Интеграция основного и дополнительного образования.
статья по технологии на тему

 статья о формах интеграции  соновного и дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_intngr._osn._i_dop._obraz.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция основного и дополнительного образования.

Таланты создавать нельзя, но создавать культуру,
то есть почву, на которой растут и процветают
таланты - можно. Иногда наш труд оправдан.
Генрих Нейгауз

         На современном этапе развития государства и общества в условиях введения ФГОС второго поколения политика в области образования направлена на обеспечение нового качества образования. Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образования рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития современной образовательной системы. Интеграция в образовании понимается как процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений. Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительно образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества образования. Процесс, позволяющий решать важнейшую задачу сохранения и развития единого образовательного пространства, в условиях которого формируется высокая степень готовности личности учащегося к самореализации, творческой деятельности, актуализируются позиции компетентностного подхода.

        В данном случае, учреждение дополнительного образования детей создает условия для развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым детям, формирует ключевые компетентности обучающихся в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.

      Основной механизм развития интеграционных связей общего и дополнительного образования – это  создание и реализация комплексных и интегрированных образовательных программ

Развитие дополнительного образования в школах педагоги, как правило, воспринимают с энтузиазмом, но часто видят его в старой оптике: как традиционную «кружковую работу.

Еще одна проблема: основная   часть школьных педагогов за любой образовательной программой видит только организацию познавательной деятельности. Так, занятия дополнительным образованием часто смешивают с углубленным изучением того или иного предмета. Это в корне неправильно. Углубленное изучение представляет собой своего рода «увеличительное стекло», под которым для школьника лучше видны основания выбора возможного поприща. Здесь на первом плане остается учебная деятельность. Для дополнительного образования главным является другое:  организация занятий детьми своим, любимым делом, целиком отвечающим внутренним потребностям ребенка. Учебная деятельность в дополнительном образовании обязательно присутствует, но она имеет подчиненное значение.

            Интеграция в школе общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам. Предметные программы составляют тот базис, на котором выстраиваются как синтетические программы дополнительного образования, так и хорошо освоенные практикой программы массовых дел. Музейная, поисковая, краеведческая работа опираются на знания, полученные в учебном процессе. А изучение экспозиций школьного музея, подготовленных в блоке дополнительного образования, во многих школах включается в учебный процесс. В целом тенденция интеграции состоит в нарастании числа комплексных программ и проектов: исторические игры, музыкальный театр, детская филармония, клуб поисковой работы и фронтовой песни, школьная академия науки и техники и др. Иногда интеграция общего и дополнительного образования принимает довольно сложные организационные формы. Например, в работе школьного Интернет-сайта участвуют школьники, занимающиеся в различных объединениях ДО: «программисты», «художники», «журналисты», «литераторы», «социологи» и др. Заметим, что такая программа опирается на материал практически всех школьных учебных предметов. Комплексные программы и проекты сложны с организационно-педагогической точки зрения. Их трудно выстроить умозрительно, они длительное время «выращиваются» школьным сообществом.

         В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (и не только интеллектуального) развития каждого ребенка.

       Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на ФГОС, так как приводит к качественно новому результату, недостижимому без нее, который может быть зафиксирован с помощью системы критериев, вырабатываемых внутри интегрированного комплекса.

Можно выделить следующие модели интеграции:

  • Первая модель характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути, случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями.
  • Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует.
  • Третья модель строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.
  • Четвёртая модель представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в системе полного дня.

         Для нашей школы, удаленной от центра города,   особенно эффективна организация учебно-воспитательного  комплекса, играющего роль культурного центра  для значительной части населения.

Результаты интеграции.

  • повышение качества образования;
  • переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной  образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;
  • обновление содержания программ общего и дополнительного образования;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;
  • оптимизация учебно-воспитательного процесса.

    Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то развитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам. Если такой подход сохранить и развивать, то повысится педагогический потенциал дополнительного образования, которое способно не только влиять на личностное развитие растущего человека, но и на формирование определённого образа жизни ребёнка. Это связано с тем, что во внешкольном дополнительном образовании удовлетворяются не только образовательные, но и иные социальные потребности детей

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования

Формирование целостногообразовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

ФГОС второго поколения: интеграция основного и дополнительного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного о...

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...