подгруппы специалист, который работает у доски

Специалист ОТК  информирует о видах контроля качества и претензиях, например,  к участку формования.

Работа подгруппы составляет 10-15 минут. По истечении времени делегат-специалист с помощью графического организатора дает характеристику своему участку, а представители других подгрупп задают вопросы, на выявление причин  снижения качества и производительности предприятия. Пример заполнения кластера .


Рисунок 2


IV Обсуждение результатов работы (кластера)

Преподаватель: Дать характеристику кластера, указать нарушения технологического режима, рассказать принцип работы листоформовочной машины.

Студент:

Из всех многообразных способов формования асбестоцементных листов в практике наибольшее распространение получил мокрый способ. Это можно объяснить тем, что одна из наиболее важных операций технологического процесса, от которой зависит качество продукции — смешивание цемента с асбестом — происходит в водной среде. В ней мельчайшие частицы цемента равномерно осаждаются на поверхности асбестовых волокон и прочно с ними сцепляются.

  Мокрое формование    включает в себя три основные технологические  операции:

фильтрацию — образование асбестоцементного слоя на поверхности водопроницаемого материала;

обезвоживание — удаление влаги из отфильтрованного слоя, вакуумирование, прокатку и др.;

уплотнение — удаление влаги механическим воздействием на слой.

В асбестоцементной промышленности для формования асбестоцементных листов применяют главным образом круглосеточные машины. Отформованный на круглосеточных машинах асбестоцемент характеризуется высокими физико-механическими свойствами, хорошей пластичностью в свежесформованном состоянии и ориентацией асбестового волокна, направленной в горизонтальной плоскости.        

При мокром способе производства асбестоцементные изделия формуют из тонких первичных слоев, отфильтровываемых из асбестоцементной суспензии с помощью сетчатых цилиндров.

Продолжительность фильтрации суспензии на сетчатом цилиндре составляет 2—3 с при окружной скорости движения поверхности цилиндра приблизительно 0,6— 0,7 м/с. За такое непродолжительное время фильтрации на сетке образуется асбестоцементный слой (первичная пленка) толщиной 0,27—0,37 мм.

Однородность состава и структуры слоя нарушается из-за разного сопротивления, оказываемого им процессу фильтрации.

На однородность слоя влияет и полидисперсность порошка цемента. Крупные частицы цемента не удерживаются в слое в нижнем его положении на сетчатом цилиндре, а входят в его состав только в верхнем положении цилиндра, когда не играет роль сила тяжести. Прилегающий к поверхности цилиндра слой асбестоцемента содержат примерно на 25% меньше цемента, чем верхний.

Равномерность по толщине асбестоцементного слоя на поверхности сетчатого цилиндра зависит от частоты сетки от колебания концентрации суспензии в объеме ванны.

При неодинаковой концентрации асбестоцементной суспензии в разных местах ванны скорость фильтрации на различных участках поверхности сетчатого цилиндра будет также неодинаковой, что тоже при очень коротком времени фильтрования приводит к образованию неравномерного по толщине асбестоцементного слоя.

Волокна асбеста в первичном асбестоцементном слое имеют линейную направленность, ее создают специально подбором режимов фильтрования и формования.

Степень ориентации волокон в линейном направлении повышается с увеличением скорости вращения сетчатого цилиндра и удлинением волокна, а также с уменьшением концентрации суспензии.

Толщина первичного слоя асбестоцемента и производительность сетчатого цилиндра увеличиваются с повышением концентрации асбестоцементной суспензии, ее температуры до 30—40°С и гидростатического давления при фильтровании. Повышение температуры суспензии сверх 40°С неэффективно, так как происходит интенсификация процесса гидратации цемента с образованием большого количества продуктов гидратации, снижающих скорость фильтрации воды "через слой асбестоцемента.

Для нормальной работы сетчатого цилиндра уровень суспензии в ванне должен быть на 10—12 см ниже уровня края ванны. При снижении уровня суспензии в ванне на 5 см производительность сетчатого цилиндра снижается на 4%, а если уровень суспензии снизить на 10. см, то производительность цилиндра снизится на 7%. Колебание же уровня суспензии в пределах 2—3 см существенного влияния на производительность не оказывает 

Важнейшие условия высокопроизводительной работы формовочных машин — постоянный уровень и концентрация суспензии по всей ширине ванн сетчатых цилиндров. Эти условия обеспечиваются системой питания машины асбестоцементной суспензией.

Студент:

Рисунок 3 – Схема  работы листоформовочной машины: А — сукно; 1 — сетчатые цилиндры; 2 — разгонный валик; 3 — отбойный валик; 4 — направляющий валик; 5 — натяжной валик; 5 -вакуум-коробка; 7— направляющий валик; 8 — опорный валик; 9 — сглаживающий валик; 10 — форматный барабан; 11 — регулировочный валик; 12 — поддерживающий ролик; 13 — вакуум-коробка; 14 — отжимные валки; 15 — отжимной вал; 16 — вакуум-коробка; 17 — мешалка; 18 — пресс-вал; 19 — отжимные валки

Вопросы:

1.  Допустим, что в процессе  работы листоформовочной машины произошел сбой, и вышел из строя механизм натяжения сукна, что произойдет.

2.  Как повлияет на качество листоформовочной машины  поднятие уровня отфильтрованной воды в сетчатом цилиндре?

3.  Может ли  повлиять на качество  и производительность листоформовочной машины неисправность (отказ в работе) сукнобойки или спринклеров? Если да, то каким образом?

  1. Проследите цепочку событий, если в процессе работы листоформовочной машины произошел отказ мешалок в ванне сетчатого цилиндра.

  1. VI Подведение итогов игры

Преподаватель подводит итог с помощью графического организатора (рис1), акцентирует наиболее важные факторы, влияющие на качество продукции  и производительности производства

После этого оценивается индивидуальная работа каждого студента в группе.

Старший группы оценивает индивидуальную работу студентов в группе по 5 бальной системе, подводит общий итог, а преподаватель – ответы и вопросы студентов с помощью сигнальных карточек.

По количеству набранных баллов объявляется подгруппа победителей

Преподаватель выдает домашнее задание:

Составить полную технологическую схему производства а/ц профильных листов с подбором эффективного оборудования и расстановкой технологических параметров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири"

Предлагаемый урок по теме "Влияние природных условий на быт человека в Западной Сибири" является интегративным уроком географии и истории.Испоьзование бинарного урока по данной теме я считаю наиболее ...

Методическая разработка бинарного урока по предметам "Материаловедение" и "Устройство автомобиля" "Автомобиль века".

   Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В многолетнем...

методическая разработка бинарного открытого урока по дисциплинам "оборудование пищевых предприятий" "Автоматизация производства"

Методическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарног...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

Методическая разработка бинарного урока "Приготовление холодных блюд и закусок"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по производственному обучению по профессии "Повар, кондитер"...

Методическая разработка бинарного урока по профессии "Повар, кондитер"

Методическая разработка предназначена для проведения урока производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"...