Чай… Как он приятен, вкусен, крепок и ароматен. (Внеклассное мероприятие)
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Внеклассное мероприятие « Чай… Как он приятен, вкусен, крепок и ароматен…»

 Разработка сценария внеклассного мероприятия по технологии, проведенного на семинаре учителей технологии Арского муниципального района Республики Татарстан. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Старочурилинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Чай… Как он

приятен, вкусен, крепок и

ароматен.

(Внеклассное мероприятие)

                               

                                                                       Семинар учителей

                                                               технологии  Арского

                                                               муниципального  района РТ

                                                               Хайрутдинова Э.Р., учитель

                                                               технологии  I квалификацион-

                                                               ной категории

                                                               Гарифуллина Г.Р., учитель

                                                               географии I квалификацион-

                                                                ной категории

                           

Оформление мероприятия:

1)пословицы, поговорки «Чәйләрегез тәмле булсын!», «После чая - на душе лето», «Лето на душе дарит чай, но денег на него надо ай-яй», «Чай не перец, на дне его должок»;

2) коллекция самоваров, стол с реквизитами для чайной церемонии (посуда, татарские блюда к чаю; элементы интерьера).

Ход мероприятия.

I ведущий: Сказывают, в одной татарской деревне жил бабай-старожил. Уж очень любил он чай. Однажды сидел старик в гостях и пил, отдуваясь, десятую чашку.

- Пей, пей, дед - потчевали его хозяева.

-Да я уже напился, зур рехмет. Вот только эту выпью, потом еще одну, потом последнюю, а потом, может быть,и хватит, - вытирая пот со лба,ответил старик.

Чай...Едва ли найдется человек, не знающий этот традиционный, привычный напиток, почитаемый и взрослыми и детьми. Во все времена года - в стужу ли лютую, в зной ли нестерпимый - не обходятся у нас без чашки ароматного чая, усиливающего усталость и пробуждающего мысль, прогоняющего лень и освежающего тело.

II ведущий:       «После чая - на душе лето», -говорит татарская пословица. И вот уже не одно столетие дарит чай такую радость жителям Татарстана, став национальным напитком и символом гостеприимства. Он неизменно присутствует на семейных столах и в будни, и   в   праздники,    сопровождает   людей   в путешествиях, и удивительно - никогда не надоедает.

III ведущий: В этом мире у аллаха много разных, вкусных яств,

Не сравниться им, однако, с чаем, лучшим из лекарств

Столько ценных и целебных свойств не сыщешь у других,

В сытых превратит голодных, в юных - старых и больных.

В знойный день порой случится с мужем солнечный удар,

Выпьет он немного чая и воспрянет - чудный дар!

Может   быть,   зимою,   в   стужу,   весь   продрогнет человек,

Чай нальет из самовара - счастлив он, здоров навек.

(перевод Л.Киваевой)

 Вот так восхваляет чай татарский «Баит о чае».

I        ведущий: Главные герои нашей встречи - чай и чаепитие. Вы познакомитесь с историей появления чая в крае, с его родословной и богатой традицией чаепития в Татарстане.

III ведущий: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит пощипать их овцам листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кучи.

Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они посушили их, заварили в кипятке, как делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил».                                                                           II ведущий:   Распространению   чая   способствовал китайский император Кинг Лон, владевший фабрикой чайной фарфоровой посуды. В давние времена чай в Китае ценился высоко. Император дарил чай своим вельможам за особые заслуги.

I ведущий: В 1679 г. Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая.

В 1696 г. из Москвы отправился первый караван за чаем. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, арбах, телегах, санях; переправляли на паромах по рекам. Около года караван добирался до Москвы. Чай все больше распространялся и в нашей стране. Ежегодно в Казань доставлялся чай на сумму до 3 миллионов рублей серебром. Для крестьян чай был недоступен, поэтому и возникло выражение «чайком побалуемся», потому что его пили в особых случаях. (Ребята исполняют частушки).

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Я взяла тогда водички,                  Всыпала весь чай в горшок                              И приправила я перцу,                               Да петрушки корешок.

Разлила его по плошкам ,               Хорошенько размешав,                    Остудив его немножко,                                   На господский стол подав.

Гости с барином плевались,                   Сам он важно озверел                                    И, отправив на конюшню,                         Меня выпороть велел.

Долго - долго удивлялась,                      Чем же могла не угодить?                               А потом - то догадалась,                              Что забыла посолить.

II ведущий: К началу XX века Россия становится самой чаепотребляющей страной мира. И неизменным атрибутом чаепития являлся самовар.

А самовар, как верный друг,

 Их споры слушал молчаливо

И пар струистый выпускал

Или вдруг на их рассказ бессвязный

 Какой-то музыкою странной,

Как собеседник, отвечал.

Чаепитие по началу проходило тогда с неказистой с виду латунной коробкой с топкой внутри и складными ручками по бокам - чайником - сбитенником, по праву считающимся прародителем российского самовара. А первая известная фабрика самоваров была основана в 1778 году в Туле. (Исполняется песня «Наш красавец самовар», муз. Е.Птичкина.)

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

 Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет - гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец- самовар!

Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

I ведущий: Родился добрый обычай - всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные проблемы. Чай согревает, располагает к непринужденности. Старики вроде делаются терпимее и доверчивее к молодым, и молодые - внимательнее к старикам. Нет, право, превосходная вещь - чай!

Из-за удивительно полезных' свойств его нередко называют «аптекой в чайной чашке». (На сцену выходят ученики в белом халате и шапочке, напоминающие врачей)

1        врач:     Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью - лучший друг!

2        врач: С древних времен считалось, что чай обладает лечебными свойствами.

Чай лучше всего утоляет мучительную жажду и согревает при холоде.

Чай с шиповником. Сначала заваривают обычный чай - 1ч.л. на чашку, а затем шиповник -5 ложек на 3 чашки кипятка. Настой шиповника кипятят-3-4 минуты, процеживают, затем смешивают оба настоя.

1 врач: Влияние чая на нервную систему известно с древних времен. Ученые отмечают, что под воздействием чая увеличивается способность мозга усваивать и перерабатывать получаемые впечатления, повышается
внимание и облегчается возникновение идей и ассоциаций.

Чай успокоительный. Состоит из 1 части корня и корневища валерианы, 2 частей листьев мяты, трилистника и 1 части хмеля. 1 столовую ложку смеси настаивают в течение 30 минут в 400 мл кипятка, процеживают. Пьют по полстакана 2 раза в день, утром и вечером.

«Даже одна чашка чая в день может творить чудеса».

Пейте чай на здоровье!

Но не злоупотребляйте им. Все в меру!

Блиц – турнир со зрителями .        

1.Какие виды чая вы знаете? ( Зеленый. Черный, красный, желтый).

Зеленый чай обладает нежным ароматом, напоминающим запах свежего сена и отличается более или менее выраженной терпкостью.

Красный чай почти неизвестен в России. Он богат дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость приготовленному из них напитку.

Желтый чай – высокачественный вид чая. Он обладает приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым резко отличается от всех видов чая.

2. Какое слово обозначается в китайском языке тем же иероглифом, что и “чай”? ( Бодрость).

3. Как удалить пятна от чая? (Удалять пятна необходимо немедленно, постирав вещь в теплом мыльном растворе или раэбавленным раствором нашатырного спирта).

4. Каким должен быть чайник для заваривания чая? (Чайник обязательно  должен иметь плотно прилегающую крышку с небольшим отверстием).

5. Где и когда  была основана фабрика самоваров? ( 1778 год, г. Тула)

III ведущий: Есть ряд условий для настоящего чая – ты их запомни

Я перечислю - внимательно выслушай, друг.

Сначала найди себе самовар, поющий как птица ,
Затем, для беседы нужен бы добрый приятель.        

Мед настоящий клади ты в чашу красивую,

Но ложкой серебряный чай не помешивай, обожди,

Воду возьми из реки, текущей на север,

 Для хорошего чая значение имеет она.

Можешь лимон положить - увеличишь достоинства чая,

Он с ароматом лимонным намного приятней.

Будешь пить чай, соблюдая условия эти,

Радостен будешь, печали заменишь довольством, -

говорится в старинном байте.

Самый ответственный момент - собственно заваривание чая. Каждый из сортов требует своего подхода, своей рецептуры приготовления. Заваривание, несомненно, творчество, а еще - опыт.(Учащиеся объясняют и показывают процесс заваривания чая).

1.ученик:  Чайник   для   заваривания   чая   желателен  фарфоровый или фаянсовый, но не металлический.

2.ученик: Перед завариванием чайник должен быть абсолютно чистым.

1 ученик: Чайник для заварки ополоснуть три-четыре раза кипятком, для этого потребуется прихватка.

2 ученик: В прогретый   чайник   засыпаем   чай   из примерного расчета: 1л на чашку объемом 160-180мл.

В татарском баите говорится:

«Насыплешь щепотку - чай будет бледен и плох,

Щедрою горстью насыплешь, то-то он будет хорош.»

1        ученик: Заливаем кипящей водой на 2/3чайника. Лить прямо на чай , крутой кипяток заставляет отдать его свой аромат. Соблюдайте старое золотое правило – несите чайник для заварки к кипятку , а не кипяток к чайнику.

2 ученик: Чайник   накрывается   грелкой,   чтобы   не улетучились чайные эфирные вещества.

1 ученик: Чай   настаивают   от   3   до   10   минут,   в зависимости от сорта.

2 ученик: Когда чай настоится, доливают кипятком до полного объема и через минуту разливают по чашкам. Если   на  чае   появилась   ароматная   пена,   значит,   он заварен правильно.

2 ученик: Чэй - татар халкының яраткан эчемлеге. Элек чэйне зур самовардан касәләргә салып, каты һәм бик кайнар итеп эчкәннәр. Хәзер чәйне чынаяктан, шулай ук каты итеп эчәләр, ә самавыр куп кенә гаиләләрдә чәй табынының түрендә тора. Чәйне шикәр, кайнатма, как, лимон ,бал белэн эчәләр. Чәй янына шулай ук милли камыр ризыкларны: коймак,чәкчәк, бавырсак, кош теле бирелә.

II ведущий:  Накрытый чайный стол - выражение татарского гостеприимства и радушия.

Гостем пришел - чай со сливками выпей,

Не откажись ты уважать меня,

Хотя бы настолько, сколь уважают

Добрые люди корову, осла.

Любой зашедший в татарский дом считался «кунаком» -гостем. По традиции его угощали едой и питьем. Поставить самовар и напоить гостя чаем считалось первым делом хозяев.

I        ведущий: Оформление чайного стола начинается с расстилания скатерти, затем посреди стола ставятся вазы с конфетами, пастилой, вареньем, медом, сахарница. Не забудьте положить в них ложечки. Чайную чашку с блюдцем
хорошо бы поставить на красивую салфетку, но это не обязательно. Перед каждой чашкой - розетка для варенья и чайная ложечка. Для каждого гостя полагается десертная тарелка, которую ставят перед чайной чашкой справа. В
нескольких местах можно поставить лоточки с тонко нарезанным лимоном.

III        ведущий: Затем наступает очередь мучных изделий. Розы, кош теле, баурсак, чак - чак, талкыш - калеве и другие мучные кондитерские изделия расставляют по обе стороны стола. Причем блюда с выпечкой, пирожками,
булками и тортами надо расположить так, чтобы всем было удобно их доставать.

II        ведущий: Лучшее украшение чайного стола - самовар. Его ставят на основном столе или на небольшом приставном. Фарфоровый заварочный чайник ставят около самовара. Вот и все. Теперь остается только разлить чай по чашкам. Чай из самовара наливает хозяин или хозяйка и предлагает гостям. (Во время рассказа о сортировке чайного стола, 2 ученицы сервируют стол).

I ведущий: В старину первыми начинали есть и пить чай старшие. Считалось обязательным потчевание гостя -кыстау. После того, как гость напивался чая и не желал продолжать чаепитие дальше, он опрокидывал чашку в блюдце и клал на нее чайную ложку и кусочек сахара.

III ведущий: Это не значит, что ваш чайный стол должен быть таким и только таким.

В каждой семье свои традиции, и семейный праздничный стол будет везде оформлен по - своему.

Но не забывайте, что соблюдение традиций придаст ему торжественность, поднимет гостям настроение.

«Чай да сахар!» - как говорили в старину. Чэйлэрегез тәмле булсын! Приятного чаепития!

(Исполнение и инсценирование песни "Куршеләр»)

1 әби: Әй, күршекәем, Гайниҗамал

Ахирәткәем, хәлләрең ничек?

2 әби: Аллага шөкер, аллага шөкер, Сахипҗамал.

1 әби: Әй, ахирәткәем, кайларга бардың?

2 әби: Кибеткә барган идем. ( Кызлар узып китә).

1 әби: Әй, хәзерге яшьләр бик матур киенеп йөриләр.

2 әби: Әйе шул. Безнең заманалар шундый шул.

 1 нче куплет:

Куршеләр. Куршеләр

Бик якын  кешеләр

Дөньяны бергәләп үтәбез.

Утыгыз сүнсәдә,

Тозыгыз бетсәдә

Күршегә без кереп китәбез.

Кушымта:

Куршеләр, куршеләр,

Ярдәмче кешеләр.

Чәчәк атсын безнең тормышлар.

Шатлансын йөрәкләр, иң якты теләкләр

Без сезгә телибез уңышлар.

1 кыз: Исәнмесез, апалар!Хәлләрегез ничек?

1 әби: Аллага шөкер, безнеке картларча инде.

2 эби: Ахирәткәем, кем соң бу?

1 әби: Танымадың мәллә, күршебез бит.

2 әби: Таныдым, таныдым.

2 нче куплет:

Ул диләр күршеңнән

Һәр вакыт үзеңнән

Якынрак булсын ул күршеләр.

Күңеле киң булсын

Шатлыгың, кайгысын

 Бүлешергә сиңа ул керсен.

Кушымта: Куршеләр, куршеләр,

                 Ярдәмче кешеләр.

                 Чәчәк атсын безнең тормышлар.

                 Шатлансын йөрәкләр, иң якты теләкләр

                Без сезгә телибез уңышлар.

2 кыз: Күрше аплар, чәй эчәргә керегез.

1 эби: Әй, ахирәткәем, безне чакыралармы әллә?

2 эби: Әйе шул, әйдә чәй эчәргә киттек.

1 кыз: Узыгыз апалар, узыгыз.

Эбиләр: Рәхмәт!

3 нче куплет:

Күршеләр,күршеләр

 Иң якын  кешеләр

 Күршеләреңне белегез.

Һәрберебезгә без

Бу җирдә күршеләр

Күршеләр дус булып яшәгез

Кушымта: Куршеләр, куршеләр,

                 Ярдәмче кешеләр.

                Чәчәк атсын безнең тормышлар.

                Шатлансын йөрәкләр, иң якты теләкләр

                Без сезгә телибез уңышлар.

1 әби: Әй, чәйләрегез бик тәмле булды.

Җаннарым җылынып китте.

2 әби: Әй, ахирәткәем, минеке дә җылынды бит.

1 әби: Кызлар, безгә дә керегез.

Кызлар: Рәхмәт, шулай дус күршеләр  булып  яшик.

Әбиләр: Амин, шулай булсын!

Припев песни повторяется.

Литература.

  1. Праздник в школе, 2001г. - с.49 - 57.
  2. Бушков Р. Казанское чаепитие (библиотека журнала «Казань») - Казань: Панорама, 1994г.
  3. Казенова С.В. Школьная круговерть: праздники, игры,викторины, классные часы - Ярославль: Академия развития .'академия Холдинг, 2002 - с.90 - 133

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и английского языка "Чай как он приятен, вкусен, ароматен".

Интересные особенности о составе, происхождении и свойствах чая, а также традициях чаепития на Руси и в Англии....

Классный час "Чай, как он приятен, вкусен, ароматен"

Разработка содержит сведения об истории чая, о традициях чаепития....

ЧАЙ. КАК ОН ПРИЯТЕН, ВКУСЕН,КРЕПОК, АРОМАТЕН!

Родительское собрание  проведенное на природе: « ЧАЙ. КАК ОН ПРИЯТЕН, ВКУСЕН,КРЕПОК, АРОМАТЕН!»....

Внеклассное мероприятие по теме "Чай: как он приятен, вкусен, ароматен", 9 класс

Интегрированное внеклассное мероприятие на тему: « Чай: как он приятен, вкусен, ароматен» (английский язык и химия)Цель мероприятия: в рамках внеклассного мероприятия обобщить знания учащихся по англи...

"Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен"

Литературно-музыкальная композиция...

Литературно-музыкальная композиция "Чай, как он приятен, вкусен, крепок и ароматен"

Данную литературно- музыкальную композицию можно использовать во внеклассной деятельности. Думаю, что будет поучительна и полезный материал для учащихся. Можно учащимся порекомендовать исполнить ...

Классный час "Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!"

Классный час "Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!"...