Материал открытого урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело).
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

На данном открытом уроке рассматривается алгоритм построения рукава с уточнением горизонтальных, вертикальных, наклонных и овальных линий, а также определением передней части рукова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал  открытого урока

по  профессионально-трудовому обучению  (швейное дело)

в  8 классе.

ТЕМА   № 4.  Построение чертежа основы втачного длинного            

                        рукава и воротника на стойке.

ТЕМА УРОКА   №3.  Построение чертежа основы втачного рукава.

ЦЕЛЬ   УЧИТЕЛЯ:    Создание обстановки для успешного построения   чертежа.

ЦЕЛЬ   ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ:    Совершенствование  навыков в выполнение чертежа.

ЗАДАЧИ:   

- учебная -  закрепить пройденный материал, построить чертёж рукава;

-  коррекционно-развивающая -   корректировать  навыки  выполнения  чертежа;                                                              

- воспитательная – работать в коллективе, оказывать поддержку друг другу.                

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ОБЖ,

                                                       черчение,

                                                       рисование,

                                                       математика,

                                                       геометрия.

НАГЛЯДНОСТЬ УРОКА:    1.Чертёж основы женской блузы.

                                               2. Чертёж основы втачного рукава.

                                             3. Плакат «Биссектриса угла».

                                          4. Готовый рукав.

                                       5.Чертёж сетки чертежа втачного рукава –

                                           на доске.

ПРИЛОЖЕНИЯ:     1.Карта определения знаний.

                                   2. Технологическая карта.

                                  3. Лист познаний.

                                4. Тест на закрепление пройденного материала.

План урока.

1.   Организационная часть.

1.1.   Проверка готовности обучающихся воспитанников к уроку.

  1. Рапорт старосты.

2.  Сообщение темы.

3.      Повторение пройденного материала.

3.1.   Работа с текстом.

3.2.   Мерки, необходимые для построения чертежа втачного рукава.

3.3.   Сетка чертежа.

3.4.   Прибавки.

3.5.   Линии чертежа.

3.6.   Углы.

4.   Объяснение нового материала.

4.1.    Материалы, инструменты и приспособления для черчения.

4.2.    Практическая деятельность.

 Высшая точка оката рукава.

Окат рукава.

4.3.    Построение чертежа.

5.   Итоговая часть урока.

5.1.    Подведение итогов.

5.2.    Работа с картой определения знаний.

5.3.    ЗУНы.

5.4.    Работа с тестом.

5.5.    План работы на следующий урок.    

Ход урока.

    1.    Организационная часть урока.

Дежурная докладывает о готовности класса к уроку.

  1. Сообщение темы.

Тема урока: «Построение чертежа основы втачного длинного рукава» (в натуральную величину).

      Записываем тему в дневник.

      Тема рассчитана на два урока.

      Перед вами сегодня стоят следующие задачи:

- учебная: научиться строить чертёж;

- коррекционно-развивающая:        ?

- воспитательная: работать в коллективе, оказывать поддержку друг другу.

  1. Повторение пройденного материала.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они будут наблюдать за нашей работой. Вы не пугайтесь и не волнуйтесь.

     Сегодня мы будем строить чертёж, применяя заранее выполненные расчёты, начерченную на предыдущем уроке сетку чертежа основы втачного рукава, а так

 же знания, умения и навыки, приобретенные ранее.

     Перед тем, как приступить к изучению новой темы, повторим пройденный материал.

     - Чем мы занимались на прошлом уроке?

Ответ: 1. Повторяли и снимали мерки, которые необходимы для построения

            чертежа рукава.

            2. Построили сетку основы втачного рукава.

   3.1.А теперь, давайте поработаем с картой определения знаний и условными знаками обозначим свои знания и умения, слева от текста.

  3.2. Уточняем, что для построения чертежа рукава необходимы следующие мерки: Ор, Озап, Др.

       - Как  они снимаются и как они записываются?

Ответ: Мерки снимаются по правой руке, значения записываются полностью.

       - Почему полностью?

Ответ: Потому что чертёж рукава строится полностью, в развернутом виде

        (целиком переднюю и заднюю части).

 В карте познаний давайте обведём эти мерки.

Физ. пауза – игровой момент.

Давайте посмотрим на свои руки. Вытянули руки вперёд, и определим переднюю и заднюю части.

 Руки легко сгибаются вперёд. Где передняя часть руки?

Одну руку сгибаем в локте, локоть смотрит назад. Там где локоть, там задняя часть руки.

Вывод: передняя и задняя часть руки имеют разную форму, и поэтому чертёж рукава строят полностью.

  1.   3.3.   Построение любого чертежа начинают с построения сетки чертежа.

- Что такое сетка чертежа? Прочитайте на листе познаний.

 Сетка – это геометрическая фигура, на основе которой строится чертёж.

Выделяем главное: главный смысл – это слово «сетка», подчеркиваем сплошной линией, а «геометрическая фигура» - волнистой.

Игра. На уроках математике вы проходили геометрические фигуры.

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

            Из бумаги вырезаны геометрические фигуры: необходимо назвать

            и показать фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

………, покажи нам пожалуйста их, а   ……… назови.

 Посмотрели на чертеж.

- Из каких геометрических фигур состоит сетка чертежа?

Ответ: Из прямоугольников.

Покажите прямоугольники и назовите их по буквам.

-Какой вывод можно сделать из этого?

Ответ: Вся сетка чертежа состоит из    …прямоугольников.

  1.   3.4. Мерки снимаются строго по фигуре.  Для построения чертежа, кроме мерок необходимы ещё и прибавки. 

- Для чего они нужны?

Ответ: Они нам нужны, для того чтобы в изделии мы чувствовали себя комфортно, могли дышать, двигаться, а так же соответствовать моде.

- А кто мне скажет, к каким меркам мы делали прибавки?

Ответ: Ор. и Озап.

- Где прибавка должна быть больше в верхней части руки или внизу?

 Ответ: Вверху она д.б. больше - для свободы движения, а внизу зависит от фасона и от объёма кисти.

В построении чертежа рукава  мы используем прибавки к меркам Ор и Озап.

  1.   3.5.  Давайте теперь определим линии сетки.

- Какие линии на чертеже вы видите?

Физ.пауза.

         - подняли руки вверх, как столбики, потянулись – вертикальные линии.

         - руки в стороны, как птички полетели, как линия горизонта –  

           горизонтальные линии.

         - руки   -  наклонные линии.

Покажите на своём чертеже вертикальные и горизонтальные линии.

- А наклонные линии есть?

Ответ: Нет.

- Какими линиями при построении чертежа мы пользуемся? Как вы думаете?

Давайте на листе познаний обведём линии, которыми мы будем пользоваться при построении чертежа.

        - сплошными;

        - толстыми;

        - тонкими;

        - штриховыми.

Вывод: При построении чертежа мы пользуемся сплошными тонкими  линиями (для того, что бы можно было исправить).

 Толстыми сплошными обводим готовые детали.

  1.   3.6.   Мы повторили информацию про линии, используемые в сетки чертежа.

 - А какие бывают углы?

Ответ: прямые, тупые и острые.

- Какие углы на чертеже сетки встречаются?

Ответ: прямые.

………, покажи на своём чертеже.

  1. Объяснение нового материала.

 Мы повторили пройденный материал и теперь переходим непосредственно к теме урока ( показать тему урока на доске – читаем вслух).

        Перед вами стоят задачи, которые необходимы решить:

                      - правильно;

                      - аккуратно;

                      - соблюдая технические нормы снятых мерок построить чертёж.

  4.1.  Для построения чертежа вам потребуются:

                       - материалы (миллиметровая бумага и лист кальки);

                       - инструменты (линейка, карандаши); покажите;

                       - приспособления (треугольник, ластик);

 Чертеж лучше выполнять не на белой бумаге, а на миллиметровой.

- А кто может это объяснить?

Ответ: Так как она чётко разлинована.

- Всё ли, из необходимого для черчения, у вас есть?

- Вопросы ко мне есть?

- Может кто-то что-то не понял?

- Всё понятно?

     Если нет вопросов, то переходим к построению.

  1. Практическая деятельность.

           При выполнении работы соблюдаем правила по организации

 рабочего места – всё необходимое для работы располагается справа и не на краю стола, карандаши точим над специальными коробочками.

Чертежи большие и поэтому вам необходимо быть вежливыми., помогать друг другу.

Для работы используем индивидуальную технологическую карту. В ней конкретно указаны направления построения и длины отрезков, которое вы сами, заранее рассчитали по математическим формулам.

            Работу начинаем с построения линии оката рукава. 

 Точка О2 – является высшей точкой оката рукава.

- Почему высшей?

Ответ: Так как она самая высокая на детали рукава.

…….., прочитай нам, что такое окат рукава.

Окат рукава на чертеже – это кривая линия, на некоторых участках она выпуклая, а на некоторых – вогнутая.    

 Покажите на чертеже наклонные линии, выпуклые и вогнутые. А теперь

нарисуйте их на листе познаний.

При построении оката рукава нам необходимы навыки не только черчения, но и навыки рисования. Линия д.б. плавной, четкой, красивой.

  1. Чертёж строим строго по пунктам технологической карты, начиная с третьего этапа.

Работа с плакатом.

    Пункт №13.    Ранее мы строили биссектрису прямого угла – используя равнобедренный треугольник (показать). Сегодня мы будем находить биссектрису угла с помощью кальки.

- Что такое биссектриса угла?

    5.     Итоговая часть урока

        5.1. И так, построение завершено.

        Переходим к подведению итогов урока.

- Что сделано на уроке?

         Чертеж построен, цели мы с вами достигли. Сегодня на уроке вы хорошо потрудились, были успешными.

 С задачами справились все.

На уроке мы закрепили практические навыки по построению чертежа.

А теперь проверяем правильность построения. Проверяю я и проверяете вы друг у друга.

        Давайте выберем самый лучший чертёж.

Лучший чертёж – это тот чертёж, который выполнен правильно, аккуратно, линии плавные и четкие.

Лучший чертёж у ………. .

-Что было легко на уроке, а что трудно?

Ответ:

- Что было новое для вас?

Ответ:

5.2. Теперь снова обратимся к карте определения знаний.

И самостоятельно отследим наши успехи. Справа от текста ставим, уже знакомые нам, обозначения.

      5.3. Та работа, что вами проделана на уроке – совершенствовала ваши знания,

умения и навыки в построении чертежа.

- Как вы думаете, пригодятся вам эти знания в дальнейшем?

Ответ: Да, потому что мы будем строить чертежи других деталей.

- Каким образом можно улучшить навыки?

Ответ: Упражнениями и тренировками – что мы сегодня и делали.

      5.4.     На уроке прозвучали новые слова и понятия (показать на доске):

                    - сетка;

                    - окат рукава;

                    - высшая точка оката рукава.

Эти слова являются ключевыми в данной теме.

    Деловая игра.

Для закрепления новых понятий и ранее полученных знаний я предлагаю вам  запол-

нить  тест.

С помощью стрелок дайте определения слов. Стрелка направляется от ключевого слова к определению.

  1.   У нас с вами ещё будет урок, на котором вы:

- подпишите чертёж;

- выучите название срезов;

- определите направление долевой нити;

- будите упражняться в определении передней и задней частей  по готовому рукаву, по срезам оката рукава и нижнему срезам.

Карта определения своих знаний

по теме:

«Построение чертежа втачного рукава».

До урока:                                                                                               После урока:

  1. Для построения чертежа основы втачного

 рукава  необходимы следующие мерки:

                             Ор, Озап, Др.

  1. Мерки записывают в полном размере.

Почему?

  1. Перед построением необходимо сделать

 расчёты ширины рукава вверху и внизу.

  1. Сетка чертежа – это геометрическая фигура,

 на основе которой строится чертёж.

  1. Для построения сетки чертежа необходимо

построить  углы, вертикальные и

 горизонтальные  линии.

  1. Построение линии оката рукава.
  2. Определение передней части рукава по

 линии оката.

  1. Построение боковых срезов рукава.
  2. Построение линии низа рукава.
  3. Определение передней части рукава

 по линии низа.

  1. Обводка контура рукава сплошной

 жирной линией.

          Обозначения:

              -  знаю.

              -  необходимо узнать.

              -  не знаю.

              -  мне это интересно.

              -  мне это не интересно.

Фамилия………………………………класс……

Лист познаний.

  1. Подчеркните  мерки,  необходимые  для  построения  чертежа  втачного  рукава: Ош, Ор, Об, От, Озап, Вг, Др, Дтп, Дтс, Дю.
  2. Сетка – это геометрическая фигура, на основе которой строится чертёж.

Да?

    3.   Подчеркните линии, которые вы будете использовать в чертеже:

             - сплошная;

             - штриховая;

             - толстая;

             - тонкая.

    4.  Окат рукава – это верхний срез рукава.  Нет?

    5.  Нарисовать линии:

                                   наклонная;

                                    вогнутая;

                                    выпуклая.

                                           ТЕСТ.

1. Сетка чертежа.                              1. Высшая точка оката рукава.

2. Ор.                                                  2. Геометрическая фигура, на основе

                                                              которой строят чертёж.

3. Точка О2.                                       3. Верхний срез рукава.

4. Прибавка.                                      4. Мерка обхвата руки.

5. Окат рукава.                                  5. Дополнительная величина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Изготовление цельнокроеного платья"

1. Учить учащихся выполнять пошив цельнокроеного платья. Закреплять знание технологической последовательности обработки вытачек и плечевых швов.2. Развивать мышление, на основе упражнений на развитие ...

Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Строгание широкой и узкой греней с контролем линейкой и угольника"

Конспект урока предназначен для проведения в 5 классе по предмету профессионально-трудовое обучение (столярное дело) по программе В.В. Воронковой...

игры на уроках по трудовому обучению (швейное дело)

игры применяемые на уроках по швейному делу...

Календарно-тематическое планирование уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело, 7 класс, 1,2 четверть).

Тематическое планирование разработано  на основе Программы                специальных (коррекционных) образовательных уч...

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом"  в 5 классе. Цель урока: научить учащихся обрабатывать верхний срез мешочка...

Конспект урока профессионально – трудовое обучение (швейное дело) 7 класс.

Тема: «Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом»...


 

Комментарии